"Господа легче всего умилостивить Праведностью. Для того чтобы сохранить Праведность и восстановить её до прежнего уровня Чистоты и Ясности, Он принимает рождение в форме человека и ходит среди людей, как если бы Он был одним из них! Поэтому, если вы хотите, чтобы Господь даровал вам Милость, пусть за каждой вашей мыслью, словом и делом стоит Праведность", - сказал Сатья Саи в Своём Выступлении в Святой День Прихода Шри Кришны 16 августа 1968 года.
Пусть имя Бога будет начертано в ваших Сердцах
В этот день мир отмечает Приход Господа Кришны, Который пришёл на Землю, чтобы превратить её в рай, а людей - в Богов. Этот день праздновался сотни тысяч раз, но разве человек стал лучше оттого, что Господь Кришна ниспослал ему столько даров? Разве он начертал в своём сердце Его Послание, и разве оно подвигло его на Высокодуховную жизнь и устремление? Отнюдь нет. Причина кроется в лицемерии, которое выставляется как преданность! Слова, которые человек произносит, расходятся с его мыслями и чувствами.
Бог - это Блаженство, Радость и Сладость
Человек забывает, что с каждым восходом и заходом Солнца приближается конец его пребывания на Земле. С рождения до смерти он пребывает в крайностях. Пытаясь пройти по бездорожью материального мира, он отказывает себе в свете Мудрости (Джняны). Этот свет может открыть ему истину о Духе, Который пребывает во всех и во всём. Он Обожествляет, а значит и объединяет.
Кришна, приход Которого вы празднуете, это не пастушок, который радовал деревенских жителей своей игрой на флейте. Кришна - это непостижимый, загадочный Божественный Принцип, Который рождается в центре человеческого тела (Матхура) как продукт Божественной Энергии (Деваки), поднимается ко рту (Гокул) и воспитывается языком (Яшода) - источником Сладости. Кришна - это видение Духа, которое можно получить, повторяя Имя Бога. Такое видение получила Яшода. Вот такого Кришну вы должны воспитать своим языком. Когда Он танцует на нём, из языка выводится весь яд без вреда для окружающих, как это было, когда ребёнком Кришна танцевал на капюшонах змея Калии.
Яшода находила Кришну по следам, которые Он оставлял, когда разбивал горшок с простоквашей, которую она готовила. Это - символический рассказ о том, как Господь разрушает наше телесное сознание и ведёт нас к Себе, оставляя вокруг нас всякие знаки и подсказки. Эти подсказки всегда присутствуют в окружающем нас плотном мире - в красоте восходящего Солнца, в радуге, в пении птиц, в лотосах на глади озера, в тишине снежных горных вершин. Более того, поскольку Бог есть Раса (сладость, восторг), весь проявленный мир, который есть не что иное, как Бог в действии, наполнен сладостью и восторгом. С формой и без формы Бог есть Блаженство. Откройте своё Сердце для Него, как для Рамы - Того, Кто есть Радость, и Кто дарит Радость. Или как для Кришны - Того, Кто притягивает к Себе Радостью, которую дарит. Каждый миг проживайте с мыслями о Нём, предлагая ему свою Медитацию (Дхьяну), Молитву (Пуджу), Повторение Имени Бога (Джапу). Это поможет вам встать на путь Мудрости (Джняны) и Освобождения. Это признак людей Мудрых. Остальные блуждают во тьме, наполняя свою жизнь бессмысленными мелочами, пустяками и безделушками.
Главная ошибка человека
"О чём мне скорбеть?", - спрашивал себя Харишчандра в ту ночь, когда на его глазах сожгли тело покойного в том месте, где он работал сторожем и сборщиком платы за кремацию. Когда-то он был царём большого царства. Однажды риши (старец, мудрец) попросил у него все его сокровища и царство, и Харишчандра отдал их ему. Для него Правда была Высшим идеалом. А когда у него ничего не осталось, риши стал просить у него милостыню.
Харишчандра продал все своё имущество, продал в рабство жену и сына, а сам отправился работать сторожем, чтобы набрать сумму, которую потребовал риши. "Скорбеть ли мне о потере царства, о судьбе моей жены и сына или об отвратительной работе сторожа? Нет. Скорбеть и лить слёзы я буду только потому, что до сих пор не познал Бога, не видел Его", - сокрушался Харишчандра. "Я - для Тебя, Ты - для меня" - вот всё, что нужно человеку, и о чём следует молиться. Вот к какому открытию пришли риши после многих лет мучений и страданий, вот чему они учили человечество. Человек должен вернуть им свой долг. Для этого ему необходимо идти по пути, проложенному мудрецами, соблюдая введённые ими ограничения, чтобы путешествие было безопасным и успешным.
Когда Уддхава пришёл в Гокул и собрал гои (доярок), чтобы они послушали его Учение о Джняне, гопи не стали его слушать. Они не захотели напрасно тратить своё драгоценное время и сказали: "Нам не хватает даже дня и ночи, чтобы насладиться мыслями о Боге. Нам не нужны твои словесные упражнения, чтобы убедить нас в том, что Бог есть Воплощение Бытия, Сознания и Блаженства (Сатчидананда Сварупа). Мы знаем, чувствуем и испытываем Блаженство каждое мгновение".
Кришна сказал Уддхаве, что самая большая ошибка человека в том, что он считает себя телом (дехатма буддхи). Это - главная ошибка. Если от неё избавиться, приходит Освобождение. Индия знает тайну этого процесса Освобождения. И все же индийцы были прельщены блеском и чарами запада с его неутолимым желанием ощущений и соперничеством во всём. Они не понимают, что западные страны охвачены беспокойством, страхом и разочарованием. Однажды Лакшми спросила Вишну о том, сможет ли человечество когда-нибудь повернуться лицом к Богу после того, как Он дал ему умения и материалы, необходимые для комфортного существования. Вишну ответил: "Я наделил их двумя качествами, которые будут притягивать их ко Мне: отстраненность и неудовлетворенность". Когда человек поворачивается лицом к Богу, освобождаясь от связей с миром, его страдания прекращаются. Между этими двумя берегами - Привязанностью к Богу и Отрешённостью от мира - ничто не может повлиять на скорость или направление потока жизни, устремленного к Океану Милости Божией. Относитесь к себе как к Богу, относитесь к другим как к Богу. Отвернитесь от всего остального в себе и в других. В этом весь смысл Духовного делания (Садханы).
Превосходство Веры в Бога у гопи
Однажды Нарада спросил Вишну: "Риши, которые достигли предела Чистоты Духовного Знания, не смогли снискать Твоей Милости, а необразованные гопи из Гокула, очарованные Твоей красотой, Твоими играми, Твоей музыкой, Твоими проделками, Твоей сладостью, Твоей непостижимой тайной - смогли. Как такое могло случиться?". Позже Нарада сам узнал о том, что для гопи Кришна (Господь) был необходим как дыхание для жизни, зрение для глаз, слух для ушей, вкус для языка, осязание для кожи. Ухаживая за коровами и телятами, заботясь о своих мужьях и детях, занимаясь бесконечным множеством мирских дел, они пребывали в Кришне, с Кришной и благодаря Кришне. Везде, всегда, при любых обстоятельствах Думайте о Боге (Сарвада Сарва Калешу Сарватра Хари Чинтанам). Как же после такого Бог может отказать им в Своей Милости?
Именно после того, как к Нараде пришло понимание превосходства их Веры, он сочинил Бхакти Сутры, которые стали путеводной звездой для идущих по Духовному пути. Веды хранят силу звука (нады), таинственным образом отражаясь в глубинах Чистого Сердца. Музыка флейты, которой Кришна притягивал к себе гопи, олицетворяющих Чистые души, есть не что иное как звучание Вед (Веда-нада) в другой форме.
Рама притягивал к Себе Чистые Сердца Радостью, которую Он давал. Кришна притягивал к Себе Чистые Сердца и утверждался в них через Божественный Восторг, в состояние которого Он их приводил. Они - лишь разные формы выражения одного и того же Сострадания. Из неисчерпаемого источника Милости одни получают Радость через Раму. Другие получают тот же Восторг и ту же Силу через Кришну. Способы эти уникальные, но никакой разницы между ними нет. Именно поэтому Я настаиваю на проведении Нама санкиратана и Нагар санкиратана. Простая диалектика преподносится сегодня как Духовное наставление и толкование Священных книг. В основном, этим занимаются люди, которые не верят в проповедуемые доктрины, в ценность практик, которые рекомендуют. Эти лицемеры на сцене ведут себя как Харишчандра, рассказывая простым людям о превосходстве Истины, но вне сцены их жизнь наполнена хитростями и уловками.
Каждое мгновение приближайтесь к Богу
До тех пор, пока ваши дела будут расходиться с вашими словами, вы обречены быть паяцами, а не верующими (Дхарма бхактами). Индия не пала бы так низко, если бы её дети применили на практике хотя бы малую толику того, что они объявляют своими обязанностями и Долгом перед другими и перед Богом. Как река тихо и неуклонно течёт в направлении моря, несмотря на протяжённость и сложность маршрута, так и человек должен видеть перед собой Бога и постоянно приближаться к Нему, пока не наступит полное Слияние.
Господа легче всего Умилостивить Праведностью. Для того чтобы сохранить Праведность и восстановить её до прежнего уровня Чистоты и Ясности, Он принимает человеческий облик и ходит среди людей, как если бы Он был одним из них!
Поэтому, если вы хотите, чтобы Господь даровал вам Милость, пусть за каждой вашей мыслью, словом и делом стоит Праведность. Пусть осознание того, что всё и все являются храмами, в которых пребывает Бог, наполняет вас Любовью, Терпимостью, Сочувствием и Благоговением. Если ваш труд исполнен Праведности, то вы идёте по пути Молитвенного Подвига, осознавая Вездесущность Бога, и через этот Молитвенный Подвиг вы наполняетесь Мудростью, ощущая, что всё вокруг наполнено Божественным. Работа, Молитва, Мудрость - зелёные плоды, спелые плоды, наполненные соком плоды - вот порядок Духовного Восхождения человека. Когда плод наполняется сладостью, он падает вниз. Это символ достижения цели.
Однажды Нарада попросил Кришну рассказать о том, каким образом Его игра на флейте привлекает бриндаванских пастушков. "Кто к кому приходит: они к Тебе или Ты к ним?". "Среди нас нет ни Меня ни их. Как можно картину отделить от холста, на котором она написана? Моё Имя навечно начертано в их Сердцах", - ответил Кришна. Начертайте Имя Бога в ваших Сердцах, неуклонно Утверждайтесь в Господе - вот вам Моё Послание в этот день.
Выступление Сатья Саи в Прашанти Нилаям, 16 августа 1968 года.