• В закладки

Медитация

Медитация - древнейшая Духовная практика Успокоения ума, используется почти во всех мировых религиях. Отмечается огромное влияние этой практики на оздоровление души и тела. Медитация - полная Остановка потока мыслей для достижения состояния не-ума (аманаска - за пределами ума). Для достижения этого состояния используются различные техники Медитации - статические, динамические. Но сама Медитация - это состояние, которое возникает в процессе практики любой техники Медитации.

 

Слово «Медитация» происходит от латинского meditatio, точнее, от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «воспринимать идеи». Медитация по определению современной философии - сосредоточенное размышление о каком-либо предмете или явлении, в ходе которого достигается отвлечение ума от всех внешних раздражителей и достигается полная ясность понимания сути исследуемого. Многие философские и религиозные учения, так или иначе утверждающие иллюзорность проявленного мира, используют разные формы созерцательных и медитативных практик для достижения и переживания Неизменной Реальности или Бога.

 

Особо важное место Медитация занимает в восточных (индийской, китайской, японской) философиях и религиях.

 

Термин «Медитация» был использован при переводе Cвященных текстов восточных Религий для обозначения Духовных практик, называемых: в индуизме «Дхьяна», в китайском буддизме - «Чань», в японском - «Дзэн», в корейском - «Сон» и во вьетнамском - «Тхиен». Слово «Дхьяна» происходит от санскритского корня dhyai и тоже имеет значение «мысленно созерцать», «размышлять». Слово «Медитация» также используется для перевода ветхозаветного слова «хага» (с греческого - размышлять, умственно созерцать), в латинской Библии слово хага было переведено как meditatio. Использование термина meditatio (часть мысленного созерцания) впервые встречается в христианстве в 12 веке. Начиная с 1960-х годов, Медитация стала привлекать к себе всё больше внимание на Западе. Она стала предметом разнообразных научных исследований, которые были не одинаковы по глубине и качеству. Тем не менее, все эти исследования обнаружили связь между Медитацией и улучшением обмена веществ, кровяного давления, мозговой активности и других процессов в организме. Сейчас медитативные практики широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и как метод борьбы со стрессом, в том числе в клинических условиях.

 

Если обратиться к Духовному аспекту практики Медитации в разных религиозных традициях, то главной её целью является стремление Соединиться с Духовным Источником - Богом.

 

Достижению состояния Медитации, как правило, предшествуют предварительные действия: ритуалы, использование средств медитативного сосредоточения (Иконы, мандалы, янтры, символы, Молитвы, Мантры, свечи, чётки) и др.

 

В ИНДУИЗМЕ разные практики Медитации разрабатывались и существуют на протяжении тысячелетий. В разные времена Духовные учителя разработали различные методы Медитации, но у всех них одна задача - Успокоение и Очищение ума.

 

«Однажды услышав о сладости Медитации, осознав её пользу и необходимость регулярной её практики, ум постепенно сам станет Гуру, поскольку поведёт вас дальше и дальше. Ведь именно ум наполняет место поклонения благоуханием Святости. Именно он наполняет статую, созданную ваятелем, Божественностью, которую видит в ней преданный» («Сатья Саи говорит», изд. «Амрита-Русь» т. 1, стр. 62, абз. 1).

 

В ЗОРОАСТРИЗМЕ также присутствует практика Медитации. В Зороастрийских Священных текстах пишется о том, что ум сознательно делает выбор быть или не быть в состоянии Высшего Сознания (Воху Мана). Если вы будете жить с полным Осознанием и тренировать силу Воли, то быстро достигнете дисциплины ума, что приведёт к состоянию Высшего Сознания (Воху Мана).

 

Правильная настройка ума и увеличение умственных способностей очень важны в Зороастризме, для того чтобы продвигаться по Духовному пути в осознании Божественности.

 

В БУДДИЗМЕ Медитация - одна из основных Духовных практик, заключающаяся в трансформации ума с помощью выполнения специальных умственных упражнений. Существует множество разных видов Медитаций, которые воздействуют на разные аспекты ума.

 

Конечная цель Медитации - трансформировать ум таким образом, чтобы человек смог увидеть и Познать самого Себя, то есть достичь Просветления.

 

Современный тибетский Лама Шамар Ринпоче так говорит о цели Медитации: «…Она (Медитация) учит нас «искусным методам, освобождающим от иллюзий».

 

В ХРИСТИАНСТВЕ термин «Медитация» используется крайне редко, но является важнейшей практикой в традиции ИСИХАЗМА. Исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, - «спокойствие, тишина, уединение»), которое учит умному деланию. Смысл ИСИХАЗМА заключается во внутреннем Сосредоточении и Духовном перемещении ума в Сердце через постоянное чтение Иисусовой Молитвы.

 

Ранние христиане принимали практику Медитации как что-то само собой разумеющееся. Однако на долгое время эта традиция была почти забыта. К счастью, в последнее время ситуация меняется. Христианские церкви вспомнили о том, как молились ранние христианские Монахи в пустынях. Насколько их Молитвы были просты, СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫ, а потому приближены к Богу. По сути, их Молитвы были не что иное, как Медитация.

 

Учитель Фомы Аквинского Святой Альберт Великий утверждал, что для философов Медитация представляет собой акт совершенствования мысли, а для верующих - процесс совершенствования их Веры. Молитвы, которые произносятся в безмолвии, также можно считать Медитацией, так как ум в данный момент направлен к Духовному источнику. Так что нет сомнений - Медитация и христианство совместимы.

 

В ИСЛАМЕ также одним из основных видов Духовных практик является Медитация. Коран, Священное писание Ислама, упоминает Медитацию (созерцание) на протяжении 114 глав. Пророк хорошо известен своей практикой Медитации. Свидетели говорили о его частых походах для Медитации в пещеру на горе Хира. В процессе практики Медитации он впервые получил Откровение Корана.

 

Более всех остальных практик для Духовного роста и развития Пророк рекомендовал ЗИКР - Медитативную исламскую практику. «Разница между тем, кто практикует Зикр (это упоминание Всевышнего Аллаха, Его имён и Сыфатов (Божественных атрибутов), а также размышления о них) для переживания Божественного присутствия, и тем кто, не практикует, сродни разнице между живым и мёртвым» - говорил Пророк Мухаммад. Он также указывал на Важность Созерцания: «Один час Созерцания превысит шесть лет Богослужений». (Хадис (предание)).

 

В мистическом направлении ислама СУФИЗМЕ также практикуется Медитация. «Вера содержит ту Истину, форму которой приняло Сердце, и которая открылась Сердцу, чтобы стать им познанной» - эти слова принадлежат суфийскому шейху Ибн аль-Араби. Достижение состояния глубокой внутренней Тишины, когда в человеке не остаётся ничего, кроме Бога. Искать Духовные сокровища в своем Сердце - один из лозунгов суфизма.

 

Сатья Саи Баба говорит, что сейчас очень многие Гуру учат различным техникам Медитации, но не все они безопасны в наше время. В наше время Шри Сатья Саи Баба рекомендует безопасные но очень эффективные методы медитативных практик, Намасмарана (многократное Повторение Имён Бога) и Джьёти Медитацию (Медитацию на Свет). Свет является видимым образом Господа, об этом написано в Священных Писаниях всех мировых Религий.

 

В: Баба научи меня, пожалуйста, технике Медитации на Свет.

О: На начальном этапе уделяйте Медитации ежедневно несколько минут. Впоследствии, время, когда вы будете испытывать Возвышенное состояние Покоя, обязательно увеличится. Поставьте перед собой лампаду с ярким ровным пламенем или свечу. Сядьте перед ней в падмасане (позе «лотоса») или любой другой удобной позе. В течение некоторого времени внимательно смотрите на пламя. Затем, закрыв глаза, старайтесь представить пламя в области межбровья. Оттуда опустите его в центр груди, в лотос вашего сердца. Когда пламя достигнет сердца, представьте, что один за одним раскрываются лепестки лотоса, свет омывает каждую мысль, чувство, побуждение, удаляя оттуда темноту. Теперь тьме нет места нигде, ей приходится отступить перед сиянием света. Представьте, что свет становится интенсивней, ярче и расширяется во все стороны. Пусть он проникает в ваши руки и ноги, теперь они никогда не смогут совершать сомнительных, тёмных и злых деяний. Они станут инструментами Света и Любви. Далее пусть свет достигает вашего языка, и отныне ни ложь, ни клевета, ни грубость не коснутся его. Свет поднимется выше и достигает глаз и ушей, очищает их для того, чтобы глаза смотрели только на хорошее, а уши слушали только хорошее. Свет расширяется дальше, и теперь пусть вся ваша голова наполняется светом, и все злые мысли покинут её, ибо им нет места в свете. Представляйте, что свет в вас становится всё интенсивнее. Пусть Он освещает всё вокруг вас и распространяется во все стороны, охватывая ваших любимых, родных и близких, друзей и товарищей, врагов и соперников, а также незнакомых людей, все живые существа, весь мир. Оставайтесь, сколько можете, в этом захватывающем состоянии свидетеля света. Если вы поклоняетесь Богу в какой-либо форме, постарайтесь визуализировать эту форму во всепроникающем Свете. Ибо Свет - это Бог, а Бог - это Свет («Сатья Саи говорит», т. 10, глава «Садхана - внутренний путь»).

 

В: Свами, объясни, пожалуйста, что такое Концентрация, Созерцание и Медитация?

О: Многие думают, что концентрация - это то же самое, что и Медитация, однако это не так. Концентрация - это нечто, лежащее ниже вашего сознания, в то время как Медитация есть нечто, находящееся выше вашего сознания. Однако многие находятся под ложным впечатлением, что концентрация тождественна Медитации, и они вступают на неверный путь. Концентрация или сосредоточение - это то, что мы непроизвольно используем в нашей обычной повседневной жизни. Вот посмотрите, сейчас я читаю газету, мои глаза смотрят на буквы. Моя рука держит газету, работает мой ум. Разум тоже работает. Таким образом, когда глаза делают свою работу, когда рука делает свою работу, когда ум делает свою работу, когда, наконец, разум делает свою работу, существует взаимодействие разума, ума, руки и глаз. Я могу понять содержание газеты. То есть если я хочу понять, о чём говорится в газете, все эти указанные органы концентрируются и во взаимодействии начинают работать, когда я читаю газету. И не только это. Если кто-то хочет вести машину, он не сможет делать этого, если у него не будет концентрации. Все обычные и привычные действия, такие как ходьба, речь, чтение, письмо, принятие пищи, всё это мы выполняем лишь в результате концентрации.

 

Если подобная концентрация является неотъемлемой частью нашей каждодневной жизни, тогда что же мы практикуем, чтобы добиться того, что мы называем «концентрацией?» То, что мы должны практиковать, находится за пределами обычного сознания. Мы должны подняться от бессознательного уровня, каковым является состояние концентрации, к осознанию, то есть серединному положению, называемому Созерцанием. А оттуда необходимо подняться над сознанием, это и есть Медитация. Между Концентрацией и Медитацией находится промежуточная зона, граничащая с обеими, - Созерцание. Пребывать в состоянии Созерцания значит освободиться от мирских привязанностей. Если вы порываете со всеми привязанностями этого мира, вы входите в пространство Созерцания. Когда вы полностью порвали со ВСЕМИ вашими привязанностями, вы прорываетесь через это пространство, и теперь вы в Медитации. («Пришествие Шри Сатья Саи Бабы»).

 

«Духовный искатель в начале своего пути должен Медитировать на Господа, обладающего Формой, и соблюдать все правила и ограничения. Он должен Регулярно заниматься Духовными практиками и быть Пунктуальным. Так же, как молодой саженец необходимо оградить от животных, пока он не вырастет в могучее дерево, так и строгое соблюдение правил и предписаний необходимо для начинающих Духовных искателей, пока они не окрепли, следуя по Духовному пути. Как могучему дереву не нужна ограда, так и продвинутому Духовному искателю для занятия Медитацией становятся не нужны внешние атрибуты. Он может Медитировать в любом месте и при любых обстоятельствах. Медитация становится для него обычным и привычным занятием. Однако следует отличать Медитацию (Дхьяну) от концентрации (дхараны). За концентрацией должно следовать созерцание, а затем погружение, приводящее к Медитации (Дхьяне). Медитация не является особенностью какой-либо конкретной религии. Медитация - это Универсальная Духовная практика Познания Бога и Единения Ним» (Сатья Саи Баба, «Летние Ливни в Бриндаване», 1979, гл. 1).

 

«Многие думают, что концентрация - это то же самое, что и Медитация, и поэтому идут по неверному пути. Концентрация происходит на уровне чувств, тогда как Медитация выше их. Мы непроизвольно используем концентрацию в нашей повседневной жизни, например, во время чтения: руки держат газету, глаза читают текст, а ум обдумывает прочитанное. И если концентрация является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, тогда зачем же ещё утром и вечером заниматься ею? Мы должны достигать состояния Медитации, которое находится за пределами чувств! Между концентрацией и Медитацией есть пограничная область, охватывающая и то и другое, и это - созерцание. Поэтому вначале мы должны подняться от состояния концентрации к созерцанию, а затем к Медитации. Пребывание в созерцании подразумевает освобождение от мирских привязанностей. Когда вы полностью избавитесь от них, вы достигнете состояния Медитации» (Сатья Саи Баба, Божественная Беседа 28 марта 1975).

 

«Как внутренний покой, так и беспокойство, испытываемые вами, зависят от ваших мыслей и поступков, от вашего поведения и отношения к себе и другим. Многие, регулярно занимающиеся Медитацией на Имя и Форму Бога, способны успокоить волнения ума и открыть путь, ведущий к Самореализации. Не следует постоянно менять объекты Медитации. Медитируйте на одно Имя и Форму. При этом процесс Медитации не должен превращаться в механическое повторение какой-либо формулы, взятой из учебника. Медитация - это не дыхание через левую или правую ноздрю, выполняемое строго по расписанию, а также не бессмысленная концентрация взгляда на кончике носа! Медитация - это прежде всего контроль над мыслями, чувствами и эмоциями. Вот почему говорят, что Медитация - это Долина Покоя, находящаяся за горной цепью, называемой шестью врагами: желаниями, гневом, жадностью, привязанностью, гордыней и завистью. Вы должны преодолеть эти преграды и достичь Долины Покоя и Блаженства» (Сатья Саи Баба, Божественная Беседа 9 июня 1970»

 

«Сидение в позе лотоса (падмасане) в попытке поднять Духовную энергию (кундалини шакти) из чакры муладхара к сахасраре не является Медитацией (Дхьяной). Истинная Медитация (Дхьяна) заключается в осознании Присутствия Бога во всех видах деятельности, которые вы совершаете в повседневной жизни. Бог Вездесущ! Он пребывает во всём и в каждом. Попытка ограничить Бога одним местом не является Медитацией! Согласно нашей древней культуре, перед началом работы, которую мы собираемся выполнить, следует выразить Почтение самой работе. И прежде, чем приступить к работе, мы должны увидеть в ней Бога. Именно этому нас научат Упанишады: «Я приветствую работу, которую должен совершить, я Преклоняюсь перед Богом в форме этой работы (Тасмаи Намаха Кармане)». Вы видели, как люди играют на таблах или фисгармонии? Перед тем, как начать играть, они выражают почтение инструменту. Смотрите на всё Творение как на форму Бога и исполняйте свой Долг в таком же духе. Такое отношение является Истинной Медитацией» (Сатья Саи Баба, Божественная Беседа 12 мая 1981).

  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое

Духовные практики в формате онлайн

Мысли на день за 20 лет

Выступление Гиты Моханрам - 6 сентября 2015 - Конференции в Южной Африке

Аудиокниги

Контактная информация по вопросам волонтерства и Духовных практик

1968-05-17 Откровение

Мысли на день за сентябрь 2012

Общечеловеческие Ценности в образовании - Доктор Арт Онг Джумсаи - 2013 г.

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter