Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

Г

Га – вездесущность.

Гагана – воздушное пространство, небо. «Скопление облаков тоже иногда называют небом. Однако небо не имеет самостоятельного существования. Это не конкретная форма, составленная из пяти элементов. У неба только одно качество, а именно, шабда, звук. И этот звук распространяется повсюду. Однако было бы неправильным отождествлять шабду только с небом. Небо известно под различными именами, такими как акаша, гагана, шунья, или ничто, и т.д. Словом «небо» названо состояние, которое можно определить как «ничто». На небе ничего нет. Имея в виду свое сердце, мы иногда говорим: «Это хридайяакаша» – потому что Хридайя, или сердце, на духовном уровне не обладает определенной формой. Наша «акаша» должна быть полностью очищена от всех устремлений и инстинктов, то есть от всех санкальп и викальп» - Сатья Саи Баба.

Гаджавадана – «С лицом слона», – имя-эпитет Ганеши-Винаяки.

Гаджакарна – «ухо слона»; учение одного из разделов Атхарва Веды, четвертой Веды, Веды заклинаний, составленной Атхарваном.

Гадха – жезл; атрибут Бога Вишну, символизирующий силу.

Гана – «толпа», «группа», «множество», совокупность, община и т.д. В древнеиндийской мифологии свита Шивы, состоящая из низших богов и полубогов, возглавляемых Ганешей, «Повелителем ганы» сыном Шивы и Парвати. Смотри также: Ганапати, Ганадхипати.

Ганадипа – Властитель ган, множества духовных сущностей.

Гананатха – Господин ганов.

Ганапати (Ганеша) – Божество духовного знания, мудрости и силы, что устраняет препятствия при помощи знания; слоноголовый сын Шивы и Парвати. «Что обозначает слово Ганапати? «Га» означает буддхи, интеллект. «На» означает виджняна, мудрость. Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он – также Господин ганов, духовных сущностей. Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. «Вигато Наяка Итхи Винаяка» (Винаяка – тот, над кем нет начальника)» «В имени Ганапати «Га» символизирует гуну (добродетель), а «На» – виджняну (мудрость). Когда «Га» и «На» объединяются, получается сочетание виджняны (земной мудрости) и праджняны (духовной мудрости). Из комбинации виджняны и праджняны возникает суджняна (высшее знание). Суджняна – отличительный признак настоящего человека. Аджняна – признак невежества. Ганапати – господин виджняны и праджняны (земного знания и духовной мудрости). Следовательно, когда преданный молится Ганеше, он просит даровать ему виджняну, праджняну и суджняну» - Сатья Саи Баба (смотри также Винаяка).

Ганадхипати«Вигнешвара иначе зовется Ганадхипати, ибо он – высший повелитель ган. Ганы являются олицетворением джнянендрий, органов восприятия, и кармендрий, органов действия. Ум является хозяином этих десяти органов. Божество, управляющее умом – Индра, поскольку он властвует над чувствами (индрийями). Ум контролируется интеллектом (буддхи). Что означает имя Ганапати? «Га» – это буддхи, интеллект, «На» – виджняна, мудрость, и поскольку Вигнешвара – Господин интеллекта и мудрости, он и есть Ганапати. Отсюда следует: то, что мы называем ганами, – неотъемлемые части человеческого тела. Вьякти, индивидуум, – часть сришти, творения, значит Божественное, проекцией которого является космос, присуще человеку. «Вигато наяка Винаяках» (над Винаякой никто не властен). Это означает, что Винаяка – полностью автономное и независимое божество. Над ним нет господина. В мире любой человек, рядовой или облеченный властью, имеет над собой кого-то, кто выше его. Над Винаякой не стоит никто. В Бхарате поклонение Винаяке уходит в незапамятные времена. В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, Вакратундайя дхимахи, Танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую божественную силу. Ганапати обычно называют сыном Парвати. Парвати – олицетворение Пракрити, природы. Человек – дитя природы, поэтому – каждое человеческое существо – Винаяка. Он отблеск божественного союза Шивы – Шакти, Бога и Природы. Все в мире является эманацией природы. Все вещи есть аспекты природы. Святые праздники как раз и призваны открыть эту священную истину» - Сатья Саи Баба.

Ганг, Ганга – великая священная река в северной Индии; богиня, дочь царя Гималаев Химавата, сошедшая на землю; жена Шантану и мать Бхишмы. Небесная Ганга – Млечный путь. «Тело – святилище, в центре которого течет Ганга мудрости (джняны). В нее вливаются две реки – Ямуна (бхакти) и Сарасвати (шраддха), – преданность и убежденность. Место слияния этих рек и есть Прайяг» - Сатья Саи Баба.

Гангадхара – «опора Ганги» – эпитет Шивы, – изображается с Гангой, изливающей свои воды на Его спутанные волосы.

Гангея – «сын богини реки Ганги», – Бхишма в эпосе Махабхарата.

Ганди, Индира – дочь махатмы Ганди, премьер-министр Индии. «Индира Ганди мужественно и с замечательным мастерством управляла правительством. Она готова была на любые жертвы ради интересов страны. Она возглавляла правительство более двенадцати лет. У многих других премьер-министров мужчин срок пребывания в должности был совсем коротким» - Сатья Саи Баба.

Ганди, махатма – выдающийся духовный лидер, «великая душа» Индии (1869–1948), идеолог национального освобождения с помощь ахимсы, ненасилия.

Гандива – лук Арджуны, сделанный из дерева ганди, знаменит своими свойствами поражать; оружие богов (называют Шиву, Агни, Варуну, Индру); Арджуна получил этот волшебный лук из рук своего отца Индры.

Гандха – обоняние; запах.

Гандхарвы – небесные певцы и музыканты. Ригведа называет только одного гандхарва, отца Ямы и Ями, который охраняет Сому и передает её богам, и покровительствует бракам. Постведические гандхарвы имеют похожие качества и являются супругами небесных нимф (Апсарас), которые танцуют при дворе Индры.

Гандхари – принцесса страны Гандхара, жена Дхритараштры, мать ста сыновей Кауравов.

Ганеша (Ганапати, Винаяка) – «Господь ганов, духовных сущностей», слоноголовое божество, старший сын Шивы и Парвати, устраняющий препятствия и покровительствующий всем благим начинаниям. «Что обозначает слово Ганапати? «Га» означает буддхи, интеллект. «На» означает виджняна, мудрость. Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он – также Господин ганов, духовных сущностей. Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. «Вигато Наяка Итхи Винаяка» – Винаяка – тот, над кем нет начальника» - Сатья Саи Баба.

Ганешьяма – темно-синий, как дождливые облака, имя Бога Ганеши, эпитет Бога Кришны.

Ганы – смотри Гана.

Гарбхагриха – «внутреннее помещение», «место Зародыша – Хираньягарбхи, то есть Начала и Основы Вселенной», – Святая Святых индийских храмов, – маленькое квадратное помещение без окон и с одним входом.

Гарги, Гарги Вачакнави – дочь Вачакну, женщина-мудрец, жена мудреца Гарги, святая подвижница; в Брихадараньяка Упанишаде выступает одним из оппонентов мудреца Яджнавалкьи во время брахмодьи, состязания брахманов на право вести жертвоприношение.

Гаруда – «Пожиратель», огромный золотокрылый орел, сын мудреца Кашьяпы от жены Винаты; царь птиц, враг демонов-змей нагов, вахана (ездовое животное, колесница) Вишну. В Ведах отождествляется с огнем и солнцем. Только родясь, он сиянием своих лучей приводит в трепет богов. Гаруди – птица женского рода.

Гарутман – «Крылатый» – ведийское имя Гаруды.

Гауранга – буквально «обладающий золотистым, светящимся телом», одно из имен Чайтаньи.

Гаури – «светлая», «белоснежная», «золотая»; одно из имен Парвати, супруги Шивы.

Гаутама Махариши – святой отшельник, муж Ахальи, превращенной в камень и освобожденной Рамой прикосновением к камню.

Гая дживы, т.е. индивидуальные души, имеющие Праны и Индрии, т.е. пять пран (пять жизненных энергий: прана, апана, самана, удана, вьяна) и пять джнана-индрий (органы познания: ухо, кожа, глаз, язык, нос) плюс пять карма-индрий (органы действия: органы речи, руки, ноги, гениталии и органы выделения).

ГаятриВедамата (блаженная Мать Вед), одно из имен богини Савитри – жена бога Брахмы и мать четырех Вед. Также название знаменитой мантры Ригведы, прославляющей единого Бога. Она универсальна и обладает большой силой, считается самой важной из всех мантр. Также – стихотворный восьмисложный размер мантры. «Слово Гаятри означает господство над чувствами. Второе имя Гаятри – Савитри. Савитри означает господство над жизнью. Третье имя Гаятри – Сарасвати, оно означает господство над речью. В Гаятри-мантре говорится о трех сферах: Бхур, Бхувах, Сваха. Бхур означает тело, Бхувах – жизнь, а сваха – это Праджня, или Постоянное Всеобъемлющее Сознание. Они соответственно символизируют материализацию, вибрацию и излучение. Три мира: Бхурлока, Бхуварлока и Сварлока заключены в самом человеке. Человек является воплощением этих трех миров, а также – трех ипостасей времени. Человек – воплощение космического божественного начала» - Сатья Саи Баба.

Гаятри-мантра – является сущностью учения Вед и Упанишад и прославляет единого Бога. Одна из наиболее священных мантр в индуизме, в которой обращаются к божеству Солнца и молят его о даровании просветления. Гаятри-мантра является отрывком гимна Ригведы с обращением к Савитару (Солнцу как Создателю). Повторяется каждым брахманом во время утренней (на восходе, после купания, повернувшись лицом к востоку), дневной и вечерней службы перед молитвенными обрядами. Гаятри-мантра состоит из 24 звуков-слогов. Каждый звук-слог является энергией одного из 24 божеств, а сама Гаятри представляет собой сочетание энергий этих божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели. Существуют несколько типов Гаятри-мантры, например, Ганеша-гаятри, устраняющая препятствия, дающая контроль над умом и чувствами: «АУМ ЭКАДАНТАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАКРАТУНДАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО БУДДХИХ ПРАЧОДАЙЯТ». Вишну-Гаятри, несущая благополучие, в том числе и семейное: «АУМ НАРАЙЯНАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО ВИШНУХ ПРАЧОДАЙЯТ». Шива-Гаятри, дарящая мир, процветание и разрушение затруднений: «АУМ ПАНЧВАКТРАЙЯ ВИДМАХЕ, МАХАДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО РУДРАХ ПРАЧОДАЙЯТ». Брахма-Гаятри, созидающая, повышающая плодородие: «АУМ ПАРМЕШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ, ПАРАТАТТВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО БРАХМА ПРАЧОДАЙЯТ». Рама-Гаятри, приносящая безопасность, укрепление имени и общественного положения: «АУМ ДАШАРАТХАЙЯ ВИДМАХЕ, СИТА-ВАЛЛАБХАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО РАМАХ ПРАЧОДАЙЯТ». Кришна-Гаятри, – успех в работе, оживление дел: «АУМ ДЕВАКИНАНДАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО КРИШНАХ ПРАЧОДАЙЯТ». Саи-Гаятри: «АУМ САИИШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ, САТЬЯДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННАХ САРВАХ ПРАЧОДАЙЯТ». В каждой гаятри-мантре присутствуют три разных имени (эпитета) божества и три одинаковых действия: постижение, медитация и побуждение. В общем виде гаятри-мантры можно перевести так: Да постигнем мы (имя 1). Для этого будем медитировать на (имя 2). Да побудит нас к этому (имя 3). Ежедневная джапа выбранной мантры помогает достичь помощи нужной энергии. «В первой строке Гаятри-мантры (Бхур Бхувах Суваха) выражено единство тела, ума и души. Следующая строка (Тат Савитур Вареньям) означает: Ты, Всевышний Бог, из которого все родилось, мы поклоняемся Тебе. Третья строка (Бхарго девасья дхимахи) значит: Мы медитируем на Твою божественную реальность, которая есть Свет. И последняя строка (Дхийо йонах прачодайят) значит: Пусть сияние Божественного рассеет мрак невежества. Гаятри-мантра пронизывает все. В ней присутствуют три божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая богиня – повелительница чувств. Вторая – наставница в Истине, Сатье, и третья – госпожа речи. В Гаятри-мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. Гаятри прославляют как Чандасам матхах (Мать Вед; чандас – стихотворный размер ведических гимнов). У Гаятри пять ликов и в ней сосредоточены все божества (Сарва Девата сварупам). В Гаятре-мантре заключены и Стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого – медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри» - Сатья Саи Баба.

Гималайя, Гималаи – «снежная обитель», большая гора или цепь гор на севере Индии. Отец Парвати, супруги Шивы.

Гита – «Песнь»; сокращенное название части эпоса МахабхаратаБхагавад Гиты, в которой Кришна посвящает Арджуну в высшее знание.

Гири – гора.

Гириджа – одно из имен Парвати, дочери Гималайи, жены Шивы.

Гита – «песня». Смотри также Бхагавад Гита.

Глани – буквально: изнеможение, истощение, усталость.

Го – (как часть в слове) душа человека, чувства. Также: «корова» – то, что приносит благополучие и счастье.

Говардхана – название горы, которую маленький Кришна поднял как зонтик и держал на своем мизинце семь дней и семь ночей, чтобы укрыть Своих преданных пастухов и пастушек от ливня, насланного на них Индрой.

Говинда – «Пастырь», «Главный пастух», «Владеющий стадом», «Добывающий коров»; одно из имен Кришны, воплощения Вишну, – «Тот, кто ухаживает за коровами». Под коровами понимаются дживы – индивидуальные души. По преданию, Кришна похитил стадо коров, которые предназначались в жертву Индре.

Годавари – священная река на севере Индии.

Гокарна – «ухо коровы»; название и учение одного из разделов Атхарва Веды.

Гокулаваси – живущий в Гокуламе, эпитет Кришны.

Гокула, Гокулам – небольшое селение на берегу Ямуны, где жил Кришна в доме главы пастухов Нанды и его жены Яшоды, пас коров и играл с гопи.

Гомата – корова; мать корова.

Гопала – «пастух, заботящийся о коровах» («го» – корова, «пала» – царь); «заботящийся о счастье и процветании человечества»; Владыка чувств, Тот, кто властвует над животными качествами характера, – эпитет Кришны.

Гопа, гопи – пастух, пастушка; а также: «тот, кто пасет коров», то есть осуществляет контроль над чувствами; преданные почитательницы Кришны, находившиеся на ступени мадхура-бхакти (поклонение, полное сладостной любви). Воплощение великих мудрецов, махариши и риши. «Они так глубоко устремлены ко Мне, их мысли, слова и дела так проникнуты Мной, что у них нет чувства времени и пространства, ни сознания тела и его нужд. Они так поглощены Мной, что подобны рекам, влившимся в океан и утратившим свои индивидуальные наименования и отличия», – говорит Кришна в Бхагавад Гите о гопи-пастушках». «Гопи молились Кришне так: «О Кришна, поиграй на Своей сладкой флейте и посей семена любви в пустыне лишённых любви сердец. Пусть дождь любви прольётся на землю, чтобы потекли реки из любви. (песня на телугу).Гопи жаждали только любви Кришны и больше ничего» - Сатья Саи Баба.

Гопиджана валлабхайя намах – святая мантра: «Возлюбленный гопи (Кришна), Тебе поклонение моё».

Гопурам – надвратная башня храма. «Есть некоторые ультрасовременные критики, которые осуждают гопура (ворота храма и их орнамент) и др. как неоправданную трату денег. Это обнаруживает полное отсутствие дальновидности. Обладающий высокими идеалами и устремленным вперед видением человек не сделает такого замечания. Если для вас открыто значение гопурам, вы можете понять, насколько свята, таинственна и сокровенна его цель. Гопурам манит к себе путников, которые потеряли свой путь и бродят вдали от истины: «О вы, смертные! Ослепленные туманом физических привязанностей и стремлением к само возвеличиванию, охваченные дурманом мирских желаний, непостоянных и ложных, вы забыли Меня, источник и основу всех вас. Взгляните на эту вечную, чистую, изобильную башню радости. Забыв Меня, вы погрязли в горестях, вы гоняетесь за миражами в песках пустыни. Придите, поверьте в Меня, Непреходящего. Победите тьму и войдите в царство Света, выйдите на царскую дорогу Шанти (Мира). Это путь Дхармы, Праведности. Придите, придите, о, придите». Так Гопала (Кришна) призывает всех с поднятыми руками с вершин домов в каждой деревне. Итак, если посмотреть с этой точки зрения, гопурам можно уважать за то, что он способствует возвышению человеческих идеалов и поведения. Это принцип, лежащий в основе строительства гопурам. Такие высокие идеалы вдохновляют это строительство. Это истинный смысл, смысл, который может быть пережит и прочувствован. Свет на вершине гопурам – это символ Света, который является убежищем для всех. Он символизирует собой негасимую внутреннюю лампу, зажженную от того же пламени. Это внутреннее озарение светом, достигнутое с помощью слияния с Хари (Сияющим – Вишну)» - Сатья Саи Баба.

Госвами –Тот, кто владеет своим умом и чувствами. Титул того, кто принял обет отречения от мира.

Готра – род, основанный древним мудрецом-провидцем риши, – одним из семи мудрецов саптариши. В Шатапатха Брахмане приведены имена этих риши: Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Кашьяпа и Атри. После ухода с земного плана они облеклись в «тела» светил. На небе саптариши представлены семью звездами созвездия Большой медведицы.

Го-хатья – убийство коровы, священного животного, – тяжкий грех.

Граха – планета; ведическая астрология основана на расчетах, применяющих 9 грах (планет), 27 накшатр (созвездий, лежащих вдоль плоскости лунной орбиты), 12 бхава (домов – секторов неба, по которым проходит луна в течение своего цикла), 12 раши (знаков зодиака). У каждой планеты, созвездия, сектора неба, знака зодиака есть свой покровитель – божественная сущность ведического пантеона, обладающая определенными качествами и влияющая как на качества человека, так и на определенные органы человеческого тела.

Грихалакшми – обращение к жене как к богине благосостояния и счастья, правящей домом.

Грихастха – домохозяин, глава семьи, один из статусов человека; вторая стадия жизненного пути дваждырожденного, двиджи. Закончив период ученичества (брахмачарьи) и совершив обряд возвращения домой, он женится и становится домохозяином. «Жить с женой и детьми не означает установления грихастха ашрама, как думают большинство людей. Не отвергая обязанностей, предписанных ему в соответствии с его кастой и положением, человек должен относиться ко всем с одинаковой вежливостью – и к родственникам, и ко всем остальным. Он должен знать права старших и обязанности младших, должен быть полон симпатии и желания помочь; должен с добротой и любовью заботиться о тех, кто зависит от него; каждое новое столкновение с миром должно делать его мудрее. Он должен изучать Шастры (святые писания), быть пунктуальным в выполнении дхармы (праведности и добродетельности) и избегать адхармы (не праведности). Он должен с чувством ответственности защищать и обеспечивать жену и детей, должен подавлять восемь видов эгоизма, порождаемые гордостью за свой род, богатство, характер, красоту, молодость, ученость, родину и даже успехи в аскетизме. Тот, кто осознает четыре цели человеческой жизни, каковыми являются дхарма, артха, кама и мокша (праведность, благополучие, удовлетворение разумных желаний, освобождение от круга рождений). Кто не гордится материальными благами, хотя может иметь их в достаточном количестве, кто использует часть дня для служения другим; кто не зависит от чужой собственности; кто доверяет своей жене и пользуется её доверием, кто понимает другого и полностью верит ему – тот находится на пути, называемом грихастха ашрам». «Как все живые существа зависят от воздуха в своем существовании, так другие три ашрама зависят от грихастхи. Грихастха не только кормит и одевает других, он также обеспечивает условия для изучения Вед, на что так ясно указывает Ману в своих Дхарма Шастрах. Ману провозглашает, что грихастха также достигает мокши, освобождения, он только должен строго следовать дхарме, установленной для его ашрама» - Сатья Саи Баба.

Грихья-сутры – писания, посвященные домашнему ритуалу, правилам поведения и обрядам.

Гудакеша – победитель сна, эпитет Арджуны.

Гуна – «нить», «волокно»; добродетельное качество; качество; атрибут; свойство; сила, присущая природе, Пракрити, как источнику жизни, проявленной и не проявленной. Три основных качественных нити-свойства, из которых сплетается вся ткань природы, Пракрити: саттва, раджас, тамас. Смотри также гуны.

Гунагана ютхтхирна - не имеющий недостатков в своем характере, - одно из 16 качеств преданного, бхакты.

Гунатита, гунатитха – вне свойств, качеств, атрибутов (гун) – эпитет Бога. «В мире нет ничего более ценного, чем Божественная Любовь. Бог – вне свойств и атрибутов. Поэтому и Его Любовь превыше атрибутов, она лишена свойств (гун), она – Гунатиттха» - Сатья Саи Баба.

Гуна, Гуны – волокно, нити; группа качеств; сумма разных свойств; разные виды поведения; буквально – «то, что связывает». Три основных качественных нити – свойства, характеристик материи, из которых сплетается вся ткань природы (Пракрити): саттва, раджас и тамас. Согласно философии Санкхья, подразумевается три вида влияния, оказываемых Божественной Иллюзией, Майей, на все живое. Майя может проявляться и привязывать человека к иллюзорному миру только посредством гун. Три гуны, рождающие разнообразие материального мира, – основа всего сущего. В непроявленной Вселенной гуны находятся в равновесии (Ночь Брахмы); когда это равновесие нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной (День Брахмы). Все три гуны никогда не разделяются, они поддерживают друг друга и тесно переплетаются между собой, связаны как пламя, масло и фитиль лампы. В материальных вещах преобладает тамас, в вещах, находящихся в движении – раджас и т.д. Поэтому термины саттва, раджас и тамас имеют значение скорее преобладания аспектов, нежели исключительных характеристик. Человеку надлежит преодолеть тамас раджасом, а раджас – при помощи саттвы, а вслед за этим превзойти саттву на пути к освобождению. Гуны не воспринимаются, их существование выводится на основании производимых ими следствий. Тамас – то, что сдерживает действие и вызывает состояние апатии, инертности, безразличия, приводит к невежеству, безразличию и лености. Тамас готов разрушить человека. Включает также добродетельные качества: смирение, доброту, скромность. Раджас – источник всякого действия, подвижное, страстное, деятельное начало, вызывает к жизни возбуждение, удовольствие, беспокойство и в результате приводит к страданию. Раджас привязывает человека к материальному миру и лишает его духовных ценностей. Включает также качества жертвенности, стремление защищать и отстаивать честь семьи и свою. Саттва – потенциальное сознание, поэтому имеет тенденцию сознавать проявление и причины; это уравновешенное благое, гармоничное начало, совершенство; все, что создает добро и счастье. Саттва помогает освободиться от пут и указывает путь освобождения, лежащий за пределами трех гун. Саттва включает также три аспекта в восприятии божества – салокьям, – видение божества, самипьям, – близость к Богу, саюджьям, – слияние с Богом. «Один из свадебных ритуалов в Индии – тхаламбралу, когда невеста посыпает рисом голову жениха. Так как Джанака, отец Ситы, был очень богат, он приказал заменить рис жемчугом. Сита взяла горсть жемчужин и высыпала их на голову Рамы. Белые жемчужины в ладонях Ситы отливали красноватым цветом, так как ее ладони были розового оттенка. Когда она высыпала жемчуг на белый тюрбан Рамы, который Он надел по этому случаю, жемчужины сверкали белым цветом. Жемчужины, скатывавшиеся по телу Шри Рамы, принимали темный цвет, отражая голубовато-зеленый цвет Шри Рамы. Жемчужины, которые отливали красным в ладонях Ситы, символизируют раджа-гуну (качество страсти), сообщая, что человек принимает раджасическую природу в обществе Пракрити. Жемчужины, сияющие белым светом, символизируют саттва-гуну (качество благости), показывая, что человек приобретает саттвическую природу в обществе Бога. Природа тех, кто не принадлежит ни к Пракрити, ни к Богу, будет тамасической (инертной, темной), как цвет жемчужин, упавших с головы Рамы. Люди божественной направленности сияют саттвической безмятежностью и чистотой. Люди мирской направленности обнаруживают раджасические качества, тогда как те, кто не принадлежит ни миру, ни Богу, становятся тамасическими» - Сатья Саи Баба (См. также: Летние ливни в Бриндаване 1990, гл. Х и Сатья Саи говорит т. 28, с.316).

Гунадхиту – тот, кто вышел за пределы трех качеств (трех гунтамаса, раджаса и саттвы).

Гуру – «важный, почтенный», духовный учитель и наставник. «Слово Гуру состоит из двух частей. «Гу» означает «Гунадхиту», того, кто вышел за пределы трех качеств (трех гун – Тамаса, Раджаса и Саттвы – невежества, страсти и добродетели). «Ру» означает того, кто постиг Бесформенный аспект Бога (Рупара Ваджита)». «Гуру – это свет, который освещает дорогу; место назначения – Бог. Нужно быть благодарным Гуру, но поклоняться нужно Богу. В настоящее время поклоняются гуру, что совершенно не правильно. Вопрос: Предположим, Гуру – сам Бог. Как это изменит ситуацию? Саи: Это в корне меняет дело. Если Бог – ваш Гуру, не стоит ни о чем беспокоиться. Так же, как любящая мать заботится о своем ребенке, так и Бог всегда заботится о том, кто полностью предал себя Ему и имеет в Него абсолютную веру. В таких случаях нет необходимости о чем-либо беспокоиться. В действительности, настоящий Гуру – это только Бог. Бог только внутри. Те, кто находится вовне – не гуру. Они учителя того или иного плана. «Гуру» означает «тот, кто устраняет тьму». Только Бог может устранить тьму внутри вас, только Божья милость» - Сатья Саи Баба.

Гурудев – духовный наставник (смотри также: гуру).

Гурудвара – храм сикхов, последователей гуру Нанака.

Гурукулы – учебные заведения, дававшие знания и предписания о ведении праведной жизни, духовном продвижении, нравственности и долге.

Гурупурнима – день гуру, праздник, когда духовные искатели всего мира приветствуют гуру (духовного наставника) в своем сердце, исполняют бхаджаны, приносят пожертвования. «Истинное значение Гуру не в том, что в знак почтения ему приносят дары, а в том, что вы избавляетесь от темноты невежества. Праздник Пурнима отмечается в полнолуние, а полная луна символизирует ум, полный радости и безмятежности. Есть тесная связь между умом и луной. Гурупурнима означает очищение ума от темноты и зла. Настоящий Гуру – в вашем сердце. Держите свое сердце в чистоте, чтобы Бог мог поселиться в нём» - Сатья Саи Баба.

Гуру Сэва – бескорыстное служение гуру, исполняемое с преданностью и любовью.

Гуха – «выращенный в тайном месте», имя Сканды, шестиликого сына Шивы, известного также как Картикейя, Кумара и т.д.

Гухьяки – «скрытые», класс полубогов, которые, как и якши, являются слугами Куберы.

Гхана – прекрасный; подобный звуку колокольчика.

Гханта – подражание звуку колокольчика.

Гхата – спуск к реке.

Гхаты – горные склоны; горная цепь.

Гхи – очищенное, топленое масло. Масло, используемое во время богослужения, символизирует приношение чистого сердца преданного Господу. «Масло означает здесь духовное сердце преданного, в котором Кришна обитал как божество» - Сатья Саи Баба.

Гхора – «ужасающий», сын вепря – воплощения Вишну. Опыт, ведущий к неприятностям, несчастьям, страданиям.

Гхоша – первозданный звук ОМ, является символом Ганапати, или Ганеши; Саи Баба также часто говорит, что Он – Гхоша, то есть ОМ.

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.