Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

Д

Даана – буквально Дар, дарение; сообщение; удовлетворение; подкуп.

Даанасахитха - тот, кто ведет себя праведно, одно из 16 качеств преданного, бхакта.

Даасьям – служение людям как служение Господу; служение верного слуги своему хозяину. Именно таким образом садхака, духовный искатель должен служить человечеству.

Даасья, дасья - служение; отношение к Богу как преданного слуги, – «для искателей, живущих в наше время, лучше всего и проще всего» - Сатья Саи Баба.

Дайала – сострадающий несчастным.

Дайвабала – сила, данная Богом, присущая Ему и исходящая от Него.

Дайва-притхи – благоговейная любовь к Богу.

Дайватвам – Божественное.

Дайви сампати – божественные качества.

Дайтьи – сыновья Дити (Ограниченности) от Кашьяпы; демоны-асуры, враждебные богам (сурам).

Дайя, дая – сострадание ко всем живым существам.

Дакша – «ловкий», «способный», «разумность»; непоколебимая решимость выполнять священную задачу, твердость и сила духа. В Пуранах – форма Брамы и Его сын, олицетворяют духовную силу и, в то же время, мужскую энергию, порождающую богов в вечности. Имя седьмого сына Брахмы, одного из семи мудрецов, отец Сати, Рохини и других жен богов.

Дакшина – подарок, подношение, сделанное в благодарность за обучение или услугу; плата жрецам-браминам за проведение ритуалов жертвоприношений. «Нищим не следует давать деньги. Им нужно предоставить возможность поверить в свои силы. Оказывайте помощь, сотрудничайте с менее удачливыми людям и помогайте им подняться в жизни. Все не могут быть равны в этом мире. Неравенство будет существовать всегда. Сегодня люди из-за своего эгоизма и собственнических интересов даже Бога низвели до уровня нищего. Когда вы приходите в храм, священник подносит вам блюдо, ожидая от вас несколько монет в качестве дакшины (подношения). Люди оставляют дакшину на подносе и получают у священника прасад. Ожидание дакшины сравнимо с попрашайничеством. Давайте не будем прибегать к подобному попрошайничеству. Давайте будем богатыми в своих помыслах, словах и делах. Вы можете умереть от нехватки денег, но никогда не просите их. Образованные люди должны преподать урок тем, кто проводит время на улицах, выпрашивая милостыню. Когда вы столкнетесь с нищим, вы должны сказать ему: «Дорогой мой, ты – сын матери Бхараты. Твоя мать не бедна, она богата во всех отношениях. С древних времен она заботилась обо всех народах. Будучи ее сыном, ты не должен прибегать к подаянию» - Сатья Саи Баба.

Дакшинамурти – «Обращенный лицом к югу» – ипостась Шивы как Высшего йога, духовного наставника, сидящего на фоне Гималаев лицом к ученикам.

Дал – лепесток.

Дама – самообладание, самоконтроль; обуздание органов чувств, ищущих наслаждений в объектах восприятия. Подчинение пяти органов чувств: ушей (слуха), кожи (осязания), глаз (зрения), языка (вкуса), носа (обоняния). Подчинение пяти органов действия: рта (речь), рук (действия), ног (передвижение), ануса (испражнение), половых органов (воспроизводство). Подчинение четырех внутренних органов восприятия: ахамкары (эго), читты (памяти), буддхи (интеллекта), манаса (ума). Важнейшая духовная дисциплина для занимающихся практикой йоги и бхакти.

Дамам – абсолютный контроль над чувствами, господство над органами чувств.

Дамара - барабан.

Дамарука - барабан.

Дамбха – гордость; «Дамбха побуждает людей совершать ягу и яджну (жертвоприношения), раздавать огромные суммы в качестве милостыни только для того, чтобы снискать мирскую славу» - Сатья Саи Баба. Черта характера, которую следует избегать.

Дамодара – имя, данное Кришне, символизирующее попытку Яшоды, приемной матери Кришны, связать Божественного ребенка–шалуна веревкой (дама), обернув её вокруг живота (удара), что ей, конечно, не удалось сделать.

Дана – милосердие, благотворительность; милостыня.

Данавы – демоны, асуры; рожденные Дану от мудреца Кашьяпы. Мифические существа-гиганты, злые духи, враги богов.

Данам – щедрость.

Данда – жезл (атрибут Богов); наказание, взыскание; палка.

Данданитхи видья – знания, правила и наставления о жизни и поведении в обществе; оно особенно важно при получении и использовании денег и продуктов питания, чтобы избежать погружения в круг рождений, самсару.

Дандачакра – божественное оружие, переданное риши Вишвамитрой Раме.

Данта – тот, кто достиг абсолютного контроля чувств.

Дарпа – гордость, которая преследует человека, когда он богат и счастлив.

Даршан, даршана – видение, непосредственное лицезрение Божества, Аватара или святого, почитаемого человека, приносящее милость удостоенному его; само откровение Божества своим преданным; случай, когда духовная личность в Индии разрешает лицезреть Себя. Также: взгляд (милостивый взгляд), воззрение. Система ортодоксальной индийской философии (в которой насчитывается шесть даршан: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта); мировоззрение, философия. «В конечном счете, вы должны знать, как использовать шанс, который вы получили в этой жизни, соприкоснувшись с Господом. Лампа излучает свет, но он может быть использован в разных целях, как в хороших, так и в плохих. Ганга – священная река, но ее вода используется как в хороших, так и в плохих целях. Как вы используете этот шанс, зависит от вашей судьбы, удачи и Милости, которую вы способны заслужить. Крепите веру, развивайте преданность, бхакти, и все придет». «Я являюсь во сне для того, чтобы сообщить что-то индивидууму. Это не просто обычный сон. Не думай, будто то, что ты воспринял во сне, – это игра твоего воображения. Таким способом Я давал ответы, разрешая все твои сомнения» - Сатья Саи Баба.

Дарши – видящий.

Даса – десять.

Дасара – десятидневный праздник, посвященный ипостасям богини – Матери; знаменует победу богов над демонами, света над тьмой, знания над неведением.

Дасра – «совершающий удивительные дела», эпитет одного или обоих Ашвин – «всадников», – лошадей-богов, врачевателей богов.

Дасья, даасья – преданное служение. Один из видов богопочитания, когда преданный Господу человек считает себя Его покорным слугой.

Даттатрейя, Даттатрея (Датта) – «данный Атри», – мудрец, сын Атри и Анасуйи, считающийся инкарнацией Вишну. Воплощение Ананды, Блаженства, также считается воплощением одновременно трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Даттатрея является Брахма-риши (божественным мудрецом) и Вишва-гуру (вселенским Учителем) по Своему рождению. Символически принято изображать Даттатрею трехликим, имеющим три головы и шесть рук, рядом с Ним изображают четыре собаки (символизирующие четыре Веды), позади Него – корову Камадхену, исполняющую желания тех, кто высказывает свои просьбы, будь они мирские, ментальные или духовные, и еще позади Него дерево (также исполняющее желания). В одной Его руке – трезубец (тришула), уничтожающий эго; в другой – барабан (дамара), пробуждающий спящих в невежестве; в третьей – круглое колесо (чакра), символ бесконечности; в четвёртой – витая морская раковина (шанкха), символ изночального звука Омкар; в пятой – чётки (джапамала), символ Его учеников; в шестой – горшок для воды (камандалу), но наполнен он нектаром мудрости. Он – один из 24 аватаров, первый в истории фактический пурна-аватар, из упоминающихся в священных писаниях индуизма; является символом состояния авадхута, освобожденной души. Учитель духовной мудрости и самореализации, даровавший её, например, Шаданане, Гаджанане (сыновьям Шивы) и Прахладе в Крита-югу; Парашураме, Картавирьяарджуне в Трета-югу; Аларке, Яду, Рантидеве в Двапара-югу; Шанкарачарье и Джнянешваре в Кали-югу. Даттатрея считается автором нескольких духовных произведений. «Авадхута-гита», где Даттатрея передает наивысшую мудрость Картикее (Субраманье, сыну Шивы), является самым высочайшим произведением по «адвайте», недвойственности. «Трипура Рахасья» содержит поучения, в которых описывается Абсолютное Бытие, – чистый источник мудрости; в ней поучения Даттатреи с максимально возможной для книги степени подвигают читателя к самореализации и осознанию им своей высшей Сущности. В «Дживанмукта-гите» приводится краткое (из 24 шлок) описание самореализованного еще при жизни мудреца – дживанмукты. В «Даттатрея-упанишаде» преподаются три типа мантр. Кроме того, Даттатрее приписываются несколько тантрических работ, главная из которых – «Даттатрея тантра». Множество фактов о Даттатрее приводится в Шандилья-упанишаде и Маркандея пуране. Он незримо ведет людей по духовному пути, спасая и трансформируя их; предстает перед своими почитателями в различных обличьях, появляясь во снах, мгновенно приходит к ним на помощь. Ширди Баба и Сатья Саи Баба считаются воплощениями этого Божества. Сатья Саи Баба объявил в декабре 1970 года, что Он –воплощение Даттатреи и материализовал фотографию Датты с тремя ликами Самого Бабы. Смотри также: Анасуйя.

Дашаватара – десять Аватаров Вишну: 1) Матсьяаватара – рыба; 2) Курмааватара – черепаха; 3) Варахаватара – вепрь; 4) Нарасимхаватара – человеколев; 5) Ваманаватара – карлик; 6) ПарашурамаРама с топором; 7) Рамааватара – идеальный человек, правитель, сын, муж – высоконравственная, добродетельная духовная личность; 8) Кришнааватара – воплощение Божественной Любви, Премы и Пурна-Аватар – полное Божественное воплощение Вишну; 9) Буддаватара; 10) Калкьяаватара – грядущий Аватар. «Когда Божество нисходит на землю как Аватар, – будь то в облике Рамы, Кришны или Мастьи (рыбы), Варахи (вепря) или Ваманы (карлика), цель у Него только одна – преподать миру Истину о природе Любви: «О, человек! Есть только одна причина вражды и хаоса, царящих в мире. Ты беден любовью и богат эгоизмом и тщеславием. Лишь когда ты взрастишь в себе Любовь и дух жертвенности, тебе откроется Божественное, сокрытое в тебе» - Сатья Саи Баба.

Дашаратха – «владелец, герой десяти колесниц», царь Солнечной династии, потомок Икшваку, царствовал в Кошале, со столицей в Айодхье. Десять колесниц символизируют 5 кармендрий и 5 джянендрий, которыми он управлял. Имел трех жен и четырех сыновей. Матерью Аватара Рамы была Каушалья, матерью Лакшманы и ШатругныСумитра, а БхаратыКайкейи. Кайкейи получила право исполнения любого своего желания и потребовала у Дашаратхи, чтобы Рама удалился в лес на 14 лет, а наследником трона стал её сын. Вынужденный сдержать обещание, данное своей младшей жене, он отправил Раму в 14-летнее изгнание и умер, не в силах вынести разлуки. Герой эпоса Рамаяна. «Рама был реальной личностью и Аватаром. Дашаратха был его отцом» - Сатья Саи Баба.

Дашаратханандана – сын Дашаратхи, Рама.

Дая – милосердие, сострадание ко всем живым существам.

Дая каро – сострадай, проявляй сострадание.

Дваадаси врата – жертвоприношение (яджна) на двенадцатый день новолуния, начинающееся с соблюдения поста за день до дваадаси, а с наступлением двенадцатого дня новолуния – угощением всех гостей и прерыванием поста.

Дваждырожденный, двеша, двиджа – представитель одной из трех первых варн (брахманы, кшатрии, вайшьи) вторым рождением для них считается обряд инициации (упанаяна), проводимый над мальчиками – подростками этих варн. Иногда под дваждырожденными понимаются исключительно брахманы.

Двайта – «двойственность», дуализм, дуалистическая Веданта, философия, признающая, что мир образован двумя извечно существующими началами (джива и пракрити), которые никогда не сливаются воедино.

Двандва бхава – двойственность сознания .

Двапара Юга – третий по счету мировой период в индийской космогонии, равный 864000 годам, – Бронзовый (Медный) век, когда в мире начинают преобладать зло и пороки. Смотри также: Юга.

Дварака – «Многовратный», столица ядавов, племени Кришны, созданная им на острове среди океана за одну ночь. По преданию, погрузилась в море после ухода Кришны из мира. Современная Дварка – в западной части Гуджарата. Один из эпитетов КришныДваракеша (Владыка Двараки).

Дваракаваси – живущий в Двараке.

Двеша – эмоции антипатии, неприязнь; гнев, частью которого является ненависть. Одно из трех основных состояний – качеств ума, которых следует постоянно избегать (наряду с Рага и Моха).

Двиджа – дваждырожденный, – представитель одной из трех высших каст (брахманов, кшатрий, вайшья), получивший инициацию, упанаяну. Смотри также Дваждырожденный.

Двипа – «остров», материк, «континент», располагающийся вокруг горы Меру и омываемый каждый своим океаном. (в индийской мифологии описывалось семь материков).

Дева, Дэва – божество, небожитель.

Дева Ануграхам – Божья Милость.

Девадатта – «Дарованный богами», название боевой раковины Арджуны; также имя злого и завистливого двоюродного брата Гаутамы Будды; это имя стало нарицательным, аналогично «Иуде».

Деваки – дочь Девака, мать Кришны, жена мудреца Васудевы. Двоюродная сестра царя Кансы, демонического правителя Матхуры, который из-за пророчества быть убитым седьмым сыном Деваки, убивал всех её детей. «Кришну родила Деваки, а воспитала Его Яшода в Бриндаване. Яшода испытала все радости, которыми может одарить ребенок» - Сатья Саи Баба.

Дева-лока – небесный план, мир божественных существ, небожителей.

Девамсасамбхути – просветленные.

Девата – божество; существо божественной природы.

Деватаджняна – знание о божественном мире.

Деваяни – «приводящая к богам», дочь Шукры.

Деви – Богиня, божественная сущность, проявлениями которой были Дурга, Парвати, Ума, Гаури и др.

Девика – все, что происходит от Божественного начала и объединяет божественные свойства, природу Атмы.

Денуврата – ритуал «поклонение корове».

Деха - тело. «Вместо того, чтобы рассматривать человеческое тело, таким вот образом составленное из 5 элементов, как единственное, ведантисты говорят, что существует много тел! Правда ли это? Саи: Их не много, а три. Некоторые считают, что их 4! Вопрос: О! Что они из себя представляют? Как они называются? Третье и четвертое? Саи: Стхула деха (грубое тело), сукшма деха (тонкое тело) и карана деха (причинное тело). Еще одно, которое называют четвертым, – маха карана деха (сверхпричинное тело)» - Сатья Саи Баба.

Дехаабхиманам – привязанность к телу. «Настоящая причина тоски – это привязанность к телу, отождествление этого тела со своим «Я». Все беды возникают от чувства «я» и «мое». В первую очередь необходимо избавиться от дехаабхиманам (привязанности к телу)» - Сатья Саи Баба.

Дехабхранти – телесная иллюзия; заблуждение человека, основанное на отождествлении себя с телом; ложное представление о том, что реально существует только материальный мир (физическое тело). «Мы забыли о Высшей Реальности и погрузились в Дехабхранти, или телесную иллюзию. Мы ошибочно считаем наше эфемерное существование единственно реальным. Мы не боимся веревки, но панически боимся змеи, мы не боимся Атмы, Божественной Души, но мы исполнены страха перед жизнью. Несмотря на то, что мы Атма-сварупы и должны быть свободны от страха, мы находимся в плену у страха и иллюзии» - Сатья Саи Баба.

Дехамата – мать; физическая мать тела.

Дехатма – «владыка тела»; душа, существующая в материальном теле.

Дехи – тело Бога; Обитающий в теле; Пребывающий; вечный – неизменный – бесконечный – наполняющий все пространство и всю материю.

Джагадамба – Мать Вселенной.

Джагад Гуру – «Духовный Учитель Мира», «Всемирный Учитель», одно из имен Сатьи Саи Бабы. «Я не человек и не бесплотный дух, Меня нельзя назвать брахмачарином (постоянно созерцающим брахма-таттву (божественную сущность), домохозяином или монахом (грихастхой или саньясином). Называйте меня Учителем Истины» - Сатья Саи Баба.

Джагадишвара – Владыка мира.

Джаганмата – Мать вселенной.

Джаганнатха – «Владыка вселенной», Отец вселенной; ипостась Вишну-Кришны, почитаемая в г. Пури, штат Орисса. Его храм в Пури – один из знаменитых центров паломничества, где Кришна изображен вместе с Его сестрой Субхадрой и братом Баларамой.

Джагат, Джагатх – Мир, Вселенная; проявленный, изменяющийся, материальный мир; вечное движение; состояние бодрствования.

Джагатбхавам – очарованность миром.

Джагати – «движущееся», движение, универсальное движение, вселенная. Ведическое четырехстишие из двенадцати слогов.

Джагатьям Джагат – движущаяся вселенная.

Джаграт – состояние бодрствования, то есть когда сознание находится в непосредственном контакте с внешними объектами; состояние сознания, ассоциируемое с Дживой, индивидуальной душой, отождествляющей себя с грубым телом. «Мы заблуждаемся и встаем на путь саморазрушения, когда думаем, что все это – реальность. Только поборов и преобразив ум, мы сможем постичь Божество внутри нас. Ум обусловливает жизнь человека, его горе, радость, но также и освобождение. Именно ум заставляет нас забыть божественное и увлекает соблазнами джаграта (мира). Само значение слова джаграт свидетельствует о преходящей природе мира, так как «джа» значит «уходящий», «гат» – приходящий. В то время, как мир изменяется, человек остается неизменным. Слово «нара» (человек), значит «тот, кто нетлен», где «на» – это «не», а «ра» – «тленный». В человеке нетленно «Истинное Я», ибо человек и есть это «Истинное Я»» - Сатья Саи Баба.

Джаграта – пробуждение, бодрствование.

Дджагратаджаграта – «пробуждение от пробуждения»; путь «отрицания отрицания», ведущий к познанию Единого.

Джада – чувства; ум; инертный; бессознательное; инертное тело, неживая материя; холодный, неподвижный, тупой, глуповатый.

Джадатва – инертность (джада), или свойства инертности, проявляющиеся в пяти фазах: гхатаакаше, джалаакаше, дхараакаше, чидаакаше, махадаакаше.

Джай, Джайа, джайя – «Победа», «да здравствует, слава!» – восклицание, добрая слава; успех; победитель. Джая –имя-эпитет Арджуны, синоним Виджая.

Джайнизм – одна из мировых религий, основана Махавирой. Человек становится победителем – «джиной» (по терминологии джайнов), когда силы органов чувств (способность глаз видеть, ушей – слышать, ума – думать), черпаемые из божественного источника, находятся под общим контролем, то есть когда человек управляет чувствами.

Джала – вода (как элемент природы), санскрит.

Джала самадхи – слияние с Богом через воду.

Джалапанчака – 5 тонкостей (воды), пять форм, которыми стал элемент воды в теле человека. «Скажи мне, что такое джалапанчака, пять форм, которыми стал элемент воды? Саи: Шабда, спарша, рупа, раса, гандха, – звук, прикосновение, форма, вкус, запах. Вопрос: Есть ли у них какое-нибудь особое название? Саи: Они еще называются панча-танматра, пять тонкостей» - Сатья Саи Баба.

Джамадагни – мудрец, брамин, подвижник из рода Бхаргавов, отец Парашурамы.

Джамбаван, Джамбавантха – вождь медведей, воевавший на стороне Рамы, герой эпоса Рамаяна.

Джанака – «Родитель, Порождающий»; знаменитый своей мудростью, благочестием, богатством и щедростью царь Видехи (со столицей в городе Митхила), посвящённый в высшее знание мудрецом Яджнавалкьей. Правил многие годы, находясь на самых высших ступенях Раджа-йоги. Отец Ситы, супруги Рамы (по преданию нашел в борозде девочку – Ситу (Борозда) и удочерил её). Герой Рамаяны. В Упанишадах выступает участником дискуссий о Брахмане.

Джанаки – «дочь Джанака», одно из имен Ситы, супруги Рамы.

Джанани – мать (та, которая родила).

Джанам – рождение.

Джанардана – имя Вишну-Кришны, имеющее несколько значений: «Побуждающий людей (к деятельности)», «Карающий, притесняющий (за совершенное зло)», «Почитаемый людьми»

Джаната – люди, народ.

Джаната-кальян – мир и процветание.

Джанмаштами – день рождения Кришны, праздник, отмечаемый 2 сентября.

Джанту – живое существо, животное, тварь; все живое, появившееся из чрева матери.

Джапа, джапам – «бормотание»; духовная практика благоговейного повторения имени Бога, мантры, молитвы с целью сосредоточения на сущности Господа. Упаншу-джапа (безмолвное повторение имени, мантры) считается более мощной, чем произносимая вслух. Ликхита-джапа (записанная) – разновидность безмолвной джапы. Одно из аюрведических названий растения гибискуса, способствующего практике джапы.

Джапа-дхьянамедитация на форму Бога с повторением Его имени.

Джапамала – четки; нить с нанизанными на нее бусинами; используется для практики джапы, повторения Имени Бога Общее число бусин четок 108 + 1 (Сумеру) или кратное 9. Сумеру никогда не перебирается пальцами, она представляет неподвижную точку малы и символизирует Абсолют, находящийся вне понимания и познания. «Хислоп: Баба материализовал джапамалу из одинаковых по размеру жемчужин и показал, как ею пользоваться. Большой палец, который отстоит от других четырех, символизирует Бога. Указательный палец, представляющий индивидуальную личность, соединяется с большим, с Богом. Три остальных пальца являются символами трех гун (качеств) – трех типов темперамента, мышления и действия, наблюдаемых у людей. Средний палец представляет саттвическую гуну (спокойствие, чистоту, уравновешенность характера). При помощи движения большого и указательного пальцев джапамала передвигается по саттвическому, среднему пальцу). Саи (показывая, как пользуются джапамалой): Вот так же Свами держит все Творение в Своей руке» - Сатья Саи Баба.

Джапасахитхадхьяна медитация на имени и форме Господа. «Прежде всего, когда вы садитесь для медитации, вспомните несколько шлок о славе Господа для того, чтобы сосредоточить разрозненные мысли. Затем постепенно, выполняя джапу, представьте мысленным взором форму, соответствующую Имени. Когда ваш ум отклоняется от памятования Имени, направляйте его на форму. Когда он отклоняется от формы, направляйте его на Имя. Поступая таким образом, вы сможете легко его приручить. Та воображаемая картина, которую вы нарисовали, превратится в бхавачитру, или эмоциональное изображение, дорогое сердцу, и запечатлеется в памяти. Постепенно эта форма станет сакшаткарачитрой – формой, принимаемой Господом для того, чтобы исполнить ваши желания. Эта садхана называется джапа-сахитхадхьяной, и Я советую всем вам заниматься ею, так как это лучший вид дхьяны для начинающих» - Сатья Саи Баба.

Джарасандха – «Соединенный Джарой», сын Брихадратхи; согласно легендам, он родился разделенным на две половинки, соединенные затем демоницей-ракшаси Джарой. Знаменитый воин и царь, повелитель Магадхи и Чеди, относился враждебно к Богу, как и некоторые другие, «поэтому Господь явил Себя как их враг, закончил их жизненный путь и прекратил их борьбу» - Сатья Саи Баба.

Джараюджа – млекопитающие, например, люди, крупный рогатый скот и т.д.

Джатаведа – «знающий всех рожденных», эпитет Агни.

Джатаведака, Джатаведас – «Ведающий рождением», «Знающий суть», «Знающий все о живущем», «Ведающий о прошлых рождениях» – эпитет Агни, связан с ролью огня при жертвоприношениях.

Джатайю – царь, повелитель орлов, друг Аватара Рамы. «Третий патита, спасенный Рамой, был Джатайю. Он стремился служить Раме и с нетерпением ждал прихода Рамы с того дня, как Рама вступил отшельником в лес. Ему представилась великая возможность послужить Раме. Когда он заметил Равану, уносящего Ситу, то вступил в смертельный бой, чтобы вызволить Ситу. Когда он, смертельно раненный, упал и скончался от ран, Рама, не совершивший последних обрядов даже над телом собственного отца, Дашаратхи, совершил погребальный ритуал над Джатайю, мертвой птицей» - Сатья Саи Баба.

Джатакрама – ритуалы, выполняемые родителями новорожденного ребенка после обрезания пуповины, связывающей ребенка с матерью. Первая церемония – медхаджната, или пробуждение разума. Отец безымянным пальцем или с помощью золотого предмета дает ребенку мед и масло, или только масло и произносит Гаятри-мантру, содержащую молитву богу солнца Савитару о даровании ребенку просветления и интеллектуальной одаренности. На десятый или двенадцатый день после рождения ребенка, согласно предписаниям грихья-сутр, необходимо провести церемонию намакарана, или наречения имени. Имя в значительной мере определяет последующую жизнь человека, так как при произношении действует как мантра или заклинание, и имеет определенное значение, как правило, положительное. С прорезыванием зубов в шесть месяцев проводится церемония первого кормления ребенка твердой пищей – аннапрашану. Перед обрядом родители обращаются к богине речи Вач со словами: «Боги произвели богиню Речь. Разнообразные живые существа пользуются ею. Пусть она, сладкозвучная, высокочтимая, придет к нам!» Затем приносится жертва Пране, жизненной силе. Затем, согласно предписаниям грихья-сутр, следуют церемонии первой стрижки – чудакарана и прокалывания ушей – карнаведха. Грихья-сутры гласят: «Благодаря чудакарана жизнь человека продлевается, в противном случае она укорачивается».

Джатхи – рождение (в соответствующей касте, предписывающей соответствующие моральные нормы, нитхи; в соответствующей сутре, предписывающей выполнение семейных традиций – соответствующих правил поведения, ритуалов и обрядов, которые составлены древним мудрецом, подобным Апастамбхе, саптариши.

Джая – «завоеватель», «победитель»; сокращенное имя Джаянты, сына Индры; эпитет Арджуны.

Джаядева – святой, поэт XII века, величайший почитатель Кришны, пребывавший постоянно в потоке мадхура-бхакти, поклонении сладостной любви; автор Гитаговинды (Песни Говинды). «Когда Джаядева брал свою одежду, чтобы надеть ее, он видел в ней Кришну и не относился к ней как к одежде. Он ходил по улицам нагим и люди набрасывали на него всякое одеяние. Он разговаривал с Кришной, пел Кришне, танцевал с Кришной, сливался с Кришной и падал в бесчувствии. Он был гуру Чайтаньи». «Билвамангал, он же Джаядева, в своих стихах, обращаясь к языку, сочетал похвалу ему с уговорами и увещеваниями: «О мой дорогой язык! Ты так нежен и утончен, что только ты способен отличить сладкое от горького. И я открою тебе высочайшую и благословеннейшую из истин: не стоит в жизни предаваться пустой болтовне; вместо этого займись воспеванием мелодичных и славных имен Господа – Говинда! Дамодара! Мадхава!»» - Сатья Саи Баба.

Джаянти – «побеждающая», дочь Индры. Также праздничные дни, связанные с почитанием великих учителей в Индии, обычно приуроченные ко дню их рождения, например, Джанмаштами – день рождения Кришны, праздник, отмечаемый 2 сентября.

Джи – частица, добавляемая к имени, обозначает выражение почтения и любви; например, Свамиджи, Гуруджи.

Джива, Дживи – «живой»; живое творение, создание; индивидуальное «я»; личность; воплощенная индивидуальная душа, которая является взаимодополняющим аспектом Целого, Парабрахмы. В языке телугу это слово имеет форму «дживи», которую использует Сатья Саи Баба.

Дживабхава – чувство обособленной индивидуальности.

Дживан Джьоти«тех, кто приходит и зажигает от Акханда джьоти свои светильники, называют Дживан Джьоти. Сколько бы ни было Дживан Джьоти, все они пользуются одним – единственным источником света – Акханда Джьоти. Приняв этот свет в свое сердце, поместив его в сердце каждой индивидуальной живой души, мы получим результат медитации: единичный Дживан Джьоти сольется с Акханда Джьоти, и откроет нам сущность Адвайты, или Единого, который охватывает весь Мир и всю Вселенную» - Сатья Саи Баба.

Дживанмукта – человек, достигший полной Самореализации (Освобождения) и живущий в теле. Буквально: Освобожденный при жизни.

Дживанмукти – конечная Богореализация при жизни в теле; душа, достигшая освобождения при жизни. Смотри также Мокша, Видехамукти.

Дживатма, дживатман – индивидуальная душа, Джива, в которой находится Атман, воплощенный Дух.

Дживи – воплощенный; обладающий индивидуальной душой.

Джигнасу – начальная стадия духовного поиска, стадия ученика; затем следуют стадии садхака и арудха. «Чтобы достигнуть этой цели – пребывания во внутреннем покое – необходимо пройти три стадии. Надо начать со стадии, называемой Джигнасу, – стадии духовного поиска. Когда вы полностью посвящаете себя практике духовного учения в повседневной жизни, вы переходите из стадии Джигнасу в стадию Садхаки. После этого вы достигаете цели – это стадия Арудха, где вы наслаждаетесь блаженством осознания Бога. Если вы хотите более простого объяснения, вы можете сравнить стадию Джигнасу с периодом жизни, когда вы студент. На этой стадии вы проявляете наибольшую активность в достижении знаний. Как Джигнасу, вы изучаете великие силы Бога и таинства, скрытые за этим понятием. Вы пытаетесь понять принцип «Тат Твам Аси – Я есть То» через исследование. То есть вы делаете усилия, чтобы понять Тат и Твам ­– То и Это. Тат говорит о вечном Божественном Принципе, который мы называем Богом, а Твам говорит о бессмертной Атме, являющейся единой истинной Сущностью каждого. На стадии Джигнасу вы стремитесь примирить их и достигнуть единства между ними. Прежде всего надо понять, что существует единство, лежащее в основе всего Сущего. Затем, осознав это, вы должны жить соответственно, применяя эту великую Истину в повседневной деятельности. Таким образом вы продвигаетесь вперед, чтобы стать садхакой. Стадию садхаки можно сравнить с тем периодом жизни, когда вы имеете работу и заняты своей профессией. Если вы не получили достаточного образования и не имеете хорошей квалификации, вы не сможете найти соответствующего положения в обществе. Следовательно, на стадии Джигнасу вы получаете хорошее образование и развиваете свои знания, чтобы на следующей стадии, Садхаки, вы могли применить это образование на практике и использовать его для выполнения цели всей своей жизни. Третью стадию, Арудха, можно уподобить более позднему периоду жизни, когда вы, уходя на пенсию, оставляете работу. Вы получаете пенсию только после того, как завершите трудовую деятельность. Но прежде всего, начиная свою карьеру, вы получаете работу только после успешного окончания своего образования и имея квалификацию. Эти три стадии в вашем духовном поиске, а также на вашем жизненном пути и есть: первая – Джигнасу, когда вы студент; вторая – Садхаки, когда вы профессионал, и, наконец, третья – Арудха, когда вы пенсионер. На последней стадии, Арудха, вы наслаждаетесь совершенным покоем души, осознав единство всего Творения. Чтобы в полной мере достигнуть покоя души и непреходящей внутренней радости, вам необходимо сначала пройти стадию исследования и отказаться от всех привязанностей к миру. В наши дни так называемые духовные искатели начинают со стадии привязанности, а затем уже, позже, пытаются войти в стадию внутреннего исследования. Они называют друг друга братьями и сестрами и стремятся стать садхаками, практикующими единство, но в то же время берут на себя новые мирские привязанности. В лучшем случае их можно назвать преданными наполовину. Бхагавад Гита не мирится с тем, кто предан лишь частично. Гита учит полной покорности» - Сатья Саи Баба.

Джиджняса – «стремление к мудрости, познанию»; поиск божественного знания. Ступени познания, которые проходит искатель божественного знания: карма-джиджняса, дхарма-джиджняса, брахма-джиджняса.

Джиджняси – одна из четырех разновидностей приверженцев духовного пути, искатель божественного знания.

Джиджнясу-бхакта – те, кто постоянно и сильно ищет освобождения, мокши, кто занят поисками Абсолюта.

Джитендрия – контроль над органами чувств; джива, достигший контроля над индрийями.

Джйоти – смотри джьоти.

Джнана, Джняна, Гняна, Жнана – духовная мудрость; высшее знание, касающееся Богопознания, постижения «Истинного Я», своей божественной природы. Иногда это санскритское слово передают в современном индийском произношении как гняна или даже ньяна, или гьяна. «Что такое джняна, мудрость? «Адвайта даршанам джнянам». Видеть во всем только Единого, без второго, и есть высшее знание. Истинное знание – это экатма бхава, понимание того, что один и тот же Атман пребывает во всех существах». «Джняна означает понимание, осознание, но это не просто проявление интеллектуального искусства. «Есть» не означает просто класть в рот пищу. Еда имеет смысл только тогда, когда пища пережевана, проглочена, переварена, впиталась в кровь, доставлена в мускулы и кости и преобразована в силу и энергию. Так же и понимание, джняна, должно пропитать и дать силы всем проявлениям жизни. Оно должно найти выражение во всех органах и чувствах. Во всех кармендриях, органах действия: органы речи, руки, ноги, гениталии, органы выделения. И во всех джнянендриях: органы познания: уши, кожа, глаза, язык, нос. Вот на эту высокую ступень должен подняться человек. Простое накопление знания не есть джняна. Только садгуна (добродетельность) является джняной (пониманием)» - Сатья Саи Баба.

Джнанабхьяса – взращивание Знания о Боге, постижение и примение в жизни духовных знаний, следование духовной мудрости.

Джнанадевату Кайвальям – «Одно лишь Божественное знание может даровать свободу», – изречение Бхагавад Гиты.

Джнана Йогайога духовной мудрости; путь знания, ведущий к постижению Брахмана в Его бесформенном аспекте. Кратчайший, но самый крутой путь к вершине самопознания.

Джнана канда – «Песнь озарения или мудрости», - третья часть Вед, излагающая науку о Брахмане.

Джнана лока – обитель сынов Брахмы: Санат-кумары, Шанаки, Сананды, Санатаны и Рибху, пребывающих в вечном созерцании. В теле человека Джнана лока находится в глотке.

Джнанамарга – путь знания, духовного познания.

Джнана нетра, джняна нетра – око мудрости, третий глаз.

Джнана яджна – «жертва мудрости» – ритуал, совершаемый в целях обретения мудрости; составляет важную часть праздника Дасары.

Джнани, Джнанин – человек, обладающий Божественной мудростью, непосредственным знанием Бога (осознавший свое тождество с Божественным, то есть достигший полной Самореализации), познавший Бога.

Джнани-бхакта – те, кто избегает двойственного сознания двандва бхавы, кто знает о своей идентичности с Атмой, Сатьей, основной Истиной Вселенной.

Джнейя – то, что известно искателям духовного знания.

Джняна – смотри также Джнана.

Джняна-агни – огонь мудрости.

Джняна вистхирна – наделенный плодами высшей мудрости, – одно из 16 качеств преданного, бхакта.

Джняна-индрии – пять органов чувственного восприятия (орудий познания): слух, зрение, вкус, обоняние, осязание.

Джняна-канда – раздел (песнь) Вед о духовном знании.

Джнянам – прямое переживание Бога как Души всех душ; джнянам делает душу полностью осведомленной, свободной и бессмертной.

Джняна-марга – путь мудрости.

Джняна нетра – око мудрости.

Джняна-ништха – состояние ума, при котором нет желаний и стремлений.

Джняна чакшу – око мудрости.

Джнянендрии – смотри Джняна-индрии.

Джняни – мудрец, обладающий джняной, достигший высшего знания, мудрости, – реализованная личность.

Джута, джхута – ложный, поддельный.

Джута бхакти – ложная преданность.

Джьоти, джьёти, джйоти – свет, сияние, пламя, блеск, яркость; светило, небесное тело. «Где появится джьоти, или свет, там не будет темноты. Именно об этом говорят все наши Упанишады: «Тамасо маа Джьотиргамайя»» - Сатья Саи Баба. Смотри также: Акханда джьоти.

ДжьотирлингаЛинга, исполненная духовного света Шивы.

Джьотирмайи – безграничное сияние; сияющий как звезда.

Джэйя, Джая, Джей – «слава», «победа», «ура» – приветственные возгласы; эпитет Парвати.

Дивья – божественный, богоподобный, дивный.

Дивьяатма, дивьятма – божественный Атман, всеобщая абсолютная сущность.

Дивья-атма-сварупа – воплощенная форма божественной Атмы. Приветствие, с которого Сатья Саи Баба начинает Свою божественную беседу. «Просите и получите то, что вас спасет, а не то, что свяжет. Вы просите у Меня тысячу мирских вещей, но очень редко вы просите Самого «Меня». Именно поэтому Я редко обращаюсь к вам, называя вас бхактами (преданными Богу). Я обычно обращаюсь к вам Дивьяатма Сварупалярра (Воплощения Божественного Атмана)! Этот Дивья-Атман и есть сама Божественность. Хотя вы не знаете об этом, но это факт. Поэтому Я со всем основанием могу назвать вас так. Я могу даже называть вас Дивья Дивья Сварупалярра (Божественные воплощения Божественности)! Но что касается «бхакти» (преданности Богу), то это такое качество, которое заставляет вас желать только Бога и ничего иного» - Сатья Саи Баба.

Дивьякарма – божественная деятельность.

Дивьясротра – «Небесное, божественное ухо», бесконечный слух, способность понимать язык или звук, произнесенный любым живым существом на Земле.

Дивья-таттва – божественный принцип, божественная сущность.

Дивьяшакти – божественная сила.

Дигваса – «облаченный в небо», то есть обнаженный.

Дикку лениваники девуде гати – «Для тех, у кого нет никакого убежища, таким убежищем является Бог».

Дикша – путь посвящения себя Богу, состоящий из неустанного почитания и созерцания Бога и Его славы, постоянного смирения для обретения ракши – защиты и безопасности.

Дилипа – правитель Солнечной Династии, отец Рагху.

Дина – несчастный, замученный, бедный, беспомощный.

Дипа – свет.

Дипти – «осиянность», эпитет богини Бхарати.

Доса – дрожжевой блин с приправами, южно-индийское блюдо.

Дити – дочь Дакши, сына Брахмы, двойник-близнец Адити; жена мудреца Кашьяпы, мать демонов, называемых Дайтьями.

Доши – в Аюрведе три основных типа биологической субстанции. Они присутствуют во всей природе, в том числе и в растениях, они также определяют индивидуальную конституцию человека, которая является врожденной и, согласно принципам аюрведы, остается неизменной всю жизнь. Вата происходит из Эфира и Воздуха, Пита – из Огня и Воды, Капха – из Воды и Земли. По элементам и дошам определяется основная природа человека и назначается индивидуальное лечение.

Дравана – благополучие, сила.

Друпада, Драупада – царь Панчалов, отец Драупади и витязя Дхриштадьюмны; персонаж Махабхараты.

Драупади – родовое имя дочери царя Друпады, воплощение богини красоты, счастья и богатства Лакшми, персонаж Махабхараты. Миф повествует, что Драупади родилась на середине жертвенного алтаря, в результате жертвоприношения. Найдя там девочку, Друпада удочерил её. Она – общая жена пятерых братьев Пандавов. Полиандрия – редкая форма брака в древнеиндийском обществе, признававшем восемь видов брака, в число которых полиандрический брак не входил. Эпитеты Драупади в эпосе – Кришни, Панчали, Яджнасени. «Искренняя преданность и неколебимая вера неизменно заслуживают Его милости. Вера Драупади была такова, что она целиком отдалась Богу, посвятив Ему всю жизнь. Пять братьев Пандавов, ее мужья, – это панча-пранас, пять пран, пять жизненных потоков, которые дают жизненную силу телу. Драупади, их супруга, – это энергия, поддерживающая Прану неусыпной заботой». «Поймите, что тело дано вам для служения другим. Как должно осуществляться это служение? Праведными и чистыми путями. Тело – инструмент для реализации дхармы (праведности). Это аллегорически представлено примером Пандавов в Махабхарате. Братья Пандавы (Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева) и Драупади, представляющая Пракрити (природу), следовали Истине и Праведности, представленными Дхармаджей, старшим из Пандавов, и освятили свою жизнь. Это применимо к каждому человеку. Только когда человек придерживается Истины и Праведности, (Сатьи и Дхармы) он может осознать Атман» - Сатья Саи Баба.

Дришта – божественное оружие, переданное риши Вишвамитрой Раме.

Дришти – зрение, видение; зрительное восприятие; также зрение, наполненное джняной, духовным знанием Единства. «Духовный искатель должен быть очень бдительным в отношении угла своего зрения, того, что он хочет увидеть внутренним взором, и того, на чем стремится остановить взгляд, потому что именно дришти (зрение) ответственно за привязанности, печали, страсти и т.д. Нет благородней вас среди сотворенных, и поэтому вы должны развивать видение, которое не различает «высокого» и «низкого», которое видит все наполненным Божеством и, поэтому, не отличает одно от другого. Шанкара заявил: «Наполните свое зрение джняной, мудростью, и тогда то, что вы видите, предстанет перед вами в истинном свете, как Брахман». Такое видение называется божественным, превосходящим природное, находящимся за пределами чувств и благодатным. Каждое тело, которое вы видите перед собой, это зеркало, в котором, если только вы откроете глаза, вы увидите отражение Бога. Бог, который находится в вас – тот же самый, что и в каждом. Не думайте, что другие отличны от вас, все они – только вы сами, отраженные во множестве зеркал. Мир наполнен вашими близкими и родными вам существами; все – искры одного и того же пламени» - Сатья Саи Баба.

Дришья – сцена; мир, воспринимаемый как «сцена».

Дрона, Дроначарья – «кадушка», «кувшин»; брахман-воитель при дворе Дхритараштры, сын Бхарадваджи, наставник Пандавов и Кауравов в воинском искусстве. В битве при Курукшетре после смерти Бхишмы избирается военачальником армии Кауравов; погиб от руки сторонника Пандавов Дхриштадьюмны, брата Драупади; персонажи Махабхараты.

Друша – дурное, недоброе, порочное желание.

Дуратма – «дурная душа», плохой, дурной человек.

Дурбхавана – дурные, нехорошие мысли.

Дурваса – «сквернослов», «бедно одетый» или «обнаженный», могущественный Муни (мудрец, зрящий Истину), отшельник, частичное воплощение Шивы, прославившийся великими обетами и суровыми аскезами, а также вспыльчивым характером.

Дурвишаха, Дурджая, Дурдхара, Дурмада, Дурмаршана, Дурмукха, Духсаха, Духшаха и другие – некоторые из ста имен братьев-кауравов, сыновей царя Дхритараштры, воплощение демонических качеств; все погибли на поле Курукшетра во время битвы с братьями-пандавами; персонажи эпоса Махабхарата. «Однажды Видура спросил Кришну: «Как Ты смог принять участие в убийстве сотен тысяч воинов во время битвы на Курукшетре? Ты мог бы избежать всей этой бойни и избавить Себя от множества хлопот, просто изменив склад ума основных участников битвы, воевавших на стороне Кауравов: Дурьодханы, Душасаны, Шакуни и Карны». Кришна ответил: «Мой дорогой, Я дал каждому из вас сумму качеств и сил. Кроме того, Я наградил каждого определенной мерой свободы, чтобы он мог наилучшим образом воспользоваться всем этим. Поступая так, каждый может учиться лучше. Проковыляв несколько первых шагов, ребенок начинает чувствовать себя тверже и уверенней. Опыт – это наилучшая, хотя и наитруднейшая школа. Сколько бы вы ни твердили, что огонь жжется, до тех пор, пока вы действительно не обожжете пальцы, вы не поверите в это и не узнаете, что такое ожог» - Сатья саи Баба.

Дурга – «труднодоступная», «труднодостижимая», «неприступная», «укрепленная», эпитет супруги ШивыДеви (Ума, Кали, Парвати, Шакти) в её яростном, воинственном аспекте. Богиня представляет могущественную Пракрити Шакти (силу природы), дающую защиту и помогающую в опасности. «Дурга олицетворяет тамо-гуну (качество инертности). Поскольку Пракрити состоит из этих трех качеств, человек поклоняется Дурге, Лакшми и Сарасвати, чтобы подчинить природу. Это не богини, но обожествленные символы трех качеств. Чтобы добиться милости Бога, человеку для начала следует развить почтение к Пракрити. С одной стороны, необходимы усилия человека, с другой – необходима милость Бога. Пракрити (природа) и Парамаатма (Высшее Я) подобны положительному и отрицательному полюсам источника тока. Как бы ни был могущественен Господь (положительный полюс), без Пракрити не может быть творения (отрицательный полюс). Пракрити – основа для творения. Какие бы хорошие семена у вас ни были, пока вы не посадите их в землю, вы не получите урожая. Сходную роль природа играет в процессе творения. Когда человек забывает Бога и хочет насладиться преимуществами природы, он, в конце концов, становится демоном, подобным Раване, который сам стал причиной своей гибели. Чтобы обрести милость Бога, человеку необходимо иметь чистое сердце, чистую речь и чистое поведение. Эта тройная чистота называется в веданте трипурасундари. Лакшми, являющаяся воплощением процветания, представлена сердцем. Рот символизирует Сарасвати. Крийя шуддхи (чистота в действиях) представляет Дургу. Празднование Наваратри служит избавлением от тьмы, окружающей человека, путем воспитания чистоты мысли, слова и дела. Человеческое тело возникло из Пракрити. Природа существует в двух формах – апара пракрити и пара пракрити. Апара пракрити включает ашта айшварью, то есть восемь видов богатства и каму (желания), кродху (гнев), моху (привязанность), лобху (жадность), мадху (гордыню), матсарью (зависть) а также три функции ума в человеке: манас, читту и ахамкару. Пара Пракрити (Высшая природа) представлена сознанием человека. Без праны (жизненной силы) и Чайтаньям (сознания) человек – лишь труп. Настоящий человек контролирует пять элементов, из которых состоит апара пракрити (низшая природа) и растворяется в высшей природе, представленной жизненной силой и сознанием» - Сатья Саи Баба.

Дурматхи – человек с извращенным, загрязненным интеллектом, – в противоположность суматхи.

Дурьодхана – «Трудноодолимый», старший из ста сыновей Дхритараштры и Гандхари, наследник престола, предводитель Кауравов, злейший враг братьев Пандавов, оказавший безусловное влияние на решение отца перед битвой на Курукшетре. У противников имел прозвище, намеренно искажающее смысл его имени: «Суйодхана» – Легко одолимый. В Махабхарате он изображается коварным злодеем, не останавливающимся ни перед какими средствами, чтобы погубить соперников по престолонаследию, своих двоюродных братьев. Был убит в великом сражении Бхимой, использовавшим запрещенный военной традицией удар в низ живота. «Однажды Дурьодхана сказал: «Я знаю, что хорошо, и что плохо. Я также знаю, что дурные действия вызывают дурные последствия. Но у меня есть склонность к совершению только дурных дел. Я знаю, что такое благо. Я знаю, что хорошие дела влекут за собой благоприятные последствия. Но мой ум не склонен делать добро. В чем причина этого? В том, что в моих мыслях нет чистоты. Мое сердце исполнено эгоизма. Моя жизнь прошла в грязи эгоизма. Из-за эгоизма я ищу приобретений для себя. Из эгоистичных побуждений я извожу Пандавов. Я знаю об этом. Я делаю все сознательно». Если кто-либо совершает поступок нечаянно, он виноват в совершении ошибки. Но если он совершает это по своей воле, то совершает грех. В этом различие между ошибкой и грехом» - Сатья Саи Баба.

Духкха – печаль, горе, огорчение.

Духшасана, Душасана - второй по значению в эпосе из ста сыновей Дхритараштры, (после Дурьодханы) который публично грубо оскорбил супругу ПандавовДраупади, когда Юдхиштхира проиграл игру в кости с кауравами. Бхимасена дал зарок его убить, что и сделал на поле Куру. Персонаж Махабхараты.

Душкарма – дурные дела.

Дхава – муж, супруг; мужчина.

Дхайрья – отвага; мужество.

Дхама – звук барабана.

Дхамару – небольшой барабан, на котором играет Бог Шива во время Своего космического танца, Тандавы.

Дхана - богатство.

Дханалакшми – богиня богатства.

Дхананджайя – «Завоеватель богатств (духовных и материальных)», эпитет Арджуны, героя эпоса Махабхарата.

Дханвантари, Дханвантри – «движущийся по кривой», божественный целитель; врач богов, которому приписывается медицинский трактат Аюрведа.

Дханья – зерно; пища.

Дхара – ручеек; держащий.

Дхарана – концентрация, внутреннее сосредоточение; удержание в сознании Божественного Духа во время сосредоточения; успокоение, фиксация ума на одном объекте (через ограничение сферы восприятия и постоянного возвращения ума к объекту сосредоточения). Шестая ступень восьмеричного пути йоги Патанджали. Бывает трёх типов: 1) сосредоточение на божественном аспекте самого себя; 2) сохранение сосредоточения на акаше (эфире, пространстве) в центре духовного сердца внутри анахата-чакры; 3) сохранение сосредоточения на божественной форме, например, Брахме, Вишну, Шиве и др.

Дхарма – «Основа», «Долг», «Благочестие», «Правда», Праведность, Добродетельность, Обязанность; Высший моральный и этический закон Праведности и Высшей Справедливости; общественный идеальный миропорядок, социальный закон. Абсолютный критерий Истины и Добродетели. От корня «дха» – поддерживать – то, на чем держится (мир и общество). Не имеет эквивалента в русском, английском и других языках, буквально: «праведное поведение, обязанность, долг, предписанное действие». Непреложный закон Высшей Истины и Справедливости, лежащий в основе праведного поведения. «Дхарма, Праведность – то, что предназначено Богом, долг и обязанности человека, правильная линия поведения, самодисциплина, моральные и этические нормы. Праведность, справедливость, добродетель, моральные качества это то, что защищает человека, как предписывают Веды. Происходит от корня «дха», что значит «носить». Одежда выражает характер человека, Дхарма определяет его достоинство. Дхарма – это путь, соответствующий идеалам человека на данном уровне его развития, соответствующий его социальному положению, уровню его самосознания и статусу. Путь дхармы – это путь праведности, обеспечивающий внутреннюю чистоту и гармонию. Какой бы образ жизни вы ни вели, чем бы вы ни занимались, вы не должны нарушать нормы пристойности и хорошего вкуса и слушать свой внутренний голос, не обманывая себя, быть готовым в любое время воспринять указания. Вы должны следить за каждым своим шагом, следуете ли вы своим путем или чьим-то чужим. Необходимо быть все время бдительным, чтобы иметь возможность разглядеть Истину среди всего мерцающего разнообразия мира. Это ваш прямой долг, ваша Дхарма». «Существуют разные виды дхармы (правил, регулирующих правильное поведение людей). Брахмачарья (целомудрие), грихастха дхарма (обязанности домохозяина), ванапрастха дхарма (уход от мира) и саньяса (полное отречение) известны как ашрама дхарма (праведное поведение, относящееся к различным стадиям жизни человека). Варны, или кастовые дхармы, относятся к брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам. Более того, существуют дхармы для мирской и духовной жизни. В Индии жизнь человека, таким образом, регулируется дхармами. Все эти дхармы связаны с умом. Исследование покажет, что эти дхармы имеют не столь большое значение. Есть одна Дхарма, которая более значима, чем все остальные. Это Дхарма, связанная с осознанием «Я» – Праджня-Дхарма. Это Дхарма, которая одинаково проникает в тело, ум, волю и антахкарану (внутренний инструмент). Ее определяют как «Постоянное Целостное Осознание». Оно выражает себя как «Я» и сияет во всей своей полноте. Оно проявляет себя повсюду в мире. Но человек не понимает его сияния, несмотря на присутствие в нем самом… Веды утверждают: «Тело – божий храм, внутри которого живет дух – вечный джива, индивидуальная душа. Тело подобно храму. Но человек построил стены абхиманы и мамакары (привязанности и собственничества) вокруг него и закрыл его крышей ахамкары (эгоизма). Только если убрать эти стены и крышу, божественный принцип «Я» высвободится в своей истинной форме блистающей Праджни» - Сатья Саи Баба.

Дхармабала – сила, исходящая от Дхармы, Праведности.

Дхарма-бодхадхарма риши (закон праведного поведения для мудрецов-просветленных): обучение высшему нравственному закону, открытие людям истинного пути в жизни.

Дхармавиджая – триумф праведности.

Дхармавратха – единство мыслей, слов и поступков.

Дхарма-дана – дань Праведности; дань знания Дхармы.

Дхармакарма – действия, освященные Дхармой; труд, основанный на долге и праведности; обряд, ритуал Дхармы.

Дхармакарта - жрец.

Дхармакету – «чье знамя – справедливость», эпитет Будды.

Дхармакшетра – буквально: поле Дхармы. Поле, на котором происходила битва Пандавов и Кауравов во времена Аватара Кришны, описана в эпосе Махабхарата; символизирует поле битвы добра со злом в человеке. А также название территории ашрама Сатья Саи Бабы в Бомбее, и конференц-зала, построенного Его последователями.

Дхармам чара – «Поступай по справедливости», - афоризм, завет Вед.

Дхарма-ништха – путь строгой нравственности.

Дхармараджа – «Владыка Дхармы», Владыка Справедливости, Высшего Закона, – эпитет Юдхиштхиры, старшего из братьев Пандавов, подчеркивающее основную черту его характера – благочестие – и ассоциативно указывающее на его родство с богом Дхармы; герой Махабхараты.

Дхарма-ракшана – сохранение дхармы.

Дхарма ракшати ракшитах – «Дхарма охраняет тех, кто хранит её».

Дхармасала – караван-сарай для паломников.

Дхарамасварупа – воплощение праведности, божественное тело, – эпитет Рамы и других Аватаров.

Дхармастхапана – установление праведности.

Дхарматма – воплощение справедливости, один из эпитетов Рамы.

Дхармачакра – божественное оружие, переданное риши Вишвамитрой Раме.

ДхармашастрыШастры, посвященные религиозным обязанностям и гражданскому праву. Основные Дхармашастры – это самхиты (сборники), приписываемые Ману, Вишну, Яджнавалкья и Нараде.

Дхармаятра – путь паломничества; путь праведности.

Дхармо ракшати ракшитаха«Дхарма будет сама охранять и оберегать тех из нас, кто в душе хранит её законы» - Сатья Саи Баба.

Дхармьяамритам – букв. нектар закона или веры (Дхармы); Дхарма Бессмертия.

Дхату – компоненты физического тела человека, их семь: 1) раджа, мамса (глина, земля; мышечная ткань); 2) раса (жидкости, плазменная составляющая); 3) ракта (кровь, кровяная ткань); 4) маджа, манса (плоть, нервные волокна, ткани); 5) медха, меда (жир); 6) астхи (костная ткань, кости); 7) маджджа (костный мозг).

Дхаути – ряд техник очищения всего пищеварительного тракта, начиная от ротовой полости до ануса. Эта система включает также очищение глаз, ушей, зубов, языка и кожи головы.

Дхенука – «полное коров», место паломничества.

Дхимахи – лучезарность.

Дхимитака – звук мриданга, небольшого барабана.

Дхира – герой.

Дхоти – индийская мужская одежда; длинный кусок ткани, которую обматывают вокруг талии в виде юбки.

Дхритараштра – «тот, чье царство прочно», слепой сын мудреца Вьясы, который женился на бездетных вдовах своего брата, царь Кауравов, отец ста сыновей Кауравов; старший брат Панду. Он не занимал престола, так как по закону человек с физическим недостатком не допускался к управлению страной. Царствовал Панду, который, умирая, оставил пять сыновей. Старший из них, Юдхиштхира, претендовал на престол по праву прямого наследования, а сын Дхритараштры Дурьодхана – по праву старшинства. Махабхарата характеризует Дхритараштру как безвольного человека, потакавшего во всем своему старшему сыну, злобному интригану. По милости Вьясы-Двайпаяны возничий Дхритараштры, Санджая, получил дар ясновидения и мог видеть всё происходящее на поле боя. Он рассказывает радже всё, что видит. «Дхритараштра был слеп не только физически. Он также не имел глаза мудрости. Он был полностью слеп». «Кришна продолжал: «Я хочу сказать тебе еще одну вещь: у Дхритараштры, слепого отца Кауравов, сто сыновей. Однако в конце концов у него не останется никого, даже чтобы его похоронить. В чем причина этого? Все эти сыновья – дети Бога, но Дхритараштра считает их своими. Арджуна, ты тоже становишься ему братом. Ты обманываешь себя тем, что это тело твое, тогда как в действительности это совсем не так. Думая, что ты есть тело, ты становишься слепым, как Дхритараштра. Это полное невежество. Пока ты не избавишься от этого невежества, ты не сможешь осознать мудрости. Ты должен развивать различение и самоисследование, чтобы у тебя появилась мудрость» - Сатья Саи Баба.

Дхрува – «твердый», «постоянный»; в индуистской мифологии Дхрува – воплощение стойкости и один из восьми божеств, предавался аскезе в течение трех тысяч лет, размышляя о Вишну, и был за это вознесен на небо.

Дхупа – благовония, предлагаемые божеству в обрядах поклонения.

Дхьея – объект созерцания.

Дхьяна – «помнить Бога», созерцание, йогический транс; медитация; глубокое размышление, обдумывание и сосредоточение – устойчивое удержание ума на одном объекте концентрации, который полностью овладевает умом. Седьмая ступень Раджа йоги, восьмеричного пути йоги Патанджали. Непрерывная сосредоточенность на божественной сущности без какого-либо объекта. Кайвалья-упанишада: «Дхьяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности – недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце)». Йогататтва-упанишада: «Дхьяна бывает двух типов: сагуна-дхьянамедитация на Боге, имеющем форму и качества; и ниргуна-дхьянамедитация на Боге, не имеющем ни формы, ни качеств. Выполнение при остановке дыхания и медитация на Божестве является сагуна-дхьяной, а медитация на Высшей сущности, лишенной формы, является ниргуна-дхьяной. Ниргуна-дхьяна ведёт к самадхи». Сатья Саи Баба: «Просто думать о Боге время от времени – это еще не медитация. Медитация – это значит думать о Господе при любых обстоятельствах, в любое время и повсюду. Это постоянный и непрерывный процесс».

Дэва, Девата – Бог, божество.

Дэваврата – «преданный богу», «благочестивый» – эпитет Бхишмы и Сканды.

Дэвайювам – сосредоточение ума на Боге, – равнозначно прушни (чистота ума), – состояние человека, когда его единственная цель – Бог.

Дэваки – «богиня»; имя дочери царя Матхуры по имени Дэвака, жена Васудэвы и мать Кришны.

Дэва-самана – «богоравный».

Дэви – Божественная Мать, супруга Шивы. В согласии с двумя основными аспектами Шивы, – благим и губительным, выступает то в кротком и милостивом облике (Ума, Гаури, Парвати, Ишвари, Гириджа, Махадеви, Джаганмата, Бхавани, Бхудеви, Бхумата), то в грозном, жестоком, вызывающем трансформацию (Кали, Дурга, Бхайрави).

Дэвы - боги, небожители.

Дэша – страна, государство, место.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.