• В закладки

1987-09-24 Духовная основа обучения Общечеловеческим Ценностям

Помните о Высшей Ценности Человеческой Жизни

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба    Человеческая жизнь является в высшей степени священной и ценной. Время жизни следует использовать, помня о том, насколько оно ценно. Тело, ум и Атман, вместе взятые, составляют всю целостность того, чем является человек. Действия совершаются телом, а процесс познания осуществляется умом. Атман - это то, что обитает в уме и теле. Атман - это Божественный Дух, пребывающий в человеческом сердце. Действия, Осознанность и Бытие являются тремя аспектами человеческой жизни, которые необходимо должным образом постичь. Хотя эти три аспекта кажутся разными, именно единство Действия, Осознанности и Бытия делает человеческую жизнь полной.

 

Праджнянам является Брахманом

    Антахкарана (душа, живущая внутри нас) вовлечена в мыслительный процесс и порождает различные желания и действия, совершаемые человеком. Когда она занята хорошими и плохими мыслями, мы знаем ее как ум (манас). Когда она проявляет силу различения, мы называем ее буддхи. Когда она выражает волю, она называется читта. Являясь проявлением Божественного в индивидуальном существе, она также известна как ахамкара ("Я" или эго). Антахкарана является общим названием для ума (манаса), буддхи (разума), читты (воли) и ахамкары (чувства эго). Существует фундаментальный принцип, лежащий в основе всего этого. Он известен как божественная мудрость (Праджня). Праджню описывают как умение различать, разум, понимание и подобные вещи. Но она ничем этим не является. На самом деле, Праджня - это Брахман в человеке. Веды провозглашают, что праджнянам является Брахманом. Праджня - это принцип, который в равной степени присутствует и в теле, и в антахкаране, и в атмане. Таким образом, он может считаться Постоянным Целостным Осознанием. Именно это Постоянное Целостное Осознание является источником всех добродетелей в человеке. Эта праджня пронизана любовью.

    Истина является эхом, отзвуком праджни, исполненной любви. Все действия, которые проистекают из этой праджни, исполненной любви, являются реакциями, из которых состоит дхарма. Шанти (мир и покой) является отражением этой истины и дхармы. Таким образом, истина, праведное действие, мир и покой проявляются как реакция, отражение и отзвук праджни, несущей в себе заряд любви. Источником и природой истины, праведного действия, мира, покоя и любви является ахимса (отношение, при котором даже не возникает мысли о причинении вреда кому-либо). Следовательно, человеку необходимо осуществлять все действия, которые исходят из праджни.

    Истина (сатья) не означает простого упоминания о фактах, какими мы их видим или о каких мы слышим. Истина, в подлинном смысле этого слова, преодолевает ограничения времени, пространства и обстоятельств. Сложно на практике следовать этой тансцедентальной истине в повседневной жизни. В Веданте (заключительной части Вед, Упанишад) это описывается как принцип целостности (ритхам). Он является основой человеческого существования. Опираясь именно на него, можно правильно понимать все факты феноменального мира. Не следует действовать под влиянием импульса, возникающего в тот же миг, как появляется мысль. Следует внимательно рассмотреть все, что может свидетельствовать о том, что идея является правильной или неправильной, и лишь тогда, когда сердце одобрит определенное направление движения, должно произойти действие. Это и является процессом культивирования общечеловеческих ценностей. То, о чем думает голова (что возникает в уме), должно быть критически рассмотрено сердцем, и тогда рука должна произвести правильное действие. Это и должно быть главным продуктом образовательного процесса.

 

Творчество и наука

    Мы сейчас обсуждаем обучение общечеловеческим ценностям. То, что необходимо - это не столько обучение общечеловеческим ценностям, сколько обучение ценностям, начинающимся с буквы "H" в английском языке: Head-Heart-Hand (Голова - Сердце - Рука). Рука должна претворять в жизнь идеи, рожденные головой, если их одобряет сердце. Этот триединый процесс был описан в Веданте как Трикарана шуддхи (единство мысли, слова и дела). Деятельность, проистекающая из Трикарана шуддхи, находит выражение в двух вещах: в художественном творчестве и в научных исследованиях. Из этих двух вещей именно художественное творчество является в высшей степени важным. Эстетическое чувство основано на творческом воображении.

    Скульптор, желающий вырезать из куска камня какой-то образ, должен иметь ту фигуру, которую он хочет из него вырезать, в своем воображении. Это воображение (бхава) порождает творческий импульс (ичча шакти) в этом скульпторе. Если творческое воображение отсутствует, никакая скульптура не сможет возникнуть из камня. Следовательно, воображение и творческий импульс должны быть правильно поняты. Они являются порождением праджни, Божественного источника любой творческой активности. В отличие от художественного творчества, при научном поиске у нас должна возникнуть горячая потребность в нем. Этот поиск в основном связан с объектами внешнего мира. Экспериментальное исследование "устремляет свой взор" вовне. Но даже и в этом случае основой всего является внутреннее видение (антардришти).

 

Национальное единство должно стать нашим образом жизни

    За последние десятилетия наука сделала гигантские шаги вперед. Мир, без сомнения, нуждается в научных открытиях. Но если при этом наука забывает о том, что должно быть ее основой, и держит в центре своего внимания лишь свои великие достижения, она будет источником большого хаоса и бед. Она может породить всевозможные проблемы. Наука оказалась в состоянии "развода" с духовностью и верой в Божественное. Многие воображают, будто наука может сотворить рай на земле. Но какого рода рай при этом представляется? Это всего лишь возможность наслаждаться материальными вещами и испытывать чувственные удовольствия? Этот гедонистический подход перечеркивает все общечеловеческие ценности.

    Научные исследования являются бесконечными. Наука постоянно ищет ответы на различные вопросы. Но какое количество этих ответов является правильным? Атмосфера мира и покоя чем дальше, тем больше разрушается из-за науки. Если мы хотим обрести покой и мир, наука должна встать на правильные рельсы. Это требует, чтобы среди людей царило единство. Служение обществу должно стать основной целью. Каждый говорит о необходимости мирового единства. Но подлинное единство должно начинаться с отдельных людей и семьи. Воссияв в отдельном доме, оно должно распространиться на всю деревню, всю нацию и весь мир. Национальное единство сразу же становится первоочередной задачей, как только на нашу страну совершается нападение извне, со стороны Китая или Пакистана. Но как только внешняя угроза заканчивается, мы забываем о национальном единстве, а национальное единство должно стать существенной частью нашего бытия. Оно должно стать образом жизни и считаться одной из важных ценностей. Жизненно необходимо ощущать единство, лежащее в основе кажущихся различий. Тел много, но жизнь одна. Существ много, но блаженство одно. Религий много, но истина одна. Это именно то единство, которое необходимо ощущать в глубине своего сердца. Праджняна (Постоянное Целостное Осознание) включает в себя виджняну (мирские знания) и суджняну (духовные знания). Праджняна, виджняна и суджняна, взятые вместе, вносят свой вклад в обретение целостности человеком.

 

Ключ к бессмертию человека

    Жизнь является Мастером, обучающим нас точности. Следовательно, необходимо всегда быть внимательным и осторожным во всем, что делаешь. Это основное правило жизни: всегда будь внимательным и осторожным. Следует всегда помнить о том, что человеческая жизнь является в высшей степени священной. Человек может испытать истинное блаженство только тогда, когда он узнает истину, любовь, мир и покой, которые исходят из праджни, и будет строить свою жизнь на основе этого знания.

    Общечеловеческие ценности невозможно практиковать, лишь изучая книги или слушая лекции. Их следует культивировать в себе, прилагая индивидуальные усилия к этому. Студенты! Подлинное образование заключается в том, чтобы сделать священным все, что вы произносите, каждую мысль и каждое действие. Смирение - это основа образования. Культивируйте в себе смирение, и это будет вашим первым шагом. Склоните тело, исцелите чувства, заставьте свой ум замолчать. Это - ключ к бессмертию. Общечеловеческие ценности являются крайне важными не только для студентов. Каждому необходимо практиковаться в том, чтобы жить в соответствии с общечеловеческими ценностями и это - знак того, что вы подлинный человек. Когда человек утверждает, что он - человек, то это лишь половина правды. Он должен также утверждать, что он - не животное. Отказ от животных качеств и следование общечеловеческим ценностям - вот, что делает человека полностью человеком.

 

Образование должно Преображать характер

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба    Образовательный процесс не будет полным, пока человек не обретет общие знания и не разовьет в себе здравый смысл, а не просто будет специалистом в каких-то конкретных областях. Многие знаменитые ученые, имевшие значительные достижения в области науки, имели при этом недостаток общего знания и здравого смысла, которые необходимы в повседневной жизни.

    На сегодняшний день мы наблюдаем выдающийся прогресс в различных областях знаний: математике, физике, химии, биологии. Но не было сделано ни одной попытки изучать духовность. Все наше знание ограничивается изучением материи, включая растения и другие живые существа. Образование должно простираться за пределы этих сфер и стремиться понять Божественное. Только это является истинным образованием. Целью образования является развитие человека, чтобы он достиг своего идеала и был примером другим людям. В течение многих лет совершались важнейшие открытия и люди становились великими учеными. Но насколько при этом люди следовали общечеловеческим ценностям, и какого рода трансформация происходила в человечестве? На эти вопросы нет ответа. Все большее следование общечеловеческим ценностям должно стать интегральной частью образовательного процесса. Именно потому, что в наши дни студенты не приобрели общечеловеческих ценностей, они часто ведут себя, подобно демонам.

 

Образование должно быть ориентировано на Общечеловеческие Ценности

    Ведущие специалисты в области образования и вице-канцлеры собрались здесь сегодня на этот национальный симпозиум. Если они посвятят себя выполнению такой задачи, как ориентирование образования на общечеловеческие ценности, значительный прогресс может быть достигнут в этой жизненно важной сфере. Для того, чтобы восстановить главенствующую роль общечеловеческих ценностей во всех областях жизни нации, следует организовать ассоциацию, в которую войдут ведущие в нашей стране специалисты в области образования и ученые. Эта ассоциация не должна быть связана с правительством. Только если она будет полностью автономной и независимой, она сможет достичь своих целей. В университетах есть выдающиеся специалисты в области образования. У них может быть много хороших идей, но у них нет достаточной свободы, чтобы претворить их в жизнь. Им должна быть дана свобода претворить свои идеи в жизнь. Авторитет должен быть соизмерим с обязанностями. Вице-канцлеры тогда смогут все больше побуждать учителей и студентов следовать общечеловеческим ценностям. Если все образовательные учреждения проявят единство в том, чтобы по капле, шаг за шагом вселять в студентов стремление следовать общечеловеческим ценностям, Бхарата может стать идеальной нацией и примером для всего мира.

    Сегодня число образовательных учреждений растет, но широта взглядов среди образованных людей не увеличивается. Образование должно служить тому, чтобы расширять кругозор людей и наделять их все более правильным видением. Каждому необходимо почувствовать, что его благосостояние неразрывно связано с благосостоянием нации.

 

Наука и духовность должны идти рука об руку

    Каждому следует гордиться древней культурой и духовным наследием Бхараты. Духовные и научные знания должны быть едиными. Не должно быть расхождения между наукой и духовностью. Истинное блаженство может быть испытано только тогда, когда наука и духовность станут одним целым. Только лишь развитие науки и техники не поможет людям избавиться от плохих мыслей, плохих желаний и плохих поступков, потому что наука сама по себе не в состоянии сделать жизнь возвышенной и чистой. Только духовность может поднять на должную высоту этические ценности и усилить дух толерантности и равенства. Наука о духе является существенно важной для развития общечеловеческих ценностей. Преданность Богу является первым шагом на духовном пути. Вместо того, чтобы развивать в себе преданность, люди все больше и больше погружаются в "глубокий океан" мирской жизни. Когда Молочный Океан пахтали, первое, что появилось, это - халахала (смертельный яд). Амрита (нектар) выделилась позже. Когда океан мирского существования пахтают, отречение (вайрагья) появляется первым. Нектар блаженства возникает позже. Вайрагья является отречением от привязанности к физическому и материальному.

    Студенты должны начать с того, чтобы культивировать в себе дух взаимного уважения и гармонии. Это приведет к хорошему поведению. Когда студенты одного из учебных заведений начнут развиваться в этом направлении, они будут служить примером для остального мира. Студенты должны отбросить свои узкие и ограниченные интересы и симпатии к небольшому кругу людей и готовить себя к тому, чтобы служить всему обществу и всему миру. К каким бы выводам ни пришли те специалисты в области образования и вице-канцлеры, кто собрался здесь на этот симпозиум, вы, студенты, должны стать посланниками, распространяющими это в мире.

 

Обращение Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы к участникам Национального симпозиума по Общечеловеческим Ценностям в образовании,
который проходил в Институте высшего образования Шри Сатья Саи, Прашанти Нилаям, 24 сентября, 1987 года.

  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter