Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

Б

Баба – 1. Отец. 2. Дед. 3. Обращение к старцу, аскету; также ласковое обращение к ребенку.

Бабру – золотистый (цвет); символизирует Самаведу.

Баджан, бхаджан – священное песнопение, богослужение.

Бадринатх – один из духовных центров в Гималаях, основанных Шанкарой.

Бака – «журавль»; имя демона, убитого Кришной.

Бала, баля – «сила», стойкость, мужество; дитя, малыш, ребенок. Уменьшительное имя Баларамы, «того, кто радуется силе», старшего брата Кришны и маленького Кришны.

Балалила – божественные детские игры, игры Бога.

Баларама – «Тот, кто радуется силе», – старший брат Кришны, участник многих детских забав и подвигов Кришны, один из старейшин Двараки, иногда почитается как Аватар Вишну. Герой эпоса Махабхарата. «Вторая жена Васудевы, Рохини, жила в доме Нанды, недосягаемая для тирании Камсы. Бог, применив майя шакти (силу иллюзии), перенес в чрево Рохини седьмого ребенка Деваки – это был Баларама, который впоследствии всегда будет рядом с Кришной. Его называли также Санкаршана (перенесенный из одного чрева в другое)» - Сатья Саи Баба.

Балахила – малодушие. «Человек всегда должен стремиться к силе (бале); он не должен поддаваться неправде, порочности, нечестивости – всем пагубным качествам, присущим малодушию (балахиле). Малодушие заставляет вас считать себя ниже, чем вы есть на самом деле. Вы начинаете верить, будто вы – шелуха, но в действительности вы – зерно. Такова главная ошибка. Вся садхана должна быть направлена на снятие шелухи и на извлечение зерна. Пока вы продолжаете говорить «я», оковы страха существуют, но однажды, когда вы произнесете и ощутите «Ахам Брахмасми» – «Я есть Брахман», вы обретете непобедимую силу» - Сатья Саи Баба.

Бал викас – «раскрытие, воспитание ребенка»; детское движение Организации Сатья Саи, включающее детей и педагогов, наставников, гуру и их совместное служение, севу. Дети обучаются смирению, служению и уважению; быть дисциплинированными и преданными; впитывать культурное наследие, участвовать в бхаджанах, принимать только саттвическую пищу. Цель обучения – вырастить поколение, имеющее уверенность в себе и своем высшем «Я», умеющее участвовать в совместном труде и готовое к служению, уважающее родителей, старших и учителей, имеющем навыки духовной дисциплины и йоги.

Бали – «Сильный, подношение»; налог, пошлина; подношение, дар; жертвоприношение плохих качеств и мыслей. Также имя царя-демона Бали, сына Вирочаны, повелителя демонов-титанов; обрел власть над тремя мирами в результате духовных практик. Выбрал это имя, поскольку считал, что ни у кого нет силы, или балы, больше, чем у него. Когда он совершал ягу (жертвоприношение), к нему явился Бог Вишну в образе юного брахмана-карлика (Ваманы) и попросил подарить ему клочок земли длиной в три шага. Бали обрадовался, ведь если это правда, значит, он настолько могущественен, что даже Бог появляется у его дверей как нищий. Когда же Вамана принял космические размеры и первым шагом охватил всю землю, а вторым – все необъятное небо, Бали присмирел; он предложил свою собственную голову взамен третьего шага и позволил столкнуть себя в Подземный мир. В день Онам отмечается то событие, когда Бог воплотился в Вамане для того, чтобы показать, как губительна гордыня. Как только эго было уничтожено, Бали очистился, и Бог одарил его милостями. Он уверил Бали, что всегда будет его защитником и разрешил ему каждый год, в день Онам, возвращаться в земной мир, чтобы увидеть свое царство и принять знаки уважения от своих оставленных подданных. Поэтому в этот день празднуется как пришествие Ваманы, так и преображение Бали. «Вамана принес освобождение Бали, освободив его от привязанности к уму. Следует понимать, что Вамана пришел к Бали не затем, чтобы попросить подарок. Он пришел к Бали, чтобы освободить его. Он пришел как спаситель. Он хотел сделать Бали идеальным примером для всего мира. Почему? Бали был самим воплощением праведности. Он был справедливым правителем. В заботах о благополучии подданных он был образцом. Он также отличался великодушием и почтением к Богу. Он был непоколебим в вере. Пришествие Ваманы предназначалось для того, чтобы прославить Бали и сделать его примером всему миру» - Сатья Саи Баба.

Балими - сила

Бангалор – город в Южной Индии, столица штата Карнатака, около которого находится один из ашрамов Сатья Саи Бабы.

Бангару – золотой; золотое сердце, – часто используемое Саи Бабой обращение к Своим бхактам, преданным.

Бандха, бандхи – средства и способы запечатывания тех областей тела, где временно содержится энергия, чтобы затем эта сила могла быть направлена йогом в желаемом направлении.

Басти – методика промывания и тонизирования толстой кишки.

Бахья – внешнее и бхава – внутреннее (см. также бхава).

Бетель – листья растения, применяются для очищения крови. «Свами открывает серебряную коробочку и начинает приготавливать листья. Посетитель: Что это? Саи (по английски): Это орех, это лист. Видите листья – это бетель. Это не плохая привычка. Если бы это было плохой привычкой, то Свами не жевал бы их. Сок листьев очищает кровь, орех способствует пищеварению. В Индии даже маленьким щенятам добавляют их в пищу для улучшения пищеварения. Еще также добавляется кальций. Все три компонента, смешиваясь, дают красный цвет. Употребление этого характерно только для Индии» - Сатья Саи Баба.

Бибхатсу – «испытывающий отвращение к мирским соблазнам», – эпитет Арджуны, героя эпоса Махабхарата.

Биджа - «семя», «источник», «причина». Махабиджа – слог «ОМ», являющийся источником всех мантр, Махамантра.

Биджа-акшара – семена букв

Биджа-мантры – «семенные мантры», «изначальные мантры» состоящие из одного или нескольких слогов. Могут не иметь вербального смысла, но всегда указывают на конкретных богов или богинь или на элементы – махабхуты. Богини: АЙМ – Сарасвати, ХРИМ – Майя, КЛИМ – Кама, КРИМ – Кали, ШРИМ – Лакшми, ДУМ – Дурга, Им – Йони, МАМ – Луна. Боги: АМ – Сурья (Солнце), ГАМ – Ганеша. Элементы: ЛАМ – Земля, ВАМ – Вода, Варуна; РАМ – Огонь, Агни; ЙАМ – Воздух; ХАМ – Акаша (пространство, эфир).

Билва – растение, лепестки которого используются для жертвенного приношения Господу Шиве, символизирует приношение сердца (себя) Господу.

Бимба – отражение от источника, от Атмана.

Бинду – точка, капля; чакра в затылочной части головы.

Ботту – освященное украшение, надеваемое женихом невесте на шею как знак замужества.

Бодхи – озарение; полное пробуждение сознания; название священного дерева, под которым Будда достиг просветления.

Бодхисаттва – «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»; человек, достигший просветления, но временно жертвующий, отказывающийся от состояния блаженства – нирваны, чтобы не лишить себя возможности помогать другим ищущим достичь этого высокого состояния.

Брама, Брахма– Создатель; Бог в аспекте Творца Вселенной; Творческое начало, в котором все возникает, существует и прекращает существование; первый из трех главных богов индуистской Троицы, Тримурти (Триединого Бога): наряду с Вишну и Шивой. В текстах часто заменяется эпитетами: «Предок», «Праотец», «Творец вселенной», «Хираньягарбха». Брама в иконографии изображается с четырехголовым, держащим в каждой из восьми рук по книге – Веды; передвигается на лебеде. Его супруга – богиня знаний Сарасвати. Санскритское слово «BRAHMA» может быть как муж. рода (с долгим «а» на конце и ударением на последнем слоге), так и ср. рода (с кратким «а» и ударением на первом слоге). В первом случае оно обозначает Творца Вселенной и в принятой в русском языке традиции транслитерируется как Брама. Во втором случае это слово обозначает Высшую Реальность, Абсолют и передается словом Брахман. К сожалению, в последнее время в русском языке вошло в употребление слово Брахма, которое может обозначать как Творца индуистской Троицы, так и самого Брахмана. Это часто вызывает путаницу, так как во многих случаях непонятно, о чем идет речь. В языке телугу это слово имеет форму «Брахма» с кратким «а» на конце. Это слово пишется «Брахма», читается «Брамха». По ведическому преданию из ума Брахмы родились четыре сына: Санака – «древний», Сананда – «радостный», Санатана – «вечный», и Санаткумара – «вечно юный». Среди Его многочисленных потомков наибольшей известностью пользуются семь риши, бог мудрости Брихаспати, Праджапати и Дакша.

Брамин (брахман) – представитель высшей варны (касты) жрецов – «дваждырожденных», первой из четырех; священнослужитель, жрец; человек знания, размышления. Обязанность браминов – учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и других, раздавать и получать дары. Брахманы ведут свое происхождение от Сомы. Их отличительный знак – священный шнур, одеваемый через левое плечо при посвящении в варну в шесть лет. Священный шнур носится постоянно, снятие шнура знаменует отказ от варны. При торжественных жертвоприношениях участие принимают четыре главных жреца (ритвиджа), у каждого из них есть свои обязанности в ритуале: 1. Хотри – жрец-заклинатель, совершает вызов нужных божеств и читает мантры Ригведы. 2. Удгатри – жрец-певец. 3. Адхварью – жрец-исполнитель, занимающийся материальной частью ритуала по указаниям Ригведы, Яджурведы. 4. Брахман – жрец-хранитель. «Брамин узнается по своим отличительным чертам: Видья (просветляющее знание), добродетель, наиболее возвышенная и благотворная Карма (деятельность) и распространение добродетели посредством примера. Тот, кто развивает в себе эти качества и культивирует их, является брамином, кем бы он ни был. Это качества, необходимые для авторитета, которым обладает брамин. Только высоко ученый человек, который ведет себя соответственно этому знанию, может заслужить этот статус. Те, кто хотят оправдать свое положение, должны приложить все усилия для того, чтобы обрести необходимые качества» - Сатья Саи Баба.

Брахма – смотри Брама

Брахмаабхьяса – практика медитации на Брахмана, созидательный аспект Господа.

Брахмаарпанам – восхваляя Бога

Брахмавадин – толкователь священных текстов

Брахмавешма – «дом» Брахмана, эпитет сердца.

Брахмавид – знающий Брахмана

Брахмавид брахмайва бхавати – «Пребывающий сознанием в Брахмане становится Брахманом» – изречение Вед.

Брахмавидья – Истинное или Священное знание, знание Брахмана, то есть самореализация; учение о Высшем Духе, Брахмане.

Брахмаджняна – Истинное, Высшее, Священное, Божественное знание, знание Брахмана, т.е. самореализация.

Брахма джняни – познавший Бога

Брахмалока – «мир Брахмана», (также «сатья-лока»); высшее духовное состояние слияния с Брахманом.

Брахма мухурта – время незадолго перед рассветом, от 3-х до 6-ти часов утра, является наиболее благоприятным для занятий садханой, духовной практикой: джапой, медитацией, и размышлениям о Боге.

Брахман – «крупный, расширившийся, емкий, высокий». Абсолют, Божественное Абсолютное Начало, Высшая Реальность, Абсолютная Истина, Вечность, Верховный Бог; Основа миропроявления, Безличный аспект Реальности; Универсальный Дух в философской системе Веданта. Предстает в двух своих аспектах: как не имеющий атрибутов – Ниргуна-Брахман и имеющий атрибуты и форму – Сагуна-Брахман. В языке телугу это слово имеет формы «Брахмаму» или «Брахмам». Последнее использует Сатья Саи Баба. Члены высшей касты браминов-священослужителей также иногда называются брахманами. «Наши Шрути учат нас тому, что в этом мире не существует ничего, кроме Брахмана. Не только в этом, но и в другом мире нет второго Брахмана. До Брахмана не было ничего, и поэтому получить доказательства Его существования можно только от Него Самого. Нет никаких особых качеств, которые можно было бы приписать Брахману. Следует заметить, что Брахман пребывал вовеки – до всех толкований и описаний, поэтому, в действительности, ни один комментарий не может объяснить Его сущность. Пракрити – материальный мир, нивритти – мир нематериальный, оба они вращаются вокруг Брахмана и потому близки к Нему. Все, что существует в форме знания, включая невежество, – это тоже Брахман, который является Основой всего. Постичь Его, текущего, как непрерывное и сплошное течение, крайне сложно. Нам следует понять лишь то, что, как непрерывный поток, Он никогда не теряет своей завершенности. Эта завершенность принимает форму, описываемую тремя именами – Ида, Сарасвати, и Бхарати, и занимает три, соответствующих этим именам, места – Васу, Рудра и Адитья. Эта сила и форма характеризуется и иной триадой имен – Шаси (Ида), Гаури (Сарасвати) и Савитри (Бхарати)» «Верховная Троица, состоящая из трех главных божеств, управляющих сотворением, сохранением и разрушением, – это Брахма, Вишну и Шива. Но есть четвертая сущность – Широнаякам (Сверхвластелин), и Он стоит над всеми тремя. Он – Бог. Он может вмешаться в решения трех. Каким образом? Облегчив тяжесть последствия кармы. Он может противодействовать любым обстоятельствам. Это божественная привилегия Бога. Он может создать все, что угодно. Защитить все, что угодно. Он волен разрушить то, что сотворил. Поэтому к Богу следует относиться как к тому, кто держит под контролем процессы развития, стабилизации и уничтожения. Чтобы постичь Бога, нужно всецело предаться Ему. Когда эта жертва полная и абсолютная, устанавливается прямая связь с Богом. Без такой полной отдачи любое умилостивление второстепенных божеств – пустая трата времени» - Сатья Саи Баба.

Брахмана – пояснения брахмана; смотри также: брахманы.

Брахмананда – блаженство в Брахмане

Брахманда – аспект творения, относящийся к неживой природе; космос, макрокосм, Вселенная как «Яйцо Брахмы». «Теперь мы должны подробно поговорить о двух аспектах. Один из них называется пинданда и относится ко всему живому; другой, относящийся к неживой материи, не способной к самостоятельному движению, – брахманда» - Сатья Баи Баба.

Брахманаспати (Брихаспати) – буквально: «господин молитвы»; владыка божественного слова, владыка над голосом, духовный учитель богов, божественный жрец, которому принадлежат поэтические размеры; создатель божественного мира посредством слова. «Сегодня мы поговорим о словах Брахманаспати и Брихаспати. Индра и Варуна (боги Вед: царь богов – Громовержец, и бог Вод) считали основой всего сущего мантру. Поскольку Брахман – источник мантр, они назвали Его Брахманаспати. Только Он может управлять мантрами, поэтому по отношению к мантрам Он является Брахманаспати. Брахмана – это слово, произошедшее от слова Брахман. Брахман восседает на мантрах, или мантры несут Брахмана, поэтому Он называется Брахманаспати. Если мы хотим овладеть сущностью Брахмана или заслужить Его милость, нам прежде всего нужно научиться владеть мантрами, которыми Он управляет» - Сатья Саи Баба.

Брахма нетрам – глаз Брахмы, или третий глаз.

Брахмаништха – погруженный в созерцание или отвлеченное размышление о Высшем Духе, Боге.

Брахманы – прозаические тексты разного объема, содержащие ритуальные мифологические и другие объяснения к самхитам. Каждой Веде-самхите принадлежат свои брахманы. Они содержат комментарии ученых брахманов, в которых объясняется суть и происхождение ведийских ритуалов, их толкования и правила совершения. Элементы ритуалов в них выстроены в сложные классификационные системы и показаны как тождественные явления окружающего мира. В рамках отдельных Вед существовали брахманы разных ведийских школ. См. Веды.

Брахмапаша – сеть Брахмы или петля Брахмы, – волшебное оружие, сковывающее по рукам и ногам.

Брахмариши – божественный риши, божественный мудрец. «Чтобы стать настоящим брахмариши, нужно осознать подлинный смысл Вед и звука Ом. Звание Васиштхи означало, что он познал все, что известно Сурам – святым небожителям, и поэтому он стал считаться их главою. Очень легко назвать себя брахмариши, но крайне сложно стать им на самом деле. Если кто-нибудь хочет получить звание брахмариши, то он должен слиться с Брахманом и стать Ему подобным. Вишвамитра полностью предал себя Брахме, поэтому сам Брахма давал ему наставления. Если вы добились милости Брахмы, все в этом мире будет вам подвластно. Если же обойдены Его милостью, то окажетесь под воздействием планет зла. Вишвамитра не имел представления о внутреннем содержании Вед. Он не проникся смыслом Омкары. Несмотря на это, милостивый Брахма начал учить его этому Сам» - Сатья Саи Баба.

Брахмастра – копье Брахмы, могущественное оружие Богов.

Брахмасутра – «нить Создателя», – это одно из двух других имен Хираньягарбхи, смотри также: Сутратмака.

Брахма-сутры – религиозно-философский трактат, излагающий основные положения философии Веданты.

Брахмататтва – принцип Брахмана, высший Божественный Принцип.

Брахма сатьям джагат митья – «Один лишь Брахман является истиной, а мир – это иллюзия»– изречение Упанишад.

Брахмаупасана – поклонение Единому, Брахману.

Брахмачари – человек, соблюдающий целомудрие и воздержание, в том числе и половое; исполняющий обеты брахмачарьи, духовного ученичества в первом ашраме (периоде жизни человека), предписанные древними индуистскими писаниями.

Брахмачарья – чистота, непорочность, целомудрие, воздержание; первый из четырех ашрамов, периодов жизни человека в Индии. Соответствует периоду духовного ученичества, равному 12 годам. Начальный, обязательный для высших каст (брахманов, кшатриев) период в жизни – до вступления в брачную жизнь, – вторую стадию, грихастхи. «Только те, чей ум не занят мирскими иллюзиями, кто постоянно думает о Боге, кто стремится видеть только благое, кто не жаждет радости или горя, кто поддерживает разум, интеллект, и само осознание в хорошем состоянии, постоянно созерцая божественный принцип, – только те достойны называться брахмачарьями» - Сатья Саи Баба.

Брахмашри – богатые знанием о Брахме

Брахмодья – состязание брахманов на право вести жертвоприношение, описаны в Брихадараньяка Упанишаде.

Брахмопадеш - посвящение в духовный путь осознания Брахмы.

Бриндаван – «роща Вринды (или Бринды)» – «роща хороводов» – священная местность недалеко от города Матхура на берегу реки Ямуна, штат Уттар Прадеш, где провел детство и юность Кришна. В Бриндаване сейчас находится Ашрам (резиденция) Саи Бабы близ Уайтфилда, в местечке Кадугори, которое находится в 25 км от Бангалора. Здесь расположен мужской колледж Саи Бабы.

Брих – шириться; расширяться.

Брихадараньяка Упанишада – букв. «Великая араньяка», одна из наиболее старых и значительных Упанишад. Великой (согласно Шанкаре) она названа из-за своего объема, араньякой (лесной) – так как она предназначалась для изучения в лесу теми, кто оставил дом и стал ванапрастха и саньяса, отреченными и отшельниками. Брихадараньяка Упанишада принадлежит к школе Ваджасанейинов Белой Яджурведы, то есть последователей мудреца Яджнавалкьи Ваджасанейи, неоднократно выступающего в беседах этой Упанишады.

Брихаспати – «Господь священной речи», Господин молитвы, наставник (гуру) Богов, покровитель священных текстов, первоначально эпитет Индры, впоследствии – независимое божество, наставник богов, небожитель, божественный жрец и покровитель жертвоприношений. Также защищает человеческие существа от всякого зла и служит посредником между людьми и богами. На космическом уровне Брихаспати облечен в «тело» планеты Юпитер. В Ригведе Брихаспати отождествляется с Ганапати, или Ганешей, сыном Шивы и Парвати, чьим символом является Ом, Слово-Логос, из которого произошло все творение. Сатья Саи Баба часто говорит, что Он – Гхоша, то есть Ом.

Брихат-таттва – великая сущность, высший принцип, не подверженный изменениям.

Брухати – голос

Брухи – то, что не подвержено изменениям.

Будда – (буддха – буквально «пробужденный», «просветленный»). Сиддхартха Шакьямуни Гаутама Будда (истор. 560–480 гг. до н.э., трад. будд. 624–544 гг. до н.э.), жизнь и учение которого явились истоками буддизма. Будда также почитается как Аватар Вишну, который воплотился в образе Будды, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям, призывая к состраданию ко всем живым существам. Согласно буддийскому учению, Будда обладает такими силами и способностями, что он превосходит все другие существа, в том числе богов. После достижения нирваны он может оставаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Будды – проповедь Дхармы – учения, следование которому может помочь достичь нирваны. «Будда никогда не упоминал о Боге. Известно, что он был царевичем, имел жену и ребенка и что, когда он увидел страдания и смерть, он решил найти им причину. В течение ряда лет он предавал себя суровому аскетизму. Он провозгласил три принципа: все – страдание, все – преходяще, все – пустота. Вопрос: Тогда Будда не постиг Бога, а постиг нирвану (состояние высшего умиротворения)? Саи: Да. (В одной из предыдущих бесед Саи говорил о том, что каждый находит то, что ищет. Будда же искал причину страдания)». «Веды говорили о Господе как о Дхарме, Будда говорил о Нем как о Виджняне (высшем сознании, разуме). Это потому, что в те времена не любили слово «Веды», как во времена асура (демона) по имени Сомака, когда те, кто следовал Ведам, старались не называть их Ведами. Под угрозой смерти такое поведение было приемлемо. Однако Будда был полон почтения к Ведам, он всегда был полон Богом. О Будде часто говорят как об атеисте, настике (не признающем авторитета Вед, безбожнике). Если уж Будда является настикой, кто же тогда астика, теист (верующий)? Вся жизнь Будды – это сказание о Дхарме». «Вопрос: Каковы были ошибки, если вообще были таковые, в учении Будды? Саи: В его учении не было ошибок. Единственной ошибкой, которую он допустил, было то, что он позволил женщинам приближаться к нему в сангхе (чистом обществе). Именно женщина дала ему мясо, которое было отравлено и послужило причиной его смерти. Хислоп: Это был его обычай – принимать все, чтобы ему ни положили в его чашу для милостыни, даже если это было мясо. Саи: Это было его второй ошибкой. Здесь он не смог реализовать на практике свое учение – его учением было соблюдение ахимсы – абсолютное не причинение зла всем живым существам. Хислоп: Будда учил, что конечной целью достижения является ниббана (нирвана). Отличается ли она от Освобождения, о котором говорит Свами? Саи: Это то же самое. Нирвана, Освобождение, Бого- или Самореализация – это просто разные слова» - Сатья Саи Баба.

Будха – «мудрый», планета Меркурий; считается сыном Месяца (Сомы) и Тары, дочери Брихаспати.

Буддхи – высший разум, интеллект (в отличие от манаса, ума), духовный разум; интуиция; различающий, оценивающий, решающий принцип ума и воли; синтезирующая психическая способность принимать решения на основе познания, доставляемого умом, манасом, принцип виджнянамайя-коши. Благодаря буддхи приобретается прямое и достоверное знание Божественного (различение). Выполняет такие функции, как «понимание» – способность видеть сущность вещей, соотносить знания с опытом, «различение» – способность отличать Истинное от неистинного, «интуиция» – способность воспринимать Истину непосредственно, что проявляется как «совесть». Имеет пять составляющих: шраддха (настойчивость, убежденность, вера), сатья (истина, правда, чистота), рита (единство мысли, слова и дела), йога (единение, духовное слияние с Абсолютом), махат-таттва. «В Бхагавад Гите говорится о том, что самое явственное проявление Бога в человеке – это буддхи» - Сатья Саи Баба.

Бхаавачитра – воображаемая картина, форма, представляемая во время медитации, трансформировавшаяся в эмоционально окрашенный образ; вторая ступень медитации на имени и форме Господа.

Бхава – «существование», форма Рудры-Шивы (цикл рождения и смерти). Также: эмоции, переживания, реакции чувств; настроение, ощущение; эмоциональное состояние; темпераменты определяются соотношениями трех бхав. Пашу-бхава – «связанность», состояние сознания, подчиняющееся тамасу (вялости, сонливости, неведению). Виру-бхава – «герой, смелый, деятельный», соответствует раджасу. Дивья-бхава – «божественный», богоподобный темперамент, когда в сознании господствует саттва.

Бхава Бхая Харанам – «Устраняющий цикл рождения и смерти, Устраняющий состояние страха», – эпитет Шивы.

Бхаван – большой дворец

Бхавана – творчество, творческое воображение.

Бхавани – одно из имен Шакти Шивы, Парвати.

Бхаварога – привязанность к миру, рассматривается как болезнь.

Бхаварогавайдья – инкарнация Господа

Бхава Сагара – океан рождения и смерти, двойственный мир.

Бхава Саммудра – океан рождений и смертей

Бхавати – Всеблагая Мать

Бхавати бхикшам дехи – «Всеблагая Мать, дай мне подаяние», – просьба о милостыне.

Бхаватитам – «За пределами всех состояний ума», – эпитет Бога.

Бхавачитра – форма Господа для практики дхараны, сосредоточения.

Бхавья – «прекрасная»; название дерева.

Бхавьям – священное, святое; святость.

Бхага – «раздающий богатства», Адитья, брат рассвета. Также шесть божественных атрибутов: Божественное богатство, Праведность, Сила, Слава, Отречение, Высшая мудрость; «Бха» означает блеск, сияние, «Га», – в данном контексте, относится к распространению этого блеска и сияния.

Бхагавад Гита – дословно «Божественная Песнь, Песнь Господа». Является одним из самых почитаемых священных писаний, универсальным по своему содержанию, освещающим философские основы всего индуизма. Написана в поэтической форме в виде диалога между Кришной и Арджуной перед началом великой битвы на поле Курукшетра. Входит как часть в шестую книгу эпоса Махабхарата. Кришна излагает Арджуне духовное учение – высшую мудрость, высший смысл небесного и этического закона. Господь учит человека преодолевать более низкие побуждения, чтобы осознать себя как вечную Атму, единую с Богом, говорит о Любви между Богом и человеком как о главном связующем их звене. Бхагавад Гита описывает различные пути йоги, единения с Богом: Карма-йогу (путь действия), Джнана-йогу (пути духовного знания) и Бхакти-йогу (пути преданности и Любви к Богу). «Слово «Гита» означает «Песнь», и Кришна поет и играет на своей флейте в Бриндаване. Поет Он и на поле брани. В обоих случаях это – призыв к слиянию Частного, Индивидуального с Безграничным и Всеобщим». «Читают Гиту многие, но пользу извлекают из этого лишь единицы. Для успеха необходимо обладать непривязанностью (вайрагьей) и одно направленностью (экагратхой) в той же степени, в какой ими владел Арджуна. Здесь очень важны чистота сердца (нирмала хридья) и стойкость ума (нисчала бхава)» - Сатья Саи Баба.

Бхагаван – «Обладатель благ», «Божественный», «благословенный», «священный», «счастливый»; буквально: Бог, Господь, Владыка. Тот, кто в полной мере обладает всеми совершенствами: шестью божественными качествами (бхага). 1) Айшварья – всемогущество, всезнание, вездесущность. 2) Дхарма – добродетель, праведность, справедливость, храбрость. 3) Яшас – великолепие, слава, благородство, известность, уважение. 4) Шри – процветание, богатство, величественность, милосердие, щедрость. 5) Джнана – мудрость, просветление. 6) Вайрагья – непривязанность, спокойствие, равновесие, самообладание. Эпитет «Бхагаван» часто ставится перед именем выдающихся святых и указывает на того, кому можно и нужно поклоняться (Богу, святому, почитаемому лицу, царю). «Бха» - творение, «Га» соответствует хранителю, а «Ва» - изменению, трансформации. Саи Баба властвует над всеми тремя аспектами. «Бхагаван имеет семь основных характеристик: Аисварья, Киртхи, Джняна, Вайрагья, Шришти, Стхити и Лайя. Кто обладает этими семью признаками, того можно считать несущим в себе Божественность. Величие, Процветание, Мудрость, Непривязанность, Созидание, Сохранение и Разрушение – вот семь неизменных характеристик Аватаров, этих воплощений Высшей Силы (Махашакти). Эти признаки полностью сохраняются даже тогда, когда Аватары Сами подвергают Себя воздействию Силы Заблуждения (Майяшакти). Где бы вы ни обнаружили эти качества, можете быть уверены, это – Божественно». ««Бхагаван» означает «Тот, кто озаряет вселенную и приносит ей мир»». «Бхагаван, описанный в Пуранах, – это не только Ниргуна-нирвикара-адвития Брахман, То, что должно быть познано, Читсварупа, источник Вселенной. Он также является вместилищем всех благородных, возвышающих и привлекающих качеств. Он также выразитель и убежище для всего прекрасного и любящего. Он принимает, заряжает энергией и очищает» - Сатья Саи Баба.

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба – второе воплощение Аватара Кали Юги. 23 мая 1940 года Сатьянараяна Раджу заявил, что Он – Саи Баба из готры (рода, основанного древним мудрецом-провидцем риши) Бхарадваджи сутры Апастамбхи. Миссия Саи Аватара состоит из трех земных воплощений, разделенных определенным периодом времени. Первое воплощение – Ширди Саи Баба, – родился 27 сентября 1838 г. и достиг самадхи в день Виджайядасами в 1918 году. Второе – Сатья Саи Баба, родился 23 ноября 1926 г. По Его собственным словам Он будет жить до 96 лет, то есть до 2021 г. Третье воплощение – Према Саи Баба, родится в 2029 г. (по другим источникам через год, а в 8 лет объявит о Своей Миссии) в деревне Гунапарти округа Мандья штата Карнатака. Сатья Саи Баба неоднократно заявлял, что Он является воплощением Шивы и Шакти, а также различных аспектов Единого Верховного Бога, то есть Он: Вишну, Рама, Кришна, Даттатрея. «Как Ширди Саи Я был подобен матери, которая готовила на кухне пищу, и не хотела, чтобы дети мешали ей. Как Сатья Саи, Я подаю эту пищу каждому в отдельности и всему миру в целом. Когда же придет Према Саи, мы все вместе будем наслаждаться этой пищей. Према Саи будет воплощением Шакти. Он будет неустанно трудиться на благо человечества, и на земле воцарятся любовь, добро и мир. Его имя и славные деяния будут известны всем людям. Он будет вселенским Гуру, мировым учителем, лидером лидеров. Во время Двапара Юги Кришна был советником и другом Пандавов. Он давал им советы по управлению государством и помогал постичь Свою Божественную природу. Према Саи будет заниматься тем же самым. Его голос услышат во всех уголках земли. Он будет пользоваться всеобщей любовью и признанием и будет вести людей к Миру, Любви и Истине. Индия станет самой передовой страной в духовной, культурной, социальной, политической и экономической сферах. Вся ее былая слава, культура и традиции возродятся вновь, и она будет вести за собой все народы мира. Так было в прошлом, и так будет опять» - Сатья Саи Баба.

Бхагават – божественность

Бхагавата, Бхагавата Пурана – одна из 18-ти Пуран, автор – поэт Потана; у вайшнавов (преданных почитателей Вишну) – закон, определяющий поклонение и любовь. «Бхагаватой можно назвать любое описание переживаний тех, кто имел общение с Богом (Бхагаваном) и благочестивцем Божьим (бхактой). Бог принимает множество форм, и нет конца многообразию совершаемых Им действий. Наименование бхагавата дается описанию переживаний тех, кто осознал Бога в этих многочисленных формах, на кого снизошла Его милость и кого Он избрал Своим инструментом. Величайший труд, известный под этим названием (Шримад Бхагаватам или Бхагавата Пурана), почитается всеми знатоками Вед. Это панацея, которая исцеляет от физических, ментальных и духовных болезней. Бхагавата поистине пропитана сладостью нектара, она сияет светом Божьим. Понятие Аватара, то есть Бога, нисходящего на Землю, воплощения Бесформенного в конкретной форме ради духовного продвижения живых существ – вот основной момент, который делает Бхагавату столь близкой для нас. Также бхагаватами называют людей, привязанных к Богу, тех, кто ищет общения с Ним. Для таких людей эта книга – Бхагавата – особенно ценна: она – дыхание их жизни. Пребывать среди таких бхагават – означает воспитывать свою собственную преданность Богу. До тех пор, пока вы не испытаете вкуса мыслей, обращенных к Богу, вы не сможете наслаждаться ими и извлекать из них радость. Для взращивания такого вкуса Бхагавата рассказывает серьезному исследователю истории, связанные с воплощениями Божества. Тогда у человека возникает стремление испытать этот божественный трепет на всех уровнях сознания. Тот, кто обрел такое стремление, может стать истинным бхагаватой. Люди полагают, что Бог воплощается только по двум причинам: для наказания порочных и защиты праведных. Но это лишь одна грань Его задачи. Цель Его состоит также в даровании мира и чувства свершенности тем, кто так долго стремился познать Истину. Аватар, или воплощенная форма, есть реальное воплощение стремления искателей Истины. Это как бы ставшая плотью, оплотненная сладостность преданности благочестивых. Для блага устремленных к высшему и искателей Истины Бесформенное принимает определенную форму. Вот в этом и заключается основная причина воплощения Господа. Корова дает молоко, чтобы кормить теленка. В этом основное предназначение молока, но очевидно, что молоком могут воспользоваться и другие. Таким же образом, хотя преданные Бога (бхакты) – основная причина нисхождения Божества, а их радость и поддержка – основной мотив такого нисхождения, из этого могут быть получены и другие блага: упрочнение закона (дхармы), пресечение зла, исправление порочных» - Сатья Саи Баба.

Бхагиратха – один из царей Айодхьи, благодаря своему подвижничеству способствовал нисхождению Ганги на землю.

Бхагья – божественное наслаждение

Бхадж – корень слова, означает почитание, поклонение, воспевание; почитать.

Бхаджан, Бхаджаны – преданное, духовное песнопение; поиск единства через воспевание славы Бога, богослужение. Духовные, религиозные песнопения, состоящие из различных Имен Господа и славящих Его. ««Бха» в слове бхаджан означает то, что есть бхавьям (священное, святое). Что же священно? Атма (душа), являющаяся дивьям (светозарный, самосветящийся). Слог «джа» в слове бхаджан означает джапу (повторение имени Бога). Поэтому бхаджан и джапа – одно и то же» - Сатья Саи Баба.

Бхаджо – воспевать, петь славу.

Бхаджомана – пой с осознанием

Бхадра – «Благое», доброе, священное, благодатное, лучезарное и т.д.

Бхадрабхуми – священная земля

Бхадракали – «изящная Кали», эпитет Дурги.

Бхадрам – твердый, счастливый, полный веры и радости.

Бхадрам пашьянту, бхадрам шрунванту, бхадрам курванту«Смотри только на хорошее, слушай только хорошее и делай только хорошее» – говорится в Ману Дхарма Шастре, – это три грани Сатсангам, связи с Истиной» - Сатья Саи Баба.

Бхайрави – грозная ипостась Шакти Шивы.

Бхайя – страх, боязнь

Бхакта – любящий и преданный, принадлежащий Богу; благочестивый; святой; почитающий Бога; адепт. Садхака, ищущий единения с Богом через Любовь и предание себя Ему. «Недостаточно, если вы сами считаете себя таковым. Нужно, чтобы Бог назвал вас Своим преданным. Только когда ваша преданность признана Господом, вы можете сами назвать себя преданным. Если вы не получили признания от Бога, это может значить, что вы направляете свою преданность по неправильному адресу. Правильный адрес Господа – Хридайяваси (Живущий в сердце). Это значит, что вы должны продолжать практиковать свою преданность Богу, пока ваша совесть не будет удовлетворена. Чтобы достичь этого удовлетворения, вы должны постоянно очищать себя. Это значит, что вы должны избавиться от дурных мыслей, дурных качеств, дурных действий» - Сатья Саи Баба.

Бхактасамракшана – защита преданных, что является Дхармой Аватаров, в том числе – Сатьи Саи Бабы.

Бхакти – всепоглощающая Божественная Любовь к Богу; преданность Богу с верой, смирением, покорностью и благоговением. В наивысшем состоянии – полное предание себя Богу. В отличие от Бхакти, безграничная Божественная Любовь Бога ко всему сущему называется Према. «Для начала постарайтесь понять, что в действительности означает истинная преданность. Бхакти, или Преданность, значит «Любовь к Богу». В слове «Бхакти» слог «Бха» означает «Бхагаван», Господь. «Акти» же взято из слова «Ануракти», что значит «Любовь». Когда эта Любовь соединяется с Богом, тогда у вас появляется истинная преданность, что и означает слово «Бхакти». Когда вы сумеете развить преданность, у вас появится способность к самопожертвованию. Вы станете расцветать в Любви. Тогда вам будет дано все, что необходимо. Любовь – это само дыхание жизни человека. Без Любви нет жизни. Истинно, вы Любите только ради Атмы, то есть ради вашей собственной сущности, а не ради других. Но эта священная Любовь к своему высшему «Я» превратилась в любовь к телу. Везде в мире мы видим эту болезнь бхаварога – болезнь отождествления себя с телом». «Бхакти бывает различных видов, в зависимости от совокупности прошлых действий (Самскар) преданного, от состояния его мышления и уровня развития. Это и смиренное поклонение (Шанта Бхакти) Бхишмы, поклонение родителей (Ватсалья Бхакти) Яшоды, поклонение сладостной любви (Мадхура Бхакти) Гауранги и Миры, а также глубокая привязанность (Анурага Бхакти) пастушек–гопи. Из всего этого разнообразия для искателей, живущих в наше время, лучше всего и проще всего – отношение преданного слуги (дасьи). Это предполагает полную самоотдачу (Шаранагати или Прапаттхи), вырастающую из Шанта Бхакти». «Что такое преданность? Может быть, это медитация, повторение Имени, соблюдение обетов и постов? Вовсе нет. Все, что делается с предвкушением награды, становится запятнанным желанием плодов и не может расцениваться как настоящая преданность. Преданность можно определить как любовь к Господу, не обремененную ни единым желанием. Никакая молитва Богу с просьбой исполнить желание не имеет ничего общего с преданностью. Бога нужно любить только ради Него Самого. Любовь нужно лелеять во имя самой любви. Подлинная преданность – это сочетание любви и бескорыстного служения». «Каждый должен понять, какой безмерной силой обладает бхакти – истинная преданность Богу. Она содержит в себе шесть ценнейших свойств, а именно: бхукти (пищу), ракти (очарование), юкти (знание того, как любить всех), ануракти (великую притягательность), виракти (исчезновение желаний) и мукти (освобождение). Если из слова Бхагаван (Бог) взять корневой слог «бхаг-» (относящийся к Богу) и соединить его с «-кти», общим для всех качеств, получится Бхакти» - Сатья Саи Баба.

Бхакти Йогайога Любви и полного предания себя Богу; наиболее подходит для нашего времени. «Бхакти йога значит постоянно пребывать в единстве с Богом. Бхакти йога учит необходимости при всех обстоятельствах практиковать уравновешенность разума. Она говорит, что надо быть решительным, с твердостью посвящая себя только практике духовного учения в повседневной жизни. Она также учит Сантрупти – всегда и при любых обстоятельствах быть довольным» - Сатья Саи Баба.

Бхактасам ракшана – защита преданных, – высший долг божественной Дхармы.

Бхала лочана – имя Шивы с третьим глазом на лбу (глазом мудрости).

Бхандари – близкий, родной; родственник.

Бханджана – Тот, кто разрушает привязанности.

Бхарадваджа – «быстролетный», или «небесный жаворонок», один из саптариши (семи мудрецов), ученик Бхригу (ведического мудреца); древний мудрец-провидец, записавший многие ведийские гимны. Сын девариши Брихаспати – наставника Богов. Встретил Раму, Лакшману и Ситу в лесу, когда они направлялись в изгнание, и понял, что Рама – это воплощение Бога. В эпосе Махабхарата Бхарадваджа – мудрец-подвижник, известный своими познаниями в медицине, отец Дроны, военного наставника Пандавов и Кауравов. В Тайтирия Брахмане утверждается, что Бхарадваджа обрел бессмертие и вознесся в небесный мир, где слился с Сурьей. «Этот Бхарадваджа был великим мудрецом, изучавшим Веды целых сто лет, но обнаружил, что Веды бесчисленны (ананта), и тогда он совершил епитимью (тапас) с целью продления жизни, за что получил от Индры два продления жизни, по сто лет каждое. Но даже после этого изучение всех Вед оказалось незавершенным, и поэтому он снова попросил Индру о еще одной сотне лет. Индра указал ему на три огромных горных цепи и сказал: «То, что ты узнал за три столетия, составляет только три пригоршни этих трех огромных гор, которые можно сравнить с Ведами. Поэтому откажись от желания изучить все Веды Вместо этого исполни ритуал (ягу), которому Я научу тебя, и это дарует тебе плоды ведического учения, полные и совершенные». Бхарадваджа решил исполнить ритуал. Индра обучил его и все приготовления были закончены. Мудрец захотел, чтобы Шакти наблюдала за ритуалом и благословила его. Поэтому он пошел к Кайласу, но время оказалось не подходящим для подачи его прошения. Шива и Шакти соревновались в искусстве танца, стремясь выяснить, кто из них сможет танцевать дольше. Прошло восемь дней, прежде чем Шакти заметила Бхарадваджу, стоявшего на холоде. Но Она лишь улыбнулась и продолжила исполнять свой танец! Мудрец ошибочно принял ее улыбку за циничный отказ обратить на него внимание, поэтому он повернулся спиной к Кайласу и начал спускаться с горы. К своему ужасу, он обнаружил, что в результате приступа его левые нога, рука и глаз оказались парализованы. Шива увидел, что он упал, подошел к нему и утишил его боль. Бхарадвадже было сказано, что на самом деле Шакти благословила его и его ритуал. Затем Шива восстановил его силы и излечил его, окропив водой из сосуда (камандалу) В ответ на мольбу, Шива и Шакти даровали ему покровительство мудрецов (риши) и сказали, что вместе посетят церемонию». «Все эти годы Я скрывал от вас одну тайну, касающуюся Меня, но теперь пришло время, когда Я могу раскрыть ее вам. Сегодня – священный день. Я – Шива-Шакти, рожденный в готре (род, семья) дэвариши (божественного мудреца) Бхарадваджи, сына Брихаспати, согласно благословенному дару, ниспосланному этому святому Шивой и Шакти. Сам Шива родился в готре этого дэвариши в облике Саи Бабы из Ширди. Шива и Шакти воплотились во Мне в том же самом готре, и, наконец, сама Шакти воплотится в «третьего» Саи в том же готре, в штате Майсур. Эта болезнь (перенесенная Саи Бабой в течение 8 дней) предназначена Шакти, супруге Шивы, ибо Она навлекла на себя гнев своего повелителя тем, что проявила невнимание к мудрецу Бхарадвадже в течение восьми дней его пребывания в Ее обители – на горе Кайласа. В результате непростительной оплошности Бхарадваджу поразил удар, но Шива опрыскал его живой водой и исцелил. Сегодня вы видите, как болезнь Шакти (левая половина) была исцелена Шивой (правой половиной) тем же самым способом. Спасенный бхакта (преданный), болезнь которого Я как бы «взял на Себя», – это лишь непосредственная причина. Изначальные же причины – это Божий дар и закон воздаяния (Кармы)» - Сатья Саи Баба.

Бхарат, Бхарата – древнее название Индии

Бхарата – «Несущий бремя», «Поддерживающий», «Тот, кто способен сражаться», «Тот, кто властвует». Имя младшего брата Рамы, сына царицы Кайкейи, одного из героев Рамаяны. По преданию ему досталась восьмая часть силы бога Вишну, воплощенного в сыновьях Дашаратхи. Также имя древнего царя, потомка древнего прославленного рода, сын Шакунталы и Душьяты, родоначальник Кауравов и Пандавов; героев эпоса Махабхарата.

Бхарата – «Радующийся Свету», то есть Богу; древнее название страны Бхаратов, т.е. Индия (и весь Мир), ведущее происхождение от Вед. «Бха» – излучение, сияние, просветление, «Ратхи» – получение удовольствия, радости. Бхаратийцы – люди, наслаждающиеся сиянием и просветлением. «Можно сказать, что слово Бхарата означает всю Вселенную и все человечество» (Сатья Саи: Летние ливни в Бриндаване 1974, с.172). «Слог бха- также означает бхакти (преданность), ра- – рагу (мелодию) и -та – тьягу (жертвенность). Вы должны воспевать славу Господа, комбинируя эти три аспекта, только тогда вы будете настоящими бхаратийцами. Каждый, рождённый в Бхарате (Индии), свят». «В аспекте Бхараты существуют в скрытом виде аспекты Агни. Вы уже слышали, что Агни – одно из имен Бхараты. Из Солнца рождается Агни, из Агни – Вайю (ветер, воздух), из Вайю – рашни (вода), из рашни – Бхарата. Эта последовательность (Солнце, Огонь, Воздух, Вода, Бхарата) дает нам возможность понять, что жизнь, существующая в нашем теле, состоит из этих пяти аспектов. Мы дышим благодаря Вайю в форме праны. Интеллект и мышление существуют благодаря Солнцу. Это значит, что для всех материальных органов нашего тела есть Божественная основа, и их жизнедеятельность зависит от присутствия Бога. Вот смысл последовательности, воспетой в Ведах. Агни-Бхарата обладает способностью очищать все, с чем соприкасается его пламя. Именно поэтому Бхарата, тождественный Агни, является, согласно Веде, формой Истины. По этой причине и дхарма (закон праведности) осознается как форма Истины, как нам хорошо известно из изречения: «Сатьям насти паро дхармаха – Нет дхармы выше Истины»» - Сатья Саи Баба.

Бхарата – сводный брат и преданный Рамы, сын царицы Кайкейи, герой эпоса Рамаяна.

Бхаратаварша, Бхаратадеша – страна Бхаратов, древнее название Индии.

Бхарата натья – один из классических индийских танцев.

Бхарати – Радующий Бога; одно из имен Бога Агни.

Бхарати – одно из имен богини речи и песнопения, призываемая в гимнах вместе с богинями Идой и Сарасвати; символизирует третью стадию познания – осуществление, просветление.

Бхаргавы – род риши, берущий свое начало от Бхригу.

Бхартха – Тот, Кто поддерживает и защищает космос, эпитет Бога.

Бхасма – пепел, вибхути, Любовь к Богу.

Бхасма бхута – уничтоженный, ставший пеплом.

Бхасти – то, что светит собственным внутренним светом; обладает сиянием; внутренне оживлено энергией.

Бхатта – нищенствующий аскет

Бхау - брат

Бхаутика – относящееся к живым существам; здесь: физическое тело и все, что с ним связано.

Бхая – страх

Бхеда – буквально различение; политика разделения; разлад.

Бхеда бхава – склонность к разделению

Бхима – «Грозный», «Вселяющий ужас», одно из имен Шивы; также – имя-эпитет Бхимасены, героя Махабхараты.

Бхимасена – «Страшное войско», – полное имя второго по старшинству (после Юдхиштхиры) среди братьев Пандавов, сын Панду и Кунти; его небесный отец – бог ветра Вайю, который одарил сына буйным характером. За прожорливость прозван Врикодара – «Волчье брюхо». Герой эпоса Махабхарата.

Бхишма – «ужасный, страшный»; (Гангея) – сын царя Шантану и его первой жены – царицы Ганги, воплощения богини-реки Ганги; правнук Бхараты; дед Дхритараштры и прадед Кауравов (Дурьодханы и др.) и братьев Пандавов. Проходил свой обязательный двенадцатилетний период ученичества (брахмачарьи, под своим родовым именем Гангея) у Парашурамы. Дал обет безбрачия и уступил престол младшему брату; воспитывал братьев Пандавов, заменив им отца, – умершего царя Панду, сына Вьясы и овдовевшей невестки Шантану. Обладал выдающейся доблестью и жертвенностью, высокой нравственностью, мудростью и честью. Пользовался любовью, уважением и почтением и Кауравов, и Пандавов, обращавшихся к нему почтительно – «Прадед». Принял участие в битве на Курукшетре в возрасте 116 лет. По закону Дхармы сражался на стороне Кауравов и на протяжении всего сражения, длившегося 14 дней, оставался главнокомандующим. Был смертельно ранен в бою Арджуной, его тело было пронизано сотнями стрел. После поражения Кауравов продолжал лежать при смерти на поле брани еще 40 дней, силой воли поддерживая свою жизнь на «ложе из стрел», ожидая для благоприятного наступления смерти начала священной половины года, когда солнце движется на север. Кришна, божественный наставник и стратегический советник Пандавов, привел братьев, чтобы выказать уважение Бхишме. Затем он попросил Бхишму обучить Юдхиштхиру, старшего из Пандавов, как быть лидером и управлять таким огромным царством, которое он завоевал в битве, и об «основе освобождения». Медленно, но четко великий старец прошептал наставления. Содержание этой беседы изложено в XII книге эпоса Махабхарата в «Мокшадхарме».

Бхога – наслаждение чувственное, являющееся временным, преходящим.

Бхогананда – наслаждение чувственными удовольствиями.

Бхогаятхана – тело скорби, страданий – другое название оболочки пищи, аннамайи коши.

Бхоги – предающийся чувственным наслаждениям, наслаждающийся едой и т.д.

Бходжа – страна, расположенная возле гор Виндхая (или ее обитатели).

Бхоктритва – чувство заинтересованности в результате труда; желание похвалы и награды; является результатом отождествления себя с телом.

Бхола, Бхолаа – без эго; невинный, чистый сердцем, добрый; Тот, кто сразу дает, что его попросят.

Бхола Бхандари – близкий тем, у кого невинное сердце, готовый им помочь в любую минуту.

Бхрама - иллюзия

Бхрамарамба – «Мать-пчела»; эпитет Шакти.

Бхранти – иллюзия, заблуждение, грезы; состояние иллюзии.

Бхригу – «Сверкающий», «Искрящийся»; великий ведийский мудрец и саптариши (один из семи мудрецов в «Ковше Большой Медведицы»), сын первого Ману, родоначальник высшего рода браминов, отец Шукры. Основатель рода Бхаргавов, из которого происходит Парашурама. А также название знаменитой книги пророчеств Бхригу, в которой нужная страница находится по измерению тени человека.

Бху, бхур – проявленный, материальный мир. Смотри также: Бхур, Суваха.

Бхувана – мир, становление.

Бхуваха – сила, вызывающая движение; жизненная сила, Прана шакти.

Бхувар, бхувах (бхуварлока) – тонкий, сварга, Небесный мир; находится между землей и солнцем и является местом обитания муни, сиддхов и других совершенных существ; Мир прана-шакти, астрал. В теле человека бхувар-лока находится в гениталиях. «Они называются высшие локи, и все они находятся в теле человека» - Сатья Саи Баба.

Бхудеви – богиня Земли, Мать Земля. «Под Деви имеется в виду Бхудеви. Все насущные потребности человека удовлетворяются землей» - Сатья Саи Баба.

Бхукти – сила насыщения именем Бога, пища Бхакти, – одно из шести ценнейших свойств истинной преданности Богу. «Дхрува ревностно предавался покаянию, он отказался от пищи и питья и стал похож на скелет. Он вышел за пределы аннамайя коши (оболочки пищи). Его насыщало имя Бога, которое он повторял беспрестанно с каждым вдохом. Его умственная оболочка, маномайя коша также была посвящена Богу, изгоняя прочь все посторонние мысли. Все его существо, отданное Богу, было наполнено блаженством. Дхрува – это еще один идеал для студентов, он учит тому, что медитация должна быть полностью сосредоточена на божественной форме» - Сатья Саи Баба.

Бхума – великий, огромный, большой.

Бхумаа эва сукхам – «Только в расширении счастье», – изречение Упанишад.

Бхумата – мать Земля

Бхуми – земля

Бхур – материальный, физический мир, низший план Сознания. Смотри также: Бху, Суваха.

Бхур лока – Земля; план земли. В теле человека бху-лока находится в ступнях. «Перевоплощение никогда не может иметь место в других областях Вселенной. Перевоплощение всегда происходит на Земле…. Выражение жизни на Земле идет снизу вверх, через человеческое – к Божественному. Через человеческое рождение достижима следующая ступень – полная реализация Божественного. Человеческая жизнь священна и должна рассматриваться как имеющая наивысшую ценность…. Это (освобождение от рождения и смерти) может иметь место только на Земле. Ни на какой другой планете или в какой бы то ни было области пространства этой безграничной Вселенной не существует больше такой возможности. Она уникальна и ограничена только Землей» - Сатья Саи Баба.

Бхута – все сущее; 2) злой дух; 3) составной элемент мира и название любого из пяти элементов природы: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (вайю), эфир (акаша). «Откуда происходят эти элементы? Саи: Каждый последующий элемент происходит из предыдущего. Какова причина первого и, следовательно, всех пяти элементов? Брахман – Неизменный, Постоянный, Основа. Каково отношение между человеческим телом и пятью элементами? От Брахмана произошли ятхна и махат (устремление–усилие и космос). Из них – акаша; из акаши – вайю, из вайю – агни, из агни – джалам, из джалам – притхви. Человеческое тело – результат соединения этих пяти элементов» - Сатья Саи Баба.

Бхутабали – жертвенный огонь. «Уничтожение зла в жертвенном огне называется бхутабали. Значение этого слова было впоследствии искажено, и распространилось мнение, что оно означает «принесение в жертву животных», что привело к возникновению недопустимых кровавых ритуалов. Это неверное понимание жертвы. Бали означает «налог», «пошлина». Сегодня мы все платим налоги с нашего имущества, недвижимости и доходов. Однако взимание налогов и пошлин в стародавние времена носило иной характер и имело другую цель, нежели теперь. От нас постоянно требуют уплаты налогов, но они незаконно присваиваются власть имущими. В древности собранные налоги использовались для повышения благосостояния общества. На полученные средства строились водопроводы или прокладывались новые дороги. Жертвуя Богу свои недобрые побуждения, мы получаем в награду то, что вне пределов человеческих возможностей и в чем человек испытывает первейшую и острейшую нужду. Мы жертвуем Богу множество вещей, потому что сам процесс пожертвования доставляет нам удовольствие. Мы приносим ему цветы – не потому, что в Божественном саду недостаточно цветов, а потому, что мы счастливы одарить Его прекрасными цветами» - Сатья Саи Баба.

Бхутадайя«Доброта ко всему живому – одна из наиболее важных добродетелей человека. Вы должны развивать в себе различение, чтобы учиться доброте и умению применять ее в своей повседневной жизни. Это забота о людях и других живых существах, находящихся в беде, и оказание им помощи. Вы должны сделать все необходимое, чтобы уменьшить их боль, их печаль, их беды. Нет смысла просто бесконечно повторять слово «доброта», «доброта», «доброта»; надо применять ее на практике, сделав ее частью своей жизни. Вы должны верить, что доброта – это та же Божественность. Вы должны верить, что сердце, в котором живет доброта, – это храм Бога» - Сатья Саи Баба.

Бхутакаша - плотный физический аспект Вселенной; плотная часть Вишвасварупы, космической формы Господа. Проявленный мир, ассоциируемый с чувственными органами. «Этот плотный аспект Вселенной – Бхутакаша, столь необъятный, – всего лишь мельчайшая частица тонкого или ментального аспекта Вселенной – Читтакаши. В тонкой Вселенной известная нам физическая Вселенная подобна лишь атому» - Сатья Саи Баба.

Бхутанатх – Владыка пяти элементов. «Господь будет проявляться в каждой эмоции, которую человек связывает с Ним. Если Он воспринимается как Монстр, или Бхута, Он будет наводить ужас как Монстр. Если Его представляют себе и верят в Него как в Бхутанатху (Владыку пяти элементов), то Он будет проявлять Себя соответствующим образом» - Сатья Саи Баба.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.