Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.
Шри Сатья Саи Баба

Р

Равана – «Ревущий»; сын царицы ракшасов (демонов) и внука Брахмы, брат бога богатств Куберы, десятиголовый и двадцатирукий царь Ланки, злой демон. Благодаря дару Брахмы, обретенному ценой сурового подвижничества, получил неограниченную власть над миром., стал притеснять самих богов, похитил жену Рамы, Ситу. Был убит Вишну в облике Рамы. Персонаж Пуран и древнеиндийского эпоса «Рамаяна». «Равана был вторым врагом, который питал ненависть к Раме. Он отказался признать свои ошибки и явился причиной крушения своей страны. Он был раджасическим врагом, так как раджасический враг никогда не признает свои ошибки». «Когда человек забывает Бога и хочет насладиться преимуществами природы, он, в конце концов, становится демоном, подобным Раване, который сам стал причиной своей гибели» - Сатья Саи Баба.

Рага – склонность, симпатия, привязанность; эмоции, связанные с привязанностью и неприязнью, – гордость или пагубное желание. Одно из трех качеств ума, которых следует избегать. Также – мелодия, музыкальный мотив. В индийской классической музыке особый вид или строй звуков, созвучий; персонификация божества мелодии..

Рага Двеша – притяжение и отталкивание; симпатия и антипатия, привязанность и непривязанность

Раги и Рагини – «эмоции», определенные музыкальные формулы, на которых строится классическая индийская музыка. Обычно говорится о шести или двадцати шести Рагах, женатых на шести или тридцати шести Рагини.

Рагхава – «потомок Рагху», имя Рамы.

Рагху – «быстрый», «большой царь», сын Какустхи, дед Дашаратхи, знаменитый царь Солнечной Династии, чьим именем она часто зовется, основатель рода Рамы, – прадед Рамы.

Рагхукула – династия, род, в котором был рожден Бог Рама.

Рагхунатха – «потомок Рагху», – эпитет Рамы.

Радж – сиять

Раджа – правитель, царь, князь; повелитель, господин; Также: глина, земля – один из семи дхату, компонентов, из которых состоит человеческое тело. Индийская пословица: «Каков правитель (раджа), таковы и подданные (праджа)». Раджи подчинялись более сильному – махарадже. Независимость раджей утверждалась особым торжественным и дорогостоящим обрядом жертвоприношения коня (ашвамедхой). Раджа мог отказаться от престола (например, при достижении определенного возраста), и передать царство наследнику, не обязательно старшему.

Раджа Бхаван – царский дворец

Раджадхарма – закон справедливости, установленный для царей.

Раджа Йога – буквально «царственная йога»; совокупность методов и ментальных упражнений, направленных на полное прекращение работы ума, и как следствие этого, полное избавление от страданий. Йога контроля ума, использование ментальной аскезы для обретения видения Реальности, раскрытия Божественности, обретения истинного видения Реальности. «Когда человек, выполняя свой долг, испытывает духовные устремления и концентрируется на Боге, ведя целенаправленную жизнь, это называется раджа-йога. Этот вид преданности долгу, совмещаемый с практикой садханы (духовной дисциплиной), олицетворен императором Джанакой, который таким образом достиг Освобождения (Мокши). Каждому следует относиться так к своим обязанностям. Долг есть Бог» - Сатья Саи Баба.

Раджаматха – Царица-Мать

Раджогуна, Раджас – «страсть», вторая из трех гун, ее свойства – активность, активное действие, динамические движение, энергия. Эмоциональность, страсть, беспокойство, привязанность, импульсивность в действиях человека приводят его к страданиям.

Раджас – смотри раджогуна

Раджасуйя яга – великое жертвоприношение, совершаемое иногда по случаю коронации царя.

Радха – «Поклонение», «Восхищение»; олицетворение абсолютной чистой Любви к Богу; имя пастушки, всецело преданной Кришне, возлюбленной Кришны (Говинды – Пастуха). «Радха – это тот или та, кто постоянно предается арадхане – размышлению о Господе и поклонению. Радха – это человек, погруженный в мысли о Боге» - Сатья Саи Баба.

Радхас – богатство, изобилие, достижение, исполнение.

Радхешьям – возлюбленная Кришны, эпитет Радхи.

Ракта, ракта-дхату - в Аюрведе ткань-элемент – кровяная ткань, кровь.

Ракти – очарование, одно из шести ценнейших свойств Бхакти, истинной преданности Богу.

Ракша – защита и безопасность («ракш» – вредить, «а» – отрицание).

Ракшака – защитник

Ракшас, ракшасы – «вредитель», «угрожающие», в индийской мифологии это обычно злые полубоги, злые духи, духи-людоеды, демоны, живущие в лесах и вредящие людям: отшельникам и всем, кто попадает в лес (отличают от асуров, соперников Богов).

Рама, Рамачандра – «Несущий радость всем», «Источник радости», «Прекрасный, как месяц», «Чарующий»; Аватар Бога Вишну в Трета-юге; воплощение дхармы (Высшей праведности); сын Дашаратхи и потомок Рагху, царь Солнечной династии, супруг Ситы, избавивший богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Главное действующее лицо эпоса «Рамаяна» Вальмики и «Повести о Раме» в Араньякапарве. «Рамаяте Ити Рама»Рама – тот, кто пленяет сердца всех и каждого». «В имени «Рама» присутствуют три божества – Агни – Огонь, Сурья – Солнце и Чандра – Луна. Откуда взялись эти три божества? Солнце может выжечь Землю с расстояния миллионов миль. Кто же родители Солнца? Не должны ли они быть более могущественными, чем Солнце? Далее, Огонь. Огонь может разрушить все. Кто же родители Агни? Луна – источник прохлады и света. Кто родители Луны? Если глубоко поразмышлять над этим вопросом, кто же родители этих трех могущественных божеств, то ответом будет – Бог. Все произошло от Бога. Обычно люди не задают подобных основополагающих вопросов о первопричине всего. Ничто не может существовать без основы. Даже ученые сегодня пытаются найти эту основу. На самом деле имя – основа, и весь космос покоится на ней. Имя – самое легкое средство определения чего-либо или кого-либо. Следовательно, лучший путь осознать Бога и рассмотреть Его форму заключается в Его имени. Имя всегда благоприятно». «Рамаяна служит примером дружеских отношений и гармонии, которые должны быть между членами семьи. Она превозносит идеальное братство, благородную дружбу и величие любви. Рама был идеальным правителем, который правил людьми с должным уважением к их симпатиям и антипатиям, прежде всего заботясь об их благе. Как правитель Рама не имел Себе равных. Он был истинным кладезем Силы, Добродетели и Любви. Поэтому так необходимо, чтобы каждый студент выбирал себе идеалом Раму и обретал счастье, практикуя идеалы Шри Рамы» «Мудрец Васишта заявлял: «Рамо Виграхаван Дхармах (Рама – воплощение Дхармы). Он описывал Божественную форму Рамы Пумсам Мохана Рупая (Тот, чей облик пленяет всех). «Рама, красота и привлекательность, которой Ты наделён, не ограничены только Твоей физической формой. Твоя бесконечная любовь и сострадание дали Тебе этот полный блаженства облик. Даже мужчины пленяются Твоим обликом. Ты – персонификация Сат-Чит-Ананды». Так мудрец Васишта восхвалял славу и величие Рамы. Вам повезло, что вы можете слушать эти священные истории о Раме и воспевать Его славу» - Сатья Саи Баба.

Рамадас, Самартха Рамадас – святой, великий преданный Рамы, гуру, духовный наставник царя Шиваджи (XVII в).

Рамакатха – история Рамы (смотри: Рамаяна).

Рамакришна Парамахамса – великий бенгальский святой, духовный подвижник (1836 –1886), основатель одного из реформаторских направлений в индуизме; показал путь единения и гармонизации всех религий, верований, убеждений.

Рамана – возлюбленный, любимый.

Рамана Махариши – великий тамильский джнани, 1879–1950. Адепт метода вичара, исследования собственного «я» через поиск ответа на вопрос «Кто есть Я»? Достиг Самореализации, что подтвердил Сатья Саи Баба в беседе с Дж. Хислопом. «Метод Раманы Махариши сам по себе недостаточно хорош. Он должен сочетаться с медитацией (непрерывной сосредоточенностью на Божественной Сущности)» - Сатья Саи Баба.

Рамануджа – наиболее известный философ школы Вишиштадвайты, (1017 – 1137).

Рамануджапатру – медный сосуд особой формы; используется при богослужении вишнуитами.

Рамараджья – «Царство Рамы», господство нравственности, правды и добродетели,– то, что приносит радость и счастье.

Рамараса – божественный нектар сущности Рамы, Того, кто есть сама радость и кто дает радость.

Рамахридайя – сердце, наполненное Рамой. «Сердце Сабари было переполнено Рамарасой – нежнейшим нектаром сущности Рамы» - Сатья Саи Баба. Смотри также: Сабари.

Рамачандра – сияющий, спокойный, одно из имен Бога Рамы; Луна, очищающая беспокойный ум.

Рамаяна – древнеиндийский эпос, прославленная поэма Вальмики, повествующая о жизни Аватара Рамы. «Это свидетельство об исторических людях и событиях. Но сами по себе борьба и проблемы семейств не важны. Что на самом деле важно, это внутреннее духовное значение того, что происходило. Рама был реальной личностью и Аватаром. Дашаратха был его отцом. Кришна действительно существовал, и события его жизни как Аватара вполне реальны. Описание жизни Рамы с годами изменялось и искажалось. История жизни Рамы, изложенная Свами, будет классической на протяжении нескольких Юг». «Кто такие Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна? Четыре Веды пришли в форме четырех братьев в жилище Дашаратхи и играли там. Рама был Ригведой, а Лакшмана, который неотступно следовал за Рамой, был Яджурведой. Бхарата, который всегда наслаждался произнесением имени Рамы, был Самаведой, и Шатругна, который соблюдал указания остальных братьев и полностью посвятил себя им, был Атхарваведой. Таким образом, четверо братьев были воплощениями четырех Вед. Господь Рама был самой Пранавой (ОМ). Три брата были буквами «А», «У», «М» в Омкаре. Лакшмана был «А», Бхарата – «У» и Шатругна – «М». Господь был Пранавой. Мы сможем осознать святость Рамаяны, если, вместо того, чтобы поглощаться только внешней формой повествования, вникнем в ее внутреннее значение» - Сатья Саи Баба.

Рамаятха – то, что приносит счастье.

Рамо виграхаван дхарма – «Рама – воплощение Дхармы» – изречение. «Высшее существо пришло в форме Рамы, чтобы показать путь к бессмертию. «Рамо Вигравахан Дхарма» означает, что Рама был самим воплощением дхармы. Он был высшим воплощением достоинств, которые следует развивать, для того, чтобы вести идеальную жизнь. Сейчас вы поклоняетесь Его форме и повторяете Его имя, но при этом пренебрегаете Его идеалами. Не практикуя дисциплины очищения ума, заложенной Рамой, любое поклонение превращается в пустой ритуал» - Сатья Саи Баба.

Рамба – Мать

Рамдас – Нараян Тхосар, 1608–1681, поэт-проповедник, идейный вдохновитель религиозной и националистической борьбы маратхов против мусульманского господства. Предаваясь медитации на берегу реки Годавари, был вознагражден даршаном Рамы и стал называть себя Рамдас, «слуга Рамы».

Ранга – житель и хранитель (сердца), эпитет Господа Кришны.

Ранганатха – Господь мира, Бог Кришна; внутренняя движущая энергия в сердце.

Ранджана – радующий, дающий радость, доставляющий удовольствие, эпитет Бога.

Рани – жена раджи, царица; царевна; принцесса.

Ратха – «радующийся, счастливый, приверженный», «Божественная колесница».

Раса – «вкус»; «чувство» вкуса; первичный вкус вещества; сущность; суть; нектар; жидкости, сок, эссенция, экстракт; удовольствие; чувство. Определенная эмоция, вызванная созерцанием божественного образа; нектар божественной сладости, религиозное чувство, духовный настрой.

Расавайсаха – Рождающий расу, нектар Божественной сладости, эпитет Бога.

Расавилола – движущийся по кругу танец Кришны с пастушками-гопи, находящимися в трансе единения с Богом (смотри также: Раса крида).

Раса-дхату – в Аюрведе ткань-элемент, плазменная составляющая тела.

Раса крида – танец-игра мальчика Кришны с пастушками-гопи, когда он держал каждую из них за руку и одаривал милостью утоления жажды по Богу, обретения «всего» Бога для себя, – без гордости, печали, зависти.

Раса сварупа – Изначальная Божественная сладостная форма.

Расатала – одно из царств подземного мира. Соответствует нижним локам и в человеческом теле находится в коленях.

Расаяна – омолаживающая терапия в Аюрведе, которая способствует восстановлению тела и ума, предотвращает распад, замедляет старение.

Рата, ратха – преданность кому-либо.

Ратнакара – «обильнейшесокровищный», эпитет Бога. Ратнакара также имя божественного мудреца Вальмики в молодости, когда он был презренным вором. Смотри также: Вальмики.

Ратри – ночь

Ратха саптами – название дня по лунному индийскому календарю.

Ратхи – привязанность; любовь, основанная на привязанности.

Рахасья – мистерия, загадка.

Раху – демон без туловища, голова которого, отрубленная Вишну, заглатывает Солнце и Луну и вызывает затмения, а туловище – Кету, превратившееся в скопление комет и метеоров, преследует созвездия – жен Сомы-Месяца. По ведической астрологии – восходящий лунный узел и качество непредсказуемости.

Рашни – вода

Ре – посмотри, смотри.

Репаль, Репалль – одно из названий Гокулама, где жил маленький Кришна.

Ригведа – первая и наиболее древняя из Вед, содержащая гимны богам. «Рики, или гимны Ригведы, – это экстатические духовные излияния человека, восхваляющего тот восторг, что возникает при созерцании совершенного порядка и красоты окружающей природы» - Сатья Саи баба.

Рик – слово просвещения, которое просветляет ум лучами знания; гимн Ригведы.

Рита – поведение, основанное на единстве мысли, слова и дела; принцип упорядоченности, закон, поддерживающий существование Вселенной.

Ритадхаман – «чья обитель – Истина», имя Вишну.

Ритам – совершенство, космический порядок; космический закон единства мысли, слова и дела, основан на Вак, божественном слове. «Ритам собраны в ведических гимнах – риках. Красоту риков можно найти в Сама Веде» - Сатья Саи Баба.

Ритвик – верховный жрец, совершающий жертвоприношение и владеющий словом Вед. «Наши Шрути определяют ритвиков как владеющих силой мантр и обладающих способностью вызывать огонь во время яджны (жертвоприношения). Именно они порождали Агни, поэтому Агни считали «дочерью» ритвиков… Вызывая огонь во время яджны, ритвики обращали все свои мысли к Богу и прославляли Его величие. Данное им имя – Бхарата (Радующийся Богу) – означает, что они сливались с Богом и наслаждались этим высшим счастьем» - Сатья Саи Баба.

Рити – процедура

Ритрит – уединенное собрание, духовная беседа с ограниченным кругом присутствующих.

Риши – «Вдохновленный»; божественные мудрецы и провидцы, воспринимающие Божественные откровения и через которых открываются сокровенные духовные знания – Богооткровения; имеют полную Богореализацию; они, певцы священных гимнов, часто упоминаются в священных писаниях Индии. Согласно представлению индуизма различаются четыре вида Риши: Божественный мудрец – Девариши (учитель богов или бог-учитель), Брахманский мудрец – Брахмариши (учитель брамин), царственный мудрец – раджариши (учитель-раджа, кшатрия), и просто мудрец-Риши. Брахма- и раджариши – наиболее прославленные своей мудростью авторитеты из числа брахманов и кшатриев, по завершении своего земного существования удостаиваются блаженства в мирах Брахмы и Индры. Более высокий уровень – божественные святые мудрецы дэвариши, бессмертные мудрецы божественной природы, вечно странствующие в различных сферах мирозданья. «Чтобы подробно исследовать значение слова риши, следует обратиться к Ведам. Только с их помощью можно постичь внутренний смысл слова риши. Риши – это человек, способный воспринимать Брахмана и Веды непосредственно. Риши – это тот, кто может растолковать сущность Вед и передать это знание другим. В наших Пуранах говорится о том, что самым первым риши был Васиштха; он реализовал в себе аспект Брахмана и был удостоен звания брахмариши (божественного мудреца). Вишвамитра тоже хотел стать брахмариши и, чтобы постичь Брахмана, принял великий обет покаяния. В результате этого обета Вишвамитра обрел видение Брахмана, и с того момента к нему стал обращаться как к брахмариши сам Брахма. Однако, Вишвамитре этого уже было недостаточно, и он сказал Брахме, что не может довольствоваться лишь титулом брахмариши. Он пожелал иметь непосредственный опыт Омкары и вашаткары (Звука и Слова), о котором говорится в Ведах. Вишвамитра понимал, что иметь титул брахмариши и быть им по существу – это не одно и то же. Чтобы стать настоящим брахмариши, нужно осознать подлинный смысл Вед и звука Ом. Звание Васиштхи означало, что он познал все, что известно Сурам – святым небожителям, и поэтому он стал считаться их главою. Очень легко назвать себя брахмариши, но крайне сложно стать им на самом деле. Если кто-нибудь хочет получить звание брахмариши, то он должен слиться с Брахманом и стать Ему подобным. Вишвамитра полностью предал себя Брахме, поэтому сам Брахма давал ему наставления. Если вы добились милости Брахмы, все в этом мире будет вам подвластно. Если же обойдены Его милостью, то окажетесь под воздействием планет зла. Вишвамитра не имел представления о внутреннем содержании Вед. Он не проникся смыслом Омкары. Несмотря на это, милостивый Брахма начал учить его этому Сам» - Сатья Саи Баба.

Рога – болезнь, боль

Рога клеша – угнетенность. «Безрассудное стремление удовлетворять ненасытную жадность – вот что приносит человеку страдание. Угнетенное состояние, рожденное этой страстью, носит название рога клеша» - Сатья Саи Баба.

Роги, рогин – больной, болезненный

Родана – «ревущий»; синоним слова «Рудра».

Рохини – четвертое созвездие лунного зодиака, олицетворяемое любимой супругой Сомы-Месяца.

Рудра – «Огненный», эпитеты: «ревущий, сильный, лютый, жестокий, изгоняющий зло»; одно из имен и ипостасей Бога Шивы в ведической мифологии; недоброжелательный бог, ассоциируемый с разрушительными силами, в частности, стихии огня, дикостью и гневом. Он бог бури, отец и правитель Рудр и Марут.

Рудра-адхьяйя – раздел Вед, содержащий гимны Рудре (Шиве, Его разрушительному аспекту).

Рудра-акара – устрашающий аспект, – Рудры, Праджапати (Брахмы).

Рудрабхуми – жертвенная земля, поле; место сожжения трупов.

Рудрам – Бесстрашие. «Четыре Его лика (Шивы) символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам)» - Сатья Саи Баба.

Рудра яга – жертвоприношение Рудре, ипостаси Шивы, приносящие большую пользу, например, потоки дождя в засуху.

Рудры – духи Рудры, первоначально их насчитывали восемь (Бхава – существование, Шарва – несущий стрелы, Пашупати – господь скота, Угра – страх, Махадева – великий бог, Рудра – ревун, Ишана – правитель и Ашани – гром). Позже – одиннадцать (Махан – великий, Махатман – благородный, Матиман – мудрый, Бхишана – ужасающий, Бхайямкара – пугающий, Ритудхваджа – тот, на чьем знамени времена года, Урдхвакеша – тот, чьи волосы стоят дыбом, Пингалакша – рыжеглазый, Ручи – яркость, Шучи – чистота и Рудра – ревун). Их иногда отождествляют с Марутами, иногда отличают от них.

Рукамани, Рукмини – «золотая»,«украшенная золотом», вторая жена Кришны, отождествляется с богиней красоты и счастья Лакшми. На ней хотел жениться Шишупала, двоюродный брат Рукмини, но Кришна похитил ее для Себя, отчего Шишупала стал непримиримым врагом Кришны. Рукмини – мать Прадьюмны. Смотри также: Туласи-пуджа.

Рупа – зрение; форма, образ; сосуд; то, что обладает формой, ощутимой или тонкой; обладает отличительными чертами, качествами.

Рупара Ваджита – Бесформенный аспект Бога.

Рупия – индийская денежная единица, 1/45 доллара.

Рутха – побуждение или чувство, зарождающееся в сердце.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.