Из Выступления Сатья Саи 23 февраля 2009 года:
Ночь приходит ежедневно с тех пор, как мы родились. Но не всякую ночь можно назвать Шиваратри. В такую ночь люди размышляют, поют и слушают о Славе Божественного Имени, а также ощущают Божественность Господа Шивы. Так как вся ночь посвящена Медитации и Воспеванию Божественного Имени Господа Шивы, она называется Шиваратри. Когда бы вы ни провели всю ночь, размышляя о Божественном Имени, эта ночь тоже будет Шиваратри...
... В духовной практике существует три аспекта – концентрация, созерцание и медитация. В данный момент вы фиксируете свой взгляд на этой форме, это - концентрация. Когда, спустя какое-то время эта форма выйдет из вашего поля зрения, вы можете продолжать смотреть на неё в уме, с помощью ментального взора - это созерцание. В результате этого упражнения эта форма запечатлевается в вашем Сердце. Это - Медитация. По мере продолжения Медитации, Форма навсегда остаётся в вашем Сердце. В настоящий момент вы ограничиваете свою Духовную практику (Садхану) только концентрацией и созерцанием. Эти две стадии преходящи. Первым шагом действительно является концентрация. Концентрацию необходимо превратить в созерцание, а затем – в Медитацию. На этой последней стадии, Медитации, вы будете продолжать видеть Форму Бога, даже если закроете глаза. Древние Провидцы (Риши) занимались этой формой Медитации. Вот почему Бог проявлялся перед ними, когда бы они ни пожелали, говорил с ними и исполнял их желания...
... Всегда медитируйте на Божественное Имя. Я имею в виду не только созерцание, но и Медитацию. Эта Медитация должна быть проникнута Любовью к Богу. Без Любви Медитация не принесёт желаемого результата. Ваша Любовь к Богу должна быть постоянна и днём и ночью.
Из Выступления Сатья Саи 25 февраля 1998 года:
Сегодня мы празднуем Шиваратри. "Шиваратри" означает "благоприятная ночь". По крайней мере, в этот день человеку следует Воспевать Имя Шивы в течение всей ночи. По меньшей мере, один день в году Повторяйте Имя Господа. В эту ночь преданным следует бодрствовать и Воспевать Священное Имя Шивы. Бодрствовать в эту ночь и заниматься какими-то другими делами не имеет смысла. Повторяя всю ночь Имя Шивы, человек Освящает свою жизнь.
Из Выступления Сатья Саи 26 февраля 1998 года:
Шиваратри учит тому, что преданным следует развивать Хорошие и Священные мысли. Им следует наполнить ум Божественными мыслями. Преданным необходимо стремиться стать едиными с Богом, проявляя свою Внутреннюю Божественность. Если вы будете постоянно Повторять Имя Бога, то достигнете Самореализации.
Как бы много ни накопил человек, он продолжает страдать от беспокойства и неспособен пережить Блаженство. Покой и Блаженство можно получить только у Бога. Человеку следует молиться Богу только о том, чтобы Он даровал ему Покой и Блаженство, так как их может дать только Бог. Если вы обрели Покой и Блаженство, то всё остальное появится по Милости Бога. Людям следует Жаждать Бога. Все остальные желания бесполезны.
Из Выступления Сатья Саи 7 мая 1997 года:
У Шиваратри несколько значений. "Ратри" означает тьму ночи. Но "Шиваратри" означает не тьму, а подчеркивает особую Священность этой ночи. Эта ночь так же темна, как и другие ночи, но тьма этой ночи приносит Благо. Причина заключается в том, что в этот четырнадцатый день после полнолуния (день чатурдаши) ослабевает влияние 15-ти из 16-ти аспектов луны, которая является управляющим Божеством ума. Это благоприятное время для обретения близости к Богу.
В Упанишадах говорится об атрибутах Божественности: Истине, Благости и Красоте (Сатьям, Шивам и Сундарам). Платон считал Истину, Благость и Красоту признаками Божественности, в Которой заключена Благодать. Она связана, с одной стороны, с Истиной, а с другой – с Красотой.
В этом заключается основное послание Шиваратри. Я назову вам три правила, о которых вы всегда должны помнить: Служение, Служение, Служение (Сева, Сева, Сева). Никогда не забывайте об обязанности Служить. Для этого вы должны развивать в себе Любовь. Для того чтобы это сделать, вам следует развивать Дух Жертвенности. Служение обретет смысл тогда, когда оно будет наполнено Любовью, в основе которой лежит Дух Жертвенности. Думайте, что Служение необходимо для вашего Духовного развития. Будьте Хорошими, поступайте Хорошо.
Из Выступления Сатья Саи 23 февраля 1990 года:
Слова "Шива" и "Санкара" означают благоприятный. "Сам" означает Блаженное Осознание (Читананду). "Кара" - Того, Кто является Причиной. Санкара – это Тот, Кто является Причиной Блаженного Сознания. Санкара дарует Блаженную Осознанность людям, которые принимают в Нём прибежище и почитают Его.
Тайна творения раскрывается в описании Формы Шивы. Месяц на голове Шивы символизирует сознание, находящееся в человеке. Река Ганга символизирует жизненную силу, а змеи на теле Шивы – мириады живых существ. Шива обитает на серебряной горе. Его самый близкий друг – Кубера, Бог богатства. Почему же, несмотря на то, что Шива наделен всеми этими свойствами, Он вынужден ходить с чашей для подношений? Шива отказался от всего для того, чтобы продемонстрировать миру, что все виды богатства являются помехой на пути Духовного развития. Благодаря Отречению Шива стал Вечным Воплощением Высшего Блаженства.
Три глаза Шивы представляют три мира (локи). Трезубец Шивы символизирует прошлое, настоящее и будущее – три аспекта времени. Три качества (гуны) – Умиротворенность, страсть и лень (Саттва, раджас и тамас) – это триединство Брахмы, Вишну и Шивы. Три мира, тройственный аспект времени и три качества – это Воплощения Божественного Принципа (Принципа Ишвары). Когда Бог утверждён в Сердце, человек поднимается на уровень Божественности.
Из Выступления Сатья Саи 16 февраля 1988 года:
Тот день, когда человек будет способен пережить Божественное состояние Бытия-Сознания-Блажества (Сат-Чит-Ананду) поистине является Священным днём Шиваратри. До этого момента человек постоянно пребывает во тьме. Пока фрукт не созреет, его сок не будет сладким. Когда фрукт полностью созревает, он падает с дерева. Исчезает его привязанность к дереву. Подобно этому, когда человек достигает Духовной зрелости, он автоматически обретает Непривязанность (Вайрагью). С помощью Духовных практик, которые трансформируют сознание, человек должен стремиться обрести Духовную зрелость.
Обратите свой ум к Божественности. Для того чтобы отвлечь ум от мирских вещей, предписывается Духовная практика Повторения Имён Господа. Если в эту ночь вы посвятите все свои мысли Богу, то ваш ум изменится, даже если вы будете неспособны достичь Высшего состояния Сознания. Всегда помните о трёх аспектах Божественности – Истине, Мудрости и Вечности (Сатьям, Джнянам, Анантам) и стремитесь достичь Высшей цели человеческой жизни.
Из Выступления Сатья Саи 17 февраля 1985 года:
Во время празднования Махашиваратри вы должны попытаться установить дружеские отношения между вашим умом и Богом. Шиваратри напоминает людям о том, что Одна и Та же Всепроникающая Божественность присутствует во всём и везде. Многие верят, что Шива живёт на Кайласе. Но где находится этот Кайлас? Кайлас - это ваша собственная Радость и Блаженство. Это означает, что Господь Шива живёт на Кайласе Блаженства. Если в вашем уме проявляется Радость и Блаженство, значит, Шива живёт в вас. Как вы можете обрести эту Радость? Она проявляется, когда вы развиваете Чистоту, Уравновешенность и Святость. При этом ваше Сердце наполняется Покоем и Блаженством и, воистину, становится Кайласом - Обителью Господа Шивы! Шива обитает на Алтаре вашего Сердца, в Храме вашего тела. Нет смысла думать о Шиве один раз в год, во время празднования Махашиваратри. Каждую минуту, каждый день и каждую ночь вы должны думать о Боге, освящая тем самым время своей жизни, ибо Принцип Времени, воистину, является Богом (Шивой).
«Ночь (Ратри)» символизирует темноту. «Шива» означает Благость. Таким образом, «Шиваратри» указывает на Благость, присущую темноте. Это относится к Мудрости, которая существует среди невежества. Мудрость и невежество не являются чем-то отдельным. Они - противоположные полярности Одного и Того же Основополагающего Принципа. Божественность (Парататтва) превосходит и Мудрость, и невежество. Это уровень, который не связан с каким-либо приходом и уходом, здесь нет ни рождения, ни смерти. До тех пор, пока есть рождение тела, существует и его смерть. Что происходит во время рождения? Разве Божественность (Атма) рождается? Конечно нет. Бог никогда не рождается, рождается только тело. Всегда помните о том, что вы - Вечный и Неизменный Дух - Атма. Свет имеет значение только тогда, когда есть тьма. Поэтому во времена скорби и печали, когда возникают какие-либо проблемы, вспоминайте о своей Божественности, которая Своим Светом устранит любое невежество!
Из Выступления Сатья Саи 7 марта 1978 года:
Шиваратри – это для всех очень благоприятный день. Это четырнадцатый день убывания луны, когда Солнце находится в знаке Водолея. Тем не менее этот праздник относится в большей степени к луне, чем к солнцу. Именно эта ночь является ночью Жертвенности, Преданности и Просветления.
Ум внутренне связан с луной. Чандра, Божество луны, является правящим Божеством ума. С каждым днём после полнолуния, когда луна всё больше и больше убывает, ум утрачивает по одному из шестнадцати своих аспектов, и в эту ночь у него остается только одна шестнадцатая его силы. Убывающая луна символизирует обуздание причудливого и капризного ума с помощью Духовной практики. В эту ночь, полагаясь на Бога и Воспевая Его Славу, необходимо подчинить только одну часть ума.
В эту ночь полагается бодрствовать, что является символом вечного бодрствования, а пост – это символ того, что чувства обуздываются и прекращают устремляться к тем удовольствиям, которых они желают. Непрерывное Прославляющее Воспевание Бога в течение всей ночи символизирует постоянное Осознание Божественного Присутствия, которое должен развивать в себе каждый человек. Выполнение ритуалов и предписаний, которым необходимо следовать только в ночь проведения Шиваратри, приносит большую пользу.