Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

Ч

Чайтанья – «Высшее, Божественное Сознание»; неделимое, вечно бодрствующее Сознание; Верховное Сознание. Чайтанья – имя великого бенгальского святого, мистика, философа, религиозного реформатора (1485 – 1553), преданного Кришны, находившегося на уровне мадхура-бхакти (сладостной Любви, когда поклоняющийся видит все как Бога). Основатель учения и движения Бхакти, преданности Богу, почитается в Индии как воплощение Кришны и Радхи. «Гоуранга – имя, данное Чайтанье при рождении. Все его помыслы были устремлены только к Богу. Он часто бродил по улицам, играя на цимбалах и распевая киртаны, гимны во славу Бога. В те времена у нагар санкиртанов, или уличных певцов, было немало врагов и противников. Случалось так, что на бхакти, преданных, воспевающих имя Божье, нападали прямо на улице и выхватывали из рук инструменты. Даже в такие моменты Чайтанья не испытывал ни малейшего чувства гнева. Когда у него внезапно отбирали талу, он считал это изъявлением воли Божьей: значит, Богу сейчас угодно, чтобы при восхвалении Его имени не использовались музыкальные инструменты. Нанесенную обиду он воспринимал как Божий дар и использовал ее во благо Господа. Если кто-либо намеренно оскорблял его, проверяя его преданность Богу, он повторял имя Кришны, настраивая на Него свой ум. Повторение имени Кришны приводило к тому, что Чайтанья, мысленно перевоплощаясь в Кришну, утрачивал связь со своим телом. Из-за этой своей способности он был известен под именем Кришначайтанья. Таких титулов удостаивались в те времена люди, достигшие величайших высот духа». Сатья Саи Баба. «Что за личность был Чайтанья? Саи: Чайтанья также пел Кришне и танцевал в экстазе с Кришной. Однажды он навестил своего почитателя. Его поместили в комнате рядом с комнатой для молитв. Когда предлагалась пища статуэтке Кришны (которая была сделана из сплава 5 металлов), можно было наблюдать, что Чайтанья также ест ту же самую пищу в своей комнате. Хозяин решил испытать Чайтанью. Он запер его в комнате и через небольшое отверстие стал за ним наблюдать. Когда пища была предложена статуэтке Кришны, он увидел, что Чайтанья ест такую же пищу. Хозяин вошел в комнату и ударил Чайтанью по обеим щекам. Внезапно металлическая статуэтка Кришны исчезла. Это вызвало большой переполох в доме, и к Кришне были обращены молитвы. Кришна появился перед своими почитателями и сказал: «Вы дали мне пищу, а затем ударили меня по щекам, когда я ее ел. Поэтому я покинул вас». В одно время у Чайтаньи был гуру Сачананд. Он захотел проверить преданность Чайтаньи. Положив кусочек сахара на язык Чайтаньи, он попросил его держать сахар так до тех пор, пока он не вернется. Сачананд искупался в реке, постирал свои вещи, совершил песнопения. При этом он отсутствовал около двух часов. Вернувшись, он увидел, что Чайтанья стоит с открытым ртом, а кусочек сахара лежит у него на языке целый и не растаявший. Поняв величие Чайтаньи, то, что его контроль над чувствами был совершенен, он распростерся перед ним и заявил, что Чайтанья – его гуру» - Сатья Саи Баба.

Чайтанья шакти – сила сознания

Чакра, чакрам – колесо, круг, диск. Метательный диск – воинский атрибут Вишну-Кришны. Символы: колеса времени, то есть бесконечности времени – Кала-чакра и колесо Закона Праведности – Дхарма чакра; его постоянное вращение означает, что всемирный закон Праведности (Дхарма) действует всегда. Также: энергетический центр в тонком теле; психические центры в астральном теле человека, через которые проявляется действие космической энергии; ганглийный центр в нервной системе; у обычного человека они не пробуждены и работают слабо; также: группа садхаков (духовно ищущих).

Чакравартин – «царь-миродержец» – титул царя, который давался при совершении определенного ритуала (ваджанея), символизировавшего приведение в движение «Колеса времени», например, царь Джанака-чакраватин, прославившийся своим благочестием.

Чакшу – глаз; физические глаза – чарма чакшу; глаза мудрости – джняна чакшу.

Чаматкара – чудо; чудесное действие, невыразимое словами.

Чамунда – богиня, объединяющая в Себе трех великих богинь – Сарасвати, Дургу и Кали с присущими Им элементами Воздуха, Огня и Воды (в Аюрведе соответственно: Вата, Питта и Капха с центрами, расположенными в голове, пупке и в основании позвоночника).

Чандала – член касты чандалов, одной из самых низших по социальному статусу каст.

Чандас – рифма, размерность, стихотворный размер ведических гимнов и сам гимн.

Чандра - луна; божество луны; эпитет Кришны.

Чаранамрита – вода, освященная омовением стоп гуру или Божества.

Чарачара – движимое и недвижимое, то есть весь мир.

Чарачарамайи – «Тот, кто присутствует в движущемся и неподвижном».

Чара-ачара майи – относящийся к движению или его отсутствию.

Чарма – телесная, физическая оболочка человека, защищающая его от горя, зла и насилия; одно из проявлений Вишну в ипостаси защитника и хранителя.

Чарма чакшу – физическое зрение

Чатурбхуджа – четырехрукий, эпитет Нараяны.

Чатурдаши – четырнадцатая ночь; «чатурдаши темной половины месяца убывающей луны называется Ночью Шивы» - Сатья Саи Баба.

Чатуртхам – четвертое состояние сознания, при достижении которого человек выходит за пределы манаса (ассоциативного автоматического ума), буддхи (интеллекта) и ахамкары (самости) или за порог состояний бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений. «Переживание бесконечной божественности должно стать нашим естественным состоянием. Только выйдя за пределы стхула-шариры, сукшма-шариры и карна-шариры и растворившись в Махакарана-шарире, вы можете достичь этого наивысшего состояния. Мы не сможем испытать высшего блаженства, пока не вырвемся из границ высокого ума, сверхума и просветленного ума. Состояние запредельного ума имеет и другое название – Аманаска, то есть преодоление ума. Оно же описано как видеха-стхити (без тела)» - Сатья Саи Баба.

Чатуртхи – четвертый, например, четвертый день темной или светлой половины лунного месяца; или четыре цели человеческой жизни: артха, кама, дхарма, мокша и др.

Челими - дружба

Чидаакаша – аспект Вишвасварупам, космической формы Бога, которая превосходит как чувства, так и разум, соответствует состоянию глубокого сна, сушупти, когда разум и чувства бездействуют; в этом состоянии можно испытать аспект Божества без атрибутов и формы. «В Гите Господь Кришна учит, что существует три мира: физический, ментальный и каузальный. Читтакаша (ментальный мир) – это тонкая форма Бхутакаши (физического мира), а Чидаакаша (каузальный мир) еще более тонкая форма Читтакаши, ментального мира. Из этих трех взаимопроникающих миров сознания в состоянии пробуждения, сна и глубокого сна Чидаакаша является самым тонким состоянием: она всеобъемлюща. Но за пределами всего этого находится безграничный Господь – Брахман, Параматма, Высший Принцип Божественности» - Сатья Саи Баба.

Чиданандам – вечное блаженство

Чинмайя – сознание, духовный элемент.

Чинта – беспокойство и волнение ума; тревожное размышление, озабоченность, взволнованность.

Чинтамани сиддхи – третья стадия выполнения тапаса, - «когда у тебя нет чинта – беспокойства и волнения ума, стадия, когда нет страдания. Когда исчезает чинта и появляется высшая Ананда; чинта должна исчезнуть из мыслей, слов и поступков».

Чит – высшее, чистое сознание. «На языке Вед совесть носит название «Чит». Ее также называют осознанностью. Осознанность – это полное понимание. Способность к этому полному пониманию заложена в каждом человеческом существе. Каждый должен стараться проявить осознанность» - Сатья Саи Баба.

Чита, Читта – Душа, Сознание; Сердце; Основа Сознания, Сущность бытия. Память, обусловленное сознание, рассматриваемое в целом как субстанция ума; главная субстанция ментального сознания; коллективное бессознательное, пассивная память, хранилище мыслей всех ограниченных форм интеллекта и эмоционального опыта человека – «Сердце и ум».

Чита Чора, Читта Чора – «похититель сердец, душ»; эпитет Аватара Кришны, которого так называют за необыкновенную красоту и притягательность.

Читрагупта – божество-«регистратор». «Как человек устанавливает связь с Богом? У человека есть читта (сердце). В нем пребывает божество-«регистратор», имя которому Читрагупта. Все действия, похвальные и предосудительные, «регистрируются» в сердце и рассматриваются Читрагуптой. Результаты этих действий облекаются в конкретную форму, и таким образом плоды становятся доступны каждому согласно его заслугам. Бог не может предложить то, чего нет. Он так же не отнимает то, что кому-то принадлежит. Он позволяет соответствующим божествам выполнять их функции согласно законам, поэтому Его называют воплощением Дхармы. Господь не станет вмешиваться в дела подчиненных ведомств. Он дает возможность Брахме, Вишну и Ишваре выполнять свои функции в соответствии с космическими законами. Поскольку Он остается лишь Свидетелем, Его описывают как воплощение Дхармы и Сатьи (Праведности и Истины)» - Сатья Саи Баба.

Читсварупа, Читтасварупа – источник Вселенной, Вселенское Сознание.

Читтавритти, читха врити – волны сознания; возбуждения ума. Волны отклика, реакции, многочисленные проявления активности сознания. Мысли, воспоминания, желания, ощущения, чувства, восприятия.

Читтакаша – тонкий аспект Вселенной; соответствует тонкой, ментальной, форме Господа, Вишвасварупе. Относится к состоянию разума, ассоциируемого с состоянием сна. Два аспекта Вселенной, Бхутакаша и Читтакаша (плотный и тонкий), связаны с чувствами и разумом. «В Гите Господь Кришна учит, что существует три мира: физический, ментальный и каузальный. Читтакаша (ментальный мир) – это тонкая форма Бхутакаши (физического мира), а Чидаакаша (каузальный мир) еще более тонкая форма Читтакаши, ментального мира» - Сатья Саи Баба.

Читтасварупа – Вселенское Сознание и источник Вселенной. «В мире, который представляет собой проекцию ума, Господь существует в виде Читтасварупы (Вселенского Сознания)» - Сатья Саи Баба.

Читтачора – «Тот, кто крадет сердца», – одно из имен Кришны, данное Ему преданными.

Чудакарана – обряд первой стрижки ребенка. Грихьясутры гласят: «Благодаря обряду чудакарана жизнь человека продлевается, в противном случае она укорачивается».

Чудала – жена царя Шикхидхваджа. Первой постигнув Атмаджнану, она помогла своему мужу достичь самореализации и вернуться из леса к своим обязанностям – управлению государством. Для этого ей пришлось менять свой облик на облик юноши-гуру, облик красавицы, или искушать мужа, переселяясь в его тело.

Чьяванпраш – травяной джем, применяемый в Аюрведе как восстанавливающее средство, тоник общего действия.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.