• В закладки

1996-07-09 Одинаковое отношение ко всем существам - признак настоящего человека

Истинный Преданный - это тот,

    Кто одинаково относится к радости и горю,

    К преуспеванию и потери, хвале и осуждению.

    (стихотворение на телугу)

 

Следите за своей речью и думайте - на что смотреть и над чем смеяться

    Студенты, Воплощения Любви! Хорошее и плохое, богатство и нищета, хвала и осуждение идут рука об руку в этом Мире. Не может быть печали без радости и радость не имеет цены без печали. Нельзя извлечь Счастье из Счастья ("На сукхат лабхате сукхам"). Счастье не приходит из Счастья, оно приходит только из несчастья. Богатый сегодня человек может стать бедным завтра. Подобным же образом, бедняк может сегодня или завтра стать богатым. Сегодня вас хвалят, а завтра могут порицать. Относиться одинаково спокойно к похвале и порицанию, Счастью и горю, Процветанию и неприятностям - это признак Истинного Человека.

 

Воспитывайте в себе Бесстрастие

    Гита провозглашает то же самое: "Человек должен оставаться бесстрастным в Счастье и горе, при выигрыше или потере, при победе или поражении (Сукхадукхе самекрутхва лабхалабхау джаваджавау)". Вы можете по настоящему наслаждаться своей жизнью человека, если вы одинаково относитесь как к горю, так и к Счастью, как к выигрышу, так и к потере. Если нет горя, человек не сможет оценить и Счастья. Следовательно, он должен приветствовать горе, если хочет переживать Истинное Счастье.

 

Удовольствие и боль, хорошее и плохое сосуществуют;

   Никто не может разделить их.

  Невозможно найти удовольствие или боль,

 Хорошее или плохое, исключив другое. 

  Удовольствие это плод трудностей. 

  (стихотворение на телугу)

 

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба    Также и в нашей повседневной жизни - мы бы не ценили день, если бы не было ночи и наоборот. Очень трудно понять эту Истину и вести себя соответствующим образом. Люди не понимают этой Истины и хотят только Счастья во все времена. Они находятся под влиянием иллюзии, что могут быть счастливы всегда. Но это невозможно. Прежде всего, вы должны понять, что Счастье на самом деле означает. Только когда вы утомитесь от прогулки под солнечными лучами, вы оцените отдых в тени дерева. Люди, которые спрашивают, почему человек должен переносить горе и страдание, лишены Здравого Смысла. Студент, выступавший раньше, сказал, что современное Образование не развивает Здравый Смысл. Не только Здравый Смысл, оно не даёт даже общие знания. Фактически, как Здравый Смысл, так и общие знания равны нулю в современной системе Образования. Кто возжелает пищи, если он не голоден? Точно также, кто будет покупать кондиционер, если не жарко? Только те, кто обладает как Здравым Смыслом, так и общими знаниями могут действительно понять ценность пар противоположностей, подобных Счастью и горю, Прибыли и потери, Процветанию и неприятности.
    Во всех сферах жизни, будь то мирская, физическая, моральная или духовная, человек может обрести Имя и Известность, только если он испытывает трудности. Царь Харишчандра перенёс много трудностей и страданий для того, чтобы отстоять Истину. Это было его твёрдое решение. "Будь, что будет, но я никогда не оставлю Истину". Он пожертвовал своим царством, продал жену и сына, а сам стал слугой для того, чтобы отстоять Истину. Он заработал Высокое Имя Сатья Харишчандра только после того, как перенёс огромные трудности, неприятности и страдания. В противном случае, Его бы помнили как Харишчандру, а не как Сатья Харшчандру. Он принёс всё на Алтарь Истины. Это символизирует Истинную Решительность.

    Человек должен развивать такую Твёрдую Решительность. Не обращая внимания на все страдания, неприятности и трудности, он должен быть готовым пожертвовать даже своей жизнью для достижения Цели. Это признак человека, который непреклонно следует Дорогой Истины. Вы знаете историю семилетнего мальчика Прахлады. Он постоянно сосредотачивался на Имени Нарайяна. Его собственный отец подвергал его несказанным страданиям и даже пытался убить его. Но Прахлада встречал все трудности и страдания с мужеством и решимостью и, в конечном счёте, одержал победу. Он смог снискать Великое Имя и Славу, потому что выносил все страдания с огромной стойкостью. Был ли он когда-нибудь повергнут трудностями? Сломало ли какое-нибудь сожаление его Решимость? Нет, нет. Он достиг победы над всеми превратностями. Отсюда следует, что трудности являются ступеньками к более высокому уважению и репутации также как и к Истинному Счастью. Но люди совсем не принимают неприятности и трудности. Это большая ошибка. Для того, чтобы понять мистерию человеческой жизни, человек должен испытать как Счастье, так и несчастье. В противном случае вы никогда не сможете насладиться Истинным Покоем и Счастьем. Вы должны приветствовать трудности и несчастье для того, чтобы испытать непрекращающееся Блаженство. Удовольствие - это промежуток между двумя страданиями. Тот, кто понимает эту Истину, никогда не будет приходить в Восторг от Счастья или расстраиваться от несчастья. Но люди сегодня готовы разрушить свою Ценную Репутацию ради тривиальных, жалких и кратковременных мирских удовольствий и мелких выгод. Таким образом, они приговаривают себя к дурной славе. Это, вероятно, происходит из-за влияния Кали-Юги. К сожалению, сегодня человек гоняется за мелкими выгодами и не делает никаких попыток обрести Непреходящее Счастье. Вот небольшой пример. Владелец пятидесятиместного автобуса, курсирующего из одной деревни в другую, заполнил его 70 пассажирами ради того, чтобы заработать немного больше денег. Он мог заработать лишних двадцать рупий, переполнив автобус, но он не понял, что шины стоимостью 2000 рупий будут повреждены во время поездки. Подобным образом человек сегодня разрушает свою Драгоценную Репутацию ради мелких выгод.

 

Используйте Священным Образом свои чувства

    Как люди, в целом, и в юности особенно, должны себя вести, чтобы заработать Хорошую Репутацию? Они должны спросить, как им использовать свои глаза, уши и язык, и контролировать их. Нехорошо смотреть на всех и на всё только потому, что у вас есть глаза. Смотрите только на то, что должно быть увидено. Грех смотреть на всех и на всё. Что вы достигнете, используя свои глаза таким не Святым Образом? Люди стараются извлечь жалкое удовольствие, бросая дурные взгляды на женщин. Но они не понимают, какую дурную славу они зарабатывают, гоняясь за такими жалкими удовольствиями. Такие люди не могут жить в обществе с высоко поднятой головой. Вы должны смотреть на то, что вам необходимо видеть. Никогда не смотрите на то, что не является необходимым. Вы все молоды и вы не должны думать иначе, когда Свами говорит вам об этих вещах. Это Моя обязанность предостеречь вас от вступления на Мирской Путь и направить на Путь Праведности. Предположим, двадцатипятилетний молодой человек путешествует со своей двадцатилетней сестрой. Хотя они приходятся братом и сестрой, люди могут принять их за мужа и жену, исходя из их возраста. Вы можете сами увидеть, какую плохую репутацию они зарабатывают, путешествуя вместе! В соответствии с древней традицией и культурой Бхараты, молодые братья и сестры не должны путешествовать вместе. Они должны избегать совместных походов в кино, на пляж или в торговый центр. Они должны ходить вместе со своими родителями. В старые времена люди строго следовали этим Принципам.
    Возьмите другой пример: шестидесятилетний мужчина путешествует вместе с шестнадцатилетней девушкой. Люди могут принять их за дедушку и внучку, хотя они могут и не быть таковыми. Когда молодой брат и его младшая сестра путешествуют вместе, у людей создается неправильное мнение о них. С другой стороны, когда старый человек едет с юной девушкой с плохими намерениями, люди принимают их за дедушку и внучку. Мы не можем описать все подобные ситуации. Если необходимо, вы можете путешествовать в одиночку. Но если вы должны ехать со своей юной сестрой, берите также и мать с собой. Таково Учение нашей Древней Культуры. Такие Принципы и Практики существуют для того, чтобы поддержать ваше Семейное Имя и Репутацию в обществе. Но, к сожалению, Видение молодежи сегодня загрязнено плохими намерениями. Это не видение человеческого существа, а Видение вороны, которая непостоянна во всём и передвигается туда сюда. Это естественно для вороны, потому что она имеет длинный клюв. Но почему вы смотрите туда и сюда, подобно вороне, хотя у вас нет длинного клюва, как у вороны? Смотрите всегда прямо. Такое Святое Видение имеет существенное значение для молодых. Оно именуется как "сунетра" и "сударшана" (Хорошее Видение). Когда вы разовьёте такое Видение, вы заработаете Хорошую Репутацию.

 

Контролируйте речь, видение и смех

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба    Вы также должны знать, как правильно использовать свой язык. Студенты должны знать, что и кому они говорят, когда они должны смеяться, а когда нет. Иногда вы начинаете смеяться, когда видите что-то забавное. Но неуместный смех может навлечь на вас большие неприятности. Неуместный смех был главной причиной трудностей Драупади. Дхармараджа приобрёл прекрасный дворец, построенный архитектором Майя. Поэтому он назывался Майя Сабха. В нём было много удивительных архитектурных особенностей. Например, двери находились там, где они на самом деле не существовали, а где двери действительно находились, их нельзя было увидеть. Подобным образом, пол был таким, что вызывал иллюзию резервуара, хотя на самом деле его не было там, а водный резервуар выглядел как сухой пол.

    Дурьодхана преисполнился ревности, увидев этот удивительный дворец, построенный Пандавами. Когда он вошёл во дворец, он не увидел дверь там, где она действительно была. Он бросился вперед, думая, что нет двери, и стукнулся головой об неё. Однако, он сильно не расстроился. Переполненный ревностью и гордостью, он самонадеянно шёл, глядя по сторонам. Когда он прошёл дальше, то увидел только простой пол на том месте, где был резервуар с водой. В результате он упал в воду. В этот момент он услышал, что кто-то смеётся над ним. Любому человеку эта ситуация могла бы показаться смешной. Не Драупади, а её подруги смеялись над Дурьодханой. В действительности, Драупади не было там в это время. Но когда она услышала, что её подруги смеются, она вышла посмотреть что же случилось. К сожалению, Дурьодхана увидел как она выходила, и по ошибке подумал, что она смеялась над ним. Он поклялся отомстить за это унижение и решил, что он унизит её на открытом дворе так, чтобы люди во дворе могли смеяться над ней. Следовательно, вы должны знать, где смеяться, когда смеяться и как смеяться.

    Смех бывает двух типов - "хазан" и "прахазан". "Хазан" - это мягкая улыбка. "Прахазан" означает громкий смех - ха-ха-ха… Это очень плохая манера. Положим, двое или трое друзей идут по дороге и громко смеются. Причиной их смеха может быть нечто своё, но проходящие мимо женщины могут подумать, что они смеются над ними. Поэтому не следует громко смеяться, по меньшей мере, когда вы идёте по дороге, особенно, когда рядом женщины. В любом случае, никогда не смейтесь над женщинами. В городах и поселках существуют группы праздно шатающих перед магазинами людей, которые смеются над женщинами и дразнят их, когда они приходят за покупками.
    Если они смеются над чужими женщинами, не могут ли другие смеяться над их женщинами, когда они идут за покупками? Никто не избежит реакции, отражения своих действий. Все должны испытать последствия своих действий. Люди, которые потакают таким дурным практикам, становятся далёкими даже от Бога. По какой причине? Причина заключается в том, что людям, которые зарабатывают плохую репутацию своими дурными поступками, не место в Божественной близости. Следовательно, вы должны контролировать свой смех. Не только смех, но и речь, и видение также. Вы должны знать, что и где говорить. Есть люди, которые поют вульгарные песни, увидев женщин, идущих по дороге. Разве Бог дал вам язык, чтобы петь такие вульгарные песни? Насколько священен ваш язык и как плохо вы используете его, когда поёте такие вульгарные песни! Поступая таким образом, вы портите свою репутацию и становитесь предметом насмешек других. Следовательно, контролируйте свою речь, видение и смех. Если вы хотите иметь хорошую репутацию в обществе, вы должны вести себя соответствующим образом. Когда ваше поведение хорошее, ваша репутация в обществе будет также высокой.

 

Повинуйтесь Указаниям Бога

    Человек должен одинаково относиться к похвале и порицанию, хорошему и плохому. Хладнокровие это признак человеческого существа. Только такой человек имеет шанс подняться на уровень Божественности. С другой стороны, если человек ведёт себя противно человеческой природе, он деградирует до уровня животного. Что это значит? Он двигается в обратном направлении и опускается с человеческого уровня на уровень животного. Человек должен всегда двигаться вперёд, развиваться, не следует никогда делать шаги назад. Некоторые служащие получают понижение, вместо повышения. По какой причине? Причина заключается в их недостатках. Вы получаете продвижение, если у вас нет недостатков. Если человек получает продвижение или понижение в небольшом офисе, благодаря своему хорошему или плохому поведению, насколько более старательным он должен быть, если он хочет обрести Божественную милость? Когда вы ступаете на святую дорогу, Бог, соответственно, даёт вам продвижение. Если вы развиваете добродетели, тогда нет нужды для вас предпринимать какую-либо садхану, чтобы угодить Богу. Бог Сам призовёт добродетельного человека, говоря: "Дорогой мой, Я доволен твоими добродетелями. Продолжай так". Вам даже не надо молиться Богу; Он Сам будет приветствовать вас. Вы должны повиноваться приказам Бога и развивать твёрдую веру и священные чувства. С другой стороны, если вы действуете противно Его ожиданиям и приказам, Он даст вам понижение вместо повышения. "Шасанам вакханам ити Шастрам". Что такое Шастра?

    Шастра - это то, что предлагает правила и инструкции, которыми должен руководствоваться человек в своих действиях. Она говорит: "Не смотри на плохое, не слушай плохое, не говори ничего плохого. Это нехорошо для вас". 

 

Не смотри на плохое, смотри на хорошее;

Не слушай плохое, слушай хорошее;

Не говори плохое, говори хорошее;

Не думай плохое, думай только хорошее;

Не делай плохое, делай хорошее;

Это Путь к Богу.

 

    Этот Кодекс Поведения, который Шастры предписывают человеку. Если вы следуете этим Принципам, Бог будет приветствовать вас. Если вы ведёте себя противно этому Кодексу Поведения, вы становитесь далеки от Бога. И не только становитесь далеки от Бога. Он никогда даже не глянет вам в лицо. Почему? Причина в том, что вы нарушили Приказ Бога. Следовательно, вы теряете свою репутацию, своё благополучие и уважение в обществе. Если вы не следуете Его повелению, как может Бог приблизить вас к Себе? Следовательно, вы должны в первую очередь развивать в себе Хорошие Качества. Стремитесь воспитать в себе Уравновешенность. Бхагават Гита также провозглашает, что "Саматвам йогамусхьяте" (Хладнокровие есть Истинная Йога). Возможно, многие люди критикуют вас. Вы не должны ни расстраиваться из-за критики, ни радоваться от похвалы. Если у вас нет никаких недостатков, какое значение может иметь исходящая от других критика в отношении вас. Вы должны относиться к этому с мужеством, думая: "У меня нет никаких недостатков. Тогда почему я должен расстраиваться из-за критики? Это не моя вина". Для того, чтобы воспитать в себе такое мужество и убеждённость, вы должны идти по правильной дороге. Иногда студенты громко смеются. Да, некоторые ситуации могут вызвать их смех. Когда вы видите смешной эпизод в драме, вы естественно взрываетесь смехом. В таких ситуациях Я тоже смеюсь. Однако, мы должны контролировать наш смех, когда мы находимся в обществе.

 

Какова пища, таково и Cознание

    Во время войны, описанной в Махабхарате, Бхишма лежал на ложе из стрел в течение 56 дней. Однажды, когда приближался его конец, Кришна привёл к нему Пандавов с тем, чтобы они научились у него Принципам Праведности (Дхармы). Всем было известно Его Величие и Мудрость. Великие Мудрецы сидели по одну сторону, а родственники Бхишмы - по другую. Кауравы были уже убиты в войне. Безнравственность стала причиной их гибели. Даже Шакуни и Карны больше не было в живых. Только пять Пандавов с Драупади находились там. Видура также пришёл туда. Драупади всегда следовала за Пандавами. Ни Драупади, ни Пандавы не могли выносить разлуку друг с другом. Пандавы с Драупади приветствовали Бхишму. Драупади всегда испытывала большое уважение к старшим. В действительности, она родилась из Огня. Даже Кришна высоко ценил Её Добродетели. Когда кто-нибудь спрашивал, кто является Величайшей Пативрата (Целомудренной Женщиной), Он не называл Имена Сатхьябхамы или Рукмини, а говорил, что это Драупади, которая служила пяти мужьям, была величайшей Пативрата. Когда Его спросили почему, Он объяснил это следующим образом:
    "Драупади послушно повинуется приказам своих мужей. Она никогда не говорит никому из них, что у неё нет времени обслужить его. Она удовлетворена всем, что имеет в жизни. Она является высочайшем Примером Целомудрия, и никто не может сравниться с ней в этом отношении".
    В это время Бхишма начал учить Пандавов Принципам Дхармы. Он сказал: "Дхармараджа! Ты выиграл войну только благодаря Милости Кришны. Как ты думаешь, кто такой Кришна? Ты думаешь, что Он твой друг и шурин? Ты обманываешься. Он Прямое Проявление Бога Нараяны. Не обманывайся своим физическим родством с Ним. Как тебе повезло, что ты мог разговаривать с Богом, играть с Ним и проводить своё время, испытывая Блаженство от Его присутствия!"
    Эти наставления Бхишмы образуют Шанти Парва Махабхараты, которые указывают человеку, как он должен вести себя в той или иной ситуации, как он должен встречать все ситуации с мужеством и доверием, и как он должен правильно вести повседневную жизнь. Все Пандавы слушали наставления Бхишмы со смирением с опущенными головами. Но Драупади не смогла сдержать себя и громко рассмеялась. Её смех не означал выражение неуважения к Бхишме. Это было только отражение Её внутренних чувств. Бхима выразил своё недовольство физическими жестами, а Дхармараджа строго посмотрел на Драупади. Арджуна также посмотрел на неё неодобрительно, как бы говоря: "Что случилось? У тебя отсутствует Здравый Смысл и Воспитание. Как можешь ты смеяться громко в присутствии такого большого количества людей?" Но Бхишма понял Внутреннее Значение Её смеха и сказал братьям Пандавам: "У вас сложилось неправильное понимание смеха Драупади. Она одна из тех, кто обладает Великой Непорочностью. Никто не может найти в ней недостатков. Она смеялась не без причины. Я сам являюсь причиной Её смеха". Затем он ласково попросил Драупади приблизиться к себе и сказал: "Пожалуйста, объясни причину твоего смеха всем, чтобы они могли узнать Истину и их непонимание прекратилось". Тогда Драупади сказала: "Дедушка! Я всегда уважала ваши слова. Вы Посвятили свою Жизнь поддержанию Сатьи и Дхармы. В такой ситуации, как я могла осмелиться смеяться над вами? Вы были главнокомандующим армии Кауравов. Вы тот, кто воспитывал их с самого детства. Тогда как случилось, что вы не передали эти Учения Кауравам? С другой стороны, вы наделяете этими знаниями моих мужей, которые являются самими Воплощениями Истины и Праведности. Там, где ваши Учения нужны, вы их не дали, а там, где они едва ли требуются, вы их даёте. Вот почему я не смогла сдержать смеха".
    Тогда Бхишма сказал: "Да, это моя вина. Я ел пищу, которой снабжали меня Кауравы, и жил в их обществе. Именно по причине несвященной пищи, которую я ел, все Принципы Дхармы были подавлены во мне, а греховнее чувства взяли верх. Вся плохая кровь во мне вытекла благодаря выстрелу, который сделал твой муж Арджуна. Мои плохие чувства и злые мысли также ушли вместе с плохой кровью. По этой причине сейчас из меня исходят только Святые Чувства и Святые Мысли. Вот почему я могу сейчас учить Дхарме Пандавов. Несвященная пища, которой меня кормили Кауравы, сделала меня неспособным передавать священные учения в те дни". Следовательно, пища, которую ест человек, влияет на его ум в огромной степени. Когда вы едите несвятую пищу, у вас возникают только несвятые чувства. Бхишма был одним из Великих Мудрецов. Но даже его ум был подвержен влиянию несвященной пищи, которую он ел. Какова пища, таково и сознание. Таким образом, Бхишма признал свою вину и сказал всем, что не было вины в смехе Драупади. Тогда все Риши, Йоги и все, кто собрался там, поняли Истину, что пища, которую ест человек, оказывает большое влияние на его ум. Драупади была совершенно права, когда смеялась над Учением Бхишмы, потому что она вела Жизнь Истины и Праведности. В действительности, она посвятила всю свою жизнь поддержанию Сатьи и Дхармы.

 

Заслужите Любовь Бога

    Однажды, во время изгнания Пандавов, Мудрец Дурваса пришёл в их хижину с тысячами своих учеников и попросил пищу. Он сказал им, что они идут купаться в находящейся неподалеку реке и вернуться назад, чтобы поесть. Пандавы были обеспокоены, как им накормить так много гостей, когда они сами не имели ничего. Боясь проклятия Мудреца Дурвасы, Драупади молила Кришну спасти их от этого затруднения. Кришна быстро появился и попросил Драупади дать Ему что-нибудь поесть. Драупади ответила: "Кришна, если бы мы жили в Хастинапуре, я, конечно, подала бы Тебе роскошный обед. Но, увы! Мы живём в лесу, питаясь кореньями и клубнями. Что я могу предложить Тебе?" Кришна сказал ей заглянуть в сосуд, который она уже почистила, может быть какой-то кусочек пищи остался в нём. Она сделала так и обнаружила крошечный кусочек листа, который приклеился к сосуду. Кришна съел этот кусочек. Как только Он сделал это, голод Дурвасы и его учеников был удовлетворён и они ушли, не беспокоя Пандавов. Таким образом, Кришна спас Пандавов от проклятия Дурвасы.
   Когда вами доволен Бог, весь Мир будет доволен вами. Когда Бог отказывается от вас, весь Мир также откажется от вас. Человек, который не признаётся Богом, не будет признан никем. Если Бог принимает вас, все принимают вас также. Следовательно, когда голод Кришны был удовлетворён, Мудрец Дурваса и все его ученики почувствовали также насыщение. После купания в реке они не вернулись к Пандавам за пищей.
   Преданность Драупади и её чувство преданности Кришне были несравненны. Бог Сам хвалил Её Добродетели, так как она стойко переносила все трудности. Нет нужды стараться угодить тому или этому лицу. Не тратьте зря свою жизнь в погоне за убогими и мелкими желаниями. Делайте серьезные усилия, чтобы угодить Богу. Когда вы угодите Богу и станете для Него дорогим, весь мир будет ваш. Тьягараджа также сказал: "О, Рама! Если я заслужу Твою Ануграху (Милость) все Наваграхас (Девять Планет) подчинятся Мне". Для того, чтобы получить Милость Бога, вы должны одинаково относиться к парам противоположностей, таким как удовольствие и боль, счастье и горе, хвала и порицание. Всегда созерцайте Божественное Имя и заслуживайте Его Любовь. Если вы получите Любовь Бога, вам не нужно будет бояться ничего. Вы достигнете всего в жизни. Следовательно, воспитывайте в себе Бесстрастие и старайтесь заслужить Божественную Милость.

 

Бхагаван закончил Свою Беседу Бхаджаном "Говинда Гопала Прабху Гиридхари".
Выступление Сатья Саи в Саи Кульвант Холле, Прашанти Нилаям 9 июля 1996 года.

  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое

1996-07-12 Намасмарана-Величайшая Садхана в Век Кали-Юги

1983-08-31 Зачем приходят Аватары?

1996-07-11 Отсутствие Общечеловеческих Ценностей - причина насилия в этом мире

1987-09-24 Духовная основа обучения Общечеловеческим Ценностям

Мысли на день за май 2018

Мысли на день за апрель 2018

Мысли на день за март 2018

1961-07-27 Посадите зерно Имени Божьего в своем Сердце по Божьей Милости и судьба может измениться

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter