Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

М

Магхаван – «Щедрый», «Даритель», имя Индры как божества плодородия.

Мада – гордыня; опьянение, замутненность разума, чувств, души; поглощенность страстями. «Самомнение, которое развивается, когда человек чувствует, что знает больше, или что он сильнее, богаче или более знаменит, чем остальные. Даже когда у человека этого нет, мада заставляет его не уважать старших и считать, что чувства и желания других должны служить только для создания его комфорта и безопасности. Мада – это эгоизм высшей степени» - Сатья Саи.

Мадана – «сводящий с ума», имя Камы, бога желаний и страстей и мирской любви.

Маджа-дхату – в Аюрведе ткань-элемент, включающий в себя нервную ткань, мозг и костный мозг.

Маджджа – костный мозг

Мадри – дочь правителя мадров, младшая супруга царя Панду, мать близнецов Накулы и Сахадевы., сестра Шальи, колесничего Карны; персонаж Махабхараты.

Мадхава – «Сладчайший», «Медвяный»; «Потомок Ману», или «Весенний», Бог, Господь, Владыка Вселенной; Всевышний; Тот, кто рассеивает невежество. «Потомок Мадху», – одно из имен Кришны, восьмого воплощения Вишну (родовое имя ядавов по одному из предков). Также: Кришна, – «тот, кто убил демона Маду». «В слове Мадхава три слога. Это Ма, дха и ва. Слог «Ма» истолковывается как «имеющий отношение к Майе», или иллюзии. Также он означает Пракрити, или Природу, а поэтому одновременно и Лакшми, богиню счастья и процветания. Дхава – это муж, супруг. Мадхава – это Тот, кто является супругом и властелином Майи, Пракрити, Лакшми. Но Он одновременно и Параматма, Высшая Атма – источник вечного Блаженства. Но такое Блаженство не может испытывать Дживатма, или Джива, индивидуальная душа, так как она подчиняется законам Природы. Параматма полностью независима. Она свободна, в то время как Джива несвободна и не может существовать сама по себе. Если мы хотим приобщиться к источнику высшего Блаженства, то нам следует искать именно этот Божественный источник, чтобы слиться с Ним. Нам следует подчиниться только Мадхаве и никому другому, кроме Мадхавы, и, более того, отождествлять себя только с Мадхавой – мужем Богини Лакшми. В любом другом случае воображать себе состояние высшего Блаженства будет лишь иллюзией, или Бхранти» - Сатья Саи Баба.

Мадхава, Мадхавачарья – (1281–1360) вишнуитский вероучитель, создатель школы дуалистической Веданты (Двайты), основная полемика направлена против Шанкары. Также основатель одной из четырех традиций бхакти (брахмасампрадая) .

Мадхава сева – служение Богу, Господу, Владыке вселенной.

Мадхаватва – Божественность

Мадху – сладость, мед; вино сомы; имя демона, убитого Кришной.

Мадхувидья – поклонение солнцу, обретение «сладостного» чувства преданности к объекту поклонения.

Мадхура – сладостное чувство между любящим и возлюбленным; очень нежная мелодия из флейты Бога Кришны.

Мадхура Бхакти – поклонение сладостной Любви, например, Гауранги и Мирры; высший тип бхакти, когда поклоняющийся видит все как Бога.

Мадхуранадха – имя служителя храма, при котором Рамакришна Парамахамса состоял жрецом.

Мадхурапура – столица Мадхуры, страны, где родился Кришна.

Мадхурапураваси – живущий в Мадхурапуре.

Мадхурья – милосердие. «Бог обладает четырьмя качествами, и только развивая их, вы сможете понимать Его. Эти качества – према (любовь), сундарья (красота), мадхурья (милосердие) и шобха (величие). Достаточно развивать прему для того, чтобы обрести и три остальные. Когда вы погружены в любовь к Божественности, внутренне присущей всему творению, вы ощущаете красоту повсюду и испытываете верх наслаждения, ваш ум теряет свою ограниченную индивидуальность и сливается со Вселенским разумом во всём его великолепии» - Сатья Саи Баба.

Мадхусудана – «тот, кто убил демона Мадху», эпитет Кришны.

Мадхьяма – обычные; люди – обычные, посредственные – заботящиеся лишь о личном благополучии и благополучии семьи, близких людей.

Мадхьяника – полуденное поклонение Богу, предписанное правилами сандхьи. «Перед тем, как он примет свою дневную пищу, он должен опять медитировать на Господа и посвятить свою работу и полученный результат Самому Господу. Он может начать есть только после этого акта преданности и благодарственного памятования. В этом смысл полуденного поклонения, Мадхьяхника. Соблюдение этого ритуала держит под контролем Раджогуну, которая перекрывается Саттвической природой. Это третья обязанность всех людей» - Сатья Саи Баба.

Майтрейя – супруга мудреца Яджнавалкьи.

Майтри – добрый нрав; дружба и общение со смиренными и добрыми людьми, любовь к имени и форме Бога, – одна из главных добродетелей человека.

Майтхили – «принцесса Митхилы», эпитет Ситы, жены Рамы, персонаж эпоса Рамаяна. Митхила была столицей Видехи, современным Тирхутом.

Майя – сила Верховного Бога, с помощью которой Он творит вселенную и затем затемняет сознание живущих в ней существ, что является частью Божественной игры-Лилы. Иллюзия; принцип вселенской Божественной иллюзии, нереальности, как проявление Шакти, силы Реальности. Мирская иллюзия неведения, окутывающая человека и препятствующая видению Истины (Единой Самосущей Реальности – реальной природы вещей, то есть Бога). Дает видимость разнообразия вещей, что воспринимается как действительность. Синоним сансары – мира в его неистинном проявлении в отличие от подлинной Реальности. У Майи есть три качества: саттва, раджас и тамас (чистота, страсть, инерция). «Иллюзия относится к тому, что не существует. Представить то, что не существует, существующим, есть Майя. То, что вы считаете существующим, на самом деле не существует. То, что вы считаете несуществующим, – на самом деле существует. То, что никогда не меняется, истинно существует, а то, что меняется, на самом деле не существует. Единственно, что существует всегда, что истинно и неизменно, – это Бог. Один без второго. Если вы смотрите на этот мир как на мир, лишенный Бога и состоящий из множества объектов, то он будет вам казаться постоянно меняющимся. Такой мир не может быть истинным, и на самом деле он не существует» - Сатья Саи Баба.

Майя дуратьяйя – непреодолимая иллюзия

Майя Шакти – сила заблуждения

Майя сварупа – иллюзорная форма

Макара – обезьяна

Макара – морское чудовище, похожее на крокодила, дельфина или акулу; считается символом бога любви Кама.

Мала – гирлянда. Как подношение божеству и почитаемым людям подносятся гирлянды цветов. Также – четки. Общее число бусин четок 108 + 1 (Сумеру) или кратное 108. Сумеру никогда не перебирается пальцами, она представляет неподвижную точку малы и символизирует Абсолют, находящийся вне понимания и познания (смотри также: джапамала). Также – нечистота или несовершенство, грязь, – одно из свойств искажения ума при отражении окружающей действительности.

Малликарджуна – «белый цветок жасмина», эпитет Ишвары.

Мама – мне, меня.

Мамакара – собственничество, ощущение «я» и «мое»; чувство привязанности к вещам, к миру, людям, возникающее при отождествлении человека с телом, – несет ему кратковременные радости и горести.

Мамса-дхату – в Аюрведе ткань-элемент, мышечная ткань.

Манава – человек; человек как потомок Ману, прародителя и создателя законов человечества. Маа – нава означает то, что не (маа) ново (нава), – не новичок на этой земле; не вновь прибывший в этот мир.

Манава Джатхи – человеческая раса. «Все охватывает только один Бог. Вы – сама форма Божественности. Настоящее счастье заключается в понимании значения Истины (Сатьи) и Праведности (Дхармы), и претворении их на практике. Истину называют Нити (Нравственность), Праведность относится к Рити (процедуре), а жертвование дарует Кхьяти (репутацию). Манава Джатхи (человеческая раса) – это комбинация Нити, Рити и Кхьяти (Нравственности, Упорядоченности, Репутации). К сожалению, всех трех не найти в сегодняшнем мире» - Сатья Саи Баба.

Манава сева – служение человеку

Манава-таттва – сущность человеческой природы

Манавататтвам – человеческий принцип в эволюции, ступень в эволюции, которую характеризует наличие манаса, ума; человеческая природа.

Манаватва – человеческое

Манана – раздумье, глубокое размышление над духовными темами, например, над услышанным (Шрути), о сути вещей; а также тот, кто постоянно смакует чувственные и ментальные переживания.

Манас – ум, разум; рассудок; низший ассоциативный, обусловленный ум, – проводник высшего разума (буддхи). Вовлечен в два типа деятельности: алочану, планирование, и самбхашану, диалог. «Ум – это то, что заставляет тебя чувствовать, что ты есть тело, и думать, что все вещи, относящиеся к телу, «мои». То, что стремится посредством чувств к предметам ради получения удовольствий. Таким образом, он представляется очень непостоянным, всегда стремящимся от одного объекта к другому» - Сатья Саи Баба.

Манаса Бхаджарэ - «О, ум, поклоняйся Богу»; почитание Бога в уме; «В тот день, когда Я … впервые объявил, что меня зовут Саи Баба, первой песней, с которой Я обратился к собравшимся в саду была: «Манаса Бхаджаре Гуру шаранам, Дустара бхава са гара тхаранам». Я призвал всех страждущих в бесконечной череде рождений и смертей к поклонению Стопам Духовного Учителя (Гуру), того Гуру, кто объявил о Себе Сам, кто вновь явился, чтобы взять на себя тяготы всех тех, кто сумеет найти прибежище в Нем. Это было Мое первое послание Человечеству. «Манаса Бхаджаре» – «Поклоняйтесь в своем уме! «… Поселите Бога в своем сердце, предложите ему плоды своих деяний и цветы своих сокровенных мыслей и чувств. Именно такого поклонения Я хочу более всего. Именно такую преданность Я более всего ценю» - Сатья Саи Баба.

Манаса путра – духовный сын

Манаса Саровар, Манаса Шаровар – «Озеро Разума», внутреннее сознание. «В незапамятные времена случилось так, что волею Брахмы около горы Кайлас возникло большое глубокое озеро. Оно известно как «Манаса Шаровар», что означает «Озеро Разума». Так назвали его Боги. Когда тают снега и идут дожди, озеро переполняется и выходит из берегов, и поток, рвущийся из него, становится рекой Сарайю, текущей неподалеку от Айодхьи и стремящейся к Ганге. Сарайю – священная река, ибо воды ее рождены озером, созданным по воле самого Брахмы» - Сатья Саи Баба.

Манасьекам вачасьекам карманьекам махатманам – «Благородными можно назвать тех людей, чьи мысли, слова и дела находятся в совершенной гармонии» – изречение Вед.

Мангал, Мангала – планета Марс

Мангала – благоприятный, благотворный; благая судьба; благодать, веселье.

Мангалам – благосклонность

Мангалакара – «Дарующий благосклонность», – эпитет Бога.

Мангалам – Божественность, Доброта, Благословение. Счастливая добрая судьба. «Четыре Его лика (Шивы) символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам)» - Сатья Саи Баба.

Мангала сутра – «нить счастья», – украшение, надеваемое при обряде бракосочетания, его носят на шее замужние женщины.

Мандала – «колесо»; округ, страна; модель вселенной, соотнесенная с системой высших ценностей.

Мандара, Мандхара – «Густая», «вызывающая восторг»; название священной горы, местопребывания богов, и которую боги использовали для пахтания Океана молока, чтобы получить амриту, напиток, дарующий бессмертие; в Пуранах также название рая и название райского дерева исполнения желаний.

Мандир – место для молитвы, индийский храм; храм Прашанти Нилайям в Путтапарти был открыт 23 ноября 1950 года в день 25 годовщины со дня рождения Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы.

Мандодари – дочь Майи, царица-ракшаси, главная супруга Раваны, мать Индраджита. «Убитая горем, она оплакивала трагическую судьбу, настигшую ее господина. Она бережно собрала головы Раваны и с благоговением и нежностью принялась восхвалять его былые подвиги. Она вскричала: «О, мой повелитель! Ты завоевал и подчинил своей воле все творение! Владыки восьми сторон света падали к твоим ногам, моля о защите! И что принесла тебе эта слава? Какова награда за суровый аскетизм и отречение, которым предавался ты долгие годы? Тебе выпала эта ужасная доля, несмотря на завоеванное тобою могущество. Стоило тебе отвернуться от Рамы, и удар обрушился на тебя! Ты не смог победить низменный зов плоти; тот, кто становится рабом вожделения, не может избежать жестокого наказания, будь он так же всесилен, как сам бог Смерти, Кала. Ослепленный похотью, ты сам навлек на себя этот страшный конец. Непреодолимая страсть привела к тому, что ты пренебрег волей Рамы, и сам стал виновником несчастья, погубившего тебя! Равана! Рама воплотился на земле, чтобы пламенем своего гнева испепелить джунгли, кишащие демонической злобой ракшасов. Как много раз пыталась я внушить тебе эту истину! Но неумолимый рок сделал тебя глухим к моим советам. Я говорила тебе, что Он – не такой человек, как все. Ты упрямо полагался на свою физическую мощь, на свой острый ум, на свои несметные сокровища и на миллионы ракшасов, послушных твоей воле. Не умоляла ли я, обнимая твои ноги, подчиниться Раме, Океану Милосердия и спасти свое царство от уничтожения? Ты с гневом отвергал мои мольбы. Ты все больше погрязал в пороке, причиняя вред другим, и это было то единственное, что доставляло тебе удовольствие. Ты не заботился о благе своих подданных. Тобой завладели греховные помыслы, и ты претворял их в нечестивые деяния! Несмотря на это, Рама удостоил тебя благословения, и твой дух слился с Ним! Какое великое милосердие Он проявил! Ты погиб от Его руки, а лишь немногие заслужили это счастье! Но ведь Рама пришел в этот мир специально для того, чтобы уничтожить тебя! Но прямая дорога к истреблению ракшасов была вымощена самим их владыкой! Это ли величайшее достижение, которое обессмертит твое имя? Это ли высочайшее проявление твоей мощи и способности к защите? Это ли есть конечная цель, к которой ты стремился, предаваясь самоотречению? Рама! Ты ведь совершил это, чтобы доказать, что никому не избежать последствий своих поступков? Ты явил миру высочайший пример действия этого вечного закона. Бедствие, которое навлек на себя Равана, должно послужить нам всем великим уроком.» Царица долго и безутешно рыдала над мертвым телом своего господина. Наделенная мудростью, Мандодари осознала, что Рама – Сам Парабрахман, Вселенский Сверхдух, Абсолют» - Сатья Саи Баба.

Манипура–чакра - «центр огня», «город сокровищ», «город из драгоценных камней»; точка тепла, блестящая, подобно жемчужине. Третья чакра. Местоположение: солнечное сплетение, надчревное сплетение, пупок. Биджа-мантра – РАМ. Биджа-звуки на лепестках: ДАМ, ДХАМ, НАМ (переднеязычные звуки); ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ (зубные звуки); ПАМ, ПХАМ (губные звуки). Элемент (таттва): огонь (агни). Элемент огня проявляется в теле как органы чувств: ухо, кожа, глаз, язык, нос; они называются органы познания (джнянендрия). Проявляется также как зрение, форма, личность, цвет. Лока (план существования) – Свар-лока (небесный мир).

Манматха – «Смущающий душу», имя-эпитет бога плотской любви и чувственных страстей Камы.

Маномайя-коша – ментальная оболочка; оболочка ума; тонкое тело человека – оболочка желания. «Вопрос: Что означает маномайя коша? Саи: Это сфера пяти джнянендрий (органов познания – уши, кожа, глаза, язык, нос) плюс ум, инструментами которого они стали. Это то, что находится внутри пранамайя коши».

Манорамана – возлюбленный ума, эпитет Бога для преданного.

Манохара – разрушитель ума и привязанностей, эпитет Кришны.

Маношуддхи – чистый разум

Мантап – мемориал; памятное, мемориальное сооружение; особое помещение, помост для религиозных ритуалов (проведения яджны, жертвоприношения).

Мантра – магическая священная формула на санскрите, используемая в практиках поклонения Богу и контроле над умом. Представляет собой мистическое созвучие, вибрацию, слог, слово или фразу, имя Божества, название священных стихов ведических гимнов; разум, сознание, дух, обладающие трансцендентной звуковой вибрацией. Помогает достичь определенных состояний сознания, используются при обрядах и в духовных практиках. При инициации Гуру обычно дает ученику мантру, успокаивающую волнение ума, для практики джапы и достижения необходимых в садхане состояний сознания. «Что такое мантра? «Ма» означает ум, (манас), «тра» означает спасение, таким образом, мантра значит «то, что спасает вас, если вы медитируете на это». Мантра может спасти тебя от сетей мирской жизни, которая полна смерти, горя и боли. Из всех мантр Пранава (мантра «ОМ») самая высшая и самая лучшая. Она является истинным началом и венцом всех мантр». «Аватары никогда не дают мантр. Аватар показывает, что Бог везде. Повторять мантры – это слишком примитивно. Когда присутствует Аватар, слышать Его, понимать то, что Он говорит, и делать это – это и есть мантра. Кришна не давал никакой мантры братьям Пандавам, даже Арджуне. Он просто говорил: делай это, делай то. Этого было достаточно, и действие было очень сильным» - Сатья Саи Баба.

Мантра АУМ – первичный звук творения, наиболее адекватно передающийся этим слогом. Произнесение (артикуляция или положение органов речи) включает в себя все мыслимые звуки всех языков. «А» начинается глубоко в горле, «У» резонирует в области нёба, то есть в середине рта, и «М» затухает на сомкнутых губах. «Тишина, окружающая внешние звуки, – это Бог. Внутри тишины существует вечный звук «ОМ». Каждый другой звук возникает из звука «ОМ»» - Сатья Саи Баба.

Мантра - «Ом намо Нараяная» – великая мантра Вишну.

Маитри«На языке Веданты отождествление себя с другими называется маитри. Во время служения (севы) вы должны развивать маитри». «Что такое маитри? Обычно так называют дружбу. В земном понимании дружба – это взаимные отношения. Истинная дружба в том, что вы считаете успехи, радости и печали других людей своими собственными. Например, отношения между Рамой и Сугривой в Рамаяне. Их дружба основывалась на том, что каждый мог почувствовать страдание другого как свое собственное (самана авастхалу). Узы дружбы возникают, когда один осознанно разделяет с другим все переживания, которые становятся общими для обоих» - Сатья Саи Баба.

Манса – плоть, нервные волокна, ткани.

Ману – «мыслитель», «человек»; прародитель человечества, которое вслед за ним стали называть людьми (манава). Единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. В Ведах говорится, что всего было 14 МануБхагавад Гите упоминается о 4 Ману), праотцев человечества, по одному в каждый великий век (манвантару) появляющихся в каждом периоде развития сотворенного мира. Самыми известными были: Ману Сваямбхува (сын Шатарупы и Сваямбху, самосотворенного Праджапати), первый Ману. Ману Реванта («бриллиантовый»), сын Вивасвата и кобылицы Самджны, пятый Ману. Ману Чакшуша («воспринимаемый глазом»), сын Тваштри, шестой Ману. Ману Вайвасвата, сын Вивасвата и Самджны, седьмой Ману, прародитель нынешней человеческой расы. Ману Саварни («того же рода», или» похожий сын»), то есть сын Вивасвата и Тени, восьмой Ману и первый из будущих Ману. Ману Вивасватх – сын Сурьи, Бога Солнца (Вивасвана, отсюда его имя – Вайвасвата). Один из Праджапати (прародителей живых существ), был первым царем, легендарным мудрецом, управителем мирового периода и родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на земле Дхарму, Праведность.

Манудхарма, Манусмрити – «Законы Ману» (Манавадхармашастра) – наиболее авторитетная Дхарма-шастра, сотни стихов которой встречаются в Махабхарате и других памятниках древнеиндийской литературы. Автором традиция считает прародителя людей Ману, почитавшегося еще со времен Ригведы.

Ману-смрити – законы Ману

Манушья – человек, который является господином своего ума, или Манаса.

Марича – демон-ракшаса, способный менять свой облик. Равана заставил его принять облик золотого оленя с серебряными пятнами на шкуре, чтобы привлечь внимание Ситы и заманить Раму далеко в лес. Не смея ослушаться, он так и сделал. Был убит Рамой, когда стал звать Лакшману и Ситу голосом Рамы.

Маричи – «сияющая пылинка», «луч света», один из семи божественных мудрецов, сын Брахмы, отец Кашьяпы; один из главных прародителей человеческого рода.

Маркандейя – святой мудрец, великий преданный Шивы, который плавал в космических водах после разрушения вселенной до тех пор, пока его не проглотил Вишну, в теле которого Он увидел вселенную.

Марма – тонкое, неуловимое, слабое.

Мартанда – «рожденный из безжизненного яйца», эпитет солнца, так называемый эфир, потому что солнце это «птица в небе», а птица рождается из «кажущегося безжизненным яйца», или потому, что когда солнце пребывало в чреве своей матери Адити, та совершала такую суровую аскезу, что ее муж Кашьяпа боялся, что яйцо в ее чреве погибнет.

Мартья – смертный, преходящий (о человеке).

Марупу (телугу) – отсутствие памяти, забывчивость.

Маруты – «вспыхивающие», боги-штормы, значительная группа ведийских божеств-близнецов, связанных с бурей, грозой, молнией, также называемые Рудрами, так как происходят от Рудры и Пришни, коровы, олицетворяющей грозовую тучу. Божества из окружения Индры-воителя или Рудры-Шивы. Имена семи Марут: Скорость ветра, Сила ветра, Ветер-разрушитель, Круг ветра, Пламя ветра, Семя ветра, Диск ветра (Вайювега, Вайюбала, Вайюха, Вайюмандала, Вайюджвала, Вайювета, Вайючакра).

Мастья – рыба; также одно из воплощений Аватара в форме рыбы.

Мата – «мать»

Матаришван – мифологический персонаж божественного происхождения, похитивший в изначальном мире огонь для богов и для Ману. Связан первоначально с огнем, молнией, затем с ветром. Иногда употребляется как тайное имя Агни.

Матра – измерение

Матру – мать; в Бхарате, древней Индии матерями называли и считали всех жен отца, то есть и мачех, а не только родную мать.

Матру деви – почтенная мать

Матру дево бхава, питру дево бхава – «Почитай как Бога отца и мать».

Матсарья – зависть. «Когда другие так же счастливы, как он сам, матсарья делает человека несчастным, и он не может терпеть этого, – одно из шести черт характера, которых следует избегать» - Сатья Саи.

Матх, Матха – индийский монастырь; центр религиозной системы храмов, возглавляемый авторитетным духовным лидером; культ; школа мысли; духовный орден.

Матхана – процесс обретения знаний

Матхура – город, где родился Кришна и где правил злой царь-демон Канса. Кришна выполнил свой долг Аватара и защитника преданных и расправился с Кансой. В эпосе Махабхарата символизирует сокровенные глубины тела, где рождается божественный принцип, а Кришна – зримый образ Атмана.

Мауна – молчание (в том числе молчание ума).

Маха – Великий

Махабхарата – «Великое сказание о потомках Бхараты» – древнеиндийская эпическая героическая поэма, состоящая из 18 книг (19-я книга «Хариванша» – «Родословная Хари»); содержит свыше 100 тысяч шлок-стихов (при переводе на русский язык это составило бы примерно 7–8 тысяч страниц обычного формата). Авторство традиция приписывает мудрецу Вьясе. По значимости считается пятой ВедойДхарма Ведой, повествует о времени и деяниях Аватара Кришны, братьев Пандавов и Кауравов; включает в себя Бхагавад Гиту. Основной сюжет – борьба за власть внутри царского рода Бхаратов, двоюродных братьев Пандавов и Кауравов. Драматические события завершаются восемнадцатидневной битвой, в которой приняли участие все племена и народы. Страшное побоище закончилось победой Пандавов и истреблением Кауравов, но в битве погибли почти все воины, участвовавшие в ней. Это – каркас литературной композиции, дающей основы Дхармы, Праведности, а также морально-этические, религиозно-философские и правовые аспекты и трактаты. В текст включены различные предания, сказания, мифы. По широте и разносторонности охваченного в ней круга тем ее называют «энциклопедией» древнеиндийской жизни.

Махабхутани, махабхуты – великие, «грубые» элементы природы: земля, вода, огонь, воздух, эфир – пространство.

Махавакья – «великое слово», мудрое изречение – афоризм; Веды провозгласили четыре великих махавакьи: «Праджнянам Брахма» – «Всепроникающее сознание – Абсолютная Божественность». «Ахам Брахмаасми» – «Я есть Брахман». «Тат Твам Аси» – «Ты есть То». «Айям Атма Брахма» – «То, что создало само себя и имеет свой свет – Вездесущее и Истинное».

Махадева – Великий Бог; эпитет Рудры или Шивы; изображается с трезубцем в руке, символизирующем тройственность (время: прошлое, настоящее, будущее и другие тройки).

Махадеви – Великая Богиня; эпитет жены Шивы, Парвати, или других проявлений этой Богини.

Махакарана деха – сверхпричинное тело. «Расскажи мне о том, что понимается под сверхпричинным телом, четвертым. Саи: Чистое сознание, не связанное ни с одной из таттв, или элементарных составных частей, Вечный Свидетель, просветленное Я. О нем говорят как о махакарана дехе. Вопрос: Есть ли у него название, как и у остальных? Саи: Оно называется Хираньягарбха, золотой зародыш. Вопрос: А состояние? Саи: Оно лишено состояния, оно выше всех состояний сознания, и его описывают как а-кшара пуруша» - Сатья Саи Баба.

Махакарана-шарира – высшее причинное тело. «Высшее причинное тело (Махакарана-шарира), известное также как Запредельный мир, обладает ослепительным блеском; оно излучает энергию, сияние и свет само по себе. У высшего причинного тела есть и другое название – «сущее» (уники). Уники, на самом деле, это знание о самом себе. Уники – это синоним слова праджня, то есть полного осознания, и это исчерпывающее знание о самом себе называется в таком случае эрука. Напротив, состояние неосведомленности, отсутствие памяти об истинном «Я» известно как марупу (забывчивость)». «Махакарана шарира – (высшее причинное тело) ответственно за все, что случается во вселенной. Оно известно также как просветленный ум. Это сила, которая освещает все в этом мире. Для постижения этого космического принципа нужна божественная форма. Ею является «Высшее Божественное Я», которое иначе называется Пуруша-таттва (принцип Пуруши)» - Сатья Саи Баба.

Махакшайя – избавление от иллюзии, майи.

Маханирвана – уход, оставление тела просветленной личностью.

Махапуруша – Великий Пуруша, Изначальная Сущность; Высшее Божественное Я, Величайшая личность. «Пять элементов, пять оболочек, пять чувств, пять жизненных источников (пран), манас, буддхи, читта, ахамкара – все они, соединившись друг с другом, составляют 24 аспекта. Махапуруша выступает как пронизывающий их двадцать пятый аспект. Все вместе они образуют человеческое тело» - Сатья Саи Баба.

Махарадж (махараджа) – император; в вайшнавизме – святой или гуру.

Махариши (махарши) – великие «вдохновленные», великие мудрецы. Особенно известны семь Риши: Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Кашьяпа, Атри. Упоминаются также: Бхригу, Дакша, Вьяса, Гоутама, Канва, Ману и т.д.

Махар лока – обитель Бхригу и других сапта риши, семерых мудрецов, воспринявших и записавших Веды. В теле человека Махар лока находится в сердце.

Махасамадхи – окончательное самадхи, приводящее к Освобождению Дживы и физической смерти тела.

Махат – тонкий элемент, источник пяти грубых элементов: Акаши, Вайю, Агни, Джала, Притхви (эфира-пространства, воздуха, огня, воды, земли); Космический разум, Космос.

Махататтва, Махат таттва – великая сущность; великий принцип единства бытия – «Тат твам Аси» (ты есть То).

Махатма – «великая душа», – эпитет святых, особо выдающихся, духовно развитых личностей, при жизни достигших просветления.

Махашакти – Высшая Сила

Махашиваратри – «Великая ночь Шивы», выпадающая по лунному календарю на 14 день темной половины месяца Магха, (январь – февраль), празднуется один раз в году и символизирует «смерть ума». В течение дня, предшествующего Великой ночи Шивы, рекомендуется соблюдать полный пост, а ночью – бодрствовать: петь бхаджаны и медитировать. Бхаджаны обычно начинаются в 6 вечера и заканчиваются в 6 утра. Медитация в эту ночь, выпадающую на новолуние, считается особенно эффективной, так как луна, возбуждающая ум, полностью закрыта тенью земли и это способствует полной остановке ума и достижению просветления.

Махендра – «Великий Индра», эпитет Бога Индры и название горного хребта.

Махешвара – «Всемогущий Ишвара», «Великий Господь», «Великий Владыка», – одно из имен-эпитетов Шивы.

Махешвари – Мать-Богиня Высшего знания.

Махима – божественные чудеса; способность становится очень большим, - одно из сиддх, сверхъестественных сил йоги, проявление божественных качеств.

Махораги – божества музыки

Меда-дхату, Медха – в Аюрведе ткань-элемент, жировая ткань, жир.

Медитация – концентрация ума с целью перетекания сознания в объект исследования; смотри также Дхьяна.

Меру (Шумеру) – золотая гора; мифическая гора в середине земного круга, вокруг которой обращается Солнце; обитель небожителей, мудрецов, праведников.

Месяц лунного индуистского календаря – месяц соответствует вступлению луны (Сомы) в одно из 28 созвездий, или лунных домов; лунный месяц делится на две половины: ясную (Шукла) – с новолуния, и темную (Кришна) – после полнолуния. Началом года считается месяц вайшакха (апрель-май). Затем следуют джьяйшта (май-июнь), ашарха (июнь-июль), шраван (июль-август), бхадра (август-сентябрь), ашвин (сентябрь-октябрь), картик (октябрь-ноябрь), маргасира (ноябрь-декабрь), пушья (декабрь-январь), магх (январь-февраль), пхалгуни (февраль-март), чайтра (март-апрель).

Мимамса – исследование, изучение, анализ (одна из шести даршан, философских систем Индии).

Мира, Мирра – индийская принцесса Мирабай (1498–1546), одна из величайших преданных Кришны; царица, отрекшаяся от семьи и царства ради преданности Кришне. Опьяненная любовью к Господу, потеряв всякую привязанность к мирской жизни, взаимоотношениям, общественному мнению, посвятила свою жизнь служению и поклонению Кришне. Она сочинила в Его честь много прекрасных песен и поэм, которые исполняются до сих пор и как священные гимны в кришнаитских храмах, и как поэтические произведения, полные любви и нежности. «Ни к чему искать Брахмана в святых местах, и вы не увидите Его, слушая наставления учителей. Он живет внутри вас, и, обуздав свой ум, вы найдете Его. Об этом пела Мира: «О человеческий ум! Ступай к берегам Ганги и Ямуны – двух потоков, нади – Иды и Пингалы. Стремись к их слиянию – туда, где вдох встречается в выдохом. Иди дальше, вверх и остановись в светлом, чистом и покойном месте – в точке между бровями». «Бхава санкиртана – это можно проиллюстрировать на примере Радхи, которая выражала чувства к Богу и отождествляла себя с Богом в каждом виде преданности. Она выражала свою преданность в пяти формах чувств: шанта (безмятежность), сакхья (дружелюбие), ватсалья (вечная любовь), анурага (восторг) и мадхура (сладость). Радха и Мира были представителями бхава санкиртаны» - Сатья Саи Баба.

Мита – умеренность (например, в пище, разговоре).

Мита ахара, митха ахара – умеренность в еде

Митра – «друг», в Ведах бог, который считается мирским двойником духовного Варуны; впоследствии это мудрец, сын Васиштхи.

Митхила – столица Видехи, где долгие годы правил царь Джанака, отец Ситы, супруги Рамы, знаменитый своей мудростью, благочестием и щедростью, находясь на самых высших ступенях Раджа-йоги; герои эпоса Рамаяна.

Митхья – неправда, ложь; смешение истины и лжи.

Митья – «ложный», заблуждение, невежество, обман, иллюзорность; не Истина, – иллюзия, отражение единственной реальности мира (Брахмана), данное человеку в ощущениях.

Митья джагат – иллюзорный мир, Вселенная.

Митья лока – мир заблуждений – проявленный, материальный, относительный мир.

Мода – радость; удовольствие от обладания предметом.

Модхамате - невежда

Мокша, Мукти – освобождение от круга рождений и смертей, – из материального рабства и всякой зависимости; Самореализация; Богореализация. Предельная, высшая и окончательная цель стремлений человека – освобождение от круга перерождений (цикла рождений и смертей). Богореализация означает исчезновение мохи, привязанности, заблуждений и обретение состояния абсолютной свободы, мира и блаженства при растворении ума, или эго. Существует три вида мокши или мукти: дживанмукти – прижизненное освобождение; видехамукти – освобождение в момент смерти; крамамукти – освобождение, достигаемое Милостью Господа путем поклонения и полной отдачи себя Богу. Все виды мокши достигаются собственными усилиями садхака. Господь вмешивается лишь на последнем этапе садханы, когда совершается непосредственный переход в Сверхсознательное состояние. «В духовном языке имеется четыре стадии освобождения: Салокья, Самипья, Сарупья и Саюджья (физичская близость к Божественности, ментальная близость к Божественности, отождествление себя с Божественностью и слияние с Божественностью)». «Бог помогает тому, кто помогает себе сам!» - Сатья Саи Баба.

Мокша марга – путь освобождения

Моха – незнание истины; иллюзия; страстное влечение; заблуждение, самообман, привязанность, узы. Их три: жажда богатства, влечение к жене, привязанность к детям. Полностью относится к Пракрити, проявленному миру. «Моха означает иллюзию, что одни люди ближе человеку, чем другие, и желание угодить им больше, чем другим, ведущее к стремлению зарабатывать и накапливать ради них, – одно из шести черт характера, которых следует избегать» - Сатья Саи Баба.

Мохакшайя – избавление от заблуждений, иллюзий.

Мохан – тот, кто очаровывает; эпитет Кришны.

Моханам – изумление, замешательство.

Мохини – «чарующая», форма Вишну.

Мриданг – небольшой двухсторонний барабан, обтянутый кожей, с расширяющимся к середине каркасом из обожженной глины.

Мритью – персонификация Смерти

Мудита, Мудитха – радость, которую человек чувствует, когда встречает людей милосердных, тех, кто служит другим и помогает несчастным, – одна из главных добродетелей человека которое следует развивать в себе (наряду с маитри, каруна и упекша). «Далее следует мудита. Это обретение покоя ума через развитие невозмутимого отношения к почету и бесславию, хвале и клевете, потере и выигрышу, радости и горю. На эти пары противоположностей следует смотреть как на плывущие облака, как на то, что приходит и уходит. Каждому, совершающему служение, следует развивать такую невозмутимость ума» - Сатья Саи Баба.

Мудра – знак, символ, выраженный при помощи рук, ладоней и пальцев, ему приписывается магическая сила (например, оздоравливающая, выравнивающая потоки праны в энергетическом теле человека). Сплетение пальцев для магических жестов.

Муктапуруша – освобожденная душа; нет отождествления с телом, чувствами, мыслями, нет порабощенности объективным миром.

Муктасья Карма – действие освобожденного человека.

Мукти – избавление, освобождение, – одно из шести ценнейших свойств истинной преданности Богу.

Мукунда – тот, кто дарует освобождение; эпитет Кришны.

Муладхара – «основание», «корневая» чакра. Первая чакра, расположена в тазовом сплетении, области между задним проходом и половыми органами, основание позвоночника; три первых позвонка. Биджа-мантра ЛАМ, Биджа звуки на лепестках: ВАМ, САМ, ШАМ, САМ. Элемент (таттва): земля (притхви). Проявления элемента земля в теле: органы речи, руки, ноги, гениталии и органы выделения, они называются органы действия (кармендрия), проявляется также как забота о крове и пище. Лока (план существования) – бху-лока (физический, материальный мир).

Мулапракрити – изначальная природа, совокупность трех гун: саттвы, раджаса и тамаса.

Мунда – голова

Муни – молчальник, аскет; пустынник; мудрец, зрящий Истину.

Мурали – флейта. «В чем значение флейты? Она символизирует тело человека. У флейты девять отверстий, так же как и у человеческого тела. Тело нужно воспринимать как флейту Бога. Она должна быть совершенно пустой, чтобы дыхание Бога свободно проходило сквозь нее. Сегодня пустоту тела заполняет целый сонм желаний. Если их изъять из тела, оно станет инструментом Бога, с помощью которого оно наполнится сладостной музыкой. Таков процесс подчинения Богу, когда человек становится упоенным божественной музыкой» - Сатья Саи Баба.

Муралидхара КришнаКришна с флейтой в руках.

Мурти – скульптурное изображение божества, форма.

Мурти Арадхана – поклонение божественным образам.

Муча – монах, отшельник.

Мушика – мышь. «Как случилось, что у Винаяки голова слона, а средство передвижения – мышь? На санскрите мышь – мушика. Это знак ночи, воплощение темноты. Мышь – символ тьмы, а так как Винаяка осуществляет контроль над темнотой, его представляют наездником на мыши. Он тот, кто разгоняет тьму и выливает свет на мир. Мышь также и символ обоняния. Мышь движется, привлекаемая васаной, запахом, а иначе говоря, желаниями и невежеством, символ которых – мышь. Как понимать, что мышь – средство передвижения Винаяки? Это значит, что Винаяка скачет верхом на мыши, представляющей желания и тьму невежества. Винаяка – тот, кто гонит прочь все беды, трудности и несчастья. Он враг и устранитель всех препятствий. Он не позволяет ни одному препятствию встать на пути. Он – разрушитель преград. Он приносит счастье и мир своим преданным. Он управляет двумя силами: силой буддхи, разума или интеллекта и силой осуществления, сиддхи. Что такое сиддхи? Когда ваш ум становится чистым, вы достигаете покоя, который и есть сиддхи. Из этого следует, что Винаяка – Владыка ума и самореализации и что каждый человек должен обрести контроль над умом» - Сатья Саи Баба.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.