Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

У

Угади – день начала новой эры или года. Например, начало Кали-юги, – соответствует 20 февраля 3102 года до Рождества Христова. «Угади означает начало новой эры или года. В этот день ещё раз посвятите свою жизнь духовной дисциплине намасмараны. Откажитесь от всех привычек, создающих помехи для постоянного памятования Бога. В эту Кали югу Священные Писания основными духовными практиками для достижения союза с Богом называют занятия намасмараной и севой – памятованием имени Бога и служением» - Сатья Саи Баба.

Удана – одна из пяти панча-пран, Область тела, находящаяся выше гортани, активизируется и контролируется уданой: глаза, уши, нос, вкусовые и тактильные органы чувств (кожа). Без уданы было бы невозможно ни мышление, ни осознание внешнего мира.

Удана-вайю – прана, обеспечивающая речь, энергичность, волю, усилие, память и выдох. Локализуется в горле.

Удасина – «неподверженность внешнему влиянию». «Лучшая поза для медитации – это удасина (поза полного расслабления и полной отрешенности). Патанджали в «Йога сутрах» рекомендует стхира сукха асанам – устойчивую, удобную позу для сидения. Я скажу вам то же самое иными словами, что самая эффективная асана – та, в которой внешний мир влияет менее всего, а «удасина» значит «неподверженность влиянию» - Сатья Саи Баба.

Удасинах – тот, кто невозмутимо, что бы ни случилось, исполняет свой долг.

Удая – мифическая «Гора восхода» (Удаягири), из-за которой выходит по утрам солнце. Также существовала реально Удаягири на восточном побережье субконтинента, в окрестностях Бхуванешвара (Орисса).

Удбиджа – рожденный из земли, например, муравьи, растения, деревья.

Уддалака – мудрец, отец Суджаты и Шветакету, дед Аштавакры, персонаж Упанишад. Смотри также: Суджата.

Уддхава – дядя или двоюродный брат Кришны; в Махабхарате он друг и советник Кришны. «Однажды Кришна сказал Уддхаве, двоюродному брату: «Тапас, Джнана, Вайрагья, Йога, Дхарма, Врата, паломничество – заслуги, приобретаемые всем этим, приобретаются Моим Бхактом с гораздо большей легкостью». Поразмыслите над тем, как велика сила истинной преданности! С ее помощью чандала (представитель одной из самых низших каст в Индии) может превзойти даже брамина! Брамин, лишенный бхакти, стоит ниже, чем чандала, наделенный Бхакти. Об этом говорится в Пуранах, священных писаниях» - Сатья Саи Баба.

Ума – дочь Гималаев (Химавата) и Мены, жена Шивы, – Парвати. Это имя – производное от восклицания ее матери, Мены: «У! Ма!» – «О! Нет!», когда та начала практиковать суровую аскезу, чтобы Шива обратил на нее внимание. Смотри также: Парвати.

Уники – (телугу) существование, «сущее».

Упа – близость, близко.

Упаваса – пост

Упадана карана – материальная причина

Упадеша – наставничество, духовное обучение; передача духовного знания.

Упадхи – вместилище, проводник. «Упадхи, или отдельные вместилища, суть проявления Единой Реальности, как есть только одно Солнце, сияющее на небосклоне. Когда мы наполняем водой тысячу кувшинов, в них отражается одно и то же Солнце. Но поскольку тысяча кувшинов наполнены водой, которая обладает свойством отражения, нам кажется, что Солнце раскололось на тысячу Солнц. Но это только наше ощущение, и оно ложно. Истина в том, что в небе светит единственное Солнце. Подобно этому наши тела можно сравнить с кувшинами, наполненными водой, в которых отражается единая Атма, расколотая в нашем воображении на множество частей» - Сатья Саи Баба.

Упамана прамана – свидетельство достоверности, основанное на сравнении.

Упанаяна – посвящение; инициация Мантры (см. также Брахман).

Упанишады – священные богооткровенные писания, четвертая, – последняя часть Вед (их квинтэссенция), посвященна самопознанию, присоединена к Ведам мудрецом Вьясой. В них трактуются вопросы природы Высшей Реальности – Брахмана, Души, происхождения Вселенной и т.п. Существует 108 основных Упанишад. «Корень «шад» - означает сидеть и разрушение; и два слога – предлоги «упа» и «ни». «Ни» означает устойчивый, дисциплинированный. «Упа» означает возле. То есть ученик должен сидеть возле гуру (ачарьи) духовного учителя (наставника) и с предельным вниманием слушать то, что ему сообщается» - Сатья Саи Баба.

Упапандавы – сыновья братьев Пандавов и Драупади, были убиты Ашватаммой во время сна; герои эпоса Махабхарата.

Упа-праны – их пять: нага, курма, крикара, девадатта, дхананджайя. Они связаны с такими малыми проявлениями активности, как чихание, зевота, чесание, отрыжка (рвота), икота и чувство голода.

Упарати – полная остановка восприятия и способности органов чувств к ощущению.

Упасана – буквально «сидение рядом»; поклонение, почитание, преданность; практика медитации; духовная практика поклонения и почитания Божественных форм; созерцание образа или формы Божества, ипостаси Единого.

Упасана канда – раздел (песнь) о почитании, поклонении Богу, вторая часть Вед.

Упекша – невовлеченность, пренебрежение, безразличие; когда человек непредвзято относится к злым людям, когда он не любит их и не ненавидит, – одна из главных добродетелей человека которое следует развивать в себе (наряду с маитри, мудита и каруна). «Четвертая необходимая составляющая – упекша. Апекша связывает человека. Упекша – освобождает. Апекша означает увлечение земными вещами. Упекша – избавление от этого увлечения. Возьмем, например, тыкву. Если опустить зеленую тыкву в воду, она утонет. Тыква содержит много воды, поэтому, когда вы погружаете ее в воду, она тонет. Когда та же самая тыква высушена, то внутри нее нет воды, и она будет плавать. В чем причина? В первом случае тыква сродни воде, и вода является ее частью. Точно так же, когда вы увлечены земным и живете в миру, вы привязываетесь к нему. Когда вы освобождаетесь от земных привязанностей, вы идете к Божественности и не зависите от мира. Этот процесс «освобождения себя» называется упекша. В Рамаяне, когда Рама решает уйти в лес, Сита хочет сопровождать Его и оставляет все свое имущество. Оставив привязанность к имуществу, она может обрести Раму. Но когда в лесу у нее появляется желание иметь золотого оленя, она разлучается с Рамой. В первом случае, когда она устранила каму – желание обладания, – она стала единой с Рамой. Смысл этого эпизода состоит в том, что пока вы связаны Камой, или желанием, у вас нет надежды достичь Рамы, или Бога. Однако это не означает, что вы должны отречься от мира. Живите в миру, но найдите равновесие между мирской жизнью и духовной. Человеческая жизнь подобна золоту в его природном состоянии, смешанному с примесями, и потому не чистому. На начальной стадии оно загрязнено. Когда вы, предпочитая хорошее общество и развивая возвышенные идеи, очищаете мысли, речь и действия, вы изменяете самих себя. Это процесс упекши» - Сатья Саи Баба.

Утсаха – настойчивость

Утсахам – решительность; является одним из четырех качеств – ликов Шивы.

Уттара – дочь царя Вираты, жена Абхиманью, персонаж Махабхараты.

Уттара-мимаса – «высшая» или вторичная мимаса, одна из шести даршан (философских систем древней Индии), тесно связанная с Ведантой.

Уттхара - ответ

Ушана, Ушанас – «интенсивный», имя мудреца Шукры, сына Бхригу, гуру асуров – наставник демонов является аналогом-антиподом Брихаспати – наставника богов. «Правитель» планеты Шукра (Венеры).

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.