Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

Т

Таапам – «томление» Бога по преданным. «Что такое добро? Шаги следует делать в направлении духовности. Так, если вы сделаете десять шагов вверх, Я помогу вам подняться еще на сто шагов. Вам следует двигаться в верном направлении, а не в ложном. Вы испытываете тоску и томление по Господу, но Бог тоскует по вам в тысячу раз больше. Вы даже не представляете, каково беспокойство (тапам) за вас Бога. Ваше томление – это «тамас», томление Бога – «тапас» (самоотречение). Следует понимать в чем состоит разница между ними» - Сатья Саи Баба.

Тадатмья – отождествление себя с объектом любви, с Богом. «Свами, есть ли такие существа, которые достигли тадатмьи (полного отождествления себя с Богом)? Саи: В сущности, это и должно быть целью преданного. На Западе жил очень умный человек по имени Хен. Его учителем был знаменитый ученый Дарвин. Он постоянно размышлял об учителе, и тот стал являться ему воочию. Дарвин устремлял свой взгляд к звезде и ощущал особые вибрации. Его ученик достиг такого же состояния. Вы конечно знаете о Шри Рамакришне Парамахамсе. Однажды, поклоняясь Господу Шри Раме, он вообразил себя Хануманом. Известно, что в это время у него вырос маленький хвост. Есть и другие примеры, например в великом эпосе Рамаяна. Бхарата хотел, чтобы Рама вернулся в Айодхью и стал царем. Он умолял Его об этом снова и снова. Но Рама отказался вернуться, так как принял решение и поклялся исполнить волю отца, чтобы остаться верным дхарме. Рама пообещал вернуться в тот час, когда завершится срок Его изгнания, и на это время Бхарата покинул столицу. Срок близился к концу, и в назначенный час Бхарата с нетерпением ждал возвращения Рамы. Поскольку он не видел никаких знаков Его приближения, то, не в силах вынести мук ожидания, он собрал погребальный костер и был готов взойти на него и совершить самосожжение. Чтобы не допустить этого, Рама послал Ханумана вперед с посланием Бхарате, где сообщал, что вернется в назначенный час. Хануман в мгновение ока перенесся в Нандиграму, где жил все эти годы Бхарата. Когда он приземлялся, то увидел следующую картину: Бхарата совершал ритуальный обход костра перед тем, как взойти на него и сжечь себя. Хануман подумал: «Как это может быть, что Рама здесь? Почему Рама обходит погребальный костер?» Из этих слов ясно, что Бхарата стал точной копией Рамы благодаря тому, что неустанно медитировал на Него. Это привело к замешательству даже Ханумана. В этом и есть смысл слов Веды: «Брахмавид брахмайва бхавати» (Пребывающий сознанием в Брахмане становится Брахманом)». В конце Рамаяны, после того как Рама убил Равану и возвращался в Айодхью вместе со своей женой Ситой и братом Лакшманой, Бхарата сам правил Его колесницей. На подступах к Айодхье колесницу встречали горожане, жаждущие украсить Раму, Ситу и Лакшману гирляндами цветов. И тут случилось то же самое: люди пришли в замешательство, ибо Бхарата, державший в руках поводья, выглядел в точности как Рама. Горожане уже были готовы надеть гирлянду на Бхарату, приняв его за Господа Раму, и Бхарата был вынужден, сложив в смирении руки, молчаливо и скромно указать им на Раму – Того, кого нужно почтить гирляндой. Это пример тадатмьи, полного отождествления себя с Богом» - Сатья Саи Баба.

Тайджаса – «светящийся», сияние; состояние сна и Джива в состоянии сна – поддерживающий спящее состояние или тонкое сознание; фаза сновидений.

Тала – музыкальный инструмент, ритм.

Талы – ритмы (например, музыкальные).

Тамас, Тамогуна – третья из гун природы; соответствует инертности, бездействию, невежеству, темноте, косности, лени, сопротивлению, стремлению к стабильности, летаргии, тупости, зависимости, беспомощности, тенденции к злому; ведет к невежеству.

Тандава – Космический танец Шивы. «Он только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд Халахала, появившийся из Океана Молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех Миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны (таково происхождение церемонии Абхишеки, орошения статуи божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно). Но Шиве это помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло Ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло. Тогда Шива и стал танцевать Тандаву со всеми Богами» - Сатья Саи Баба.

Танмайятвам – отождествление с божеством.

Танматры – пять тонкий сущностей, выражающих свойство того или иного грубого элемента природы, например, танматра эфира – звук.

Танпура – струнный музыкальный инструмент, его звуки напоминающие жужжание, символизируют первозданный звук Ом.

Тантра – «расширение» (таноти) и «освобождение» (траяти) – путь расширения сознания и освобождения его от присущих уму ограничений. Целостная система, использующая физические средства для достижения духовных целей. Для достижения полной осознанности используются шесть практик: сама, дама, упарати, титикша, самадхана, шраддха. Ученику следует удовлетворять шести условиям: дакша (разумность), джитендрия (контроль над органами чувств), сарва-хинса-винирмукта (воздержание от любого насилия), сарва-прани-хитрата (забота о всеобщем благополучии), шучи (чистота), астик (вера в истину, которая есть видья, знание), Веда (свод знаний) и Бог. Средства и методы использования мантр и ритуалов. Тантра как философская система сформулирована Ади Шанкарачарьей, в которой мир (как часть Бога) признаётся настолько же реальным, как и Бог; в ней – культ поклонения изначальному женскому принципу – Шакти. «Шанкара горячо поддерживал Тантру, и Калидаса также считал этот метод очень важным. Она расцвела благодаря поддержке, которую Шива-джи оказывал знатокам Тантры, и доминировала в духовной жизни страны многие века. Тантра означает лишь «то, что хорошо сохраняет», и поэтому нет надобности так уж ее возвеличивать. Это всего лишь средство для достижения слияния Дживы с Брахманом. Сэр Джон Вудрофф показал в своей книге, что Тантра – это систематизированная дисциплина, которая использует символизм и сублимацию (утончение и возвышение) для того, чтобы очистить инстинкты и контролировать разум. Он в значительной степени удалил все предрассудки, которые заставляли людей обходить Тантру стороной. Эта духовная наука, основанная на Шакти, (женском аспекте энергии), играет центральную роль в духовном прогрессе человека» - Сатья Саи Баба.

Тантры – тексты, содержащие описание ритуалов, техник йоги, философские размышления. Современные индуистские ритуалы являются преимущественно тантрическими, а не ведическими.

Тапа лока, Тапар лока – план божеств, порожденных Брахмой и являющихся прародителями человечества и Вселенной. «В теле человека Тапар лока находится между бровями» - Сатья Саи Баба.

Тапам – боль, страдания и беспокойства, порождаемые тремя посредниками (тапатраям). Это Адхьяадмика (болезни и беспокойства тела и ума); адхи бхоутика (страдания и беспокойства, причиненные другими существами) и адхи дейвика (страдания и беспокойства вследствие стихийных природных явлений, таких, как буря, наводнение, землетрясение, влияние планет и др.).

Тапас – «жар, пыл»; пламенная духовная энергия, обретаемая путем подвижничества, то есть «подвижнический пыл»; самоотдача; аскетизм, воздержание; суровая аскеза как изнурение или сжигание плоти, принятие ограничений и воздержания с целью достижения духовного совершенства. Йогическая практика, направленная на достижение контроля над чувствами и телом (позволяющая переносить холод, жару, боль и т.п.); отвлечение ума от чувственных устремлений. «Такие духовные практики, как шравана (слушание духовных наставлений), манана (размышление на духовные темы) и нидидхьясана (обнаружение путей и способов подтверждения веры в Дух), а также джапа (повторение имен Бога) и тапас (отвлечение ума от чувственных устремлений), были предписаны священными писаниями для прекращения этой умственной болтовни, этого умственного разговора – скорее как подготовка к достижению Реальности, нежели для самой Реализации. Потому что только тогда, когда ум очищен и прояснен, он может успешно выполнить такую сложную и глубокую задачу, как Реализация. Только тогда предписанные уроки и пережитый опыт могут быть чистыми и незапятнанными». «Капила махамуни достиг Брахмататтвы (сути Брахмы), Джаймини махамуни достиг Дхармататтвы (сути праведности). Нарада стал брахмариши (Божественным мудрецом). Бхагиратха принес Гангу с небес, Гаутама уговорил Годавари излиться на землю, Валмики осознал силу Рама-мантры, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гарги укрепилась в брахмачарье и Сулабха – в духовной мудрости, – это все с помощью только тапаса. Да и зачем приводить такие ограниченные примеры? Путем тапаса даже Брахма и Рудра создали мир» - Сатья Саи Баба.

Тапасви - аскет

Тапасья – усилие (аскеза), основанное на суровой духовной дисциплине

Тапатраям – три посредника, несущие человеку боль, страдания, болезни, беспокойства тела и ума: адхьядмика, адхи бхоутика, адхи дейвика, – то есть: от своего тела и ума; от других существ; от следствий стихийных природных явлений.

Тапована – священный лес, лес покаяния, в котором живут отшельники-аскеты. «Для грихастхи (домохозяина) дом является тапованой, священным лесом покаяния, для достижения состояния непривязанности. Невозможно достичь освобождения ни с помощью потомства, ни с помощью благотворительности, ни с помощью богатства, ни с помощью яджны, жертвоприношения, или йоги. То, что требуется для мокши, освобождения, – это очищение своего "Я"» - Сатья Саи Баба.

Тарака видья – мирские знания; «алхимия».

Таракам – преодолевающий, проникающий, побеждающий.

Тарка – название философской системы или доктрины, основанной на размышлении и рассуждении; логика, доводы, доказательства (при доказательстве от противного).

Таркаджнана – знание природы внутреннего «Я», полученное путем размышления, логических построений ума.

Тасмаи намах кармане««Приветствую действие, порученное или предназначенное мне». Таким образом, тамасическую природу можно преобразовать с помощью волевого действия в раджасическую, которую, в свою очередь, можно обратить в саттвическую с помощью бхакти и джняны, преданности и осознанности. Это и есть садхана, духовная практика» - Сатья Саи Баба.

Таттва – «основа», «суть», фундаментальный первичный принцип; элемент, состояние или категория бытия; природа, нечто присущее чему-либо. Из этих элементов строится вселенная.

Тат твам аси – «ты есть То» – махавакья (великий афоризм) о принципе единства бытия.

Таттва вичарана – духовный поиск, поиск первичной сути, поиск Бога.

Твам – Истина

Твамевахам, Твамевахам, Твамевахам на самсайях – «Ты это Я, ты это Я, ты это Я, в этом нет сомнений».

Тваштри – «архитектор», ремесленник богов, изготовитель инструментов, также Вишвакарман – «Вседеятель». Отец шестого Ману.

Теджас – лучи, сияние, свет, просветление; огонь ума.

Теджасви нав адхитатмасту – «Пусть наше обучение – через Милость Его – просветит нас!» – молитва к гуру.

Теджасуду – светящийся; излучающий изначальный свет.

Телугу дравидский язык, основной язык индийского штата Андхра-Прадеш, где находится Прашанти Нилайям, ашрам Аватара Сатья Саи Бабы.

Тилак, Тилака – благоприятные знаки, которые преданные рисуют глиной на лбу и двенадцати других частях тела.

Тирупати – «святое место»; также название города в Индии, связанного с именем великого святого поэта Индии Тьягараджа, место паломничества в южной Индии, где находится храм «Бога на горе», ипостаси Вишну-Кришны. «Мне нравится Тьягараджа и Тирупати (святой поэт и святое место). И Моя привязанность к нему – это не вопрос сегодняшнего дня, она насчитывает уже не одно столетие. Тьягараджа и Тирупати – неразделимы. Здесь он молился, чтобы завеса, скрывающая его внутренний свет, была удалена по Милости Всевышнего» - Сатья Саи Баба.

Титикша – выносливость, терпеливость. Умение без малейших неудобств переносить такие крайности, как жара и холод, радость и печаль, похвала и оскорбление, потери и обретения и прочие пары противоположностей.

Титха – лунные сутки; ведическая астрология имеет предписания для различных видов деятельности и их успешности в соответствии с тридцатью титхами, описывает влияние луны на здоровье и органы человека.

Тойя - вода

Тратака – практика пристального созерцания объекта. Развивает силу сосредоточения, пробуждает духовные силы, скрытые внутри каждого из нас, укрепляет глаза и оптические нервы.

Трайи Бриндаван – название второго ашрама Сатьи Саи Бабы, находящегося в Уайтфилде, недалеко от Бангалора.

Трансцендентный – превыше всего

Трета Юга – вторая юга, Серебряный век. Смотри также: юга.

Три – три звука: АУМ, обозначающие тройственную Веду; три состояния человеческого бытия: бодрствование, сновидение, сон без сновидений; три мира: небесный, земной, подземный; три божества: Рудра, Брахма, Вишну; три гуны: тамас, раджас, саттву.

Триварга – три основные аспекта, цели человеческой деятельности: дхарма, артха, кама (следование долгу, в том числе религиозному и духовному, приобретение материальных благ для потребностей тела и удовлетворение чувственных запросов). «Мы задаем себе вопрос: если Мокша – высшая и окончательная цель, зачем упоминать Артху, материальный интерес, и Каму, желание? Однако и у них есть определенная роль. Мокша – самая возвышенная цель. Это наше предназначение. Но для достижения этой высоты, которая и является нашим предназначением, следует прибегнуть к помощи того, что могло бы служить нам лестницей. Коль скоро готовы устремиться к наивысшей точке, подняться к ней, лестница будет для нас большой поддержкой. Самой же лестнице, состоящей из разных ступеней, тоже нужна опора. И эта опора – Земля, или иначе – Природа. Итак, мы делаем попытку вступить на эту лестницу, имеющую две основные ступени – Артху и Каму, опирающуюся на Землю, которую мы называем Природой, или Дхармой. С помощью лестницы мы хотим подняться и достичь наивысшей ступени – Мокши, Освобождения. Земля, которая служит опорой, тождественна Дхарме, Праведности, или нашему Поведению. Когда есть и опора, и высшая цель – Дхарма и Мокша, тогда только приобретают смысл две промежуточные ступени – Артха и Кама. Если же мы пренебрегаем Дхармой и Мокшей, Артха и Кама остаются совершенно бесполезными» - Сатья Саи Баба.

Тривени тиртха – святая вода из места слияния трех рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати.

Тригунам – гармония трех гун, трех основных качеств, – саттвы, раджаса и тамаса (добра, чистоты, покоя, гармонии, благости; активности, страсти, желания, динамического действия; пассивности, инертности, лени, невежества, косности, терпения, смирения).

Тригунарахитам – «За пределами всех трёх гун: саттвы, раджаса и тамаса» – эпитет Бога.

Трикала-абадьям«Према – это трикала-абадьям (то, что струится сквозь все три ипостаси времени – прошлое, настоящее и будущее)» - Сатья Саи Баба.

Трикарана – тройственное орудие человека: мысль-слово-дело.

Трикарана шуддхи – триединая чистота тела, речи и сердца; «Триединое орудие спасения». «Тело – это дом, где находят пристанище три сущности: Манас (ум), вак (речь) и органы действия. Истинная человечность – в единстве мысли, слова и дела. Языком Веданты это единство описано как трикарана шуддхи (тройная чистота). Истинное освобождение, мокша, состоит в том, чтобы выражать словами мысли, возникающие в уме и на деле осуществлять то, о чем говорится. Древние считали это тройное единство формой йоги. «Манасьекам, вачасьекам, карманьекам махатманам». Существа с высокой душой – это те, у кого полностью совпадают мысли, слова и дела. «Манасаньятх, ванас-аньятх, карманья-аньтх дуратманам». Дурные люди – это те, у кого дела расходятся со словами и мыслями. Поэтому каждый человек должен стремиться к единству мысли слова и дела. Это – отличительный признак человечности» - Сатья Саи Баба.

Триконам – треугольник, тайное знание Упанишад, переданное риши миру как идея о треугольнике Тело – Ум – Атман. Тело – грубая форма. Атман – тонкая форма. Ум – посредник между грубой и тонкой формами. Он создает между ними гармонию и позволяет человеку испытать Блаженство, Ананду. Изречение Вед: «Тат Твам Аси – Ты есть ТО» отражает сущность этого процесса соединения.

Трилока-санчари – постоянно путешествующий по трем мирам – эпитет Нарады.

Тримурти – в индуизме Триединый Бог (Брахма-Вишну-Шива), объединяющий в себе космические силы созидания (Брахму), сохранения (Вишну) и разрушения (Шиву).

Трипура – «три града», «три обители»; три состояния (бодрствования (джаграт), сна со сновидениями (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти), а также соответствующие им три гуны и другая троичность. Скрытое сознание, стоящее за всеми тремя состояниями и остающееся незатронутым, метафорически называется Извечно Пребывающей Госпожой по имени Шри Трипура. Также: «Троеградье» – мифическая крепость демонов с тройным окружением (тремя крепостями: золотой, серебряной и железной). Неприступный город асуров, разрушить который смог только Шива.

Трипурари – Тот, кто превосходит три гуны; эпитет Шивы.

Трипурасундари – «три города красоты»; богиня мудрости. «Так как каждый человек имеет эти три тела, его называют трипурасундари. Каждый человек имеет эти трипура (три города). Эти три города – тело, ум и сердце. Так как элемент Пракрити (природы), которая по природе женственна, в наибольшем количестве присутствует в теле, оно называется Сундари, обладатель красоты» - Сатья Саи Баба.

Трипути – три пути, ведущие к очищению мыслей, слов и дел. «Очищение и совершенствование мыслей, слов и поступков и их гармоничное слияние на духовном языке носит название Тройной путь, Трипути» - Сатья Саи Баба.

Тришула - трезубец, атрибут Шивы.

Трийамамбака – «Трехглазый» – эпитет Шивы, три глаза которого трактуются как солнце, луна и огонь; или «три матери», «три сестры» (троичность мироздания).

Трупти – удовлетворенность; «относится к удовлетворению, которое вы получаете от этого мира, то есть те преходящие радости, которые вы получаете от предметов и явлений этого видимого мира» - Саи Баба.

Тукарам – средневековый поэт и проповедник бхакти, преданности Богу, в Махараштре.

Туласи, тулси – базилик, священное дерево, кустарник, символ преданности; листья его используются в религиозных обрядах, для благословения святыми и священнослужителями. «Все предметы, которые мы вручаем Богу – листья, воду, цветы и прочее – имеют аллегорический смысл. Слово «лист» не имеет отношения к тулси (лист священного дерева базилик) или любому другому листу. Лист – это наше тело. Мы предлагаем свое тело Богу как священный лист. Поскольку наше тело состоит из трех гун, мы считаем его листом и жертвуем его Богу. Слово «пушпа» означает «цветок нашего сердца». Те цветы, которые мы несем к стопам Божьим, – не земные цветы, чья красота недолговечна. Подобно этому слово «плод» по отношению к Божественному символизирует плод разума» - Сатья Саи Баба.

Туласи-пуджа – обряд поклонения с листьями священного базилика. По преданию Рукмини, вторая жена Кришны, с преданностью, верой и любовью произнеся имя Кришны и положив лист базилика, перевесила чашу весов с Кришной, которую безуспешно пыталась наполнить золотом и драгоценностями первая жена Кришны, Сатьябхама.

Тунгабхадра – одно из названий человеческого тела на языке Вед. «Тунга означает что-то очень высокое, широкое, великое и т.д. Бхадра – доброе, священное, благодатное, лучезарное и т.д. Смысл этого названия человеческого тела в том, что оно предназначено для совершения таких благородных действий, которые принесут процветание обществу. Следовательно, чтобы быть достойным этого имени, вам следует посвятить тело и ум служению с любовью всем существам. В этой связи вам следует помнить яркий пример великого музыканта – святого Тьягараджи, который был достоин своего имени, буквально означающего «Царь самоотречения». Когда правитель Танджавура послал ему драгоценные украшения и провизию, необходимую для ведения домашнего хозяйства, он отказался принять их и обратился к своему уму, исполнив импровизацию: «О мой дорогой ум! Что приносит истинное счастье – богатство или Лотосные стопы Господа? Пожалуйста, скажи мне истину». Затем он пропел, обращаясь к Господу: «О мой возлюбленный Господь Рама! Хочешь ли Ты соблазнить меня этим богатством в оправдание тому, что оставляешь меня? Я обеими руками держусь за Твои Лотосные стопы. Как же теперь эти руки отпустят Твои святые стопы, мое неизменное и драгоценное сокровище, для того, чтобы получить преходящую мишуру заманчивых даров?» Поэтому точно так как Тьягараджа, доказавший, что достоин своего имени, вам следует стать достойными имени Тунгабхадра, которое писания дали человеческому телу» - Сатья Саи Баба.

Турия, Турийя, Турья – буквально: «четвертый», трансцендентное состояние, высшая ступень сознания, соответствующая состоянию запредельного ума, «вне ума»; сверхсознание, чистое сознание; постоянное самадхи. превосходит три более низкие состояния (джаграт, свапна, сушупти – бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений). Атман-Брахман, или Чистое Сознание, находится за пределами трех состояний сознания, испытываемых Дживой (индивидуальной душой). Оно возникает, когда энергия проникает в сушумну, центральный энергетический канал. «Во время четвертой стадии, Турийя, той, что следует за глубоким сном, он (садхака) погружается в Ишварасатхану, Неизменное Существо» - Сатья Саи Баба.

Турийя-авастха - четвертое состояние сознания, в котором индивидуальный дух соединяется с Вселенским Духом.

Тхала – дирижер, режиссер спектакля.

Тхапоюкта - готовый терпеливо сносить страдания, – одно из шестнадцати качеств преданного, бхакта.

Тхатхасту – Пусть будет так. «Господь всё время говорит: "Тхатхасту, Тхатхасту!" (Пусть будет так!) Как вы пожелаете, так и случится. Если ваши намерения дурные, то случится зло. Если вы всегда наполнены добрыми устремлениями, они равно благословлены Богом. Последствия проявятся в ответных действиях. Может быть не сразу, но непременно рано или поздно. Поэтому мы должны жить, не причиняя вреда и не страдая от других, что приведет к жизни полной блаженства. Используйте образование в хороших целях. Оказывайте уважение и получите уважение. В этом заключается настоящая человечность. Любите и будьте любимыми в ответ. Ваше образование предназначено для развития подобных добродетелей» - Сатья Саи Баба.

Тхрае видья – просветленное знание, с помощью которого человек может достичь сварги или неба, выполняя соответствующие ритуалы и действия.

Тьяга – жертвенность, отрешенность, отречение от внешнего, материального мира; внутренняя свобода от желаний и привязанностей. См. также Кармапала тьяга. «Отказ от всех привязанностей есть тьяга. Гита утверждает, что Шанти, Покой, может быть достигнут только через тьягу, жертвенность» - Сатья Саи Баба.

Тьяга бхава – дух жертвенности. «Ваше сердце должно быть наполнено сладостью. Не избегайте тех, кто ищет вашей помощи, напротив, вы должны сами всегда искать возможность услужить. Только тьяга бхава (дух жертвенности) может даровать вам истинную бхогу (счастье)» - Сатья саи Баба.

Тьяга бхранти – отречение от иллюзии мира, дающее высшее видение Единства.

Тьягараджа – «царь отречения», – имя великого святого, мудреца, поэта и певца, преданного Раме. «Тьягараджа является единственным в своем роде, но не потому, что он пел на телегу, а потому что его песни отмечены редким совершенством, искренней преданностью, поэтической красотой и мелодичностью. Мелодия (рага) всегда соответствовала эмоциональному настрою раскрываемой в песне идеи. Музыкальный ритм отслеживал развитие смысла. Слова как бы сами задавали ритм (талу) и вели музыканта по нотам. Вся структура песни способствовала пробуждению в певце йогического потока, порыва единения со Всевышним. Такое спонтанное совершенство науки и искусства одновременно как в музыке, так и в духовной практике редко встретишь в истории какого-либо языка или страны. Он исполнял песни не по наитию, а от полноты своей реализации, и поэтому его песни обладали необычайной очищающей силой, дарующей Блаженство как самому певцу, так и его слушателям» - Сатья Саи Баба.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.