Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

Ш

Шабда – звук; слух. «Мы знаем, что весь мир проникнут шабдой, или звуком. Шабда, звук, может родиться лишь там, где есть движение или побуждение к действию. Мы постоянно моргаем, закрывая и открывая глаза, множество раз в течение одной минуты. При движении век возникает слабый звук, но этот звук настолько невнятен, что мы не улавливаем его. Оттого, что звук едва слышим, мы не может отрицать его наличие. Точно так же, как мы не способны уловить звук, который невнятен, мы не способны распознать и наличие Сознания в Джаде, инертности, и увидеть элементы Джады в Сознании». «Пятая природная стихия – эфир. Единственное качество, присущее эфиру, – это шабда, или звук. Все остальные исчезли, и по этой причине эфир заполняет все окружающее пространство» - Сатья Саи Баба.

Шабдабрахман – абсолютная Божественность, выраженная звуком.

Шабдабрахма таттва – «слово, обладающее божественным свойством», божественное слово.

Шабда-прамана – свидетельство достоверности, основанное на звуковом подтверждении.

Шавам – труп. «Шива также означает смирение. Человек, обладающий смирением, – это Шивам (благо). С другой стороны человек с эго - просто Шавам (труп)» - Сатья Саи Баба.

Шаддаршаны – «шесть даршан», шесть теистических школ древнеиндийской философии, считавшихся ортодоксальными и объяснявших пути освобождения: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Шакти – «сила», божественная энергия; проявляющаяся, активная сила божества – непознаваемого Абсолюта, космическая сила Брахмана; персонификация женской ипостаси божеств, женского начала, именуемая Божественной Матерью; сила, дающая способность творения. Это слово может также обозначать копье или меч. Красная краска кум-кум является символом Шакти, ею обозначают третий глаз мудрости Дэви, супруги Шивы.

Шактипата – нисхождение (проявление) божественной силы в человеке. «Бог ниспослал Вишвамитре шактипату, и мы должны выяснить, что это за слово. Его применяют, когда гуру передает своему ученику за один раз все свои способности, всю силу – шакти. Однако, это неверное значение. Оно несет в себе элемент двойственности, ибо получается, что существует некий гуру и некий ученик, которому передается шакти. Это противоречит утверждению: «Сарвам Брахма Майям» – «Все есть Брахман». Шактипату можно получить, лишь заслужив ее. Без заслуги нет и шактипаты. Эта шакти в скрытой форме существует во всех людях. Гуру только избавляет нас от покрова невежества, который скрывает находящуюся внутри нас силу. Гуру, таким образом, лишь открывает то, что уже существует, и не привносит ничего нового. Сущность Брахмана не может быть передана от одного человека к другому. Но сегодня, под влиянием Кали, это выглядит так, что одни платят, а другие получают плату и продают или передают сущность Брахмана своим ученикам»  - Сатья Саи Баба.

Шакра – «Могучий, Могущественный», - эпитет Индры.

Шакуни – «сокол»; брат Гандхари, супруги царя Дхритараштры, отца ста братьев-кауравов. В эпосе Махабхарата изображен злым, коварным, старающимся погубить братьев Пандавов. Шакуни обладал тайным искусством игры в кости, будучи воплощением злого духа этой игры – Кали. Искусный партнер-противник Юдхиштхиры в игре в кости, он довел его до неистовства, заставив поставить под залог все царство, что запрещают законы Ману. Проигрыш привел к изгнанию Пандавов из своего царства.

Шакунтала – дочь риши Вишвамитры, мать легендарного царя Бхараты.

Шама – смирение; мир, Божественный покой. Пятый по счету «цветок святости»: милосердие, (снисходительность), воздержание, благожелательность (любовь к другим), терпение, смирение, преданность, медитация и правдивость.

Шамбху – «дарующий благоденствие», эпитет Шивы.

Шами – «труд», дерево (Prosopis spicigera), имеющее жесткую древесину, хорошо поддерживающую огонь. Используется для разведения священного огня.

Шанайшчара, Шани – «Медленно движущийся», имя планеты Сатурн.

Шанкара – «Несущий благо», «Дарующий мир и благополучие», «Усмиряющий» – эпитет Шивы«У Ишвары есть другое имя – Шанкара (Шам-кара). «Шам» относится к Чиданандам (вечному блаженству) и Атманандам (блаженству Духа). «Кара» означает Того, кто наделяет. Поэтому Шанкара – Тот, кто дарует вечное блаженство» - Сатья Саи Баба.

Шанкара, Ади Шанкара, Шри Шанкарачарья - великий святой, подвижник, философ и джнани, (788 – 820 гг.), толкователь Упанишад, Вед, Бхагавадгиты и т.д., автор ряда философских и поэтических работ; основатель философии адвайта-веданты (не двойственности – полной тождественности Бога, живых существ и мира) и 10 орденов саньясинов. Согласно Шанкаре, стремящийся к постижению Брахмана должен обладать: вивекой (различением), вайрагьей (отреченностью), шатсампати (шестью совершенствами: шама – контроль ума; дама – контроль чувств и тела; упарати – прекращение мирской деятельности; титикша – стойкость к превратностям жизни; шраддха – вера в Бога, гуру и Атмана; самадхана – абсолютная сосредоточенность на Атмане) и мумукшутвой – желанием Освобождения от круга рождений и смертей. «Шри Шанкарачарья также написал комментарий на Бхагавад-гиту. В этом комментарии он объяснил, что в Двайте присутствует Адвайта, а в Адвайте есть Двайта. Кроме того, Висиштадвайта содержит как концепцию Адвайты, так и концепцию Двайты. Все три школы философии ведут, поэтому, к одной и той же цели. Их фундаментальное значение заключено в Брахма сатьям джагат митья (Один лишь Брахман является истиной, а мир – это иллюзия). Весь мир кажется состоящим из бесчисленных имён и форм. Вы не должны попадать в сети этих имён и форм. Истину можно осознать, только отбросив имена и формы и определив лежащий в основе источник. И истина это Тат твам аси (Ты есть То). Это Праджнянам Брахма (Постоянное непрерывное осознание есть Брахман). Это осознание Айам атма Брахма (Это Я есть Брахман). Когда вы проанализируете одно из этих великих изречений, Тат твам аси, оно приведёт вас к осознанию «Я есть То» и «То есть Я». Когда вы сможете осознать эту истину, вы обнаружите, что принцип «Я» лежит в основе всего во вселенной, являя собой принцип единства. Мы должны понять этот универсальный принцип «Я». Бесполезно выдвигать аргументы и контр-аргументы на эту тему и тратить попусту время. Единственное, что вам необходимо понять, это что «Я есть Брахман». Когда кто-то спрашивает у вас: «Кто вы?», правильным ответом будет «Я есть Я», «Я есть слово, Я есть форма и Я есть имя». Это «Я» представляет собой и объясняет всё. Когда кто-то спрашивает: «Кто вы?», не отвечайте, называя своё имя. Имя даётся только телу. А вы – не тело. Поэтому отвечайте: «Я есть Я». Все вы должны стремиться достичь этого состояния единства». «Шанкара критикуется некоторыми за то, что он противостоял пути Дхармы и Карме. Но Шанкара противостоял только такой Дхарме и Карме, которые имели в виду исполнение желания. На самом деле он был великим учителем, который учил пути Дхармы и Кармы, пути устремления, вызванного пониманием лежащей в основе Истины. Основанная на Истине приверженность Шанкары Дхарме и Карме, вера Будды в основные принципы Вед могут быть поняты и оценены только теми, у кого есть высшее видение. Без этого человек потеряется в толкованиях. Для того, чтобы взобраться на большую высоту, нужна лестница точно такой же высоты, не так ли?» - Сатья Саи Баба.

Шанкарачарья – благодетельный, умиротворяющий, – эпитет Шивы.

Шанкха, Санкха - «раковина». В индуизме символизирует знак Вишну (наряду с диском, чакрой), также символ первичного звука, Нада-Брахма, из которого возник мир.

Шанта – безмятежность

Шанта Бхакти – смиренное поклонение преданного, например, Бхишмы.

Шантам – Мир, Божественный Покой. «Четыре Его лика (Шивы) символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам)» - Сатья Саи Баба.

Шантану – царь Лунной династии, отец Бхишмы.

Шанти – внутренний душевный мир и покой; внутренний покой; умиротворенность; невозмутимость, спокойствие, безмятежность. «Мир, Покой – это не предмет, который продается на рынке. Это не вещь, которую можно купить или выиграть вместе с царством. Это не дар, который можно получить от родственников. Мир заложен в вашей собственной натуре; он находится в вас. Вы сможете найти его, только если будете искать его в себе. Поэтому избавляйтесь от внешнего видения и развивайте внутреннее видение. Внешнее видение присуще животному, а не человеку; истинный человек имеет внутреннее видение. «Поэтому, – повелел Кришна Арджуне, – освящай свою жизнь развитием уникальной возможности человека: умением обращать свой разум в себя». «Истинное Шанти можно обрести только в глубинах Духа, в дисциплине ума, в вере в Единое Основание всего кажущегося разнообразия. Когда достигли Его, вы завладели золотом, и теперь можете изготовить из него любое украшение. Каждый может обрести это (Шанти), но лишь сам, собственными усилиями. Невозможно передать словами радость и глубину этого переживания. Все практики слушания Имен Бога (Шраванам) и воспевания Их (Киртанам) для того и нужны, чтобы подвести вас ближе к этим переживаниям. Шраванам – лекарство, которое вы принимаете внутрь, а Киртанам – бальзам, используемый для наружного применения. Необходимы оба. Точно так же необходимы и Добродетель (Дхарма), и следование Долгу (Карма). Карма – это основной фундамент любви к Богу, Бхакти. Это – то основание, на котором строится Преданность. Дхарма же – это должное отношение к выполняемым действиям. Когда ум еще только активизируется для какой-нибудь деятельности, он должен направляться Истиной, Любовью и Равновесием» - Сатья Саи Баба.

Шанти-парва – учение о высшем мире, преподанное Бхишмой братьям Пандавам.

Шанти, Шанти, Шанти – мир телу, уму, душе. «Мы повторяем Мантру Шанти три раза в своих повседневных молитвах. Что это означает? Мы должны достичь мира на трёх уровнях: физическом, ментальном и духовном. Во внешнем мире нет покоя; повсюду только раздробленность. Мир на самом деле внутри вас. Делайте усилия, чтобы проявить ваш внутренний покой» - Сатья Саи Баба.

Шарагати – стрелы Рамы, смотри также: шаранагати.

Шаранагати – самоотдача, полная отдача; отказ от эго; жизнь в полном согласии с волей Бога; обретение прибежища. «Полная самоотдача (Шаранагати) должна быть подобна позиции Лакшманы. Рама сказал ему: «Возьми Ситу, отведи ее в лес и оставь там». Полное послушание! Ни одного вопроса «Почему?» Вот каков был Лакшмана! Вот какова должна быть Шаранагати, все остальное заслуживает только Шарагати (стрелы Рамы). Это – истинная Гита, такой урок Шаранагати. Увеличивайте веру, идите по тропе Дхармы, остерегайтесь заблуждения (Вьямохи) и невежества (Аджняны), избавляйтесь от возбуждения ума (читха врити), и знайте, что Он – есть Атман, и вы также – Атман» - Сатья Саи Баба.

Шаранам – убежище; преклонение, припадать ниц к ногам.

Шарва – «Вооруженный стрелами», «Убивающий стрелами», имя Рудры-Шивы.

Шарира - тело. «Санскритское слово Шарира значит «то, что приходит к концу», – это относится к телу» - Сатья Саи Баба.

Шарири – обладатель, обитатель тела; «Бога называют Шарири, то есть «Тот, кто живет в тленном теле». Его также называют Дехи, что значит «Тот, кто живет в Деха», то есть в том, что принимает временную форму. А в Гите его также называют «Кшетраджня» - знающий Кшетру (поле, инертный материальный объект), которая инертна и не знает себя» - Сатья Саи Баба.

ШармаАнанда, радость, внутреннее вместилище радости, источник которых – Атман.

Шасанам – свод космических законов, например, Дхарма, Карма. «Необходимо уяснить, что на страже божественного промысла стоит Шасанам (свод космических законов). Даже божество не может нарушать их. Сегодня люди пренебрегают нравственными законами. Но Божество не может действовать наперекор своему собственному моральному уставу. Поэтому Бог, в зависимости от обстоятельств, ждет подходящего момента для «проведения закона в жизнь». Совершенно бессмысленно заявлять, что Бог бессилен или некомпетентен. Бог Всесилен, но это не значит, что Он может действовать произвольно. Он действует согласно Космическому закону. Бог – это не тот преподаватель, что читает лекцию и покидает класс. Бог – это учитель физкультуры, который учит своему предмету на собственном примере. И именно поэтому Я говорю: «Моя жизнь – Мое послание». Бог учит, демонстрируя на опыте» - Сатья Саи Баба.

Шасини – «Устанавливающая законы и правила», эпитет Богини Иды.

Шастра, Шастры – «меч», закон, священный кодекс; древние священные писания индуизма, содержащие учения риши, божественных мудрецов: Веды, Упанишады, Итихасы (эпические поэмы), Пураны, Смрити (кодексы поведения) и др. трактаты обычно религиозного, философского или правового характера а также по различным отраслям знаний; систематизированное учение, моральный и социальный кодекс; в йоге: знание истины, принципов, процессов и сил, которые управляют реализацией.

Шастри – знаток священных писаний.

Шатакрату – «Стосильный», «Совершитель ста жертвоприношений», имя-эпитет Индры, подчеркивающий, что первенство среди богов Он получил за совершенное стократное жертвоприношение коня (ашвамедха).

Шатаманью – «Стогневный», эпитет Индры.

Шатарупа – «Имеющая сотни форм», имя дочери и жены Брахмы и матери Ману Сваямбхувы; иногда считается дочерью и женой Ману Сваямбхувы.

Шатругна – сводный брат Рамы, сын Дашаратхи; матерью Шатругны и Лакшманы была Сумитра; персонаж эпоса Рамаяна. «Шатругна соблюдал указания остальных братьев и полностью посвятил себя им» - Сатья Саи Баба.

Шаури – «геройский», родовое имя Кришны.

Шауча, шучи - чистота

Шачи – «могущественная помощь», имя жены Индры.

Шашанка – «Имеющий знак зайца», Сома-Месяц.

Шашватананда – вечная радость, неомраченное счастье.

Шашиварнам – цвет вибхути, священного пепла.

Шаштхи – «шестая», божественная мать, считающаяся формой Дурги, защищает детей; ей поклоняются на шестой день после рождения ребенка, когда считается, что главная опасность для матери и ребенка миновала.

Шваса - дыхание

Швасана – «Дышащий», Вайю-Ветер.

Шветакету – сын мудреца Уддалаки, брат Суджаты. Смотри также Суджата.

Шеша - змей. Смотри также: Адишеша.

Шива – «Благой», «Благословенный»; «Добрый»; «Милостивый»; один из трех главных богов индуистской Троицы (наряду с Брамой – Творцом и Вишну – Хранителем), воплощение космических сил разрушения (Вселенной а также низшей природы в человеке). Соответствует непроявленному аспекту Высшей Реальности или Универсальному Сознанию, непроявленному аспекту Высшей Реальности; почитается как Владыка Вселенной. То есть у Шивы есть две ипостаси: Шива в троице Брахма-Вишну-Махешвара, где Его правильней называть Махешвара или Рудра, и Шива как Бог-Абсолют (в ипостаси Шива-Шакти). Шива – покровитель йоги, йогов и аскетов. «Прямо перед вашими глазами Господь Кайласа явил Свою божественную форму с полумесяцем, украшающим Его голову, холодной водой Ганги, стекающей по Его спутанным волосам, с блистающим в центре лба глазом и пурпурной шеей, сияющей подобно черной смородине. Он носит браслеты и пояс из змей, все тело Его покрыто вибхути, лоб украшен кумкумом, красные губы Его пылают от сока бетеля, из Его ушей свисают усыпанные бриллиантами серьги, и все Его смуглое тело излучает божественное сияние» (стихотворение на телугу). «Шива не ездит на животном, называемом на человеческом языке «буйволом»! Буйвол – это только символ Божественного закона, Дхармы, который опирается на четыре столпа – Истину, Праведность, Мир и Любовь (Сатью, Дхарму, Шанти и Прему). Три глаза Шивы – это глаза, обнажающие прошлое, настоящее и будущее. Только у Шивы есть все три сразу. Кожа слона, покрывающая Его, – это только символ примитивных животных черт, разрушаемых Его Милостью. Он лишает их силы и вредоносности, Он разрывает их в клочки, лишая дееспособности. Четыре Его лика символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам). Подобным же образом, поклоняясь Лингаму, постарайтесь осознать скрытый смысл многих аспектов Шивы. Предайтесь в этот день (шиваратри) медитации на Шиве, и вы сможете избавиться от последних следов заблуждения. Подобно тому, как ОМ – это звучащий символ Бога, Лингам – символическая форма Божества. И это только форма. Все – только Заблуждение (Майя), и, чтобы понять это, вам необходимо научиться играть с Майей. Без этого вы не сможете осознать Силы Заблуждения (Майя Шакти). Бог – внутренне присущ вселенной, так же, как жизнь – яйцу. Цыпленок присутствует в каждой частице яйца; точно так же и Бог присутствует в каждой частице Мира. Но Я предпочитаю пользоваться описанием Его как Внутреннего Правителя всего (Сарваантарьями), вместо Сокровенной Души всех существ (Сарвабхута антаратма). Все – в этом зале, но никто из вас этого зала в себе не заключает, не так ли? Аналогично, можно сказать: все – в Нем, это лучше, чем говорить, что Он – во всем» - Сатья Саи Баба.

Шивам – Благость; Благотворность; Добро.

Шиваратри – «ночь Шивы»; праздник, посвященный Шиве, имеет место каждый 14 день темной половины луны. «Праздники, такие, как Шиваратри, установлены, чтобы люди могли взращивать благие и божественные качества. Слушать Божественную беседу на Шиваратри и позабыть ее при выходе из зала – неподобающее проведение Шиваратри. Это можно назвать шаваратри, ночь смерти. Различие между Шивой (Благим) и шавой (безжизненным трупом) можно пояснить процессом дыхания и прекращением дыхания. Вдох и выдох сопровождаются утверждением единства с Богом – «сохам» (Я есть Он). Осознание этого факта – вот что благо. Когда это осознание отсутствует, наступает безблагостность (или смерть). Необходимо добиваться полного отсутствия сознания тела. Именно так, предав забвению тело и воспевая имя Рамы, разбойник Ратнакара стал поэтом Вальмики, который дал миру Рамаяну. Он настолько погрузился в произнесение имени, что над ним вырос муравейник. Шиваратри – день, который посвящен размышлениям о Боге. Он не наступает лишь раз в году. Каждая ночь может стать Шиваратри. Даже если вы не можете размышлять о Боге всю ночь, достаточно будет, если вы подумаете о Нем перед сном и утром, проснувшись. Как бы вы ни размышляли о Боге, результаты будут хорошими» - Сатья Саи Баба. Смотри также Махашиваратри.

Шивохам – «Я – Шива, Я – Бог», мантра Шивы.

Ширди Саи Баба – первый из трех Аватаров Кали Юги, предыдущее воплощение Аватара Шри Сатьи Саи Бабы. С 16 лет жил в местечке Ширди к северо-востоку от Бомбея в современном штате Махараштра. Родился 27 сентября 1838 г. Достиг самадхи в день Виджайядасами (день Победы, десятый день праздника Дасара) в 1918 г.

Широнаякам – Сверхвластелин. «Верховная Троица, состоящая из трех главных божеств, управляющих сотворением, сохранением и разрушением, – это Брахма, Вишну и Шива. Но есть четвертая сущность – Широнаякам (Сверхвластелин), и Он стоит над всеми тремя. Он – Бог. Он может вмешаться в решения трех. Каким образом? Облегчив тяжесть последствия кармы. Он может противодействовать любым обстоятельствам. Это божественная привилегия Бога. Он может создать все, что угодно. Защитить все, что угодно. Он волен разрушить то, что сотворил. Поэтому к Богу следует относиться как к тому, кто держит под контролем процессы развития, стабилизации и уничтожения» - Сатья Саи Баба.

Шишупала – царь страны Чеди, был двоюродным братом и непримиримым врагом Кришны из-за того, что Кришна похитил его нареченную Рукмини, вняв ее мольбам, обращенным к Нему. Во время жертвоприношения, устроенного Юдхиштхирой, Шишупала оскорбил Кришну за то, что не ему первому была оказана почесть, и был убит Кришной. Смотри также: Рукмини, Юдхиштхира.

Шишья – ученик

Шишьяракшана – защита учеников, – является дхармой, долгом их гуру, духовного учителя.

Шлока, Шлоки – стихи, восхваляющие Бога; особый метрический размер, широко применяющийся в санскритской эпической литературе, стихотворная форма из четырех частей, или Пад, каждая Пада имеет восемь слогов.

Шнехам, Снехам – поклонение Богу в форме дружбы; истинная дружба, основанная на взаимопонимании и любви и проявляющая себя в благородстве мыслей, слов и действий. Саи Баба: «Все человеческие связи основаны, в сущности, на телесных взаимоотношениях, но связь с Богом – это путь от сердца к сердцу. Только такая связь надежна и неизменна».

Шобха – величие, одно из качеств Бога.

Шравана – духовное слушание; слушание духовных наставлений; сладость сосредоточения на Господе, сладость медитации. «С незапамятных слово Вед передавалось людям не из книг, а изустно учителем ученику. Оно хранилось в памяти гуру. Все, что мы узнаем, сидя у ног гуру, считается джняной, или мудростью. Но если то, что вы услышали, по-настоящему усваивается вами с помощью повторения, обобщения и размышления, – это уже высшая мудрость – виджняна. Нам очень важно понять разницу между джняной и виджняной. То, что воспринимается с помощью шраваны (слушания), остается лишь в вашем мозгу, и опыт использования такого знания в жизни ограничен. Такая «услышанная» мудрость и называется джняна. Она может легко выветриться из вашей головы. Если же вы глубоко обдумаете услышанное и проникнетесь им, тогда это знание навсегда останется в вашем сердце. Урок, который необходимо выслушать и запомнить, воспринимается как род обязанности, но то, что вы усвоили и приняли в сердце, – ваше собственное достояние, и вы имеете на него полное право. Именно в этом состоит важность мананы и нидидхьясаны (размышление над услышанным; созерцание, погружение, концентрация ума на объекте и полное слияние с объектом познания)» - Сатья Саи Баба.

Шраванам – духовное слушание, слушание божественных бесед, священных писаний о славе Бога, рассказов о Господе – первый из девяти видов богопочитания, первая ступень преданности, бхакти. «Практическое выполнение хотя бы тысячной доли того, что прочитано и услышано, уже дало бы Мир и Радость» - Сатья Саи Баба.

Шраддха – вера; непоколебимая вера; подлинная вера, убежденность и служение Божественному; качество, изначально присущее духовному сердцу человека. «Вера в Божественное должна быть безраздельной, ее нельзя обрести с помощью разума. Либо она есть, либо ее нет. Она может появиться через садхану». «Девизом, имеющим первостепенное значение для человека, должна быть шраддха (вера и убежденность). Древние утверждали: «Верь и живи» (в английском – «believe and live»). Без веры вы не сможете жить счастливо. Только когда вы верите, что кто-то является вашей матерью, у вас возникает любовь к ней. Так же и женщина любит ребенка, только если она знает, что это ее ребенок. Подобным образом признание Бога происходит от веры. «Там, где Вера, там Любовь. Где Любовь, там Мир. Где Мир, там Истина. Где Истина, там Блаженство. Где Блаженство, там Бог». Таким образом, именно вера напоминает нам о Боге». «Самадхана – удовлетворенность при любых обстоятельствах и полная уравновешенность разума. Только обладая уравновешенностью разума (самадханой), вы сможете развить твердость и силу духа (титикшу). Только обладая силой духа, вы можете развить твердую веру (Шраддху). Только когда у вас будет твердая вера, у вас появятся священные чувства, и вы откажетесь от желаний (упарати). Только когда у вас появится отвращение к объектам этого мира, вы сможете контролировать свои чувства (даму). Затем, как только вы добьетесь контроля чувств, вы приобретете покой души (шаму). А там, где есть мир души, есть внешняя и внутренняя чистота. А где есть внутренняя и внешняя чистота, там терпение станет вашей второй натурой, и вы будете автоматически пребывать в состоянии покоя (Шанти). Поэтому надо приложить все усилия, чтобы развить эти основные качества, являющиеся жизненно важными для прогресса на духовном пути» - Сатья Саи Баба.

Шраддху – настойчивость, убежденность.

Шрейомарга – духовный путь

Шрейя – духовность. «Сила шрейи (духовности) может даровать бесконечное блаженство. Поэтому вам нужно держаться не прейи, а шрейи. Люди чувственных удовольствий не желают прислушиваться к словам тех, кто советует им сойти с дурного пути. Наоборот, они стараются заманить других на свой, более низкий уровень. Тот, кто стоит на духовном пути, не только сам извлекает из этого пользу, но способствует благоденствию окружающих. Он как палочка в благовониях, которая сгорает, поглощая самое себя, чтобы отдать другим свой аромат» - Сатья Саи Баба.

Шрейяс«Шрейяс означает преодоление чувственных желаний и достижение духовного блаженства, описываемого как Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Все действия, направленные к достижению атмического (духовного) блаженства, относятся к шрейяс» - Сатья Саи Баба.

Шри – «благоденствие», аспект Брахмана как дарующего все виды процветания и благополучия; красота, богатство, процветание, величественность, милосердие. Богиня красоты и процветания – жена Вишну-Нараяны, - Лакшми. Почтительное обращение, эпитет, добавляемый к имени, равносильный: «чтимый», «святой»; синоним внутреннего, духовного богатства. Применительно к Саи Бабе указывает на то, что Он одновременно и хранитель и даритель Брахмавидьи, высшей мудрости, которая есть богатство и процветание.

Шриватса – «любимец Шри», знак Вишну; большое родимое пятно, похожее на знак ГарудыХридая Вихары, или птицы сердца, на которой летает Господь Вишну. Подобное родимое пятно было на груди всех Аватаров, оно есть и у Сатья Саи Бабы; скрученный пучок волос на груди Вишну.

Шривидья - священное, Божественное знание.

Шринга – «сделанный из рога», «молодой месяц», «лук», – название лука, атрибута Вишну-Кришны.

Шрирамакша – защита Господа и постижение Его через Локашикша (жизненные) страдания, то есть голод, нужду, бедность (дурбхикша).

Шрисукта – имя богини, в которой воплотилось божественное знание.

Шришти, Сришти – созидание, творение; проекция части целого, порождение целого, проявленный мир; процесс творения и самосотворенное, одна из семи основных характеристик Бхагавана, обладателя всех благ.

Шрути – «услышанное» духовными мудрецами-риши знание, то есть откровение, которому традиция приписывает божественное происхождение; мелодия; откровение; изначальные богооткровенные ведические писания (Веды и Упанишады – древние священные писания).

Штри таттва, стри таттва – женское начало. «Слово Шри (Sthree) состоит из трех фонем (устойчивых сочетаний согласной с гласной) – са, тха и ра. «Са» указывает на саттвическую природу женщины, представляя также три аспекта в восприятии божества – салокьям (видение Бога), самипьям (близость к Богу) и саюджьям (слияние с Богом). «Тха» соответствует тамасическому качеству, но здесь тамас не является леностью и вялостью, а включает в себя такие качества, как смирение, доброту и скромность. Это значит, что мягкость и кротость изначально заложены в женщине, чтобы она могла служить семье и обществу в надлежащем духе. «Судите о доме по его хозяйке» – так говорят жители Андхра Прадеш. «Ра» указывает на раджогуну, но здесь это не означает драчливость и сварливость, а говорит о готовности женщин, если это необходимо, пожертвовать жизнью ради своей чести и чести своей семьи. История Бхараты полна примеров того, как героически сражались женщины и отдавали свою жизнь, защищая мужей и их доброе имя. «Шри», таким образом, представляет собой сочетание трех гун. Женщина должна быть высоко чтима за эти качества, а между тем с ней обращаются как со слабым созданием, называя ее абала, беспомощной, и отводят ей низкий статус в обществе. В связи с этим здесь уместно сказать, что женщины, обладавшие властью, проявили себя исключительно способными и деятельными как в Бхарате, так и в других странах. В Британии было много королей, но ни один из них не правил страной так умело, как королева Виктория. Ее правление было отмечено праведностью, процветанием и прогрессом. В течение ее царствования не было политических кризисов и волнений. В более поздние времена Индира Ганди мужественно и с замечательным мастерством управляла правительством. Она готова была на любые жертвы ради интересов страны. Она возглавляла правительство более двенадцати лет. У многих других премьер-министров мужчин срок пребывания в должности был совсем коротким. Женщины руководят многими организациями и трудятся на благо людей с большей отдачей и энтузиазмом. Вальмики превозносил нежность женственности. В чем же причина этой сладостности и притягательности? В духе жертвенности, считал Вальмики» - Сатья Саи Баба.

Шуддхи – чистый; очищенная, облагороженная Антахкарана.

Шудра – представитель четвертой варны (касты) индийского общества, в состав которой входят рабочие, ремесленники, зависимые земледельцы, слуги. В определенный исторический период эта варна считалась низшей, полусвободной, им запрещалось изучение Вед и Веданты. «Шудры, их идеальные характеристики? Они должны производить и накапливать вещи, представляющие ценность, не уклоняясь от пути Дхармы. Всегда искренно стремясь к пониманию целей человеческого существования, они должны разумно запасать и сохранять произведенные вещи. Стремиться произвести все больше и больше для общего блага. Вещи, собранные таким образом, должны щедро использоваться для распространения истинной Видьи (просветляющего знания) и для поощрения и поддержания добродетели» - Сатья Саи Баба.

Шука – сын Вьясы, святой мудрец и отшельник, с детства отличался большой ученостью.

Шукла – белый; символизирует Ригведу; также название «светлой половины» лунного месяца, когда луна растет, а «темная половина», когда луна убывает, называется Кришна.

Шукламбара – «в белых одеждах», эпитет Сарасвати.

Шукра – «Яркий», также «Семя», имя сына Бхригу; гуру демонов; отождествлен с планетой Венерой, смотри Ушана.

Шукра-дхату – в Аюрведе ткань-элемент, включающий в себя семя и репродуктивную ткань.

Шунья - пустота. «Скопление облаков тоже иногда называют небом. Однако небо не имеет самостоятельного существования. Это не конкретная форма, составленная из пяти элементов. У неба только одно качество, а именно, шабда, звук. И этот звук распространяется повсюду. Однако было бы неправильным отождествлять шабду только с небом. Небо известно под различными именами, такими как акаша, гагана, шунья, или ничто, и т.д. Словом «небо» названо состояние, которое можно определить как «ничто». На небе ничего нет. Имея в виду свое сердце, мы иногда говорим: «Это хридайяакаша» – потому что хридайя, или сердце, на духовном уровне не обладает определенной формой. Наша «акаша» должна быть полностью очищена от всех устремлений и инстинктов, то есть от всех санкальп и викальп» - Сатья Саи Баба.

Шуритх, суритх – друг. «Гита особо выделяет слово «Шуритх» – друг. Кто является настоящим другом? Может ли он быть полностью бескорыстным? Поможет ли он вам, не ожидая ответной услуги? Будь то ваши мать, жена или сын, – каждый из них любит вас по своим, эгоистичным причинам. В этом мире невозможно найти абсолютно бескорыстного друга. Очень редко встретишь человека, который окажет услугу без малейшей личной заинтересованности. Только Бог полностью бескорыстен – как друг и как благодетель. Бог описан как «Шуритх» – друг, являющийся вашим alter ego («второе я», лат.). Бог не ищет никакой ответной награды. В Нем нет и следа личной заинтересованности. Только Бог может обладать абсолютным бескорыстием и абсолютной любовью, ничего не ожидая взамен» - Сатья Саи Баба.

Шурпанакха – сестра демона Раваны, персонаж эпоса Рамаяна.

Шучи - чистота

Шьяма – Создатель

Шьямала – один из эпитетов как Рамы, так и Кришны, – так называется цвет кожи серовато-синего или иссиня-черного цвета. Цвет кожи Аватара Сатьи Саи Бабы часто меняется, приобретая разные оттенки, от серовато-синего до иссиня черного как у Рамы и Кришны, или становится голубой, что вообще не свойственно людям, или светлеет и становится почти белым; а при материализации лингамов – красным.

Шьямасундар – прекрасный, великолепный, – одно из имен Господа Кришны.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.