1-03-2015
Сегодня человек делает добро под воздействием случайных побуждений, не понимая его значения и не запечатлевая его суть в своём сердце. Вы совершаете поступки для того, чтобы обрести высокое положение в обществе или хорошую репутацию, ради славы или в надежде получить материальные блага. Такие усилия временны, и приносят только временную пользу. Очень немногое из того, что вы делаете каждый день, направлено на обретение внутреннего удовлетворения. Внутренняя удовлетворённость обретается только тогда, когда вы верите в Истинное Я. Если есть вера в Истинное Я и внутренняя удовлетворённость, то вы обретёте способность жертвовать собой, благодаря которой сможете достичь самореализации. Бессмертие - это результат жертвенности (тьяги), и поэтому все яджны и ритуалы, проводимые в нашей стране, являются символом жертвенности. Их назначение в том, чтобы поддерживать божественную силу. (Выступление Бхагавана, "Летние ливни в Бриндаване. 1974 год", главы 1-13)
2-03-2015
У индийского лакомства майсорпак, сделанного из гороховой муки, сладкий вкус, у него есть вес и форма. Эти три характеристики неотделимы друг от друга. У каждой частицы этого лакомства есть все эти три аспекта. Если вы положите его на язык, то ощутите вкус, и при этом уменьшится вес и изменится форма - всё это произойдёт одновременно. Подобно этому индивидуальная душа (джива), Атман и Высший Господь (Парамешвара) не существуют отдельно друг от друга, они - одно и то же. "Я - тот, кто поклоняется. Мир - это подношение. Бог - Мастер, которому поклоняются". Каждый день помещайте это видение на экране своего ума и живите в соответствии с ним. Тогда ваша жизнь превратится в непрерывное служение Господу. Вскоре чувство я и Ты исчезнет, будут уничтожены все признаки эгоизма. Тогда ваша жизнь превратится в истинную преданность Господу (Харипараяну). ("Према Вахини")
3-03-2015
С помощью спички можно зажечь огонь. Где находится огонь? В спичке или в спичечном коробке? Огонь в скрытом виде присутствует, как в спичке, так и в коробке, и вспыхивает, когда коробок и спичка вступают друг с другом в контакт. Подобно этому божественное сияние, скрытое в уме и сердце, вспыхивает, когда ум действует в согласии с сердцем. В спичке и спичечном коробке в скрытом виде присутствует одно и то же пламя. Подобно этому сияние ума и сердца имеют единую природу. Если спичка отсырела, мы не сможем её зажечь, потому что она утратила способность воспламеняться. Так же и ум человека, погруженный в мирские желания, утрачивает способность излучать божественное сияние Атмана. Если спичку высушить на солнце, она восстановит свою изначальную способность. Подобно этому, ум человека, погружённый в чувственные удовольствия, восстанавливает свою изначальную силу и излучает божественное сияние, когда его высушивают на солнце непривязанности (вайрагьи). (Выступление Бхагавана, "Летние ливни в Бриндаване. 1993 год", глава 6)
4-03-2015
Люди могут проводить разные Ведические обряды и жертвенные ритуалы, объяснять содержание Вед и священных текстов, процветать, обладать огромным богатством и большим количеством зерна. Но они не смогут обрести место в Царстве Бога, если у них нет высоконравственного характера. Добродетели - это самое эффективные средства для очищения внутреннего сознания, так как они побуждают человека обнаружить, что нужно делать, и как. Только тот, кто заслужил хорошую судьбу, сможет претендовать на совершенство в различении. Приверженность добродетелям и различение - это плот, который переправит вас через океан постоянных изменений и страха. Добродетельному человеку автоматически даруется место в Царстве Освобождённых. Какой бы деятельностью ни занимался добродетельный человек, влияние этой деятельности не будет отражаться на нём. Он сольётся с Брахманом, воплощением высшего блаженства. ("Сутра Вахини", глава 1)
5-03-2015
Духовными практиками нужно заниматься последовательно, с сердцем, способным объять всё, и наполненным преданностью и духовной мудростью. Не существует различия между преданностью Богу (бхакти) и духовной мудростью (джняной). Так же, как материальное (сагуна) переходит в бесформенное (ниргуна), преданность переходит в духовную мудрость. Я не соглашусь с тем, что действие (карма), посвящённое Богу, преданность и духовная мудрость существуют отдельно друг от друга. Деятельность, посвящённая Богу, это преданность, а преданность - это духовная мудрость. Подобно этому индивидуальная душа (джива), Атман и Высший Господь (Парамешвара) не отделены друг от друга, они являются одним и тем же. Поэтому каждое ваше действие должно быть наполнено духом бескорыстного Служения (севы), божественной Любви (премы) и духовной Мудрости (джняны). Ваша жизнь должна быть пропитана действиями, посвящёнными Богу, преданностью Ему (бхакти) и духовной мудростью. Это поистине Высшая йога (Пурушотхама-йога). ("Према Вахини")
6-03-2015
Желание, зависимость от предметов желания, и планы по их получению - это признаки персон, а не Истинного Я или Атмана, пребывающего в теле. Чувства «я» и «моё», эмоции вожделения и гнева порождаются в комплексе «тело-ум». Истинная добродетель может проявиться только тогда, когда этот комплекс преодолён и очищен. Вы можете думать, что являетесь личностью, которая совершает действия и наслаждается. Может казаться, что это представление способно воздействовать на Атман, но оно не является частью Его истинной природы. Вещи отражаются в зеркале, но само зеркало от этого не тускнеет и не портится - оно остаётся таким же чистым, каким и было. Подобно этому добродетельный человек может быть подвержен определённой загрязняющей деятельности из-за накопившихся долгов в предыдущих жизнях, но они не могут исказить или заслонить его нынешнюю природу и деятельность. Истинные, основополагающие качества добродетельного человека - чистота, спокойствие и радость. ("Сутра Вахини", глава 1)
7-03-2015
Может прийти время, когда вы будете чувствовать себя усталыми и слабыми. Тогда вам нужно молиться так: «Господь, я не могу выполнить эту работу. Мне трудно прилагать какие-либо усилия. Пожалуйста, дай мне силы!». Сначала Господь на расстоянии наблюдает за вашей работой подобно тому, как учитель наблюдает за учениками, когда они пишут ответы на экзамене. Затем, если вы избавляетесь от привязанности к чувственным удовольствиям (бхоги), совершаете хорошие поступки и занимаетесь бескорыстным служением, Бог подходит к вам ближе. Он ждёт у закрытой двери подобно Солнцу. Бог не стучит в дверь, но просто ждёт снаружи подобно слуге, который знает требования своего господина и осознаёт свои ограничения. Когда человек немного приоткрывает дверь, Бог подобно Солнцу устремляется в помещение и тотчас изгоняет темноту. Таким образом, всем вам нужно развить различение (вивеку), чтобы молиться Господу, и обрести духовную мудрость (джняну), чтобы помнить Его. («Према Вахини», глава 1)
8-03-2015
Для того, чтобы летать, птице нужны два крыла. Для того, чтобы ходить, человеку нужны две ноги. Духовному искателю, стремящемуся обрести освобождение, нужны два качества: отречённость и мудрость – отречённость от мирских желаний и мудрость для познания Атмана. Если у птицы только одно крыло, она не может подняться в небо, не так ли? Подобно этому, если у человека будет только отречённость или только мудрость, он не сможет достичь Божественности. Чувство «моё» - это оковы привязанности, которая вводит человека в заблуждение. Как долго человек может держаться за то, что он безрассудно считает своим? Однажды вы должны будете отказаться от всего и уйти в одиночестве, ничего не взяв с собой. Такова неизбежная судьба. Поэтому, как можно быстрее откажитесь от всяких надуманных взаимоотношений и искусственных привязанностей с помощью строгого анализа их природы. Привязанность порождает страх и самомнение. Мудрый человек никогда не согласится на увещевания мирских желаний. Поэтому привяжитесь к вечной Истине и твёрдо придерживайтесь тех бессмертных добродетелей, которые олицетворяет Атман («Сутра Вахини», глава 1)
9-03-2015
Если человек занимается деятельностью (выполняет крию), посвящая её Господу, то его благо, благо, которое он делает другим людям, и его наивысшее благо (свартха, парартха и парамартха) объединяются! Сначала «ты» и «я» переходят в «мы». Затем объединяются «мы» и «Он». Индивидуальная душа или «я» (джива) должна отождествиться сначала с творением (пракрити), а затем с Высшей Божественностью (Параматмой). Поистине в этом заключается смысл мантры Ом Тат Сат (которая соединяет индивидуального человека с Универсальным Брахманом). «Он» и «я» всегда находятся здесь, духовная практика (садхана) тоже всегда здесь. Солнце неотделимо от своих лучей и не может существовать без них. Подобно этому, ни один духовный искатель ни при каких обстоятельствах не должен прерывать свою садхану. Только тогда о нём можно сказать, что он стал единым с Ом. («Према Вахини»)
10-03-2015
Для того, чтобы человек мог заниматься бескорыстным служением (севой), ему необходимо немного еды (бхога). Такое употребление пищи является частью жертвенного подношения (яджны). Для того, чтобы механизм тела мог работать, необходимо использовать топливо еды (анна). Употребление пищи не означает принесение жертвы, но благодаря еде можно свершить жертвенное подношение. Поэтому не следует считать, что употребление пищи способствует развитию жадности. Употребление пищи является составной частью поклонения. Поклонение (пуджа) не означает, что вам только следует сорвать цветок и положить его на изображение Божества. Садовник, усердно трудившийся, ухаживая за растением, породившим цветок, тоже является тем, кто поклоняется. Даже средства, которые вкладываются в то, что приносится в жертву, являются подношением. Употреблять пищу не означает просто класть её в рот. Еда приносит пользу только тогда, когда она пережёвана, проглочена, переварена, впитана в кровь, доставлена в мускулы и кости и преобразована в силу и энергию. Подобно этому, духовное знание должно пропитать все моменты жизни человека и наделить их силой. Оно должно найти выражение во всех органах и чувствах. («Према Вахини»)
11-03-2015
Божественность – это основа, а также надстройка. В чётках много бусинок, но связующая и соединяющая их нить одна. Подобно этому для всего мира живых существ основой является постоянный и вездесущий Парабрахман. Священные тексты заявляют: «Тот, кто осознал Божественность, поистине становится Божественным (Брахмавид Брахмаива Бхавати)». Пузырёк, появившийся из воды, плавает в ней, в конце концов, лопается и соединяется с ней. Все видимые вещественные миры подобны пузырькам, появляющимся из безбрежного океана Божественности, Брахмана. Они плавают на этой воде и поддерживаются ею. Как ещё они могли бы появиться и существовать? В конце концов, они растворяются в воде и исчезают в ней. Их появление, существование и окончательное растворение зависит только от воды. Вода - это основа, пузырьки - иллюзорные формы, которые принимает эта же вода («Сутра Вахини», глава 2)
12-03-2015
Сегодня люди слишком погружены во всепронизывающую иллюзию, чтобы получить пользу от естественных свойств Вселенной и возвысить себя. Они не могут придерживаться хорошего, избегать плохого и неуклонно следовать по праведному (дхармик) пути. Им неизвестен путь покоя и гармонии во всём мире. Священные тексты дают ясные наставления: из чего вы родились, благодаря чему живёте, в чём растворитесь, есть «То», Брахман. Бог – это «То», из чего появился космос со всеми живыми существами и неодушевлёнными предметами. «То» побуждает вас к действию, помогает вам и способствует вашему успешному развитию. Космос не является однородным непрерывным потоком. Он постоянно прогрессирует по направлению к достижению всеобщности. Каждый человек может преобразовывать себя с помощью собственных усилий и различения. Нравственные силы, пронизывающие космос, несомненно, будут способствовать вашему продвижению («Сутра Вахини», глава 2)
13-03-2015
В материальном мире человек не может по достоинству оценить духовное стремление, если у него нет опыта духовной жизни, нет её чистоты. Можно сказать, что человек сможет предпринимать попытки к духовному совершенствованию только тогда, когда познает ценность духовной жизни. Но такое высказывание равносильно утверждению, что человеку следует входить в воду только после того, как он научится плавать. Научиться плавать можно только тогда, когда человек войдёт в воду со спасательным кругом. Подобно этому, приспособив к уму какой-либо спасательный круг, без всякого страха погружайтесь в духовную практику. Только тогда вы поймёте ценность духовного стремления. Природу и условия духовного пути знают только те, кто идут по этому пути. Они знают, что путь истины и различения (Сатьи и Вивеки) ведёт к Богу (Параматману). Те, кто не идут по этому пути и не знают о его существовании, не могут рассказать о нём, ни себе, ни другим. («Према Вахини», глава 14)
14-03-2015
Космос - величественное чудо, источник непрерывного изумления. Любой человек, кем бы он ни был, воспринимает его как высшее чудо. Мы знаем, что, когда нужно сделать какой-либо предмет, необходим тот, кто обладает умениями, знаниями и силой, чтобы сделать его. Без такого человека сделать предмет просто невозможно. Поэтому, как могут видимые объекты - солнце, луна, звёзды и созвездия - двигаться и придерживаться своего пути без Высшего Творческого Дизайнера? Могут ли они существовать и функционировать, используя какую-либо обычную силу? Нет. Наблюдая творение и его могущественные объекты, разумные люди могут легко прийти к заключению о том, какой неизмеримо большой должна быть сила Творца. Посмотрите на изумительное разнообразие мироздания! Не существует двух абсолютно одинаковых вещей; ни один человек не похож на другого. Это может быть только игрой (лилой) феномена, обладающего безграничной славой – Бога! Никакая меньшая сила не может быть этим источником. Созерцая тайну мироздания, осознайте Творца («Сутра Вахини», глава 1)
15-03-2015
Все действия (карма), совершаемые для достижения трёх целей – использование мира для поклонения Господу, установление в человеческом обществе мира и справедливости, контролирование и координация функций организма - это жертвенность. Первая из них - это священный, жертвенный ритуал (яджна), вторая – милосердие (дхана), и третья - аскеза (тапас). Все действия человека должны быть направлены на достижение этих целей. Духовная жизнь - это основа для достижения такой стадии. Она основывается на проведении различения между истинным и ложным. Так же, как жемчужина, которую достали из раковины, сохраняется, а сама раковина выбрасывается, так и суть, которая есть Истина, должна приниматься, а несущественное - отбрасываться. Для этого необходимы усилия человека и милость Бога. Человеку также следует постоянно учиться осознавать, что тело и Атман - это независимые субстанции. Это в высшей мере полезное упражнение. Такая способность проводить различение необходима, и в мирской, и в духовной жизни («Према Вахини», глава 1)
16-03-2015
Когда луна почти не видна в небе, и человек желает увидеть её, другой человек может указать на неё пальцем. Или, когда человек желает увидеть какую-то определённую звезду, то другой говорит ему: «Вон там, чуть выше той ветки этого дерева». Луна находится очень далеко, а звезда гораздо дальше. В тот момент звезда видна чуть выше ветки, но это всего лишь её временное положение. Вскоре оно изменится. Луна и звёзды постоянно перемещаются по небосводу, и прежнее указание на их местоположение на небе вскоре уже не будет правильным. Но истинные признаки никогда не меняются. Форма может измениться, имя может измениться, время может измениться. Может измениться занимаемое место в пространстве. Но внутренняя суть Истины не изменится. Эта внутренняя суть обозначается в текстах Веданты как бытие, сияние и притягательная сила (асти, бхати, приям). Эти три составляющие присущи природе Бога. На их основе ум строит формы и даёт им имена («Сутра Вахини», глава 2)
17-03-2015
Люди создают и развивают в себе множество эгоистических привычек и представлений, из-за которых они чувствуют огромную неудовлетворённость. Это происходит из-за жадности и желания получить авторитет, власть и силу. Жажда получить вещи не может быть вечной и самодостаточной. Никто не может насытиться, удовлетворив требования жадности. Всемогущество свойственно только Господу (Сарвешваре). Вы можете радоваться тому, что вы овладели всеми искусствами, обрели богатство, получили все знания или изучили все священные тексты, но от кого вы получили всё это? Вы можете утверждать, что добились всего собственными усилиями, настойчивостью и трудом. Но, несомненно, всё это, в том или ином виде, кто-то даёт вам. Источником, из которого появляются вся власть и сила, является Господь мира. Не признавать Его всемогущество, и вводить себя в заблуждение, считая, что та небольшая сила, которой вы располагаете, есть ваша собственная сила – это поистине не что иное, как эгоизм, самонадеянность и гордыня (ахамкара) ("Према Вахини", глава 14)
18-03-2015
Священные тексты проявляют по отношению к вам материнскую нежность. Они преподают уроки так, как учит мать своих детей, в соответствии с уровнем их развития и потребностями времени и обстоятельств. Мать, имеющая двоих детей, даёт здоровому ребенку любую пищу, которую он просит, но в то же время проявляет большую заботу о том, чтобы не перекормить больного ребёнка, и даёт ему только такую пищу, которая смогла бы как можно быстрее восстановить его здоровье. Можем ли мы обвинять её в пристрастии к одному ребёнку и в несправедливом отношении к другому? Подобно этому, священные тексты притягивают внимание тех, кто знает тайну деятельности (кармы), к её внутренней ценности. Карма может улучшить жизнь и установить правильные цели. Каждый человек должен получить руководства к тому, как преобразить свою работу в благотворную деятельность. И всё же, работа - это ещё не всё («Сутра Вахини», глава 2)
19-03-2015
Всё, что вы делаете, делайте с полной отдачей сил и таланта, говорите и поступайте правдиво. В начале, возможно, вы потерпите неудачу, столкнётесь с трудностями и страданиями. Но в итоге, благодаря добродетельному поведению, вы достигнете успеха, придёте к победе и обретёте блаженство. Человек, который действительно является средоточием силы, отличается такими качествами, как правдивость, доброта, любовь, терпение, терпимость и благодарность. Там, где есть эти качества, там не может быть эгоизма (ахамкары). Поэтому стремитесь развивать эти качества. Эгоизм скрывает сияние Божественности (Атмана). Когда разрушается эгоизм, прекращаются все беспокойства, исчезают все недовольства и достигается блаженство. Так же, как туман застилает солнце, так и эгоизм скрывает вечное блаженство. Даже когда глаза открыты, кусок ткани может помешать зрению функционировать эффективно, с пользой. Вот так и завеса эгоизма мешает человеку увидеть Господа, который находится к нему ближе всего («Према Вахини», глава 14)
20-03-2015
Бога нельзя найти в храме или ашраме. Истина - это Бог. Любовь - это Бог. Дхарма - это Бог. Если вы поклоняетесь Богу, следуя этим принципам, Он тотчас предстанет перед вами. Не сомневайтесь в этом. Любите Бога искренне. Молитесь Ему и дружите с Ним. Если вы любите Бога, как своего друга, то сможете достичь всего. Сегодня научитесь наполнять сердце любовью и украшать свои руки украшением жертвенности. Жертвенность - это украшение для рук. Истина - ожерелье, которое следует носить человеку. Вы должны развить привычку носить эти украшения. Развивайте божественную любовь и покой в стране. Молитесь, переживая глубокое чувство: Лока самаста сукхино бхаванту (Пусть весь мир будет счастлив)! Начинайте каждый день с этой молитвы. Тогда вы будете жить жизнью, наполненной блаженством, покоем и воодушевлением. Любите Бога и дружите с Ним, и тогда вы будете успешными во всех ваших начинаниях (Из выступления Бхагавана 18 марта 1999 года)
21-03-2015
В своей жизни вы праздновали Угади (Новый год) много раз. Во время празднования выполняются традиционные правила, такие как совершение омовения, надевание новой одежды, очищение дома и украшение его гирляндами из зелёных листьев. Величие этих практик заключается в очищении мыслей, а не только в очищении временного тела. Смысл праздника не в надевании новой одежды, а в развитии новых и благородных мыслей. Дом следует украшать не только гирляндами из зелёных листьев, но и гирляндами любви. Делитесь своей любовью с каждым человеком, который приходит в ваш дом. Только тогда вы будете праздновать праздник в его истинном духе. Это начало Нутана Самватсара (Нового года). Ватсара - это одно из имён Бога. Время - это Бог (Из выступления Бхагавана 18 марта 1999 года)
22-03-2015
Любовь - это Бог, любовь - это Природа, любовь - это жизнь, любовь - это истинная человеческая ценность. Основываясь на принципе любви, мудрецы провозглашали: "Лока самаста сукхино бхаванту (Путь весь мир будет счастлив!)". Любите даже своих злейших врагов. Освятите каждый день, развивая священные мысли и благородные чувства. Сегодня человечество охвачено страхом и беспокойством. Смелость и сила исчезают, потому что вы развиваете несвященные мысли и плохие чувства. Ваши враги находятся не снаружи. Плохие мысли - ваши злейшие враги, а мысли, основанные на Истине, ваши лучшие друзья. Вы должны сделать Сат, вечную Истину, своим лучшим другом. Мирские друзья и враги меняются с течением времени, но Бог - ваш истинный и вечный друг. Этот друг всегда находится с вами, в вас, вокруг вас, над вами, под вами, и защищает вас так, как веко защищает глаз (Из выступления Бхагавана 18 марта 1999 года)
23-03-2015
Вся Вселенная наполнена Божественностью. Так как ваш ум погружён в Пракрити (мирские предметы), вы не можете видеть Параматмана (Божественность). Если вы концентрируете внимание на ожерелье, вы не видите, из чего оно сделано. Подобно этому, до тех пор, пока вы будете смотреть на мир материалистическим взглядом, Божественность будет скрываться от вас. Если вы будете смотреть на мир с божественным отношением, то сможете видеть только Божественность. Кто же эти воры, которые крадут у каждого человека покой и радость? Эти воры - желание, гордыня, жадность, безрассудная страсть, гнев и ревность - воруют у человека все его богатства. Но самый страшный из воров, который наносит наибольший вред, это матсарья (зависть). Вы должны одержать победу над внутренними врагами и направить пристальный взгляд на Божественность, пронизывающую всю Вселенную ("Летние ливни в Бриндаване. 1993 год", глава 6)
24-03-2015
Люди создают и развивают в себе множество эгоистических привычек и представлений, из-за которых они чувствуют огромную неудовлетворённость. Это происходит из-за жадности и желания обрести авторитет, власть и силу, а также жажды получить вещи, которые не могут быть вечными и значительными. Никто не может насытиться, удовлетворив требования жадности. Всемогущество свойственно только Господу (Сарвешваре). Человек может радоваться тому, что он овладел всеми искусствами, приобрёл богатство, овладел всеми знаниями и изучил все священные тексты, но от кого он получил все это? Человек даже может утверждать, что он добился всего этого настойчивостью и своим трудом. Но, несомненно, кто-то, в той или иной форме, даёт ему это. Источником, из которого появляются вся власть и сила, является Господь мира. Вводить себя в заблуждение, считая, что та небольшая сила, которой вы располагаете, есть ваша собственная сила – это поистине проявление эгоизма, самонадеянности и гордыни (ахамкары) («Према Вахини», глава 14)
25-03-2015
У каждого человека есть плохие склонности: кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность) и т.д. Эпические тексты учат вас контролировать этих врагов. Хираньякашипу был великим учёным. Он мог контролировать пять элементов, но он стал жертвой своего гнева. Он направил гнев на Бога и, в конечном итоге, разрушил себя. Хираньякашипу подвергал своего сына различным испытаниям, становился причиной его несчастий, хотел убить его, сбросив с вершины холма, бросал его в море, опускал в яму с ядовитыми змеями, топтал слонами. Прахлада постоянно воспевал имя Нараяны, оставался невредимым и одержал победу. Вот почему говорится: "Ят бхавам, тат бхавати (Какое чувство испытывает человек, такой он получит опыт)". Бог проявляется в зависимости от чувств преданного. Если вы молитесь Богу с чистым сердцем и любовью, то сможете испытать Его любовь (Из выступления Бхагавана 18 марта 1999 года)
26-03-2015
В этом призрачном и временном мире каждый человек стремится обрести покой и стабильность. Но деньги, образование, положение в обществе и комфортные условия жизни не могут даровать покой и стабильность. Источником покоя является сердце. Вы можете пережить покой и стабильность только тогда, когда ваше сердце наполнено любовью. У большинства современных людей не развита благодарность - одно из самых важных качеств. Они забывают о помощи, которую оказали им другие люди. Пока вы живы, вам следует быть благодарными за оказанную вам помощь. Вы должны забывать о двух вещах: помощь, которую вы оказали другим людям, и вред, причинённый вам. Если вы будете помнить помощь, которую вы оказали, то всегда будете желать получить что-то взамен. Если вы будете помнить вред, причинённый вам другими людьми, то это будет рождать у вас желание отомстить. Всегда помните только об оказанной вам помощи. Человек, наделённый такими благородными качествами, является идеальным (Из выступления Бхагавана 18 марта 1999 года)
27-03-2015
Календарь может утверждать, что выпадет десять единиц осадков, но если сложить календарь и выжать его, мы не извлечем из него ни капли осадков. Назначение календаря не в том, чтобы посылать дождь, а в том, чтобы давать информацию об осадках и их количестве. В его страницах нет десяти единиц дождя: дождь в облаках над нами. Подобно этому священные тексты (шастры) могут только дать сведения об учениях, аксиомах, правилах, предписаниях и обязанностях. Высокая ценность Вед, Упанишад и священных текстов состоит в том, что они указывают методы достижения покоя и освобождения. Но они не пропитаны ароматом блаженства, и человек не может получить этот аромат, выжав книги. Человек должен обнаружить описанные в них путь, направление и цель, и затем пройти по этому пути в соответствии с указанным направлением и достичь цели («Према Вахини», глава 16)
28-03-2015
Сегодня священный день, в который подводится итог славе Бога и Его взаимоотношениям с людьми. "Рамаяна" - это не история, у которой есть завершение. Вы сами проживаете её. "Рамаяну" нужно пережить в сердце, а не исследовать, как ментальный феномен. Когда вы будете читать её и размышлять, для вас будет проясняться её внутренний смысл, и ум будет очищаться. Рама - сын Дашаратхи (наделённый десятью колесницами). Десять колесниц - это чувства: пять кармендрияс (органов действия) и пять джнянендрияс (органов восприятия). Сатья, Дхарма, Шанти и Према - это четыре ребёнка царя Дашаратхи. Рама - это Сатья, Бхарата - Дхарма, Лакшмана - Према, Шатругна - Шанти. Установите этих великих героев "Рамаяны" в качестве жизненных идеалов, и ваша жизнь наполнится покоем и радостью (Из выступления Бхагавана 25 апреля 1962 года)
29-03-2015
Когда ваше эгоистическое сознание развивает в вас гордыню, и вы думаете: "Я знаю всё", - тогда падение неизбежно. Подобное заблуждение становится причиной смерти. Тайна спасения заключается в осознании этой опасности. Новое рождение неизбежно, если эта опасность не предотвращена. Погрузитесь в духовные практики, тогда мир и его тревоги не будут оказывать на вас никакого воздействия. Вы страдаете, чувствуете боль и переживаете мучения только тогда, когда вы далеки от понимания этой истины. Находясь за пределами рынка, человек слышит только сильный гомон. Но, когда он подходит ближе к нему, то отчётливо различает слова торгующихся. Подобно этому, пока вы познаёте Высшую реальность, вас ошеломляет и подавляет шум мира, но, как только вы глубоко погрузитесь в царство духовного поиска, всё прояснится, и знание реальности пробудится в вас. А до тех пор, вы будете кружиться в водовороте бессмысленного шума аргументаций, споров и высокомерной саморекламы («Према Вахини», глава 16)
30-03-2015
Во всём мире появилось множество разнообразных религий, и поэтому люди утратили братские чувства, и страдают от этого. Возникла крайняя необходимость в гармонии. Принцип гармонизации – это суть всех религий и верований. Принципы сотрудничества и примирения должны быть расширены и разъяснены. Хотя религии имеют разные названия и отличаются друг от друга своими концепциями, но, по своей сути, все они едины, и придают особое значение одним и тем же ценностям. Опыт и мудрость великих провидцев, раскрывших тайну космоса, их чувства всеобъемлющей любви не ценятся, не воспринимаются и не уважаются. Одного и того же Бога превозносят и чтят под разными именами, используя различные торжественные ритуалы. В любое время каждому народу Бог посылает пророков для укрепления покоя и доброй воли. Все великие люди являются образами Бога. Они составляют единую касту в царстве Бога, и принадлежат к одной нации - Божественному Содружеству («Сутра Вахини», глава 2)
31-03-2015
Повозку человеческой жизни везут чувства и интеллект. Поводья у этой повозки - различение и непривязанность, а два её колеса - Время и Действие. Спицы колёс - это правила Праведности, ограниченные ободом Любви. Путешествие будет спокойным, если осью вашей жизни будет Истина, а целью - Покой. Следите за тем, чтобы не преувеличивать значение материальных вещей. Они начинают портиться уже тогда, когда вы получили их. Ищите неподверженную изменениям Истину (Сат), и Осознанность (Чит) - чистое состояние сознания, на которое не воздействуют порывы страсти, свободное от эгоизма и желания обладать. Тогда вы ощутите Свет и освятите Путь других людей. Почувствуйте радость, исходящую из незапятнанной привязанностью Любви (Из выступления Бхагавана 18 марта 1999 года)