Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | САНАТАНА САРАТХИ

2015ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬ???????
2014ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2013ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2012ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2011ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2010ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2009ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2008ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2007ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2006ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2005ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ

 

ТЕРПЕНИЕ - ЗАЩИТНЫЕ ДОСПЕХИ ЧЕЛОВЕКА

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
26 июня 1996 года в Саи Кульвант Холле в Прашанти Нилаяме.

    Терпение - это истина,
    Терпение - это праведность,
    Терпение - это учение Вед,
    Терпение - это ненасилие,
    Терпение - это жертвенность,
    Терпение дарует счастье и райское блаженство.
    В действительности это - всё во всех мирах.
    (стихотворение на телугу)

Если вы разовьёте истинную любовь, то вы избавитесь от сомнений

    Студенты!
    Терпение - это первое, самое главное качество, которое должен развивать человек. Этому священному качеству не возможно выучиться по книгам. Ему не могут научить педагоги, нельзя его обрести и через друзей. Его не купить на базаре, не может его производить никакое предприятие. Оно может быть обретено в повседневной жизни только следованием по дороге истины, праведности и через постоянную практику. Другого способа его обретения не существует.

Горести помогают проявляться вашей человечности

    Терпение подобно защитным доспехам человека. Тот, кто облачен в эти доспехи будет способен снести всякого рода трудности, горести, страдания и продвинется вперед, не задерженный всем этим. Не существует иной силы, более могучей, чем сила терпения. Это - самое важное качество для человека. Но сегодня человек позабыл о качестве терпения и утратил свою человечность вследствие своего абсолютного погружения в мирские заботы и суету. Даже если вы прикованы многими горестями, трудностями и страданиями, вы не должны терять качество терпения.

    Но сегодня человек в повседневной жизни абсолютно подавлен горестями и трудностями, и растерял это ценное качество. Человеческая жизнь - чрезвычайно драгоценна и свята. Это длительное путешествие, во время которого мы должны следовать правильным путём. На этом священном пути самое главное заключено в качестве терпения. Только трудности помогают вам развивать качество терпимости. Его невозможно развить без преодоления трудностей. Радость - это промежуток между страданиями. Только трудности позволяют вам осознать ценность человеческой жизни. Горести заставляют проявляться вашей человечности. Каковы бы ни были устремления вашей жизни, вам никогда не следует расставаться с человечностью. Именно качество терпения защитило Пандавов в их трудностях. Трудности по сути - это ступени к счастью.

    Несмотря на все свои трудности, человек не должен терять качество терпения и прощения. Однако прощение должно практиковаться согласно времени и ситуации. Вы должны быть осмотрительны прощая, и должны знать, когда и в отношении кого это качество следует применять.

    Когда Моххамед Гхори напал на Притхви Раджа, то был полностью им разгромлен. Но Притхви Раджа, будучи правителем с широкой душой, простил его и отпустил безнаказанным. Моххамед Гхори вновь напал на Притхви Раджа и победил. Он взял в плен Притхви Раджа и ослепил его. Он не отблагодарил Притхви Раджа, который перед этим позволил ему возвратиться к себе невредимым. Поэтому вы должны быть осторожными, когда прощаете жестоких людей. Без сомнения прощение - величайшая добродетель, но она принесёт больше вреда, чем добра, если употребляется в отношении людей со злонамеренным умом.

    Сегодня человеку полностью потерял чувство благодарности. Поскольку он поистине погружён в эгоизм и личную заинтересованность, он пал жертвой многочисленных трудностей. Человек должен ограничить свой эгоизм и контролировать свой ум.

    Человек может овладеть всеми формами знания,
    Он может победить соперников в споре,
    Может отважно и мужественно сражаться на поле битвы,
    Может быть императором, управляющим громадными царствами,
    Может предлагать в качестве акта благотворительности коров и золото,
    Может сосчитать бесчисленное число звезд на небе,
    Может перечислить имена различных существ на земле,
    Может быть экспертом восьми форм йоги, человек может достичь и луны,
    Но есть ли кто-то, кто способен проконтролировать собственные тело, ум и чувства?
    Обратите своё видение во внутрь, и достигайте высшего состояния равновесия ума.
    (стихотворение на телугу)

Образцовая преданность Саккубаи

    Контроль чувств и преданность Богу весьма важны в развитии качества терпимости. Без предания себя Богу, без любви к Богу и без Его милости невозможно развить терпение. Терпение - это истина, терпение - это праведность, терпение - это воистину Бог.

    Истина - это Бог, любовь - это Бог. Если вы развиваете любовь, вы автоматически достигаете истины и терпения.

    Саккубай дни напролет пристально с твёрдой верой созерцала Господа Пандурангу. Она считала Его своей целью жизни. Она пережила много страданий от свекрови и мужа. Они нагружали её большим количеством работы с единственной целью - причинить ей боль. В подобной ситуации её величайшей силой было терпение. Терпение помогало ей сохранять покой и устойчивость.

    Саккубай выполняла все трудные поручения в чувстве предания Богу. В каждом её усилии было стремление порадовать Бога. Она поверяла свою боль Господу и постоянно обращалась к Нему в молитве:

    О, Пандуранга!
    Без всякой тени или укрытия я несу это жизненное бремя лишь ради Тебя.
    Я не нахожу покоя, если не вижу Твоей прекрасной улыбки. 
    О, Кришна!
    Приходи ко мне, хотя бы во снах. Даруй мне узреть Тебя, 
    Поскольку я не могу долее сносить разделённости с Тобой. 
    (песня на телугу)

    О, Кришна!
    Спой нежную песнь и наполни моё сердце нектарными словами и блаженством.
    Извлеки суть Вед, преврати её в божественную мелодию, 
    Исполни её на Своей прелестной флейте и покори меня Своей мелодией.
    Спой, о, Кришна! Спой мне!
    (песня на телугу)

    Распевая эту молитвенную песнь, она принялась растирать зерна, которые во множестве мешков были даны ей свекровью для помола на ручной мельничке. В конце концов, она полностью обессилила и упала в обморок. Но она никогда не утрачивала веры в Пандурангу. Каково чувство, таков и результат (Яд Бхавам Тад Бхавати). Какое бы чувство вас не посетило, результат вы обретаете в соответствии с ним. Какими будут ваши чувства, такими станут и ваши качества. Каково действие, таков и результат. Будьте неустрашимы в делах, касающихся Бога. С подобным мужеством и убежденностью вы разовьёте качества терпения. Бог - это Бхакта Парадхина (находящийся под контролем Своего преданного). По этой причине Саккубай молилась Господу:

    Как долго ещё мне сносить эти страдания, о, Ранга!
    Почему Ты подвергаешь меня столь суровым испытаниям?
    Неужели Ты мне не сострадаешь? Ты разгневался на меня?
    Разве Твоё сердце не тает при виде моего бедственного положения?
    Разве не правда, что я - слуга Тебе? Разве не вредит Твоей репутации то,
    Ты подвергать меня стольким страданиям?
    (песня на телугу)

    Она горячо молилась Господу Пандуранге. "Если я - Тебе настоящая слуга, почему я должна так сильно страдать? Во мне должен быть какой-то порок. Должно быть я согрешила. В этом причина того, что Ты не торопишься прийти ко мне на помощь. Милостиво поведай мне о моём грехе, чтобы я смогла исправиться".

    В этот самый момент Пандуранга предстал перед ней. Весь мир пронизан Богом (Ишавасьям Идам Джагат). Брахман пронизывает всю Вселенную. Всё является воплощениями Брахмана. Все воистину - формы Бога. Нет имени или формы, что ни принадлежали бы Богу.

     Космическое Божество наделено тысячами голов, очей и стоп (Сахасра Сирша Пуруша Сахасракша Сахасра Пад). Бог может принимать тысячи форм. Пандуранга принял форму Саккубай и выполнил все её обычные домашние обязанности, и, чтобы её осчастливить, направил её в Пандхарпур.

    Никогда не сомневайтесь в том, 
    Что Бог находится здесь, а не там.
    Где бы вы Его не искали,
    Он там и пребывает.
    (стихотворение на телугу)

Сосредоточьте ваше видение на Боге

    Если ваше сердце чисто, совершенно не трудно обрести видение Бога. В действительности обрести видение Бога легко. Вы не способны достичь Бога, поскольку вам не достает чистоты. Чтобы увидеть сверкающее Солнце, вы должны раскрыть глаза. Даже если Солнце находится на небе, как сможете вы его разглядеть, если глаза ваши закрыты? Точно так вам следует очистить и ваше внутреннее видение. Тогда вы повсюду узрите Бога. Но человеческое сердце густо покрыто грязью дурных мыслей. Его ум полон мирских, материальных и эфемерных желаний. Очень важно очистить ваше сердце, чтобы узреть Бога, который вечен и неизменно истинен.

    Вы не сможете разглядеть своё отражение в зеркале до той поры, пока его обратная сторона не будет покрыта отражающим свет покрытием. Сердце - это зеркало, а любовь - это покрытие. Если вы покроете любовью зеркало вашего сердца, вы незамедлительно обретёте видение Бога. Но сегодня такое покрытие любви полностью отсутствует в сердце человека. Вместо этого оно заполнено дурными качествами ненависти, зависти, эгоизма и хвастовства. Бог продолжает непрестанно изливать на человека Свою милость. Но человек не способен получать её из-за своих ложных представлений. В действительности человек совершенно утратил свою человечность. Всё, что вы наблюдаете в мире - это лишь отражение ваших собственных чувств. Бог - это Ниргунам, Ниранджанам, Санатана Никетанам, Нитья, Шуддха, Будда, Мукта, Нирмала Сварупинам (вне качеств, незапятнанное, конечная обитель, вечное, чистое, свободное от предрассудков, воплощение святости). В Нём вовсе никогда не происходит перемен. Но вы попадаете во власть иллюзии собственных чувств. Ваши чувства не сосредоточены на Боге.

    Когда Господь Нараяна бросился спасать Гаджендру, которого схватил крокодил,
    Его жена Лакшми размышляла, должна ли она поинтересоваться, куда Он собирается.
    В первый момент Лакшми быстро подбежала к Нараяне, чтобы расспросить, куда Он собирается.
    Затем она отступила при мысли, что её муж может и не ответить, поскольку очень торопился,
    В этом замешательстве её коса стала расплетаться, и она не смогла сделать ни шага вперёд, ни идти назад.
    (стихотворение на телугу)

    Лакшми вначале бросилась вперёд, чтобы расспросить Нараяну, но затем отступила назад. Хотя она и была женой Нараяны, она засомневалась, ответит ли на её вопрос муж, или нет. Откуда берётся сомнение? Оно возникает, если в человеке имеется некая ущербность. Какова была ущербность Лакшми? Она позволила проявиться эго, так как подумала: "Почему Нараяна уходит молча"? Это эго было её основным грехом. Эго - это один из главных пороков человека. Он - причина его падения. Божественный принцип любви проявится в нём, только если он смирит эго. Если он хочет избавиться от дурных качеств, вроде эго, хвастовства и зависти, он обязан развить терпение. Терпение - это истина, терпение - это праведность, терпение - это йога, терпение - это воистину Бог. Терпение - это всё.

     Сегодня любовь ограничивается лишь речью человека, она исчезла из его сердца. Люди лишь притворяются, что любят, но на самом деле не понимают, что значит любовь. Если у вас есть любовь, в вас не будет страха, гнева и ненависти. Для вас нет нужды удаляться в леса и предаваться аскезе, нет вам и никакой нужды заниматься различными духовными практиками. Если вы заполните сердце чистой любовью, этого будет достаточно. Любовь всегда чиста и совершенна. Из-за того, что у людей отсутствует любовь, они начинают сомневаться даже в Боге. Если они разовьют истинную любовь, у них не будет сомнений.

    Бог всегда готов помочь и послужить преданным, которые полностью Ему предались. У таких преданных нет собственных дел. Они постоянно думают о Боге, а Бог всегда присматривает за их благополучием. Бог всегда учит человека, что для него хорошо и полезно. Аналогично человек должен безоговорочно следовать Божьим велениям. Это должно стать целью жизни. Забывая это, человек сегодня потакает стремлениям, в которых нет необходимости. Это нехорошо.

Величие Драупади

    Каково действительное значение кшамы (прощения)? Ашваттхама убил пятерых сыновей Драупади под покровом ночи, когда они спали. Они были невинны и не причинили ему никакого зла. Однако он безжалостно убил их. В конце концов, Арджуна захватил Ашваттхаму и привел его к Драупади. Вы сами можете сделать вывод из этого случая, сколь велико было качество прощения у Драупади. Она спросила у Ашваттхамы:

    Разве не у стоп твоего отца Дроначарьи мои мужья выучились всему, что знают? 
    Будучи сыном Дроначарьи, было ли с твоей стороны правильно убивать моих детей? 
    Как тебе хватило сердца убить их, безоружных, маленьких, мирно спавших, 
    Не испытывавших к тебе какой-либо неприязни и не замышлявших тебе никакого вреда?
    (стихотворение на телугу)

    "Было ли оправданным убивать невинных детей, не участвовавших в сражении и владеющих каким-либо оружием", - вопрошала она его.

    Вслед за этим Драупади упала к стопам Арджуны и сказала:

    О, Партха! Не гоже убивать мужчину, который напуган или струсил, 
    Уснул или отравлен, кто ищет прибежища, или убивать женщину.
    Ты не должен убивать Ашваттхаму, поскольку он сын твоего учителя.
    (стихотворение на телугу)

     Когда Драупади произнесла эти слова прощения, Бхима рассвирепел и сказал:

    Эта Драупади - глупая женщина, поскольку молит об освобождении этого негодяя.
    Она не испытывает никакого гнева к убийце её сыновей.
    Этот Ашваттхама не брахман. Не освобождай, а убей его.
    Если ты этого не сделаешь, вот увидишь, я сам размозжу ему голову своей могучей рукой!
    (стихотворение на телугу)

    Драупади возразила Бхиме: "Нет справедливости в том, чтобы убить Ашваттхаму. Я охвачена горем из-за убийства моих сыновей, разве мать Ашваттхамы не будет таким же образом горевать о смерти своего сына? В любом случае моих сыновей больше нет. Я не смогу избежать этого горя. К чему тебе теперь причинять горе матери Ашваттхамы, убив его?"

    Вот - истинное прощение. Вы должны понять истину, что другой человек, если вы причините ему вред, будет страдать аналогичным образом, что и вы, когда вред причинен вам. Отыщется ли сегодня в мире какая-то мать, что сможет проявить подобное прощение и снисхождение? В этом величие Драупади. Драупади была не простой женщиной. Она была рождена из огня яджны, и обладала совершенным контролем чувств. С древних времён много подобных благородных женщин было рождено в этой священной земле Бхараты, и они явили её изначальную славу и культуру. Но сегодня сами бхаратийцы не способны понять величие собственной культуры. Студенты должны понять величие индийской культуры и действовать подобающим образом.

    Во времена любых бедствий вам следует практиковать терпение, чтобы жить в спокойствии.

    Жители Бхараты с незапамятных времен хранят в своём сердце это качество как сокровище. Терпение являлось основным качеством мудрецов (риши). В этом состояла их подлинная красота. Однако некоторые риши страдали от крушения своих духовных стремлений, поскольку они утратили качество терпения. Они растеряли все свои силы аскезы, исполняемой ряд лет. Точно так и многие императоры утратили свои царства, а великие учёные остались ни с чем, поскольку они утратили это качество терпения. Вот почему вам следует считать терпение качеством, которое дарует вам полную защиту. Это - ваши защитные доспехи. Если вы позабудете об этих защитных доспехах терпения и погонитесь за мирскими и эфемерными удовольствиями, вы ввергните себя в пучину непереносимых трудностей.

Гнев - это великий грех

    Студенты!
    Самое важное - это терпение. Какова бы ни была ситуация, вам следует соблюдать спокойствие и терпение. Никогда не спешите. Спешка приводит к потерям, потери вызывают беспокойство. Поэтому не торопитесь.

    Всегда оставайтесь сдержанными и невозмутимыми. Никогда ничего не делайте второпях. Всегда соблюдайте покой. Если будете спокойны, то сможете достичь всего. Без мира и спокойствия человек не может достичь счастья. Поэтому поддерживайте спокойствие, это ваша величайшая защита. Никогда не действуйте второпях. Это больше касается студентов, поскольку многие из них - горячие головы. Для них самое главное - это терпение. Им следует развить терпение и быть готовыми ко всякого рода испытаниям. Вы должны сохранять спокойствие, даже когда другие грубо оскорбляют вас. С другой стороны, если вы в спешке приметесь реагировать на постороннюю критику, вы утратите драгоценное качество терпения.

    Храните свое спокойствие, даже если другие справедливо или нет обсуждают вас. Ваше терпение ценится подобно алмазу, тогда как бессмысленная болтовня окружающих подобна куску угля. Вам не следует разменивать свой драгоценный алмаз на их никчемный кусок угля. Вам не следует приходить в смятение, когда другие плохо о вас отзываются.

    Сегодня человек попусту тратит свою жизнь вследствие отсутствия терпения. Он то и дело впадает в раж (гнев). Гнев - это огромный грех. Существует ряд людей, что произносят даже свои молитвы сердитым тоном, если они на кого-то рассержены. Например, когда вы сидите на бхаджанах, кто-то рядом сидящий может причинить вам неудобство, из-за того что вам не достаточно места. У вас нет другого выхода, как только сносить подобное неудобство. По завершении бхаджанов три раза исполняют: "Шанти, Шанти, Шанти". Но из-за своего гнева на этого человека вы тоже сердито поёте: "Шанти, Шанти, Шанти"! Как же вы сможете достичь покоя? Вам следует отнестись к этому, как к своему испытанию и быть абсолютно спокойными при пении: "Шанти, Шанти, Шанти". Но преданные сегодняшнего дня полны гнева, даже исполняя: "Шанти, Шанти, Шанти". Какая польза от пения бхаджанов, лишенных преданности? Если ваша преданность истинна, вы будете хранить спокойствие, какова бы ни была ситуация. Но вы сердитесь и суетитесь даже по тривиальным вопросам, начинаете ненавидеть окружающих, боритесь с ними, тем самым, вызывая беспокойство в общественной среде. Это не правильно. Вы должны всегда оставаться спокойными, поддерживать мир в своих семьях и излучать покой в обществе. Таков ваш долг. С другой стороны, если у вас не достает покоя, и вы множите в обществе сумятицу, это - огромный грех. Таким образом, вам следует все больше и больше развивать это качество терпения, расценивая его как сам принцип вашей жизни.

Бхагаван завершил Свою беседу бхаджаном
"Вахе Гуру, Вахе Гуру, Вахе Гуру Джей Боло…"

МАЙ 2010
СОДЕРЖАНИЕ

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.