Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

В

Ваакшуддхи – чистые слова. «Даже если вы не способны или не расположены служить другим, воздержитесь, по крайней мере, от причинения вреда, это уже будет достойным похвалы служением на деле! Например, возьмем произносимые вами слова, вашу речь, «ваак». Я неизменно повторяю, что чистые слова (Ваакшуддхи) ведут к чистому разуму (Маношуддхи). Вот почему Я настоятельно рекомендую говорить спокойно, говорить мягко и говорить мало, то есть, говорить саттвически. Без гнева, возбуждения и ненависти. Такой разговор не вызовет ссоры, повышения кровяного давления и разногласий. Он будет способствовать взаимоуважению и любви» - Сатья Саи Баба.

Ваасудева, Васудева, Васудэва – «сын Васудевы», имя Кришны.

Ваджра – «громовая стрела», мифическое оружие царя богов громовержца Индры в его сражениях с демонами, образец твердости и мощи.

Ваджрастра – божественное оружие, преданное Вишвамитрой Раме.

Вайвасвата – «Сын Вивасвана» (Солнца), имя бога смерти Ямы а также первочеловека Ману. Первый из умерших (Яма) и первый из живущих (Ману) происходят, таким образом, от общего отца – Солнца.

Вайкунта, Вайкунтха – «то, в чем отсутствует притупленность», «небесная обитель»; имя Вишну и небо Вишну, небесная обитель богов, находящаяся на вершине горы Меру.

Вайраги, Вайрагинйогин, достигший полного бесстрастия и непривязанности; не имеющий эмоций «привязанности» и «неприязни».

Вайрагья – «непривязанность»; «отвращение (ума от объектов чувственного восприятия)», «беспристрастность»; отречение от мира, воспринимаемого как преходящее, временное, иллюзорное; бесстрастие, полное отсутствие привязанностей и мирских желаний. «Вайрагья – это не отказ от домашнего очага и уединение в лесу. Она означает развитие божественных мыслей и уменьшение земных чувств. Именно путем такого гармоничного развития человек достигает пракрита шакти (контроль над силами природы). Когда эти силы получены, в человеке увеличивается и сила ума» - Сатья Саи Баба.

Вайшамья – отсутствие равновесия.

Вайшванара – «Всенародный», «Тот, кто поддерживает всех людей», «Присущий всем, относящийся ко всем людям»; всеобщее в человеческих существах, в частности, огонь пищеварения и погребальный огонь. «Одно из имен Агни – Вайшванара – биологический огонь, отвечающий за метаболизм, огонь пищеварения во всех людях» - Сатья Саи Баба.

Вайшешика-даршана – «школа индивидуальных свойств», одна из шести даршан (философских систем Индии), основанная в первых веках нашей эры мудрецом Канадой.

Вайшнава Шастры – Священные Писания вишнуитов.

Вайшравана – «широко известный», «сын Вишраваса», имя бога богатств Куберы.

Вайшьи – одно из четырех сословий древнеиндийского общества, занимавшееся земледелием и торговлей. «Они должны пытаться сделать течение торговли ровным и быстрым, развивать каналы коммуникации, чтобы связать нации в одно сообщество и умножить богатство в мире. Это их задача. Они должны делать все необходимое, чтобы не уменьшались и не нарушались гармония и согласие между народами. Они должны стремиться к Яшасча (славе великих дел и благородных достижений) и Варчасча (благородство в оказании помощи по развитию образования и здравоохранения путем создания школ, больниц и тому подобное). Они должны направить свое богатство на развитие всех полезных начинаний. С помощью этого укрепится добродетель и праведность» - Сатья Саи Баба.

Вайю – элемент воздух, ветер и Бог Ветра (одно из имен которого – «Анила» – ветер). Второй из пяти первоэлементов природы – воздух, – движущий принцип расширения и сжатия, представленный нашим чувствам газообразным состоянием. Жизненная сила, существующая в теле в форме праны. Ассоциируется с Сарасвати, то есть с речью «на языке», осуществляемой с помощью дыхания (ветра). Все упа- и панча-праны в организме человека управляются посредством вайю. Каждая вайю связана с одной праной и имеет то же название, что и соответствующая ей прана. В Аюрведедоша Вата в действии. «Вопрос: Каковы 5 форм следующего элемента, вайю? Саи: Самана, вьяна, удана, прана, апана. Вопрос: Как они называются в теле? Саи: Панчапрана, 5 витальных, жизненных энергий». «В Ведах слово Бхарата применяется как эпитет Вайю (ветра; стихии воздуха) и Индры (Царя Богов, олицетворяющего небо). На земле существует Агни (аспект Иды), в воздухе – Вайю (Сарасвати), в пространстве (небе) – солнечные лучи (Бхарати). Эти три аспекта богини – огонь, ветер и солнце – Веда связывает с различными состояниями Бхараты и утверждает, что богиня пронизывает собой Бхарату и весь мир. Мы должны воспринимать Иду, Сарасвати и Бхарати как три состояния одного и того же Божественного Начала. Они не существуют в отдельности, и каждую фазу нужно рассматривать в связи с другими двумя. Этому учит Веда. Только с точки зрения обыкновенной житейской практики мы можем сказать, что это – ветер, а это – солнечные лучи, но это простой и поверхностный взгляд. Нетрудно заметить: отсутствие хотя бы одного из трех аспектов приводит к тому, что остальные становятся неуловимы. Если нет солнца, нет воздуха и огня. Если нет воздуха, мы не способны постичь сущность огня и солнечных лучей. Если нет огня, то становятся недоступными воздух и солнце. Таким образом, огонь, воздух и солнце – неразделимые и существующие в единстве аспекты Бхараты» - Сатья Саи Баба.

Вак – речь или звук; «Вак – это Гаятри, и все объекты, или Бхута, – это Вак, они обозначаются с помощью Вак и относятся к Вак. Вак – это речь или звук. Именно Вак описывает их, именно Вак провозглашает их, именно Вак обозначает их”. См. Саи Баба “Дхарма-Вахини”, гл.7, с48. «Даже используя слово вак (речь), следует быть очень осторожным, так как оно относится только к словам ведического происхождения» - Сатья Саи Баба.

Вакпати – Владыка слова, тождественно и равнозначно: Вачаспати или Брихаспати (Владыка речи, Владыка голоса).

Вакрупини – воплощение речи.

Вали – старший брат царя обезьян Сугривы, сын обезьяны и бога Индры, герой Рамаяны.

Валлабхачарья – (1478–1530), выдающийся мыслитель и проповедник кришнаитского бхакти, сторонник шуддха-адвайты (чистого монизма), автор комментариев к Бхагавата-пуране.

Валмики, Вальмики – божественный мудрец-риши, поэт, автор эпоса Рамаяна. «Твердость и решимость можно использовать как для добра, так и для зла. Как вы будете использовать эти качества, зависит от вас. В раннем возрасте, когда великий мудрец Валмики был Ратнакарой, презренным вором, он использовал все свое мужество, отвагу, твердость и т.д. для зла. Благодаря своему знакомству с семью мудрецами, риши, слушая их учение, призывающее его постоянно повторять имя Бога, он смог преобразить свою жизнь и использовать непреклонную решимость и силу на благо человечества. Имя Рамы не сходило с его уст. Вот как он стал автором Рамаяны – великой эпической поэмы, рассказывающей о жизни Рамы. Следовательно, не следует использовать постоянство и твердость для плохих дел или даже для обычных мирских дел. Вместо этого используйте смелость и решительность, чтобы достигнуть Благодати Бога». «Необходимо добиваться полного отсутствия сознания тела. Именно так, предав забвению тело и воспевая имя Рамы, разбойник Ратнакара стал поэтом Вальмики, который дал миру Рамаяну. Он настолько погрузился в произнесение имени, что над ним вырос муравейник» - Сатья Саи Баба.

Вамадева – имя святого мудреца, риши, сына божественного мудреца Васиштхи.

Вамана - «Карлик»; пятое воплощение Бога Вишну (описано в Ригведе и Вишну-пуране). По просьбе Ваманы демонический царь Бали, захвативший власть над тремя мирами, пожертвовал Ему землю длиной в три шага, и эти шаги охватили три мира. Смотри также: Бали.

Ван – Тот, Кто имеет могущество, эпитет Бога.

Ванапрастха – отшельник; третья стадия жизни человека в индуизме, соответствующая уединению, жизни в лесу, размышлениям о божественности, отказу от всех желаний, от привязанности к миру. «На стадии ванапрастха человек чувствует, что вся двойственность лишена основания и ложна. Он отказывается от всех желаний, от следов привязанности к миру; ему не нравится жить в людных местах; он не жаждет достичь победы, воспевая мантру, и таким образом ведет аскетическую жизнь, питаясь только сырой пищей, главным образом фруктами и листьями в умеренном количестве. Живет в обществе мудрецов и махариши, слушает их наставления и решительно становится на путь осознания Бога. Ванапрастха должен получить согласие своей жены, когда он уходит в уединение, чтобы посвятить жизнь садхане (духовной практике), а также обязан должным образом позаботиться о детях. Если жена хочет сопровождать его, он должен взять её в духовное странствие. Однако впредь они должны жить не как муж и жена, а как брат и сестра. Чтобы достичь этих новых взаимоотношений, жизнь в доме можно заменить жизнью ванапрастхи. Но с другой стороны, если прежняя жизнь продолжается, это не соответствует ванапрастхе. Ванапрастха не должен жить там, где живут семейные люди. Он должен соблюдать обеты, предписанные для каждого времени года. Он должен смело встречать дождь, солнце и холод в любое время года. Он должен быть бдителен, чтобы непостоянный ум не увлек его к чувственным наслаждениям. Он должен искать и находить наслаждение только в размышлении о Боге и в распространении Его славы» - Сатья Саи Баба.

Ванара - обезьяна.

Вандана – приветствие, восхваление, почтение.

Ванданам – молитвенное простирание, приветственное преклонение перед Господом или Его изображением; смиренный отказ себя (от эго); предание Богу в виде жертвы пяти органов чувств и пяти органов действия. Символически это выражается приветственным жестом намаскарам, где сложенные вместе ладони означают «многое в Одном».

Вандита – почтенно приветствую.

Варанаси – «слоновый»; Хастинапура (город хоботорукого), современный Бенарес.

Вараха – вепрь; дикий кабан, одно из воплощений Вишну.

Варны – буквально «цвет»; касты, сословные группы общества. Деление относится к физическому аспекту и совсем не влияет на духовный. Они указывают на физическое, социальное строение общества, на которое делилось население древней Индии. В индийской традиции существует четыре основных касты: брахманы (священнослужители, духовные учителя, жреческое сословье), кшатрии (воинское сословье, правители), вайшьи (земледельцы, торговцы), шудры (производители и накопители материальных благ; низшие слои населения, – ремесленники, работники, зависимые земледельцы и прочие, призванные служить трём высшим варнам). Есть ещё люди, находящиеся вне каст – неприкасаемые. До сих пор большинство индийских каст возводит своё происхождение к одной из варн. «Зачем существуют варны, ашрамы, правила и ограничения, связанные с ними? Саи: Они необходимы, пока ты не стал свободным от привязанностей, рага. Ради этого необходимо выполнять предписания, ограничения и правила с точностью до последней буквы. Лекарство нужно принимать, пока упорствует болезнь. Для каждой болезни есть свое лекарство, которое ее вылечивает, не так ли? А также специальная диета и режим. Когда человек победит болезнь, он может пировать спокойно. Если больной и здоровый участвует в одном пиру, это ведет к тяжелым последствиям. Варны и ашрамы – лекарство, предписанное тем, кто страдает болезнью бхаварога, болезнью привязанности к миру. Рага (привязанность) есть рога (болезнь), и рога исчезнет только тогда, когда строго соблюдается режим. Если ты не усвоишь этого, ты не спасешься. Таково истинное значение Веданты; кто знает это, достигнет мукти, освобождения, к какому бы ашраму он ни принадлежал» - Сатья Саи Баба.

Вартха видья – знание о земледелии и других производящих материальные ценности ремеслах.

Варуна – «Он, присущий обширности», «Всеобъемлющий»; ведический бог, символизирующий ночное небо, охраняющий космический миропорядок, – олицетворение закона, справедливости, суда и воздаяния. Старший из сыновей Адити. Повелитель вод, ненавидящий ложь и насылающий на грешников болезни, в частности водянку. Впоследствии локапала – страж восточных областей. Атрибут Варуны – сети, в которые попадает тот, кто нарушает порядок, закономерность.

Васа – житель.

Васава – «Властитель Васу», повелитель восьми божеств, имя-эпитет Индры.

Васаны – тенденции, импульсы, поступающие из внешнего мира и побуждающие к действию; сочетание инстинктов, побуждений и прошлых переживаний. «Причина всех человеческих страданий – эти грубые качества. Страданий, однако, не так много, как может показаться. Они бывают четырех видов и называются васаны. Вопрос: Каковы четыре васаны? Саи: Тело, ум, богатство и секс. Хотя есть другие, все они главным образом основаны на этих. Вопрос: Человек слеп в своей гордыне. Что за эгоизм толкает его на это? Саи: Их четыре вида: гордыня рода, гордыня богатства, гордыня молодости и гордыня учености. Хотя существуют другие виды, их можно свести к этим» - Сатья Саи Баба.

Васат – восклицание, которое произносит Хотра в конце жертвенного стиха, когда подношения Богу вливаются в огонь.

Васиштха, Вашиштха – «Самый богатый», «Великолепнейший»; в ведической и индийской мифологии – один из семи Божественных мудрецов, риши, духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати; владелец коров, исполняющих желания.

Вастошпати – «защитник дома», имя божества, покровительствующего основанию дома; отождествляется с Рудрой.

Васту – реальность или первичная субстанция.

Васу – «добрый», «благой», «богатый»; «те, сияющие» – владыки богатств, группа из восьми богов Ригведы, персонификация природных явлений, стихий и объектов, над которыми главенствовал Индра, затем Вишну, поэтому они имеют имя Васава. Покровитель ВасуАгни. Восемью первоначальными Васу были божества дня, луны, полярной звезды, ветра, огня, зари и света. Впоследствии Васу стали называть Ашвин, Адитий, Рудру, Вишну, Шиву и Куберу. Имя Васу связывается с землей, Рудры – с воздухом, Адитьи – с небом. Когда Васу Дьяюс (Небо) украл у Васиштхи магическую корову, исполняющую желания, Васиштха проклял их всех принять рождение на земле сыновьями Шантану и реки Ганги. Также имя сына Куши, духовного сына Брахмы. «Когда люди заняты исполнением кармы, слово Вед связывают с именем Васу» - Сатья Саи Баба.

Васудева – «Господь богатства», «божественный, вездесущее существо», «тот, чей бог Васу» – имя царя из рода Вришни, земного отца Аватара Кришны, потомок Яду из лунной династии (названный потому Ядава), также имя Кришны по отцу.

Васуки – один из трех великих царей змеев, мифических мудрецов, обитателей подземного царства – Паталы; повелитель нагов. Во время пахтания молочного океана боги и демоны использовали Васуки в качестве огромной веревки. По преданию яд Васуки, появившийся при пахтании, способен испепелять всё живое. Один из эпитетов Вишну.

Вата – ветер, одна из трёх дош, воздушная субстанция тела (категория Аюрведы). Вата в своем естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдоха, выдоха, движения, импульсов, равновесие в тканях, остроту чувств. Её возбуждение вызывает сухость, темные пятна на коже, зябкость, тремор, вздутие живота, запоры, упадок сил, бессонницу, потерю остроты чувств, бессвязность речи и ощущение изнуренности. Вата пребывает в тонком кишечнике, желудке, поте, крови, секрете сальных желез, плазме и органах зрения. Её основное местонахождение – тонкий кишечник, где она накапливается и откуда её можно изгнать из тела.

Вата-ануломан – ветрогонное. У растений Ваты листья редкие, кора шершавая, потрескавшаяся, ветви изогнутые, сучковатые. Сами растения – тонкие и длинные, содержащие мало сока. На Вату оказывают воздействие листья и плоды (элементы воздуха и эфира).

Ватаврикша – индийская смоковница, баньян.

Ватсалья – вечная любовь.

Ватсалья Бхакти – преданное поклонение родителей, например, Яшоды; чистая родительская любовь.

Вахана – «несущий, везущий»; верховое животное, конь; средство передвижения, транспортное средство; в индуистской мифологии животное или птица, ассоциируемые с богами и служащие им «средством передвижения», – качества, которыми божество управляет.

Вахе – прекрасный.

Вахини - поток, канал, откровение, послание.

Вач, Вак – речь; голос (касается ведических слов); Богиня речи; в Ведах – персонификация священного слова, в после ведийской мифологии отождествляется с богиней Сарасвати.

Вачаспати – Владыка речи; тождественно и равнозначно: Вакпати или Брихаспати (Владыка слова, Владыка голоса).

Вашат (Васат), Вашаткара – ритуальный возглас «Осуществляю желаемое!» при совершении жертвенного возлияния огню.

Вашишта – способность подчинять всех своей воле; одна из сиддх, сверхъестественных сил йоги.

Веда, Веды – букв. «Священное знание», знание Божественного; книга знания; то, что раскрывает смысл (Веда итихи ведаха) того, что не может быть познано ни с помощью непосредственного опыта, ни с помощью логики, - это аспект Парабрахмана. Наиболее священные и древние религиозные писания индуизма, представляющие собой четыре сборника священных песнопений и ритуальных правил. Считаются первыми книгами человечества божественного происхождения, которые передавались в устной традиции преемственности от учителя к ученику. Литература каждой Веды представляет собой сборники текстов (самхиты), различные по объему, составу, времени создания и роли в ритуальной практике жертвоприношений. К Ведам примыкает целый ряд текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны. Это: Брахманы, Араньяки и Упанишады, составляющие в совокупности с Ведами канон Шрути («Услышанное», то есть откровение), которому традиция приписывает божественное происхождение, противопоставляя его последующей литературе, созданной людьми, – смрити («запомненное», ограниченное человеческое знание), пользовавшееся авторитетом в том случае, если оно не противоречило Шрути. «Как солнце является источником спонтанного излучения, так и от Бога, источника всей энергии, самопроизвольно исходят слова Вед – сияющие лучи Мудрости. Как солнечные лучи неотделимы от солнца, так и Веды неотделимы от своего источника – Бога». «Веды происходят от определенных, лежащих в основе всего звуков и их вибраций. Малейшее изменение звука изменяет значение того, что сказано. Никакой письменный язык не может представить всех ведических звуков. Многие слова просто невозможно выразить в письменной форме. Веды – это дыхание Бога. Они могут быть переданы только от человека к человеку посредством голоса. Во всей Индии не найдется и дюжины людей, которые могут произносить текст Вед правильно. За последние годы делался ряд попыток записать Веды и напечатать их в книгах. Но все эти усилия напрасны». «Веды бесконечны, а человеческая жизнь коротка. Как охватить необъятное за столь быстротечный миг жизни? Чтобы облегчить человеку эту задачу, Вьяса «сгруппировал» все Веды в четыре части, назвав их Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа – это мантра сварупа (состоящая из мантр). В Яджурведе содержится описание ритуалов, а Самаведа – это сборник гимнов и песнопений. В Атхарваведе заключены знания о поддержании здоровья и о сохранении благополучия и безопасности страны и нации. Мудрец Вьяса, который привел в систему Веды и написал 18 Пуран, в завершение своих трудов составил одну единственную строфу, выразившую суть всех Пуран: «Помогать другим – заслуга, вредить – грех» - Сатья Саи Баба.

Веда-адхьяяна – изучение Вед.

Ведавани – слова Вед, неотделимые от ума посвященных.

Ведавьяса – «Разделитель» Веды (смотри также Веда и Вьяса).

Ведаджня – знающий Веды.

Ведамата – «Блаженная Мать Вед». «Ведамата, «Блаженная Мать Вед», наделяет всевозможными дарами тех, кто поклоняется Ей. Эта Богиня (Гаятри) описывается в величественных образах в Брахманах и Дхармасутрах. Если вы их ясно понимаете, вы сможете осознать это без посторонней помощи» - Сатья Саи Баба.

Веданта – «венец Вед», «завершение», кульминация, итог ведической мысли Вед, Упанишад, отдельная ветвь (одной из шести систем) ведической литературы; обычно используется для обозначения индийской философской школы (Уттара-Миминса); философская система и название целого ряда традиций религиозно-философской мысли, систематизирующих и осмысляющих откровения Вед и Упанишад, опирающаяся на монистическую концепцию Вселенной и обучающая Высшему Знанию – знанию Абсолюта, сущность которого является полная тождественность индивидуального и Универсального Духа (Атман есть Брахман). К главным каноническим источникам относятся также Бхагавад Гита и Брахма-сутра (Веданта-сутра) Бадараяны. Основателем Веданты традиция считает легендарного мудреца Вьясу, который иногда отождествляется с Бадараяной. Главные вопросы Веданты: природа Высшей Реальности – Брахмана, Души, происхождение Вселенной, соотношение Абсолютного (Бога или безличного Начала) и мира, Абсолюта и человека, пути освобождения от сансары и достижения мокши. Брахма-сутры Бадараяны чрезвычайно лаконичны и непонятны без комментариев, и каждый крупный ученый-ведантист (Шанкара, Рамануджа, Нимбарка, Валлабхачарья, Мадхава и другие) давал им собственную трактовку, становясь тем самым основателем школы или направления в рамках Веданты. Веданта тесно связана с религией и до настоящего времени в той или иной форме определяет мировоззрение мыслителей Индии.

Ведапуруша – воплощение ведического знания.

Ведапуруша Саптаха Джнана Яджна – семидневное почитание Божества во время праздника Наваратри.

Ведартха – цель на пути к знанию.

Веды – буквально «священное изначальное знание», обладающее безусловным авторитетом как слово Бога; одна из шести школ индийской философии. До нас дошли четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. «Никто не знает, кто создал Веды. Они идут из глубины древности, они вечны и бессмертны. Они не нуждаются в чьей-либо защите, так как говорят сами за себя. Веды по существу своему – это дыхание Бога, то есть Ведическая религия, основанная в нашей стране, возникла из Божественного дыхания. Религия Индии – это религия Бога. Среди всех мировых религий именно религия Индии, лежащая в основе Индийской мысли, является тем животворным дыханием и очистительным потоком, который струится сквозь все религии мира. Всякая вера священна. Она дарована пророкам как благословение свыше, но как любое учение, она ограничена во времени. Религия Индии не имела конкретного начала и поэтому никогда не перестанет существовать. Есть мировые религии, которые указывают нам пути к Богу, несходные между собой. Они разнятся в каких-то деталях и кажутся нам отличными друг от друга. Но если говорить о предназначении всех нас, то здесь нам следует принять и поверить, что суть всех этих религий – одна и та же и восходит к Божественной Атме. В человеческом теле много органов, но главный и центральный из них – сердце, без которого организм не может существовать. Оно гонит кровь по жилам и питает ею все тело. Точно так же индийское вероучение – это то сердце, которое биением своим снабжает живительной силой все религии мира. У вас могут возникнуть сомнения по поводу того, что Я только что сказал. Я знаю, какого рода эти сомнения. Почему великие святые, посвященные и гении Духа рождались именно в Индии? Почему именно здесь возникли Веды? Почему бы им ни появиться в других местах нашей планеты, а также и мудрецам, их толковавшим? Бог присутствует повсюду. Он Вездесущ. Так же и Веды, будучи живым дыханием Бога, вездесущи. Они необъятны во времени и пространстве. Мы действительно слышим их звучание, вдыхаем их аромат, прикасаемся к их священному телу в любом месте, где бы мы ни находились». «Веды бесконечны, а человеческая жизнь коротка. Как охватить необъятное за столь быстротечный миг жизни? Чтобы облегчить человеку эту задачу, Вьяса «сгруппировал» все Веды в четыре части, назвав их Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа – это мантра сварупа (состоящая из мантр). В Яджурведе содержится описание ритуалов, а Самаведа – это сборник гимнов и песнопений. В Атхарваведе заключены знания о поддержании здоровья и о сохранении благополучия и безопасности страны и нации. Мудрец Вьяса, который привел в систему Веды и написал 18 Пуран, в завершение своих трудов составил одну единственную строфу, выразившую суть всех Пуран. «Помогать другим – заслуга, вредить – грех». На санскрите это звучит так: «Парапакарах пуньяйя, паапайя парапиданам». Каждому надо ясно понять смысл этого изречения Вьясы» - Сатья Саи Баба.

Ведическая литература – четыре Веды и еще четыре ответвления: Мантры, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Венкатешвара – древнеиндийское божество, почитаемое в южной Индии, сочетающее в себе черты и атрибуты как Вишну, так и Шивы.

Вену – флейта. «В чем значение флейты? Она символизирует тело человека. У флейты девять отверстий, так же как и у человеческого тела. Тело нужно воспринимать как флейту Бога. Она должна быть совершенно пустой, чтобы дыхание Бога свободно проходило сквозь нее. Сегодня пустоту тела заполняет целый сонм желаний. Если их изъять из тела, оно станет инструментом Бога, с помощью которого оно наполнится сладостной музыкой. Таков процесс подчинения Богу, когда человек становится упоенным божественной музыкой» - Сатья Саи Баба.

Вибхишана – «устрашающий, ужасающий»; младший брат Раваны, демон-ракшаса, преданный Раме, который покинул Ланку, чтобы присоединиться к Раме. Был утвержден Рамой на троне Ланки после смерти Раваны. Герой эпоса Рамаяна. «Вибхишана! Царствуй на Ланке с успехом и славой. Когда же истечет твой земной срок, ты предстанешь предо Мной». «Для Вибхишаны, который верил в Бога, Рама был другом. Для неверующего Раваны Рама стал врагом. Следовательно, счастье и несчастье человека вытекают из его веры или неверия» - Сатья Саи Баба.

Вибхути – Божественная сила; Могущество и проявление сверхъестественной Силы, символ Шивы; Энергия, проявление Божественного. Великолепие, Слава, Величие (согласно словам Кришны в Бхагавад Гите, обращенным к Арджуне). Священный пепел, материализуемый Сатья Саи Бабой. Профессор Кастури (который находится рядом с Сатья Саи Бабой с того времени, когда Бабе исполнилось 22 года) говорит, что вся физическая форма Свами была усыпана этим благоухающим священным пеплом, когда Он оставлял тело, чтобы помочь своим преданным. Вибхути появлялся на Его лице, устах, истекал со лба, пальцев рук и ног. Ежедневно, по свидетельству Кастури, Сатья Саи Баба материализует около фунта (примерно 400 г) благоухающего порошка, разного цвета, вкуса, запаха, который ни откуда не «берётся», а буквально истекает из его рук. Каждый год на праздновании Дасары в Путтапарти Сатья Саи Баба осыпает нескончаемым потоком пепла маленькую серебряную статую Саи Бабы из Ширди, предыдущего Аватара Кали Юги, пока слой пепла не достигает толщины 10 дюймов (около 25 см). Он опускает Свою руку в маленькую, очень легкую перевернутую урну, поддерживаемую Его преданными, такими как Кастури, д-р Гокак, д-р наук Бхагавантам или 90-летний Шри Каруньянанда, и поток пепла изливается на статую, пока рука находится в кувшине и совершает в нем кругообразные движения. При смене рук и прекращении движения пепел не падает. Позднее пепел собирается и раскладывается по пакетикам, которые Сатья Саи Баба раздает Своим приверженцам. Несколько лет назад Кастури подсчитал, что Сатья Саи Баба материализовал свыше пяти-шести тонн священного пепла, обладающего необыкновенной целительной и очистительной силой. В ашраме вибхути также изготавливается путем одновременного сожжения навоза коров и сандалового дерева, затем благословляемого Бабой (см. Язев А. Богочеловек Сатья Саи Баба и Вечное учение. СПб, 2001, с.210). «Это символ основного неразрушимого вещества, которым является каждое существо. Все вещи становятся пеплом: но пепел остается пеплом как бы много вы его не жгли. Это также знак отречения, жертвы и джняны, которая сжигает всю карму – следовательно, в недейственный пепел. Это знак Ишвары и Я наношу его вам на лоб, чтобы напомнить вам, что вы тоже Божественны. Это ценная упадеша (передача духовного знания) о вашей сущности. Она также напоминает вам, что ваше тело может в любой момент быть сведено к горстке пепла. Пепел – это урок непривязанности и отречения» - Сатья Саи Баба.

Виварта – «вращение по кругу»; развитие Вселенной (следствия) из Брахмана (причины); феноменальный мир как иллюзорная форма; видимость, иллюзия, мираж. «Виварта – свойство иллюзии, которое заставляет видеть изменения там, где их на самом деле не было. Это свойство основано на способности мозга создавать в воображении формы и образы, которых в действительности вы не видите. Когда на вашем пути появляется лежащая веревка, мы ошибочно принимаем ее за змею. Веревка не исчезает, а змея не приползает. Весь образ – плод нашей фантазии. Виварта – это свойство, заставляющее нас забыть реальную вещь и подменяющее ее другой, кажущейся формой, которой на самом деле не существует. Это – один из эффектов, присущих иллюзии, Майе». «Слова, имеющие ведическое происхождение, вмещают в себя имена и названия всех существующих форм, и поэтому их описывают как виварта. Об этом же говорится в «Ману-смрити», где утверждается, что все дживы несут в себе аспект виварты. Таким образом, виварта и Брахман идентичны друг другу» - Сатья Саи Баба.

Вивасван, Вивасват – «Сияющий», одно из имен бога Солнца.

Вивека – различение; способность к различению Истинного от неистинного; благоразумие, проницательность, мудрость; наряду с «интуицией» представляет одну из высших функций буддхи.

Вивекананда, Свами – великий философ и общественный деятель Индии (1869 – 1902гг.); ученик Рамакришны Парамахамсы, великий проповедник Веданты, основатель «Миссии Рамакришны».

Вигна – препятствия.

Вигна Винашака – Тот, кто устраняет препятствия, имя-эпитет Ганеши-Винаяки. «Винаяка – тот, кто гонит прочь все беды, трудности и несчастья. Он враг и устранитель всех препятствий. Он не позволяет ни одному препятствию встать на пути. Он – разрушитель преград. Он приносит счастье и мир своим преданным. Он управляет двумя силами: силой буддхи, разума или интеллекта и силой осуществления, сиддхи. Что такое сиддхи? Когда ваш ум становится чистым, вы достигаете покоя, который и есть сиддхи. Из этого следует, что Винаяка – Владыка ума и самореализации и что каждый человек должен обрести контроль над умом» - Сатья Саи Баба.

Вигнешвара – Владыка препятствий; одно из имен Ганеши-Винаяки. «Вигнешвара – Господин интеллекта и мудрости, он и есть Ганапати. Отсюда следует: то, что мы называем ганами, – неотъемлемые части человеческого тела. Вьякти, индивидуум, – часть сришти, творения, значит Божественное, проекцией которого является космос, присуще человеку. «Вигато наяка Винаяках» (над Винаякой никто не властен). Это означает, что Винаяка – полностью автономное и независимое божество. Над ним нет господина. В мире любой человек, рядовой или облеченный властью, имеет над собой кого-то, кто выше его. Над Винаякой не стоит никто. В Бхарате поклонение Винаяке уходит в незапамятные времена. В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, Вакратундайя дхимахи, Танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую божественную силу» - Сатья Саи Баба.

Виграха – форма воплощения божественного. «Тело – это виграха. У вашей матери есть форма. У наставника есть форма. Все вокруг обладают формами. Понятие виграха также означает «идол», то есть изображение, являющееся предметом поклонения. Эти виграхи имеют вполне определенную ценность. Именно они помогают нам постичь Божественное. В этом мире невозможно представить себе какой-либо тип поклонения, не связанный с формой. Так называемое поклонение Бесформенному – это нечто неправильно толкуемое. Те, кто выступает против поклонения идолам, заблуждаются» - Сатья Саи Баба.

Виграхаван дхармах – воплощение праведности, одно из имен Рамы. «Существует разница между царством Дхармы, управляемой божеством, и господством адхармы в царстве земных правителей. Поистине божество – это форма Дхармы, Праведности. Поэтому Рама известен как Виграхаван дхармах (воплощение праведности)» -Сатья Саи Баба.

Видвамсака – разрушительный аспект деятельности, предшествующий созиданию, видхаяке.

Видван – ученый, мудрец, сведущий.

Видеха – «бестелесный»; название страны на востоке Индо-Гангской равнины и народа царя Джанаки, эпитет Джанаки, отца Ситы. Столицей Видехи была Митхила. Современный Тирхут.

Видеха мукти – освобождение, достигаемое сразу после смерти физического тела.

Видехастхити – «без тела»; преодоление телесных нужд; отсутствие зависимости от тела.

Виджая – Победа, или Победоносный, также – название волшебного лука Карны.

Виджаядасами – день Победы, десятый, последний день праздника Наваратри. «Десятый день праздника отмечается как День Победы, Виджайядасами. Праздник уходит корнями в глубь истории Индии. В Двапара-юге, когда Пандавам пришлось провести год инкогнито, они спрятали все свое оружие (астры) по совету Кришны в дерево Джанми, которое имеет густую листву и ветви которого полны скрытого огня. Виджайядасами стал днем, когда они достали свое оружие из дерева и использовали его для того, чтобы одержать победу над Кауравами. В Трета-юге, коронация Шри Рамы после его победоносного возвращения в Айодхью с Ланки, проводилась в день Виджайядасами». «Во время Наваратри люди проводят различные ритуалы. Мы должны надеяться и молиться о том, чтобы каждый день нашей жизни стал таким же священным как эти девять дней» - Сатья Саи Баба.

Виджняна – высшая мудрость, идущая из сердца, основанная на способности различения между дхармой и адхармой; Джняна (духовная мудрость), воплощенная в жизнь; знание, постигаемое посредством духовного разума, буддхи, иногда синоним буддхи. Сознание, разум, знание, способность познать, всеохватывающее сознание, способность видения предмета знания в его сущности и всеобщности. Знание свойств эмпирического, проявленного мира, то есть знание о многом, о разном с различением знающего и знаемого. Иногда противопоставляется джняне (абсолютному знанию) и обозначает знание, основанное на Шастрах; в настоящее время используется для обозначения науки, светского образования, знаний о внешнем мире.

Виджнянамайя-коша – оболочка мудрости, целостного осознания, чистого разума.

Виджнани, Джнани – мудрец, самореализованная личность.

Видура – «Ведун», «мудрец», «далеко ушедший». Сын Кришны Двайпаяны Вьясы от шудрянки Амбики, младший брат Дхритараштры и Панду, дядя Пандавов. Его второе имя «Кшаттри» – «подрывающий», прозвище, даваемое рожденному от отца высшей касты и матери шудры. Мудрый советник слепого царя Дхритараштры, воплощение справедливости и законности – бога Дхармы, известный своими усилиями предотвратить кровавое столкновение Пандавов и Кауравов. Согласно легенде, великий мудрец Майтрейя Муни рассказал Видуре «Шримад Бхагаватам».

Видхаяка – созидательный аспект деятельности, см. видвамсака.

Видья – знание духовного единства, духовное знание, непосредственное видение истинного; «йя» – то, «вид» – что просветляет; Существуют четыре видьи: анвикшаки, тхрае, вартха, данданитхи. «Знание высшего принципа известно как видья, (знание, мудрость, осознание)» - Сатья Саи Баба.

Видьартхи – студент; искатель знания; тот, кто стремится к знанию.

Видья викирна – наделенный всеми добродетелями, - одно из 16 качеств преданного, бхакта.

Видья вихара – «воспитание радостью», – школы-интернаты, созданные Сатья Саи Бабой, где детей учат начальным понятиям духовной дисциплины, йоги, социального служения, хорового пения и медитации а также общепринятым знаниям.

Видья-майя – иллюзия, основанная на знании (с её помощью по воле Бога создается проявленный мир).

Викальпа – заблуждение, сомнение; различие; выбор, право выбора.

Викара – эволюция, изменение, приспособление.

Викари – искривленный, изменяющееся существо.

Викарма – действие, которое считается нежелательным, запрещенным.

Викарна – «измененный», «обезображенный» – имя одного из ста сыновей Дхритараштры, персонажи Махабхараты.

Викаса - рост.

Викрити – болезнь: отклонение от природы.

Викшара – «Неизменный», одно из имен Бога. «Время – основа всего. Самватсара (год) называется также Викшара (неизменный). Все объекты этого мира проходят через процессы сотворения, развития и распада. Но Божественному, которое не знает рождения, становления и гибели, дан эпитет Каласварупа (воплощение времени). И потому Божество называют Викшарой (неизменным). Поскольку год связан с Викшарой, Бог – это Самватсара Сварупа (воплощение времени и его периодов)» - Сатья Саи Баба.

Викшепа – заблуждение, свойство искажения ума, вызванного его нестабильностью при отражении окружающей действительности; невнимательность, неспособность концентрации ума.

Вималам – чистый, эпитет Бога.

Вимочана – устраняющий (освобождающий), – имя-эпитет Бога. Паапа Вимочана – уничтожающий грех.

Вина – древний индийский семиструнный музыкальный инструмент, вид лютни. Представляет собой бамбуковый ствол, вдоль которого проходят главная струна и шесть тонких металлических струн, прикрепленных концами к двум пластинкам из слоновой кости; к стволу, в свою очередь, прикреплены по обеим концам две полые тыквы. Богиня мудрости, учености, искусств, священной речи и красноречия Сарасвати часто изображается с виной.

Винайака, Винаяка – «тот, над кем нет начальника», «Предводитель» – эпитет Бога Ганеши, – Владыки чувств и Господина интеллекта и мудрости, помогающего преодолевать препятствия на пути. «Винаяка – господин всех типов знания. Сегодня знание отождествляется с приобретением информации. Но помимо знания физического мира, существует много других типов знаний, относящихся к искусству, этике и т.д. Винаяка – владыка всех типов знания. Познание связано с буддхи, интеллектом, но это не есть простая ученость. Знакомство с книгами не является знанием. Вся жизнь человека представляет собой непрекращающийся процесс познания. Любое исследование связано с обучением. Но на самом деле, всякое исследование должно быть направлено на выяснение того, что временно, а что постоянно. Это и есть истинное знание. Оттого-то студенты сегодня ревностно почитают Винаяку. Но Винаяка – не тот, кто приходит на помощь читающим книжки. Он помогает любому на каждом шагу его жизненного пути. Он всегда готов прийти на помощь. Он рад, когда ему приносят самые простые, не имеющие никакой ценности цветы джиллиди. Говорят, что тот, кто съест такой цветок, становится безумным. А Винаяке приносят эти цветы. Его почитают также, предлагая ему зеленую траву. Какой скрытый смысл подобных подношений? Они говорят о том, что ранее Винаяку почитали даже животные. Ведь у него лицо слона, а ездит он на мыши. Это символы из животного царства, указывающие, что Винаяке поклоняются даже птицы и звери. Выходит, что его почитают все существа, и что он – их господин. Он не принадлежит какой-то одной стране или одной нации или какому-то одному периоду времени. Он связан со всем миром и со всеми временами» - Сатья Саи Баба.

Винайя, Виная – «воспитание, поведение»; смирение, скромность, деликатность и дисциплина.

Винащака – разрушитель, устранитель, – эпитет Бога.

Виная висрантха – движимый гуманностью, одно из 16 качеств преданного, бхакта.

Винаса - упадок.

Вирабхадра – «благодарный героям», сын Шивы, или Его инкарнация, огненная и громадная.

Вирадж – «правящий вдали», перворожденный сын Брахмы, первичный творец.

Виракти – непривязанность, отрешенность, исчезновение желаний, – одно из шести ценнейших свойств истинной преданности Богу, бхакти.

Вират – «сияющий во все стороны»; Творение как эманация Единого Сияющего Бога.

Вират-Пуруша – Космический Дух; Дух всей Вселенной.

Вират-рупа - всеобъемлющий.

Виродха – недобрый, враждебный.

Вирочана – «светящийся», демон, сын Прахлады и отец Бали.

Вирудхашакти – «негативная» сила чувств; обладает магнетической силой.

Висваса, вишваса – вера.

Виттала, Витхала – эпитет Вишну-Кришны.

Вихара – общение человека; ассимиляция; площадка, место для игр и развлечений.

Вихари – плавное движение, незаметно плывущий, житель.

Вихараятра – путь удовольствия.

Вихитха - свободный от привязанности к органам чувств, - одно из 16 качеств преданного, бхакта.

Вичакшана – способность к размышлению; проницательность и умение принимать правильные решения; аналитическое знание.

Вичара, вичарана – «исследование»; анализ; проницательное рассуждение; адвайтическая духовная практика внутреннего исследования, вопрошания: «Кто Я», с целью познания своей Истинной Природы, «Истинного Я».

Вишада-йогайога отчаяния, с неё начинается Бхагавад Гита.

Виша – яд; ядовитое.

Вишайя – объекты чувственных радостей, воспринимаемые в состоянии бодрствования. «Человек, погруженный в пучину без духовных услад, охвачен тоской, поскольку чувственное удовольствие (вишайя) – не что иное, как яд (виша). В безумной жажде плотских наслаждений человек теряет способность к различению и страдает от многих несчастий. Человек воспринимает материальные блага как главную ценность жизни и терпит несказанные муки. Все невзгоды, рожденные подобными представлениями, известны как тхита клеша. Есть люди, которые охвачены желанием обрести богатство и собственность и которые трудятся день и ночь ради ненасытной страсти приобрести все больше и больше. Пренебрегая едой, сном и отдыхом, человек работает в поте лица от зари до зари, чтобы добиться богатства. Он ее способен сдержать свое стремление накапливать материальные блага, и превращает свою жизнь в мучение, хотя прекрасно знает, что богатство и собственность эфемерны и недолговечны. Безрассудное стремление удовлетворять ненасытную жадность – вот что приносит человеку страдание. Угнетенное состояние, рожденное этой страстью, носит название рога клеша» - Сатья Саи Баба.

Вишайяартхи – искатель материальных благ.

Вишайя-васана – интерес к внешнему миру.

Вишайя йогайога, связанная с объективным миром.

Вишайясукхам – чувственное удовольствие.

Вишва – «весь», «все»; полный, тотальный; Вселенная, материальный мир; Дух внешней Вселенной; стадия бодрствования (воспринимаются объекты материального мира). Также: Чистое Сознание, отождествляемое с грубым телом, находящимся в состоянии бодрствования, то есть Джива, пребывающая в Джаграте.

Вишвавасу – «Несущий всем благо», – имя одного из гандхарвов (небесного музыканта).

Вишвавират – дух всей вселенной, изначальная Самость, из которой рождаются все грубые формы.

Вишва-Ишвара – Владыка всей Вселенной; Бог.

Вишвакарман – «Вседеятель», «Всесозидатель», первоначальное имя Праджапати, затем Тваштри; божественный мастер, архитектор, повелитель ремесел и прикладных искусств. Построил для Раваны столицу на Ланке, а для Куберы – летающую колесницу пушпаку. Имел эпитет «вишвакрита» – «делающий всё».

Вишвакарта – космический труженик, всесоздатель.

Вишвам – космос, проявленный мир. «Проявленный мир, воспринимаемый нами, называется Вишвам (космос). Этот мир есть карьям (действие или следствие). Каждое действие имеет предшествующую ему причину. Эта причина есть Бог. Следовательно, Бог и Вселенная соотносятся как причина и следствие. Эти отношения взаимозависимы и неразделимы. Вишвам означает то, что возникло из Божественного со множеством форм. Виш + вам означает «то, что полностью насыщено». Другое значение Вишвам – Вайю (воздух). Воздух заполняет собой все. «Вишну Вишвасварупа» (Вселенная есть воплощение Вишну). Вишну также означает «заполняющий все»» - Сатья Саи Баба.

Вишвамитра – «Друг всех», «Владыка всего»; царь, сын царя Кушики, внук Брахмы. Родился кшатрием и при помощи суровых аскетических подвигов добился от бога Дхармы дара – признания его статуса брахмана, став одним из семи божественных мудрецов-риши, то есть Брахмариши. Наставник Рамы в Рамаяне. «Именно эта священная мантра (Гаятри-мантра) превратила раджариши, царственного мудреца, каким являлся Вишвамитра, в Брахмариши, (великого божественного мудреца, одного из семи великих риши)» - Сатья Саи Баба.

Вишванара – «всечеловек»; тот, кто поддерживает всех людей.

Вишванатх – «Владыка, Господь всего», «Владыка Вселенной», эпитет Шивы и название Его великого храма в Бенаресе

Вишварупа – «Обладающий всеми формами, Принимающий все формы». Вселенская Божественная форма; Универсальная форма, Все-форма в Его вселенской славе.

Вишвасам – вера.

Вишвасварупа«Космическая форма Господа, идентична Бхутакаше, плотному физическому аспекту Вселенной. На ментальном уровне ему соответствует тонкая форма Господа, то есть Читтакаша – тонкий аспект Вселенной. Эти два аспекта, Бхутакаша и Читтакаша, связаны с чувствами и разумом. Чидаакаша превосходит как чувства, так и разум» - Сатья Саи Баба.

Вишвуду (телугу) – физическое тело (как производное Вишвы).

Вишвы, Вишвадевы – «Все-боги», особый класс ведийских богов, которых насчитывалось десять.

Вишеша – особенность, «одиночное», первосубстанция, часть.

Вишиштадвайта – «отличная от двойственности»; модифицированная монистическая Веданта, признающая существование как реальности, так и иллюзии, но постулирующая их единую природу; также: души живых существ – это Единый Дух.

Вишну – «Вездесущий», «Проникающий Собой»; Бог-Хранитель, Защитник, Бог-Вседержитель, один из богов индусской Троицы (Тримурти), наряду с Брамой и Шивой, воплощение космической силы сохранения. Вездесущий, Всепроникающий и Всенаполняющий Бог, заботящийся о состоянии мира и сохранении вселенной. Вишну – сын Адити и Кашьяпы. Пребывает в своем мире Вайкунтхе, на горе Меру. Его супруга – богиня благосостояния Лакшми. Его ездовое животное – Гаруда, священная птица. Изображается полулежащим на змее Шеше с четырьмя руками, держащими раковину (Санкха), диск (Чакра), булаву (Гадха) и лотос (Падма). Цвет Его кожи – синий или темно-синий, цвет одежды – желтый. В Махабхарате упоминается, что различным Югам соответствует различный цвет кожи Вишну. Всякий раз, когда силы зла грозят миру уничтожением, Вишну воплощается из эпохи в эпоху для восстановления дхармы (праведности), поднятия духовности и защиты праведных, молящихся Ему. В индийской мифологии описывается девять Аватар Вишну (смотри также: Аватар; Дашаватара: Матсья – рыба; Курма-аватара – черепаха, Вараха – вепрь; Нарасинха – человек-лев; Вамана - «Карлик»; Парашурама – «Рама с топором», Рама, Кришна, Будда). Имена-эпитеты Вишну: Васуки, Виттала, Говинда, Дашаватара, Джаганнатха, Джанардана, Кешава, Нараяна, Парамеша, Прашанавадана, Пурушоттама, Пхулабджакша, Ритадхаман, Хари, Хришикеша.

Вишнупада – «Стопы Вишну»; металлическая пластинка с изображением стоп Вишну.

Вишну-Пурана – священные писания, посвященные Вишну.

Вишнусмаранам – неустанное памятование Божьего Имени; памятование Бога (Вишну).

Вишуддха-чакра –«чистый», «безупречный». Пятая, шестнадцати лепестковая чакра, лотос, название горлового центра. Местоположение: каротидное сплетение, горло. Биджа-мантраХАМ. Биджа-звуки на лепестках: АМ, АМ, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ЛИМ, ЛИМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, АМ, АХАМ. Элемент (таттва): эфир, пространство (акаша). Проявляется в теле как знание, «внутренние чувства»: субъект познания (джнатха), ум (манас), интеллект (буддхи), осознание себя как индивидуальности (аханкара), и панчака. Лока (План существования) джана-лока (план человеческого существования). Раскрытие Вишуддха-чакры сопровождается развитием сил очищения, устанавливается контроль над возрастом и причинно-следственной цепью. Приносит уверенность в себе, понимание природы и окружающих обстоятельств, осознание звучания.

Врата – закон; ритуальное божественное действие, принятая норма поведения. Также обет и соблюдение обета; обряд, ритуал; привычка, работа, образ жизни.

Вриндавана (Бриндаван) – «лес женских хоров», роща возле деревни Кришны в округе Матхура. Смотри также Бриндаван.

Вритти – видоизменения разума; образ мыслей и поведение; побуждения; волнение, возникающее в уме.

Вриша – «Бык», имя Карны, сына Кунти от бога Солнца до брака с Панду. Герой эпоса Махабхарата.

Вришаба – бык.

Вришавахана – Тот, чья вахана – бык, или Дхарма; эпитет Параматмана.

Вришни – «мужественные», племя Ядава, из которого вышел Кришна.

Вьявахара – практическое соотношение, связь; эмпирическая истина вещей; практическая жизнь.

Вьявахарика – эмпирическое знание (полученное опытным путем).

Вьявахарика дхармадхарма, праведное поведение, которому люди следуют в повседневной жизни.

Вьякти – индивидуум; тот, кто проявляет скрытую в нем Божественную Силу.

Вьякши – личность, «тот, кто делает более явной (Вьякса) силу (Шакти) или Божественную энергию, находящуюся в нем и управляющую им» - Сатья Саи Баба.

Вьмоха – заблуждение.

Вьяна – одна из пяти панча-пран, пронизывает все тело; локализуется в сердце. Она обеспечивает кровообращение, регулирует и контролирует все движения тела, а также координирует деятельность других панча-пран, – распределяет по всему телу витальную (жизненную) энергию. Вьяна приводит в действие и согласовывает работу конечностей и связанных с ними мышц, суставов, нервов и сухожилий. Она также отвечает за осанку.

Вьяса (Кришна Двайпаяна Вьяса) – буквально «Разделитель»; космическое Существо, рождающееся в каждой эпохе для распространения священных писаний. Вьяса данной эпохи – сын Сатьявати и риши Парашары, был тайно рожден и оставлен дочерью царя рыбаков Сатьявати на острове посреди Ямуны (Двайпаяна – «Островной», рожденный на острове), дед Кауравов и Пандавов, легендарный святой мудрец, поэт, риши, автор Махабхараты, всех Пуран (мифологических текстов), а также Брахма-сутр. День, в который он начал писать Брахма-сутры празднуется как Гуру пурнима. «Разделил» – систематизировал и отредактировал некогда единые священные знания – Веды на четыре сборника: священных песнопений; гимнов; ритуальных правил; знаний о поддержании здоровья, сохранения благополучия и безопасности страны и нации. «Вальмики и Вьяса были великими учеными духовного знания, их все почитали. Они написали Священные писания, такие как Рамаяна и Махабхарата. Но они также были сведущи и в светских науках, иначе как бы они написали такую великую классику?». «Вьяса «сгруппировал» все Веды в четыре части, назвав их Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа – это мантра сварупа (состоящая из мантр). В Яджурведе содержится описание ритуалов, а Самаведа – это сборник гимнов и песнопений. В Атхарваведе заключены знания о поддержании здоровья и о сохранении благополучия и безопасности страны и нации. Мудрец Вьяса, который привел в систему Веды и написал 18 Пуран, в завершение своих трудов составил одну единственную строфу, выразившую суть всех Пуран. «Помогать другим – заслуга, вредить – грех». На санскрите это звучит так: «Парапакарах пуньяйя, паапайя парапиданам». Каждому надо ясно понять смысл этого изречения Вьясы» - Сатья Саи Баба.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.