• В закладки

1965-04-19 Рама - это Дхарма, Дхарма - это Рама

"Для того чтобы осознать Господа, вы должны приветствовать трудности, испытания и страдания. Вы должны постоянно, с твёрдой Верой, размышлять об Имени и Форме Бога. Вы должны отказаться от всех низших источников радости" - сказал Бхагаван в Своём Выступлении в День Празднования Дня Рождения Рамы 19 апреля 1965 года.

 

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба    В Гаруда Пуране Шри Хари рассказывает Гаруде о том, что с каждым днём человек деградирует, и поэтому смерть атакует человека множеством болезней, несчастных случаев и стихийных бедствий. Вы родились в человеческом теле благодаря множеству заслуг в предыдущих жизнях в телах существ более низких по развитию, и потому глупо растрачивать эту драгоценную возможность, занимаясь деятельностью, присущей этим низшим видам. Жизнь пролетает так быстро, что часто люди удивляются, как это они так быстро постарели. Им кажется, что ещё вчера они учились в колледже или играли на улицах с другими детьми, а внуки уже играют у них на коленях! Смерть приближается очень быстро, поэтому люди из-за своей гордыни принуждают других людей склоняться перед ними. Они не могут смириться и склониться перед Всемогущим!

    Так как сегодня Новолуние, то вся страна празднует День Рождения Рамы. Сегодня Рама Навами, день, когда родился Рама. Рама - это Дхарма (Праведность), Дхарма - это Рама. В Ведах говорится о четырёх целях жизни человека - Праведности, Долге (Дхарме), благосостоянии (артхе), желании (каме) и Освобождении (Мокше). Дхарма является Основой. Если человек не следует ей или пренебрегает ею, то он испытывает печаль. Рама считал, что Дхарма важнее всего. Брат Рамы Бхарата, горюя о смерти отца, жадности матери и изгнании Рамы, отправился в лес на поиски Рамы. Когда он нашёл Раму, то упал к Его Стопам, переживая большие страдания. Рама поднял его с нежностью и спросил брата - как вы думаете, что спросил Рама? - Он спросил: "Следовал ли ты Дхарме, когда был в Айодхье, относился ли ты с уважением к своим подданным: бедным, пожилым, учёным, святым и мудрецам?" Человеку не следует отклоняться от пути Нравственности и Справедливости даже тогда, когда случаются ужасные катастрофы. Рама будил Бхарату ото сна невежества: бедняга глубоко погрузился в печаль, думая, что его брат, мать, братья, царство, сила и положение в обществе имеют значение, что они реальны и вечны. Рама напомнил Бхарате, что все они - только инструменты, которые человек должен использовать для того, чтобы следовать Дхарме.

 

На Духовном пути Вера важнее всего

    Дикого слона, блуждающего по лесу, отлавливают и обучают в цирке сидеть на стуле с тремя ножками. Подобно этому, для того чтобы ум человека служил его интересам, ум с помощью стойкости, твёрдой Веры и глубокой концентрации нужно натренировать, научившись контролировать чувства, научившись сдерживать желания получать мирские наслаждения. Для того чтобы стать судьёй и защищать интересы подсудимого, необходимо сдать экзамены для получения учёной степени бакалавра юридических наук. Для того чтобы выписывать рецепты больному, вы должны сдать экзамены для получения степени магистра медицинских наук и получить лицензию или зарегистрироваться в качестве практикующего врача. Для того чтобы работать по профессии или занимать какой-либо пост, вас спрашивают о вашей квалификации. Насколько же большой квалификацией в Духовной сфере должен обладать человек, чтобы обрести Милость Бога? Вы ставите перед собой Высокую цель, но не прилагаете усилия для того, чтобы достичь этой высоты.

    На Духовном пути очень важна Вера. Сомнения подрывают Веру в занятия Духовной практикой, и поэтому их необходимо избегать. Верьте в Мудрость Мудрецов былых времён, нисколько не сомневайтесь в интуиции Святых и их обретениях. Возьмём, к примеру, ритуал подношения пищи огню в юбилейную дату смерти родителей, который называется пинда прадан. Если сегодня упоминается этот ритуал, то на лицах появляется пренебрежительная улыбка. Люди спрашивают: "Как пища, опущенная в огонь здесь, может достичь иных сфер? Душа мёртвого человека возможно опять воплотилась, и адрес этого человека неизвестен. Может ли пища, преподнесённая раз в году, утолить голод за 365 дней?" Они смеются и говорят: "Посадите своего отца на балкон, поставьте еду на цокольном этаже. Как бы много мантр вы ни повторяли, сможет ли отец приблизить еду, или сможет ли еда приблизиться к нему?" Они спорят: "Для чего давать пищу мёртвому человеку, когда страдают живые?"

 

Наука о Духе

    Вы опускаете письмо в почтовый ящик, и оно отправляется по определённому адресу, как далеко ни находился бы человек. Зависит ли доставка письма от того, что почтмейстер - ваш друг, или от того, что он сочувствует вашему беспокойству и поэтому быстрее доставит письмо? Если адрес на конверте написан правильно и отчётливо, если с помощью марки оплачены почтовые расходы, то письмо будет доставлено почтальоном, или на машине, или на автобусе, поезде, самолёте или корабле тому человеку, адрес которого указан на конверте. Огненный ритуал подобен почтовому ящику, Огонь - почтовой службе, а Мантры - маркам. Существует как наука о материи, так и наука о Духе. У неё есть свои категории, методы, свои специалисты и авторитетные тезисы.

    Тайны материи и ума можно познать, усвоить и использовать для блага человека только с помощью Духовной практики. В Вивекачудамани Шанкара говорит: "Если вы хотите извлечь сокровища, находящиеся в земле, то недостаточно того, что вы будете только называть названия этих сокровищ. Вы должны посоветоваться со специалистами и узнать, где именно они находятся. Вы должны разрыть землю, удалить камни и песок, которые будут вам встречаться. Вы должны будете найти их и поднять на поверхность". Подобно этому реальность Истинного "Я" нужно прежде всего изучить с помощью наставлений человека, познавшего Брахмана. Затем необходимо Слушать и Размышлять о Брахмане и, в конце концов, когда Истина подобно вспышке явится вам, Истинное "Я" должно быть Непоколебимо установлено в Блаженстве этого момента.

 

Пусть преобладает Его Воля

    Брахма Сутра начинается с утверждения: "После этого появляется жажда понять Брахмана". После чего? Каковы предварительные шаги? Когда человек может принимать участие в обсуждении и изучении Брахмана? У нас есть два других текста, которые должны быть предварительно изучены. В них говорится: "После этого появляется жажда понять, что такое деятельность (карма)", "После этого появляется жажда понять, что такое Праведность (Дхарма)". Поэтому человек достоин изучать Универсальный Принцип, являющийся Сутью всего, только после того, как его ум Очищен с помощью кармы и Дхармы.

    Вы сможете понять достаточно ли положили соли в пищу или совсем не положили только после того, как попробуете еду. Бобам нужна соль, то есть для того, чтобы блюдо из бобов было вкусным, его нужно посолить. Подобно этому только после того, как вы будете общаться с миром и принимать участие в его деятельности в соответствии с Нравственными правилами, вы поймёте, что без соли Джняны он безвкусен. Добавьте к миру соль Джняны, то есть знание о том, что вы - не тело, а Обитатель тела, что вы - только Свидетель постоянно изменяющейся панорамы природы, и переживайте Счастье и Покой. Постепенно, шаг за шагом, утверждайтесь в мысли о Единстве мира в Брахмане. Тогда даже без Молитвы и Мольбы всё будет дано вам. Вот почему Тьягараджа пел: "Кто может пережить больше, чем это?" Предоставьте это Ему, пусть преобладает Его Воля, не просите то одного, то другого. Он знает лучше. Разве Сабари молила о чём-либо? Разве Джатаю звал Его? Разве Гуха просил о том, чтобы Рама пришёл к нему?

 

Ведите себя в соответствии с правилами поведения, установленными для вашей профессии

    Каждый из вас должен следовать Нравственным правилам, предписанным в области вашей профессии в соответствии с вашим возрастом и положением. Однажды царь большого царства спросил саньясина (аскета), может ли человек жить в соответствии с высшими правилами Нравственного поведения. Саньясин ответил царю, что это возможно. Позже царь умер, и в соответствии с обычаем выбирать наследника послали царского слона с гирляндой цветов. Слон повесил гирлянду на шею саньясину. Но саньясин воспротивился назойливым уговорам и убежал в лес. В тихом лесу он чувствовал счастье оттого, что смог избежать той беды, которая могла случиться с ним! Так саньясин подтвердил, что он поистине был Отречённым. Такие Нравственные правила даны в Шастрах (Священных текстах). Прашанти Видван Махасабха (собрание учёных) организовано для того, чтобы простыми словами объяснить людям их основные обязанности. Это не просто группка учёных с ограниченными возможностями. Каждый человек может прийти к этим учёным людям и извлечь для себя пользу из их знаний. Не существует другой причины для образования Махасабхи. Это собрание существует для всех вас, для людей со всех городов и деревень. Я недавно посещал некоторые места в районе Восточной и Западной Годавари, а также другие районы в связи с деятельностью Махасабхи. Это был триумфальный марш миллионов людей, наполненных Преданностью, Верой и Блаженством. Люди жаждали услышать Послание о Санатана Дхарме (Вечной Праведности), которое Я принёс им. Особенно были вдохновлены те, кто приехал со Мной. Эти сцены напоминают о Крита юге, Трета юге и Двапара юге, а не о Кали юге. Страницы Бхагаваты ожили перед нами. Земли в 12 акров было слишком мало для того, чтобы вместить всех людей, собравшихся там. В другом месте на каждом дереве сидели люди, под которыми гнулись ветви и стволы деревьев! Всё это признаки того, что вскоре Дхарма возродится.

 

Приветствуйте трудности для того, чтобы осознать Господа

    Для того чтобы наилучшим образом использовать дарованную вам возможность, у вас должна быть твёрдая решимость. Вы находитесь рядом со Мной, а другие люди - далеко отсюда. Но для Моей Любви расстояний не существует. Для того чтобы осознать Господа, вы должны приветствовать трудности, испытания и страдания. Вы должны постоянно с твёрдой Верой размышлять об Имени и Форме Бога. Вы должны отказаться от всех внешних источников радости. Когда рождается сын, то вместе с ним рождается беспокойство. Беспокойство о том, что он должен вырасти здоровым и добродетельным, учёным и праведным, известным, но скромным, о том, что ему следует обрести доброе имя для своих родителей и старших. Между прочим, Я бы советовал вам отложить празднование рождения сына до того дня, когда он заслужит доброе имя для своего рода и страны. Подобно этому радоваться накопленному богатству нужно тогда, когда оно используется справедливо (Праведно) и с Любовью для осуществления полезных и достойных уважения целей. Благоухающие цветы дерева возвещают о появлении сладких фруктов. Если же на дереве сухие листья, а цветы завяли, то фруктов не будет. Агроном, исследуя корни дерева, обнаружит, что они изъедены паразитами или термитами. Подобно этому, если в человеке не процветают Добродетели и не появляются сладкие плоды действий, то это говорит о том, что разрушены или повреждены корни человечности. Зависть, жадность, злоба - это паразиты, которые быстро разрушают корни.

    С помощью умеренных и урегулированных привычек питания и употребления жидкостей, человек может заложить основы Духовной жизни. Человек должен отдавать предпочтение Благостной (Саттвической) пище перед страстной (раджасической). Употребляя опьяняющие напитки, человек утрачивает контроль над своими эмоциями и чувствами, побуждениями и инстинктами, речью и движениями, и даже опускается на уровень животных. Употребляя в пищу мясо, человек развивает качества, связанные с насилием, и болеет болезнями, которые присущи животным. Ум становится более упрямым, когда человек питается раджасической пищей. Ум невозможно изменить, если человек с удовольствием употребляет невежественную (тамасическую) пищу. Постоянно помня о Принципе Рамы, человек должен внимательно следить за тем, какую пищу и напитки употребляют его тело и ум.

    По сути Принцип Рамы - это Принцип Блаженства (Ананды). Рама - это Тот, Кто радует, наполняет Блаженством, является Источником Радости Сердца каждого человека. Поэтому, когда вы Повторяете Имя Рамы, то касаетесь самого Источника Блаженства, Бога, проявляющегося в Истинном "Я". Все вы приехали, следуя разными маршрутами из разных деревень и городов. Подобно этому все люди должны достичь Источника. Только тогда они смогут обрести Блаженство, без которого нет Покоя.

 

Выступление Сатья Саи 19 апреля 1965 года в Прашанти Нилаям в День Празднования Дня Рождения Рамы.

  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter