Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ

АБВГДЕЗИЙКЛМНОПРСТУХЧШЭЮЯ

 

Это святые ведические слова.
Невозможно выразить их в полной мере,
пользуясь словами не ведического происхождения.

Шри Сатья Саи Баба

К

Ка – «Кто?», эпитет Брахмы.

Каанда – «вода», «водное пространство», «сахарный тростник».

Кабир – великий поэт и религиозный учитель средневековой Индии (1440 – 1518), бедный ткач из Бенареса; ученик и последователь Рамананды. Проповедовал ниргуна бхакти, поклонение Богу в Его бесформенном аспекте Святого Духа, религию Любви, веру в единого Бога, известного людям под разными именами. Первый реформатор, стремившийся примирить индуизм и ислам, говорил о братстве индуистов и мусульман. Он осуждал внешнюю обрядовость обоих, подчеркивал значение их общих духовных элементов, обличал лицемерие, алчность и другие человеческие пороки. В современной Индии насчитывается около миллиона последователей Кабира, объединенных в секту Кабирпантх.

Кабирпантх – последователи святого Кабира.

Кави – «поэт-провидец», истинный поэт, обладающий знанием о прошлом, настоящем и будущем.

Кавья – «наделенный качествами провидца и поэта», имя Шукры.

Кайвалья – «обособленный», «достигший полной отрешенности»; состояние освобождения (мокши), абсолютное единство, растворение в бесконечном; воссоединение души с Абсолютом.

Кайкейи (Кайка) – царица Айодхьи, третья жена Дашаратхи, мать Бхараты, мачеха Аватара Рамы, персонаж эпоса Рамаяна. В эпосе символизирует гуну тамас. «Кайкейи также ощущала умиротворение и пребывала в покое с собой. Ей суждено было стать мишенью для злобных нападок, но она не обращала на них никакого внимания. Она знала все о миссии Рамы. В то время, когда Рама был совсем молод, она учила Его стрельбе из лука. Уже тогда Рама предупредил ее: «Мать! Я воплотился, чтобы расправиться с демонами. Ты должна наметить план, чтобы Я мог выполнить эту миссию». Именно по этой причине Кайкейи потребовала у Дашаратхи исполнения двух «бессердечных» желаний. Она притворилась, что поддалась злым наущениям Мантары и попросила, чтобы Дашаратха выслал Раму. Все это теперь было в прошлом. Рама вернулся с победой, и все пели Ему хвалу и прославляли Его. Кайкейи ушла из жизни с сознанием того, что исполнила свою роль во всеобъемлющем плане. Празднично украшенная Айодхья радовалась возвращению Господа Рамы» - Сатья Саи Баба.

Кайласа, Кайлаш, Каиласа – священная гора в Гималаях, обитель богов Шивы и Куберы; рай Шивы, «пребывание в Божественном»

Кала, каала – «время», одна из форм Бога, атрибут; фаза развития; также: «черный», «мрачный», «смерть» – эпитет Шивы, супруга Кали, как символ смерти и разрушения. Очень редко этот эпитет применяется к Вишну

Каласварупа – воплощение времени, форма времени; одно из имен Бога. «Я хочу, чтобы вы были активными и деятельными. Потому что, если вам нечем будет заняться, время превратится для вас в тяжкое бремя. Не тратьте попусту ни одной минуты отведенной вам жизни, потому что время – это тело Бога, ведь одно из Его имен – Каласварупа, то есть форма времени. Преступно злоупотреблять временем или растрачивать его без толку. Физические и умственные способности даны вам Господом в качестве жизненного капитала, и вы не должны растрачивать его по мелочам» Сатья Саи Баба

Калакала – «Означает «Время» или «Владыка времени». Время поглощает человека, однако Бог поглощает само время. Время ответственно за прогресс человека, либо за его регресс, за продвижение его к добру, либо за его падение во зло, за приобретение им достоинств, либо за накопление недостатков. Поэтому в Упанишадах мы находим такую молитву: «О Боже, Ты само воплощение времени. Помоги мне сделать священными мои деяния и проводить все свое время, помня о Твоем присутствии, чтобы я мог благополучно достигнуть Твоих Лотосных Стоп» Сатья Саи Баба

Каларатри – «ночь времени» имя-эпитет Кали

Кала-чакра – «колесо времени», диск – символ бесконечности времени, связан с идеей цикличности мироздания. Атрибут Вишну и Шивы. Был в числе божественных орудий, переданных риши Вишвамитрой Раме. «Чакра (диск) символизирует Колесо Времени. Это значит, что Время подвластно Богу» Сатья Саи Баба

Кали – «Черная»; одна из ипостасей Деви, жены Шивы; олицетворение грозного, губительного аспекта Его Шакти (Божественной энергии); Божественная Мать, управляющая энергией трансформации, разрушающей все низменное, темное, инертное в человеке. А в высших сферах Кали дарует божественную силу и мощь совершенствования.

Калидаса – величайший поэт и драматург Индии, писавший на санскрите (IV в)

Калими - богатство

Калинга – ядовитый змей, отравлявший своим дыханием воды реки Ямуны и воздух вокруг нее. Дитя-Кришна заставил змея подняться на поверхность и, танцуя на его капюшонах, обезвредил смертоносный яд

Калинда – гора, на которой находится исток Ямуны

Кали Юга – в индийской космогонии последняя из четырех юг, мировых периодов, в котором сейчас находится Земля; «железный век», эпоха невежества, падения Праведности, отсутствия следования Истине, длится 432000 лет. Смотри также Юга

Калкин – «нечистый», «грешный», последнее воплощение Вишну в эпоху Кали

Калмаша рахита - имеющий незапятнанную репутацию, одно из 16 качеств преданного, бхакта

Кальпа – эон, день Брахмы, длящийся 1000 эпох-махаюг (махаюга состоит из четырех юг, мировых периодов); период, состоящий из четырех тысяч двенадцати миллионов лет в летоисчислении смертных

Кальпа врикша – дерево, исполняющее желания

Кальпа врикша сиддхи – сила исполнения желаний; автоматически дается человеку, выполняющему тапас, – первый результат при выполнении тапаса. «Кальпаврикша – не дерево и Камадхену – не корова. Это все названия результатов тапаса. Они были наделены тем, что автоматически дается человеку, выполняющему тапас. Сначала он получает все, что хочет. Это называется кальпаврикша сиддхи. Затем он подчиняет все желания, и это называется камадхену сиддхи. А что такое чинтамани сиддхи? Это стадия, когда у тебя нет чинта – беспокойства или волнения ума, стадия, когда нет страдания. Когда исчезает чинта и появляется высшая Ананда – это чинтамани сиддхи. Чинта должна исчезнуть из мыслей, слов и поступков» Сатья Саи Баба

Кальпатару – древо желаний; дерево, исполняющее все желания; одно из пяти волшебных деревьев, растущих в Сварге, раю Индры. А также конкретное дерево, растущее в Путтапарти, на котором Саи Баба в Его ранние годы материализовал различные плоды, конфеты и другие желаемые вещи для своих преданных

Калья – «черный», змей, живший на реке Ямуне, которого победил Кришна

Кальяна – благополучие, процветание, успех, свобода

Кальяна мандап – постройка, возведенная по случаю праздника или благоприятного события

Кама – Бог мирской любви, рождающий страсть в сердцах людей и богов. Также: желание, стремление, чувственная страсть, вожделение. Также наслаждение, как одна из четырех целей жизни. Имена-эпитеты: Мадана, Манматха и Ананга («не имеющий членов тела» – бестелесный). Изображается в виде прекрасного юноши, восседающего на попугае, вооруженного луком из сахарного тростника, тетивой из пчел и пятью цветочными стрелами, которыми он поражает свои «жертвы». «Кама? Желание богатства, собственности, почестей, положения, славы, детей, да зачем перечислять много? Привязанность ко всем вещам чувственного мира, ложного, нечистого и преходящего» Сатья Саи Баба

Камадену, Камадхену – «желаниями доящаяся», божественная корова, исполняющая людские желания. Принадлежала мудрецу и духовному наставнику царя Дашаратхи Васиштхе. Смотри также: Кальпа врикша сиддхи

Камала – цветок лотоса, огненный алмаз, имя-эпитет богини Лакшми

Камалакша – «лотосоокий», также имя сына демона Тараки, персонаж ведических преданий

Камала Наяна – с глазами в виде лотоса, (в виде алмазов)

Камандала – чаша для воды (атрибут Богов)

Кама путра – «сын страсти», эпитет сына, к которому есть привязанность

Камедхену сиддхи – сила подчинения всех желаний, второй результат при выполнении тапаса, практик аскетизма

Камедхену (Камадену) – божественная корова, исполняющая желания

Камьякарма – труд, нацеленный на получение плодов этих действий

Канада – основатель философской системы вайшешики, одной из шести даршан

Канака – «золото», сын земли и Вишну в Его воплощении вепря

Канда, Каанда – песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: Каанда

Канкана – браслет, который носится на запястье. «Смысл использования канканы в том, что мы связываем себя обязательством совершения важного и благородного поступка. Вас заинтересует, почему Кришна носит на запястье канкану. Разве Он собирается ежедневно вступать в брак или устраивать жертвоприношения? Нет, Кришна наложил на Себя священный обет, и канкана – залог того, что Он постоянно помнит об этом. Первый обет Кришны – поддерживать добро и справедливость в мире и защищать Дхарму, Праведность, когда ей грозит опасность. Второй обет Кришны – заботиться о благе преданных Богу – тех, кто самозабвенно служит Ему и устремляется к Нему все свои помыслы. Он сказал: «Когда все вы присягнете в своей верности Дхарме и найдете приют у ног Моих, Я избавлю вас от всех грехов, которые вы успели совершить». Канкана на руке Кришны – залог того, что Он связал себя клятвенным обетом» Сатья Саи Баба

Канса, Камса – «желтая медь», дядя и враг Кришны (брат Деваки); злой и жестокий царь страны Бходжисо столицей в Матхуре. Узнав о предсказании погибнуть от руки восьмого сына его любимой сестры Деваки, Канса заточил ее с мужем в тюрьму и убивал всех рождающихся у нее детей. Но Баларама и Кришна – седьмой и восьмой сыновья божественной волей спаслись и укрылись среди пастухов и коров. В ответ Канса убивает тысячи новорожденных младенцев, разыскивая Кришну. Кришна, став взрослым, расправился со своим дядей-тираном и овладел царством Матхура.

Капала – «череп», «черепной» – эпитет Шивы, который держит череп вместо кружки для подаяний

Капалабхати – методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трех простых техник: пранаямы, промываний носа вьюткрама и шиткрама

Капалини – та, что носит ожерелье из черепов, – эпитет богини Кали, грозной ипостаси Деви, супруги Шивы

Капардин – «Косматый, со спутанными волосами», – эпитет Шивы-Рудры

Капила – святой отшельник, мудрец, внук Брахмы, почитается создателем древнеиндийской философской системы санкхьи, учении о 26 таттвах (основах, сущностях, принципах бытия)

Капха – одна из трех дош, водянистая субстанция тела; слизь, категория Аюрведы

Кара – идти, двигаться; делающий. ««Кара» означает того, кто наделяет» Сатья Саи Баба

Каравирака – оружие, переданное риши Вишвамитрой Раме

Карана - причина, повод, предлог, основание, мотив

Карана-деха (шарира) – причинное тело. «Вопрос: А причинное тело, карана деха? Саи: Здесь есть читта, или Сознание, которое связано с субъектом познания, познающим принципом, джнатха. Вопрос: Как оно называется? Саи: Праджня. Вопрос: А состояние? Саи: Сушупти, глубокий сон» Сатья Саи Баба

Карана шарира – причинное тело, несущее в себе впечатления и тенденции в зачаточном виде. Это – оболочка блаженства, самая внутренняя из пяти оболочек души. «Причинное тело (карана-шарира) есть только образ или отражение высшего причинного тела (махакарана-шариры), которое представляет собой высший принцип. Только благодаря отражению от высшего причинного тела тонкое и причинное тела могут функционировать» Сатья Саи Баба

Карини – причина

Карма – действие, поступок, работа, труд, деятельность; обязанность, долг, религиозный обряд; действия, влекущие за собой последствия и являющиеся причиной новых рождений. Вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности. Совокупность добрых и дурных дел, совершенных индивидуальной душой и определяющих ее судьбу. Карма существует на физическом, ментальном и духовном планах, и действие ее неизбежно. Карма есть ограничения, необходимые для творения, сохранения и разрушения, универсальное неизбежное обязательство или долг. «Что бы вы ни делали – плохое или хорошее, что бы вы ни совершали – вольно или невольно, – все повлечет за собой последствия, и поэтому необходимо творить лишь добро, чтобы и результат был добрым. Когда вы рождаетесь на свет, у вас на шее нет ни жемчужного ожерелья, ни даже тоненькой золотой цепочки. Но на вас надето невидимое ожерелье, и оно состоит из кармы всех ваших прошлых жизней. Чтобы вашу шею не отягощала цепь дурных деяний, нужно постараться, чтобы повседневная жизнь складывалась из хороших и полезных дел. В этом – главный урок Махабхараты. Поэтому было сказано: «Будь хорошим, делай лишь хорошее, смотри на мир добрыми глазами, – только это сделает тебя Мадхавой» Сатья Саи Баба

Кармаджа – тот, на кого от рождения возложена карма, – человек

Карма-индрии (кармендрии) – органы действия: руки, ноги, голос, глаза, органы выделения и размножения

Карма-йога – йога бескорыстного действия, основным принципом которой является совершение действия без привязанности к результату и посвящением плодов труда Богу. «Все многочисленные действия, которые вы совершаете в течение дня, попадают в категорию обычных действий. Но если вы совершаете те же самые действия, даже самые маленькие поступки, предлагая их Богу, посвящая их результаты не собственному удовольствию, а удовольствию Господа, тогда эти действия становятся священными. Другими словами, ваша карма становится Карма-йогой. Только через Карма-йогу вы сможете избавиться от всех вредных тенденций, очистив свое сердце…. Любое действие, которое вы совершаете, должно быть подобно цветку, который вы предлагаете Господу. Так же, как из цветка исходит чудесный аромат, ваши действия должны быть проникнуты ароматом любви и святости. Так же, как цветок, который вы предлагаете, прекрасен и чист, ваши действия должны быть добры и чисты. В этом истинная йога действия (Карма-йога). Бхагавад-Гита учит вас предлагать только подобного рода действия Господу. Вы должны отличать мудрое действие от не мудрого, а для этого надо понимать разницу между мудростью и невежеством. Вы должны развивать свою мудрость, пока она не расширится и не сольется с Космической мудростью – с Божественной мудростью. Каждый, кто хочет непосредственно испытать Господа, должен развивать мудрость и вместе с ней ряд других важных качеств» Сатья Саи Баба

Карма канда – «Песнь труда», – первая часть Вед, раздел ритуальных гимнов

Кармамукти – постепенное освобождение путем нравственного совершенствования и внутреннего очищения

Карма-ништха – путь добрых дел; состояние ума, связанное с приверженностью к благочестивой карме. «Человек приходит сюда не для того, чтобы есть и спать, он приходит, чтобы, по мере целенаправленного роста, проявить в себе Божественное. Вот почему он и называется личностью (Вьякши), тем, кто делает более явной (Вьякса) силу (Шакти) или Божественную энергию, находящуюся в нем и управляющую им. Он приходит с этой целью, вооружившись телом и умом, который контролирует и направляет его деятельность в правильное русло. Вы можете достичь этого при помощи Дхарма-ништхи и Карма-ништхи – строгого пути нравственности и добрых дел» Сатья Саи Баба

Карманубандхини манусья локе – ««Человеческое существо обусловлено действием». Сама ваша жизнь вам дана для того, чтобы вы совершали карму. Поэтому джанма, рождение, и карма, действия, взаимосвязаны» Сатья Саи Баба

Кармапала-тьяга, карма пхала тьяга – непривязанность к плодам своих действий; принесение в жертву Богу плодов наших действий. «Когда человек сажает манговое зернышко, он не уверен, доживет ли до того времени, когда сможет вкусить его плоды, но дело не в этом. Его долг – сеять, удобрять, охранять, растить, обо всем остальном позаботится Господь. В этом проявляется настоящая непривязанность к плодам деятельности (кармапала тьяга)» Сатья Саи Баба

Карма рупа – жизненная, воплощенная для действий форма

Карма саньяса – отказ от личного отношения к действию; деятельность, вне привязанности к ее плодам. «Гита провозглашает отказ от личного отношения к действию (Кармасаньясу), иначе говоря, рекомендует деятельность, Карму, вне привязанности к ее плодам. Существуют виды Кармы, деятельности, которые следует выполнять как возложенные на вас обязанности, имеющие отношение к вашему положению в миру (Самсаре). И если вы будете выполнять их с правильным духовным настроем и пониманием, тогда они никак не будут связывать вас в жизни. Исполняйте свою карму подобно тому, как актер на сцене играет роль, не теряя ощущения своего собственного «я» и не идентифицируя себя полностью с персонажем, которого довелось играть. Помните, что вся жизнь – спектакль, и роли в ней распределяет Господь. Сыграйте хорошо отведенную вам роль, и тем самым вы выполните все возложенные на вас обязанности. Ставит этот спектакль Бог, Он же и наслаждается им» Сатья Саи Баба

Кармаси каусалам – сознательный путь отработки кармы, – выполнение действий с учетом Вселенского закона воздаяний и непривязанностью к плодам труда

Кармендрии (карма-индрии) – пять органов действия: органы речи, руки, ноги, гениталии и органы выделения, – так проявлен в теле пятый элемент – притхви, земля

Карна – первый сын Кунти от бога Сурьи, рожденный ею до брака с Панду. По преданию родился с оружием и в доспехах, наделенный сверхъестественной силой. Брошенный матерью, усыновлен сутой (возничим) Адхиратхой. Старший брат по матери Юдхиштхиры, Бхимасены и Арджуны – трех Пандавов. Однако ни он, ни братья, не знали об этом родстве. Обида Карны на Пандавов привела его во враждебный лагерь, он был горячим приверженцем Дурьодханы. Воевал на стороне кауравов. После смерти Дроны стал предводителем войска. Перед решающей битвой Кунти, желая спасти своих сыновей, умоляла его стать на сторону братьев и, по праву старшинства перед Юдхиштхирой, быть наследником царства. Но он отказал матери, обещал только, что не будет сражаться ни с кем из братьев, кроме Арджуны. В сражении на поле Куру был убит Арджуной; персонаж «Махабхараты». «Хотя Карна и был наделен высоким интеллектом, физической мощью и отвагой, они не спасли его от гибели, так как он примкнул к «дурной компании» в лице Дурьодханы и Духшасаны. В конце концов он вошел в «четверку злодеев – душта чатуштайя» и лишил себя надежды на Божье благоволение. Снискать Божью милость можно только силой праведности, и тогда все прочие силы будут подчиняться тебе. К сожалению, современные молодые люди не заботятся о чистоте своих мыслей и поступков. Поэтому они не обладают той огромной силой, что приобретается лишь Божьей милостью. Человек позорит сам себя, вместо того, чтобы раскрыть свои высокие качества» Сатья Саи Баба

Каро – делай; побуждение к действию

Карпура – особая ложка для возжигания жертвенного огня в ритуале Арати

Картавья – долг, обязательство, долженствование

Картавьям – то, что должно быть сделано; дело, поручение, задача; одна из разновидностей долга – чувство долга, обязанность

Картикейя – «сын Криттик», бог доблести и мудрости – другое имя Субраманьи, сына Шивы и Парвати, имя Сканды

Картритвабхава – деятель, – осознание себя как обособленного субъекта деятельности, возникает в результате отождествления себя с телом

Картха - деятель; совершающий действие. «В этом мире не может быть кармы (действия), если нет картхи (совершающего действие). Действие и деятель неразрывно связаны» Сатья Саи Баба

Каруна – сострадание, нежность, любовь, милосердие к обездоленным – одна из главных добродетелей человека, одно из отношений к другим существам, которое следует развивать в себе (наряду с маитри, мудита и упекша). «Что такое Каруна, или сострадание? Видеть человека в беде и выражать сочувствие на словах – это не сострадание. Сострадание должно выражаться в действии, облегчающем страдание. Вам не следует относиться к людям с равнодушием или безразличием, оправдывая это тем, что каждый страдает по своей глупости. Хотя страдание происходит из-за ошибок – ошибок, которые совершают все, – нам следует искать средство, как исцелить страдание, – так, как будто мы хотим избавиться от него сами. Некоторые люди пытаются выказать сочувствие, учреждая благотворительные заведения, такие как больницы и др. Истинное сострадание должно исходить из сердца. Оно не должно выражаться во внешней демонстрации, которое только обнаруживает тщеславие. В организациях Сатья Саи нет места подобным проявлениям тщеславия. Все, что делается для помощи бедным и обездоленным, должно основываться на чувстве, исходящем из сердца, и взывать к сердцу того, кому помогают» Сатья Саи Баба

Карунараса – выражение чувств нежности, сострадания, милосердия

Каршати Ити Кришна – «Кришна – тот, кто притягивает». «Невозможно полностью описать принцип любви. Любовь притягивает всех. Любовь Бога проявлена в форме Природы. Поэтому Природа притягивает всех. Каршати Ити Кришна (Кришна – это тот, кто притягивает). Бог притягивает всех и дарует блаженство каждому. Он воплощение сладости. Люди готовят различные виды сладостей, но сахар в них всех тот же самый. Подобным же образом, божественность одинакова во всех именах и формах, которые мы видим в этом мире. Бог не может быть ограничен какой-то конкретной формой. Считайте все формы Его формами. Вы можете ходить куда угодно, поклоняться любой форме. Все формы божественны. Когда вы разовьёте такую любовь и веру в Бога, вы сможете увидеть Его везде и познать Его любовь. Невозможно познать Божественность без развития любви» Сатья Саи Баба

Карья – следствие

Каста, касты – общественные сословия, варны, на которые с древности разделялось население Индии, каждое выполняло свою особую функцию в обществе, как и различные органы человеческого тела

Кастури тилак – знак, метка на лбу, символизирующая мудрость, всеведение

Катха – беседа; история, рассказ

Катхака – сказитель

Катьяяни – эпитет Дурги

Кауравы – название народа, происходящего от Сомы (Луны), основателя Лунной династии. Имя царя пятого поколения от Сомы – Нахуша. У его сына Яяти было два сына: Яду, от которого пошел род ядавов (к этому роду принадлежал Кришна) и Пуру, давший начало роду кауравов. Оба брата – Дхритараштра и Панду – кауравы, но обычно под кауравами эпос разумеет потомков Дхритараштры и их сторонников, а под бхаратами пандавов и их сторонников. В Махабхарате – сто сыновей слепого царя Дхритараштры, двоюродные братья и противники главных героев «Махабхараты» - пяти братьев Пандавов. Все Кауравы, во главе со старшим из них – Дурьодханой, погибают в битве на Курукшетре. В эпосе кауравы – воплощение демонических качеств

Каусалья, Каушалья – царица Айодхьи, первая жена Дашаратхи, мать Аватара Рамы, персонаж Рамаяны; символ гуны саттвы

Каустубха, кауштубха – легендарный алмаз, полученный после пахтания океана и находящийся на груди Вишну

Каушика – малоупотребительное имя Индры; одно из имен риши Вишвамитры, чьим дедом был царь Кушика

Каушики – «дочь оболочки», имя Дурги, также река в Бихаре

Кауштубха – украшение из драгоценных камней, которое носят на шее; один из характерных атрибутов Вишну и Кришны

Кача – «волосы», сын Брихаспати

Каша – трава Saccharum spontaneum, используется для набивки матрасов и подушек

Каши – древнее название индийского города Бенареса

Кашьяпа, Касьяпа – «черепаха», один из Саптариши, семи высших мудрецов, сын Маричи, одного из прародителей земных существ, внук Брахмы, муж Адити, Дити и двенадцати других дочерей Дакши, один из 14 Праджапати, прародителей живых существ, отец богов и демонов

Кевала – чистый, цельный

Кету – туловище демона Раху, превратившееся в скопление комет и метеоров и преследующее созвездия – жен Месяца – Сомы. По ведической астрологии – нисходящий лунный узел и качество вялости

Кешава – «лучистый», «прекрасноволосый», «длинноволосый», эпитет Вишну-Кришны как олицетворения Солнца. По преданию, Кришна родился от черного волоска Вишну, проникшего в чрево Деваки, тогда как его брат Баларама родился от белого волоса. Также Кешава – тот, кто убил демона Кеши, – эпитет Кришны

Кимпуруша – «получеловек», вид разумных существ (похожих на неандертальцев), к ним относится Хануман – великий преданный Рамы

Киннары – небесные певцы и музыканты с человеческим туловищем и лошадиными головами, обитающие на горе Кайласа, обители Богов Шивы и Куберы

Киритин – «Увенчанный диадемой», имя Арджуны, которому даровал диадему его небесный отец Индра

Киртан – вокальная музыка, исходящая только от губ (смотри также санкиртан)

Киртана – песнь, пение во славу Бога

Киртанам – духовная практика воспевания имени и славы Божьей, Его деяний и Божественных качеств. «Есть различие между Киртанам и Санкиртанам. Киртанам – индивидуальное занятие. Это пение одного человека с целью исполнения его молитв. Санкиртанам имеет целью благополучие Вселенной. Это также называется самааджика бхаджан, общественное пение. Этот метод пения бхаджанов был введен в практику Гуру Нанаком, основателем сикхизма. Санкиртана имеет также целью показывать единство в многообразии. Когда все участники соединяются и поют в один голос, это называется санкиртаной» Сатья Саи Баба

Киртхи – Величие, слава, одна из семи основных характеристик Бханавана; репутация

Кита – звон бубенцов

Клеша – мучение, страдание, трудность

Коданда – название лука Аватара Рамы, из которого Он в единый миг спускал с тетивы сотни и тысячи неотразимых стрел. Ракшасы, противники Рамы, не успевали заметить, как Рама доставал из колчана стрелы, как прилаживал к тетиве своего лука, а видели лишь тучи стрел, закрывающих черной пеленой небо над полем битвы, и трупы убитых ракшасов, устилающих землю. «Стрелы, выпущенные из лука Рамы, понеслись прямо на врага со скоростью крылатых змей. Они мчались во все стороны и проникали повсюду. Они насмерть сражали миллионы героев-ракшасов, рассеивая ряды противника. Демоны в ужасе разбегались, бессильные противостоять смертоносному ливню. Поток стрел не иссякал, и каждая стрела, вонзившись в цель, возвращалась в колчан» Сатья Саи Баба

Комала – нежный

Коти – 10000; бесконечное количество

Коша – ящик, сундук; оболочка; тело и тонкие оболочки дживы. «Человека окружают пять оболочек – оболочка пищи (аннамайя-коша), витальная (пранамайя-коша), ментальная (маномайя-коша), интеллектуальная (виджнянамайя-коша) и оболочка блаженства (анандамайя-коша). Оболочка пищи формирует грубое тело (стхула-шариру), тогда как витальная, ментальная и интеллектуальная оболочки составляют тонкое тело (сукшма-шариру). И если грубое тело является инструментом действия, тонкое тело выступает средством познания» Сатья Саи Баба

Крантха – украшенный чертами характера, похвальными с общечеловеческой точки зрения, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

Крату – сын Брахмы, один из саптариши, великих мудрецов. Также персонификация жертвоприношения

Краунча – «вьющаяся», гора в цепи Гималаев, расположенная на востоке, к северу от Ассама

Крийя – 1) действие, последовательность действий; 2) очищение; 3) эффективная практика (йоги)

Крийя-йога – йога «потока действий»; одна из разновидностей йоги, связанная с концентрацией на чакрах и подъемом Кундалини. Существует несколько школ Крийя-йоги

Крипа – «милосердие», «сострадание», милость

Крипа каро – помилуй, даруй милость

Крипала – дарующий милость, эпитет Бога

Крита, Крита юга – в индийской космогонии первый мировой период, эпоха Сатья (эпоха Истины) – Золотой век; смотри также юга

Критис – музыкальное произведение; святой поэт – мудрец Тьягараджа является автором многих критисов

Криттики – «острые» или «бритвы», жены семи мудрецов, Плеяды (иногда представленные как бритва), матери Сканды

Кришна – буквально «Черный, темный, темно-синий», то есть красивый, прекрасный, привлекающий. Также: «то, что привлекает больше всего (Блаженство)» и «то, что разрушает (привязанности)». Девятое воплощение (Аватар) Вишну-Нараяны, Пурна-Аватар – полное Божественное воплощение Вишну, Господа в Двапара-югу. Кришна – воплощение Божественной Любви. В Индии почитается как Бог, Его деяния описаны в эпосе Махабхарата а также в многочисленных сказаниях, где он предстает под разными именами: Гопала, Говинда, Хари, Васудева и др. Сын раджи, царя вришни (из рода ядавов) Васудевы и Деваки, двоюродный брат и сторонник Пандавов, шурин Арджуны и его возница. «Кришна действительно существовал, и события его жизни как Аватара вполне реальны». ««Кришна» означает «Тот, Кто привлекает»» Сатья Саи Баба

Кришна Двайпаяна Вьяса – родной дед Кауравов и Пандавов, риши, которому традиция приписывает создание Вед «Махабхараты», Пуран (смотри Вьяса)

Кришначайтанья – святой Чайтанья, преданный Кришны. «Повторение имени Кришны приводило к тому, что Чайтанья, мысленно перевоплощаясь в Кришну, утрачивал связь со своим телом. Из-за этой своей способности он был известен под именем Кришначайтанья» Сатья Саи Баба

Крия, Крийя – практика (йоги); очищение

Кродха – гнев, злоба; желание причинить вред другим, – одно из шести черт характера, которых следует избегать

Крор – число, равное 10 000 000

Кубера – господь богатства и изобилия, старший брат Раваны, внук великого риши Пуластьи, бог-хранитель севера (локапала), обитающий в горах на Кайласе или Гандхамадане вместе с сонмом духов – якшасов, гандхарвов, гухьяков, ракшасов и наров

Кумара – «юный, отрок», имя бога-воителя Сканды – Картикейи, сына Шивы и Парвати

Кумари – молодая девушка или девственница; также аюрведическое название растения алоэ

Кумари (Канньякумари) – аспект Дурги, богиня, убившая в десятидневной битве демона Банасуру, в честь этого события празднуется фестиваль Дасара

Кумбхака – в пранаяме процесс задержки дыхания (с сосредоточением разума на точках, указанных гуру)

Кумбхакарна – брат Раваны, свирепый и прожорливый демон, хитростью богов погруженный в беспробудный сон; персонаж Рамаяны. «Третий враг Рамы, Кумбхакарна, был тамасическим врагом. Тамасический человек – тот, кто принимает хорошее за плохое и плохое за хорошее. Рама поверг всех трех врагов» Сатья Саи Баба

Кум-кум – ярко красный порошок, пигмент для нанесения ритуальной точки посредине лба – джнаначакшу (третьего глаза мудрости Дэви, супруги Шивы) и рисунков на кистях рук и стопах. Является символом Шакти, считается благоприятным и используется в обрядах. Состоит из куркумы, квасцов, лимонного сока

Кундалини, Кундалини Шакти – «свернувшаяся кольцом»; духовная энергия, находящаяся в потенциальном состоянии в теле человека, локализующаяся в области копчика, – часто отождествляется со змеей. «Сила Кундалини-Шакти – это равновесие ума и действия» Сатья Саи Баба:

Кундалини-йога – практика йоги, ведущая к пробуждению силы Кундалини. «Одновременное постижение самого себя и Бога или слияние собственной индивидуальности с Всемогущим Господом, безупречная гармония между мыслью, словом и делом, обогащенная божественным опытом, поднимает человека до уровня Бога. Это пробуждает силу Кундалини (Кундалини шакти) и высвобождает силу воли (Санкальпа шакти). А это значит, что задуманное вами непременно исполнится, и обретенное блаженство не исчезнет. Они будет вечным и неиссякаемым. Даже человек со средними умственными способностями после недолгой практики может достичь высочайшего уровня, и тогда пропасть, отделяющая его от Бога, уменьшится и в конце концов исчезнет» Сатья Саи Баба

Кунти – мать Карны и трех старших Пандавов – Юдхиштхиры, Бхимасены и Арджуны, жена царя Панду; одно из имен Кунти – Притха (широкая, земля). До замужества она зачала Карну от бога Солнца, после замужества, по воле мужа, находившегося под проклятием брамина, и не входившего к жене, Кунти зачала Юдхиштхиру от бога Дхармы, Бхимасену – от бога Ветра (Вайю) и Арджуну – от Индры. Персонаж Махабхараты

Курма-аватара – воплощение Вишну в виде гигантской черепахи. Когда боги, потерявшие бессмертие, решили пахтанием океана вечности добыть амриту, дарующую бессмертие, Вишну принял участие в пахтании океана. Он подставил Свою спину черепахи под гору Мандара, которая оказалась слишком тяжелой и стала проваливаться в бездонные пучины молочного океана вечности. Пахтание завершилось успешно появлением чатурдаса-ратнам, четырнадцати драгоценных предметов. Среди них было дерево Париджата – исполняющее желания. К концу пахтания появился яд калакута, грозивший отравить всю вселенную, и сострадательный Шива проглотил этот яд, от чего у Него посинела шея. Последним появился небесный врачеватель Дханвантари, держащий в руках драгоценную амриту

Куру – страна, расположенная за самой северной грядой Гималаев, страна вечного счастья; иногда называется древним домом Арьян. Также имя царя из рода бхаратов, являющимся общим предком Пандавам и Кауравам

Курукшетра – «поле Куру», равнина между городами Амбала и Дели, почитается священной в индийской мифологической традиции. На Курукшетре произошла длившаяся 18 дней великая битва между Пандавами и Кауравами, запечатленная в эпосе «Махабхарата». Поле, на котором царь Куру когда-то совершал свой тапас, и которое также известно как Дхармакшетра – обитель дхармы, так как там за последние эпохи много раз воссоздавалась сеть ашрамов, и один из периодов такого возрождения Дхармакшетры обязан усилиям Вьясы. Это произошло много позже после битвы на Курукшетре между ариями во главе с Парашурамой и хайхаями, и задолго до того, как там произошла знаменитая битва Махабхараты, в которой участвовал Кришна. Считается синонимом человеческой деятельности. «Однажды Видура спросил Кришну: «Как Ты смог принять участие в убийстве сотен тысяч воинов во время битвы на Курукшетре? Ты мог бы избежать всей этой бойни и избавить Себя от множества хлопот, просто изменив склад ума основных участников битвы, воевавших на стороне Кауравов: Дурьодханы, Душасаны, Шакуни и Карны». Кришна ответил: «Мой дорогой, Я дал каждому из вас сумму качеств и сил. Кроме того, Я наградил каждого определенной мерой свободы, чтобы он мог наилучшим образом воспользоваться всем этим. Поступая так, каждый может учиться лучше. Проковыляв несколько первых шагов, ребенок начинает чувствовать себя тверже и уверенней. Опыт – это наилучшая, хотя и наитруднейшая школа. Сколько бы вы ни твердили, что огонь жжется, до тех пор, пока вы действительно не обожжете пальцы, вы не поверите в это и не узнаете, что такое ожог. Итак, вы имеете определенную свободу действий. Корова, привязанная к дереву веревкой, может бродить вокруг дерева на расстоянии длины веревки, поедая траву, растущую в этих пределах. Даже в экзаменационном билете вас просят ответить на «любые шесть вопросов!» Вы частенько повторяете: «О, на все воля Бабы». Тогда почему вы приходите и просите то об одном, то о другом, или даже пытаетесь обсудить свои планы или пожелания? Вы должны использовать данный вам интеллект и способность творческого воображения в наилучших целях. Тогда дающий с удовольствием даст вам больше. С другой стороны, если вы будете неверно использовать свой интеллект и обратите свои творческие возможности против вашего господина, то дающий, естественно, будет недоволен и накажет вас, чтобы преподать урок» Сатья Саи Баба

Курунандана - «получающий удовольствие от работы», эпитет Арджуны, преданного Аватара Кришны, персонаж Махабхараты

Кутастха – «неприкосновенна, неподвижна, спокойна и всегда свободна; однако из-за наложений она кажется изменчивой. Это результат их сосуществования – буддхи и кутастхи» Сатья Саи

Куша – трава Poa cynosuroides с острыми режущими длинными стебельками, применяющаяся при религиозных церемониях и считающаяся священной. Также имя духовного сына Брахмы и имя сына Рамы и Ситы, героя Рамаяны

Кушика – царь, дед риши Вишвамитры, одно из имен из имен которого было Каушика

Кханда – раздел

Кхьяти - репутация

Кшайя – уничтожение, избавление; смотри также кшая

Кшама – прощение; всепрощение; терпимость. «Способность прощать – это то качество, которое следует обрести каждому человеку. Прощение – это сама истина, праведность, Веда. Это наивысшая добродетель в мире. Поэтому каждому человеку следует развивать это качество, способность к прощению. Люди не должны обращать внимание на то, что могут сказать другие. Настоящий человек тот, кто стойко преодолевает все взлеты и падения жизни. Не отступайте перед превратностями судьбы. Смело смотрите им в лицо и преодолевайте их» Сатья Саи Баба

Кшара – подвижный, изменчивый, непостоянный, разрушимый

Кшатра – собирательное название всех членов аристократическо-воинского сословия кшатриев

Кшатрий – «воин» или благородный; член второй касты (варны) дваждырожденных – касты правителей и воинов (силы и действия). Из этой касты также выходят учителя материального плана, редко – духовного. Дхарма кшатриев (закон праведного поведения): управление страной, обеспечение мира и благополучия людям, находящимся под их защитой. «Признаки кшатриев будут проявляться во всех начинаниях, в героизме и храбрости, в риске и стремлении наказать злого и защитить праведного. Те, кто наделен этими качествами, призван к статусу кшатриев. Они должны выполнять все свои задачи с этим отношением и установить у себя дома правила, нужные и благоприятные для всех» Сатья Саи Баба

Кшаттри – имя Видуры, сына Кришны Двайпаяны Вьясы и Амбики, свидетельствующее о его происхождении от смешанного брака представителей двух каст, кшатрия и шудрянки, советник при дворе царя Дхритараштры

Кшая – отклонение в Пути, в результате действия страстей или желаний; смотри также кшайя

Кшетра – поле, место, сфера; святое место, место паломничества – иносказательно: тело, в котором обитает Атман, и в котором джива (индивидуальная душа) пожинает плоды своей кармы; тело, как поле познания, поле битвы между добром и злом

Кшетраджня – «Знающий поле» (иносказательно: знающий тело); Сознающий Дух; душа, обитающая в физической оболочке тела. «Различие между словом кшетра и Кшетраджня, то есть между местом пребывания и тем, кто там пребывает, – в единственном слоге джня. Это означает: пребывающий в теле – это тот, кто обладает знанием и мудростью, а так как слога джня нет в слове кшетра, говорят, что тело само по себе полностью лишено знания и мудрости. Таким образом, помня о том, что Господь – воплощение знания и мудрости – пребывает в нашем теле, мы должны как следует позаботиться о теле. Если Всеведущий не обитает в теле, оно лишено святости. Но все ли места мы называем кшетрой? Только особые города, деревни, и реки заслуживают имя кшетра. Только место, отмеченное святостью, называется кшетра. Варанаси, Тирупати, Гайя, Бадри, Прайяг – вот те места, которые называются Кшетра. Они зовутся так потому, что являются общепринятыми святынями. Люди полагают, что именно там обитает Господь. В «Бхагавад Гите» наше тело описывается как кшетра, а Параматман, пребывающий в нашем теле, – как Кшетраджня. Мы не способны понять, как использовать тело, в котором пребывает Господь. Верующие – те, у кого святое сердце и чистые мысли, – отправляются в паломничество по святым местам. Они пускаются в странствие только потому, что твердо верят в их святость. Иначе зачем отправляться в долгий путь, требующий затрат денег и сил? По аналогии с этим, зная, что человеческое тело священно, многие люди стремятся друг к другу и, становясь паломниками к телу святых, направляют свою жизнь по духовному пути. Если же человеческое тело не соответствует высокому предназначению и ведет жизнь, далекую от святости, никто не захочет иметь отношения с таким телом. Если вы утверждаете, что ваше тело священно, постарайтесь, чтобы ваши мысли, слова и дела были добрыми и светлыми» Сатья Саи Баба

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.