Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | САНАТАНА САРАТХИ

2015ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬ???????
2014ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2013ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2012ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2011ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2010ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2009ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2008ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2007ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2006ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2005ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ

 

ИСТИНА И ПРАВЕДНОСТЬ - ОСНОВА ИСТИННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Из напутственного обращения Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы к студентам 22 ноября 2005 года
в Саи Кульвант Холле, в Прашанти Нилаяме в день 24 созыва Института высшего образования Шри Сатья Саи.

    Студенты - юноши и девушки!
    Я не хочу долго говорить о современной системе образования. Существует одна цель образования - обретение понимания того, что такое истина. Нельзя считать истинным образованием получение знаний, которые не раскрывают сути истины. Сегодня в мире кроры (десятки миллионов) так называемых образованных людей. Но чем они занимаются? Они лишены духа паропакары (желания делать добро другим людям).

Современное образование развивает эгоизм

    Тем не менее, студенты стремятся получить образование. Они получают только мирское, а не духовное образование. На самом деле, только духовное образование является истинным. Человек должен получить духовное образование, так как оно наделяет его знаниями о Боге. Мирское образование обеспечивает человека средствами к существованию. Оно предназначено для поддержания физического существования человека и его семьи. Конец образования - обретение характера. Бесхарактерному человеку ничто не приносит пользы. К сожалению, сегодня мы забываем об этой священной цели образования. Какой смысл получать образование, которое не помогает человеку достичь цели образования? Современное образование помогает человеку в достижении мирских целей. Образование обеспечивает человеку реализацию его мирских желаний, но это не является целью образования. Помимо достижения комфорта в мирской жизни, образование должно способствовать внутреннему развитию человека. Образование должно наделять человека способностью развивать хорошие качества, характер и преданность. Должна быть гармония между прогрессом в мирской жизни и внутренним развитием человека. Должна существовать гармония между мыслями и действиями человека. Только тогда, когда человек почувствует единство, он сможет осознать Божественность.

    Современное образование занимается только развитием эгоизма. Истинное образование учит бескорыстию. Оно не учит человека осуществлению своих эгоистических целей. Истинное образование побуждает служить другим людям. Паропакарая пуньяя, папайа парапииданам (Человек обретает заслугу, когда он служит другим людям, и совершает грех, когда вредит им). Сегодня вы повсюду встречаетесь с проявлениями эгоизма. Эгоистические интересы всюду находятся на первом плане. Он забывает об истинном "Я". Это Атма, которая присутствует в каждом человеке. Это чайтанья шакти (сила сознания). Чайтанья шакти присутствует в каждом живом существе. Вот почему в Ведах говорится: "Ишвара сарва бхутанам" (Бог является обитателем всех существ). Человек должен отбросить личные интересы и стремиться осознать принцип Атма-таттвы (принцип истинного "Я"). Современное образование пропитано крайним эгоизмом. Только когда человек превзойдет личный интерес, он сможет получить истинное образование и обрести чистоту сердца. Проявлять бескорыстие и осознать принцип Атма-таттвы может только человек; птицы, звери и животные не способны на это. Человека, бескорыстно помогающего людям, развивающего дух самопожертвования и осознающего принцип истинного "Я", можно назвать человеком в истинном смысле этого слова. Этого нельзя достичь, просто получив образование.

Получите такое образование, которое развивает характер

    Только человек, наделённый характером, может обрести ценность. Бесхарактерного человека нельзя называть человеком. Поэтому получите такое образование, которое развивает характер. Образование предназначено не для наполнения карманов деньгами. В конце концов, что могут сделать деньги? Как они могут помочь нам? Возможно, они могут помочь обрести имя и славу и построить роскошные дома. Но если у вас нет характера, польза от всего этого равна нулю. К сожалению, в современном мире процветают только такие люди. На самом деле, человека, не имеющего характера, нельзя назвать человеком. Он всего лишь животное. Даже животное лучше такого человека, потому что у него на всё есть сезон и причина. Но у современного человека нет ни сезона, ни резона! Кругом один эгоизм.

    Как только эгоизм овладевает человеком, он сразу начинает деградировать. Характер - самый важный аспект человека. Основой характера являются истина и праведность. "Сатьяннасти паро дхарма" (Не существует дхармы превыше приверженности истине). Здание праведности покоится на фундаменте истины. Праведность не может существовать, если разрушен фундамент истины. Поэтому истина и праведность являются двумя самыми важными составляющими человека. Без истины, праведности и любви не может быть мира. Без истины, праведности, любви и мира высокое положение в обществе не приносит пользы.

    Многие люди жалуются: "У меня есть в этой жизни всё, кроме покоя ума". Человек, у которого нет покоя ума, постоянно сталкивается с трудностями. Как только человек обретёт покой ума, он сможет жить счастливо. У него не будет никаких проблем! На самом деле, такой человек обрёл большие добродетели. Благодаря заслугам, которые человек обрёл в прошлых жизнях, следуя принципам истины и праведности, он получил это человеческое рождение. Без истины и праведности человек теряет человеческие качества. Он опускается на уровень демона или животного. Слово манава (человек) состоит из трёх букв: "ма", "на" и "ва". "Ма" означает привязанность, "на" - без, и "ва" - поведение. Существо, которое живёт, не имея привязанности, является человеком. Как у человека появляются привязанности? Он женится, заводит детей, у него растёт семья - все эти отношения являются причиной привязанности. Из-за привязанностей человек теряет покой.

    Сегодня у человека есть всё - хорошая пища, различные наслаждения, возможность комфортно путешествовать, но у него нет покоя ума. Для того чтобы обрести покой ума, человек должен обрести свободу от привязанности. Развивайте экатма бхаву (чувство единства с Богом). Если человек развивает экатма бхаву, он сможет свободно жить в миру, не имея привязанностей. Человек теряет свободу и обретает зависимость тогда, когда у него появляются желания, вожделение и т.д. Там, где есть вожделение, любовь не может существовать. Человек должен распространять аромат любви, подобно розе. Когда человек разовьёт хорошие мысли и хорошее поведение, он станет воплощением добродетели. Без любви и добродетельности человек развивает привязанность. Счастье заключено в непривязанности. Непривязанность, однако, не означает безразличного отношения к трудностям других людей. Помогайте всем, будьте сострадательными к бедным. Если у вас есть любовь и сострадание, вы являетесь истинным человеком.

Что такое отречение?

    Во время путешествия на север Индии для участия в дискуссиях учёных людей Ади Шанкара встретил великого ученого по имени Мандана Мишра. У него была жена, которую звали Убхаябхарати. Её выбрали судьёй в споре между Шанкарачарьей и Мандана Мишрой. На самом деле, её кандидатуру выдвинул сам Шанкара, потому что считал её самой честной и справедливой, хотя она и была женой его соперника Мандана Мишры. Она считала истину самим Богом и поэтому хорошо подходила на роль судьи. Дискуссия между Шанкарачарьей и Мандана Мишрой началась в присутствии Убхаибхарати. Она внимательно следила за их аргументами и контраргументами. В конце концов, Шанкарачарья одержал победу над Мадана Мишрой, и Убхаябхарати объявила его победителем. В соответствии с условиями спора Мандана Мишра должен был стать саньясином (отреченным); он так и поступил. Убхаябхарати, будучи верной женой, последовала за ним и тоже приняла саньясу. Может возникнуть вопрос, в чём заключается истинный смысл саньясы. Это отказ от всех желаний. Пока у человека есть желания, он будет лишь самсари (мирским человеком). Он будет развивать мирские взаимоотношения. В первую очередь, он захочет иметь сына. Затем он захочет, чтобы у сына была жена, внуки, внучки и т.д.

    Однажды Убхаябхарати шла со своими учениками к Ганге, чтобы совершить священное омовение. По дороге она заметила отдыхающего у дороги саньясина, у которого под головой находился сосуд из высушенной тыквы. В нём он хранил питьевую воду и поэтому тщательно оберегал его. Убхаябхарати заметила привязанность саньясина к сосуду и сказала ученикам: "Посмотрите! Этот человек называет себя саньясином, но он привязан к сосуду из тыквы, который подложил под голову вместо подушки". Саньясин услышал это, но ничего не сказал. Когда Убхаябхарати со своими учениками возвращалась обратно, саньясин на глазах у всех выбросил сосуд, желая показать, что он не привязан к нему. Увидев это, Убхаябхарати заметила: "Я думала, что у него только один недостаток - абхимана (привязанность). Теперь я понимаю, что у него есть ещё один недостаток - ахамкара (эго). Как человек, имеющий абхиману и ахамкару, может стать джнани и саньясином?" Её слова раскрыли саньясину глаза. Он стал благодарить Убхаибхарати за то, что она дала ему истинное знание о том, что такое отречение.

Люди, с которыми вы общаетесь, оказывают влияние на ваши мысли и поведение

    Сегодня люди делают вид, что отреклись от всего. На самом деле, именно они жаждут обладать мирскими вещами. У студентов должно быть только одно желание. Это брахмачарья (целибат, чистота). Это истинное отречение. Приезжая сюда, вы молитесь: "Свами! Нам ничего не надо. Мы не хотим жениться, заводить семью, строить дома и т.д. Пожалуйста, веди нас по пути преданности и освобождения". Но как только вы покидаете институт, множество желаний охватывает вас, подобно пчелиному рою.

    На поведение человека влияют многие факторы, такие как стханабала (сила места), бхуджабала (сила физического тела) и дханабала (сила богатства) и дайвабала (Божественная сила). В Рамаяне приводится пример того, как стханабала оказывает влияние на мысли человека. В лесу Рама и Лакшмана сели под деревом. Сразу после этого Лакшмана сказал Раме, что он устал от жизни в лесу и хочет как можно быстрее вернуться в Айодхью, чтобы вести более комфортную жизнь. Рама улыбнулся и сказал: "Давайте пройдём немного дальше, Я всё объясню позже". Как мог Лакшмана, который до этого заявлял, что Рама был для него всем, и что он не может прожить без Рамы ни мгновения, так сказать? Почему он вдруг стал беспокоиться о комфорте? Пройдя небольшое расстояние, Лакшмана почувствовал муки раскаяния за своё дерзкое поведение. Он осознал свою ошибку, схватился за стопы Рамы и сказал: "Рама! Прости меня за то, что я сказал. Я не могу понять, как у меня могли появиться такие плохие мысли. В чём причина этого?" Рама объяснил: "Лакшмана! Место, которое мы только что миновали, было пристанищем демоницы. Она обычно отдыхала под тем деревом. Поэтому это место наполнено её дьявольскими качествами. Вибрации этих плохих качеств породили в тебе плохие мысли. Как только ты покинул это место, ты снова стал самим собой. Твоя врождённая незапятнанная природа проявила себя". Таким образом, определённые места влияют на поведение человека. После этого Рама тщательно выбирал места остановки в лесу.

    Точно так же и люди, с которыми вы общаетесь, оказывают влияние на ваши мысли и поведение. Молодые люди часто попадают в плохую компанию и развивают плохие качества. Это неправильно. Они всегда должны дружить с хорошими людьми и стремиться обрести их качества. Никогда не имейте никаких дел с человеком, обладающим плохими качествами. Держитесь на расстоянии от таких людей. В великом эпосе Рамаяна есть множество примеров того, как общение с хорошими людьми влияет на развитие благородных качеств. Ади Шанкара в песне "Бхаджа Говиндам" ярко описал, как сатсанг (общество добродетельных людей), в конечном итоге, приводит к освобождению:

    Сатсангатве ниссангатвам,
    Ниссангатвам нирмохатвам,
    Нирмохатве нисчалататтвам,
    Нисчалаттве дживанмукти.
    (шлока на санскрите)

    Общество хороших людей приводит к освобождению.
    Непривязанность освобождает от иллюзии.
    Свобода от иллюзии приводит к постоянству ума.
    Устойчивый ум дарует освобождение.

    Сегодня люди вращаются в плохой компании и, в конечном итоге, губят себя. Это воздействие Кали Юги, которую часто называют Калаха Югой (веком конфликтов). Человек по своей природе Божественен. Он становится плохим из-за дуссанги (плохой компании). Вот почему мудрецы и провидцы былых времен постоянно стремились развивать благородные качества с помощью сатсанга.

    Сегодня везде можно встретить низкопробную литературу. Повсюду люди, и особенно молодёжь, читают плохие книги, которые загрязняют их ум. Вы, возможно, видели молодых людей, которые посещают библиотеку исключительно по воскресеньям и праздникам. Вы часто видите в библиотеке молодых людей, которые заняты изучением книг. Какого рода книги они читают? Они читают плохие книги, прикрытые красивой обложкой. Как только вы снимите обложку и загляните в книгу, вы увидите, что это низкопробное чтиво с такого же рода фотографиями. С такими студентами нужно быть очень строгими. Внешне они разговаривают очень мягко, как будто ни в чём не виноваты. Но тайно занимаются плохими делами. Они отыскивают плохие книги и читают их с всепоглощающим интересом. Плохие книги очень привлекательны для молодых умов. Люди, которые пишут плохие книги и склоняют молодёжь к их чтению, не думают о плохом влиянии, которое они оказывают на молодые умы. Так из-за влияния плохих книг молодые люди портят себя. Никакая сила не сможет изменить таких юношей, даже Бог.

    До тех пор, пока человек не пересмотрит своё поведение и не начнёт стремиться к трансформации, он будет продолжать общаться с плохими людьми. Человек является истинно преданным, если он осознает свои ошибки. Характер и поведение обладают первостепенной важностью. Если человек следит за ними, он, несомненно, будет идти верным путём. Нет смысла получать академические степени для того, чтобы заработать много денег и занять высокую должность. Надолго ли их хватит? Наоборот, они могут однажды привести вас к беде. Деньги, заработанные нечестным путём, послужат осуществлению плохих целей. "Йад бхавам тад бхавати" (Каково чувство, таков и результат). Поэтому человек должен развивать благородные мысли и чувства.

Студенты должны воспитывать в себе хорошие качества

    Человек должен читать хорошие книги, которые приведут его к трансформации сердца и духовному возрождению. В отличие от студентов древности, современные студенты склонны к плохому поведению. Несмотря на упорные усилия учителей, которые стремятся произвести в них трансформацию, они продолжают проявлять свои плохие качества. Сегодня часто можно видеть, как студенты образовательных учреждений оскорбляют учителей. Существуют студенты, которые предают тех людей, которые обеспечивают их существование. Есть также студенты, которые без колебаний причиняют вред тем людям, которые помогали им. Таковы качества современных студентов. Они не ценят того, что делают учителя для их духовного возрождения.

    Какими качествами должен обладать студент? У студента должен быть развитый интеллект, хороший характер, он должен быть преданным, приверженным истине, дисциплинированным и исполнительным. Только те студенты, которые развивают подобные качества, можно назвать истинными студентами. Те молодые люди, чьи действия противоречат этим принципам, являются не студентами, а глупцами (игра слов students и stupids). Вы не должны общаться с ними, но вы и не должны называть их глупцами. Вам не следует иметь с ними никаких отношений. Вы должны развивать в себе хорошие качества, которые высоко оценит общество.

    Любите всех. На самом деле, любовь - это самый важный аспект образования. Тот, кто обучает методу, с помощью которого человек может развить бескорыстную любовь, является истинным гуру. Несомненно, существует много таких учителей. Я основал образовательные учреждения Шри Сатья Саи только для того, чтобы прививать студентам любовь и обучать их благородным качествам. Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей библиотеке нет ни одной плохой книги. Наши студенты очень хорошие. Они никогда не общаются с плохими людьми. Даже когда они уезжают на каникулы домой, они не хотят надолго там оставаться. Иногда их матери говорят: "Дорогой мой! Ты целый год пробыл в Бриндаване или Путтапарти. У тебя не было возможности поесть вкусную пищу со специями. Я приготовлю такую еду, которая тебе понравится". Наши студенты отвечают: "Мама! Ты тоже не должна есть подобную раджасическую пищу. Это плохо влияет на здоровье". Какова пища, такова и голова (мысли). Неправильное питание и плохие мысли способствуют тому, что люди забывают о Боге. Поэтому не меняйте свои привычки в области питания. Продолжайте питаться саттвической пищей. Ешьте много овощей и зелени. Только тогда, когда вы будете поддерживать хорошие привычки в отношении питания и мыслей, вы станете хорошими людьми.

    Вы знаете, что люди ожидают многого от студентов, которые учатся в образовательных учреждениях Шри Сатья Саи. Если они увидят, что вы ведёте себя недостойным образом, они скажут: "Ты студент института Шри Сатья Саи. Как же ты можешь так плохо себя вести?" Поэтому наши студенты никогда не должны давать повода для таких слов. Они должны служить другим примером идеального поведения. Некоторые студенты демонстрируют хорошее поведение и преданность до тех пор, пока живут в наших общежитиях. Когда же они покидают институт, их характер портится. Так быть не должно. Где бы вы ни находились, в общежитии или вне его, вы должны вести себя хорошо. Я не сомневаюсь в хорошем поведении наших студентов. Студенты нашего колледжа - очень хорошие ребята. Я искренне надеюсь, что они и в будущем будут хорошими и смогут показывать пример другим людям. Я завершаю Свою беседу и благословляю всех вас.

ДЕКАБРЬ 2005
СОДЕРЖАНИЕ

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.