Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | САНАТАНА САРАТХИ

2015ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬ???????
2014ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2013ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2012ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2011ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2010ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2009ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2008ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2007ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2006ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2005ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ

 

МАТЬ ИШВАРАММА: ВОПЛОЩЕНИЕ ПРОСТОТЫ И БЛАГОРОДСТВА

Биккина Веера Нагамани

С чувством глубокой благодарности и признательности я вспоминаю общение нашей семьи с матерью нашего Свами, Ишвараммой, в течение почти 20 лет. Думаю, что это особая милость и благословение знать ее. Мой дед, д-р Ситарамайя, приехал в Прашанти Нилаям в 1953 году в надежде провести спокойную старость, посвятив себя духовной практике. Но в 1954 году Свами заложил Общий госпиталь Шри Сатья Саи, а в 1956 году, когда он был готов к открытию, убедил его работать там. Свами сказал моему деду, что он просто должен быть инструментом в Его руках, а Он, Божественный Врач, все сделает.

Приятные манеры и внимательное отношение к людям

Общение нашей семьи с матерью Ишвараммой, которое началось тогда, переросло в счастливые, прекрасные и доверительные отношения в течение лет, которые последовали за этим. В те ранние годы она и моя бабушка были хорошими подругами. Каждое утро она имела обыкновение ходить на даршан Свами, энергично вышагивая всю дорогу от деревни до Ашрама. Хотя она была матерью Аватара, жизнь матери Ишвараммы не была легкой. На ее долю выпало злоключений больше положенного.

Но она всегда сохраняла бодрый и пытливый взгляд на жизнь и людей. Она смеялась, шутила и заражала людей вокруг себя своей веселостью. Когда она приходила на даршан, она приходила и садилась на веранде нашей квартиры, и по привычке разговаривала с нами в своей веселой, общительной манере. Моему отцу она иногда говаривала: "Ну что, доктор, посмотрим, кто ходит быстрее: ты или я? Давай пройдемся до Старого мандира".

В те дни ее по обыкновению беспокоило то, кто же будет заботиться о Свами, поскольку Он не был женат. Если мы указывали на то, что Свами, будучи Богом, не нуждается в женитьбе, она парировала: "Разве Рама не был женат? Разве Кришна не был женат?". Но по мере того, как шли годы и все больше преданных приезжало к Свами, она забыла о своих страхах, видя их любовь и преданность. Затем она перестала говорить об этом.

Каждый год на День рождения Свами по существующей традиции замужние женщины Ашрама официально приглашали семью Свами принять участие в этом праздновании. Они выходили из Ашрама в составе процессии, неся тарелки с фруктами, цветами, ярко-красным порошком, браслетами и другими традиционными предметами, в сопровождении группы музыкантов, чтобы привести их в Мандир. Затем мать Ишварамма и отец Педда Венкама Раджу наносили масло на волосы Свами и надевали на Него гирлянду. После чего другие пары, которых выбирал Свами, также выражали Ему свою любовь и восхищение. Это считалось большой привилегией и честью, и Свами всегда оказывал их вначале Своим родителям. В 1963 году, когда умер Педда Венкама Раджу, Свами попросил мать Ишварамму придти и жить в Прашанти Нилаям. В тот год Он Сам пошел к ней в комнату на Свой День рождения, чтобы она смазала Ему голову маслом и надела гирлянду до того, как эта милость будет оказана другим.

Забота матери Ишвараммы о других

Впервые я приехала в Парти со своими родителями в 1956 году и продолжала ездить туда регулярно до 1965 года. В июне 1965 года, когда я приехала, Свами сказал, что мне лучше жить здесь. Итак, с тех пор я жила здесь и Прашанти Нилаям стал моим домом. Мое знакомство с матерью Свами скоро переросло в просто чудесные и доверительные отношения, несмотря на разницу в нашем возрасте. Она и я регулярно посещали друг друга и не пропускали ни одного дня. Либо она приходила ко мне в комнату, либо я шла к ней. Однажды, когда она была у нас в комнате, случайно зашла д-р Джаялакшми, которая работала в госпитале. Когда у нас в комнате она увидела мать Свами, то села послушать, что та говорила, потому что разговор неизменно крутился вокруг Свами. Естественно, что д-р Джаялакшми хотела услышать что-нибудь о Свами. Она спросила ее, каким был Свами, когда был ребенком. На стене нашей комнаты висел календарь с изображением маленького Кришны, который ел масло. Показывая на него, мать Ишварамма сказала: "У Свами было такое же как у Него улыбающееся лицо и вьющиеся волосы. Но мы не могли себе позволить надевать так много драгоценностей (как у Кришны на календаре). Но все же как-то, сама не знаю как, у нас были кое-какие серебряные украшения, изготовленные для Него".

Ее сострадание к людям, находящимся в беде, частенько побуждали ее хлопотать от их имени и просить Свами. Когда бы она не увидала преданных, выглядевших несчастными или попавшими в беду, она беспокоилась о них и обращалась к Свами, чтобы Он поговорил с ними. В то же время ее любовь к Свами заставляла ее всегда тревожиться по поводу того, что люди могут сказать о Нем. В те дни Свами обычно давал больше интервью преданным. Во время праздников Он имел обыкновение лично руководить всем и каждым. В один год, во время праздника Дурга Наваратри, Свами, будучи очень занятым, не имел свободного времени, чтобы провести столь желанную личную встречу с преданными, которые хотели уехать после окончания праздника. Потому Он объявил, что им следует возвращаться домой, не дожидаясь интервью и что Он дает им свое благословение. Двумя днями позже, когда преданный вошел в Ашрам, Он дал ему интервью. Это очень сильно расстроило мать Ишварамму. Она не могла допустить мысли о том, что люди могут плохо говорить о Свами. Она хотела, чтобы Он ничего не делал такого, что заставило бы людей говорить против Него. С волнением она сказала мне: "Посмотри, что Он творит. Что подумают люди?". В такие времена она становилась просто матерью, которую заботила репутация сына. Она забывала, что Он выше хвалы и клеветы и все, что Он делает, Он делает по веским причинам, известным лишь Ему.

Мать Ишварамма горячо любила свою родную деревню Парти. Даже в летние месяцы, когда Свами обычно останавливался в Ашраме Бриндавана рядом с Бангалором, она выбирала Путтапарти. Если кто-то предлагал ей поехать в Бангалор, она говорила: "Нет". Она чувствовала себя счастливой, оставаясь в Парти, и была довольна жизнью там, несмотря на жару. Лето не будет длиться вечно, говаривала она. Она никогда не принимала лекарства. Иногда врачи, посещавшие ее, давали ей витамины, которые она клала мне в руку с тем, чтобы я отдала их каким-нибудь бедным пациентам в госпитале. Если я говорила, что ей следует принимать их, чтобы быть сильной, она парировала тем, что ей не нужно быть сильной, потому что она не собирается воевать ни на какой войне.

Если сообщалось, что состояние больного было серьезным, она часто интересовалась этим больным и повторяла свои указания, что о таком больном нужно тщательно заботиться.

Божественная защита во время поездки на поезде в Мумбаи

12 мая 1968 года Свами должен был приехать на торжественное открытие Дхармакшетры в Мумбаи. Свами, который был в Бангалоре, прибыл в Парти в апреле, поскольку намеревался взять всех жителей Прашанти Нилаям в Мумбай в честь такого особого мероприятия. В Ашраме должно было остаться несколько человек, чтобы присматривать за ним. Однажды после того, как ритуал дхьяны (медитации) был завершен, Свами начал говорить, кто поедет на автобусе, а кто на поезде, и г-н Н. Кастури готовил два отдельных списка. Затем Свами спросил одну женщину по имени Яджни Буллемма, как она хочет ехать: на автобусе или поездом. Она ответила, что предпочла бы ехать поездом, потому что так намного удобнее и можно поспать во время путешествия. Затем Свами изрек загадочную фразу об авариях на железной дороге, которые были довольно частыми в те дни. Радость, которую мы испытывали от мысли, что наш возлюбленный Свами берет нас с Собой, переполняла нас, что мы даже не удосужились позаботиться о том, казалось бы, случайном высказывании.

Все приготовления были организованы преданными Мумбая для тех, кто ехал на автобусе, и им даже не нужно было оплачивать проезд. Но нам, группе из 30 человек, включая нашу семью, проф. Кастури и других, нужно было организовать все самим. Мы заказали места на экспрессе Мадрас - Бомбей, но вагон, в котором мы путешествовали, должны были присоединить к поезду в Гунтакале. Итак, мы выехали из Парти в Дхармаварам до Гунтакала, где мы сели на поезд и ехали весело, распевая бхаджаны. Когда мы были недалеко от Пуны, в течение некоторого времени слышался странный звук и наш вагон стало угрожающе качать. Затем внезапно он подпрыгнул вверх в воздухе так, что с верхней полки попадали вниз сумки и чемоданы. Моя бабушка крепко меня обняла. Но прежде чем мы узнали, что происходило, наш вагон вернулся в нормальное положение. На следующей станции поезд остановился, и было принято решение покинуть наш вагон и нашей группе пересесть в другой вагон. К счастью для нас, в поезде была группа делегатов Международной Конференции, которую проводила Организация служения Сатья Саи в Мумбаи до торжественного открытия Дхармакшетры. Узнав проф. Кастури, они взяли нас в свой вагон.

Когда мы, наконец, добрались до Мумбаи, несколько запоздавшие и потрясенные, другие, прибывшие раньше, с тревогой ожидали нас. Свами, приехавший на машине в Мумбай из Бангалора, пошел увидеться с ними и мать Ишварамма озвучила их волнение по нашему поводу. Глядя вдаль, Свами ответил ей, что произошла небольшая авария, но все в безопасности и скоро прибудут, поскольку Он был с нами всю дорогу, следя за нами, охраняя нас и управляя ситуацией. То, что должно было быть большой катастрофой, было сведено Им до небольшой аварии. Мы знали об этом и мысль о том, что могло случиться с нами, совсем не беспокоила наш ум ни тогда, ни после. Мы были так глубоко счастливы, доверяя Ему, полагаясь на Него, даже не осознавая этого.

Мы славим Его как нашу мать, отца, учителя, друга и более, но быть по-настоящему свидетелем и испытать Его материнскую любовь и заботу, отцовскую защиту - это нужно обязательно пережить. Он является матерью, не похожей ни на какую мать, отцом, не похожим ни на какого другого отца, поскольку никакая мирская мать или отец не могут заботиться и любить либо оберегать нас подобно тому, как делает Он! Удовлетворившись тем, что о Его "семействе" из Парти позаботились должным образом, Он попросил добровольцев-севадалов показать пожилым людям из нашей группы, как пользоваться туалетом западного типа, поскольку они не знали, как это делать.

12 мая, в день торжественного открытия Дхармакшетры, Свами лично провел нас вокруг Сатья Дип, Своей резиденции в Дхармакшетре. Это архитектурное чудо, в форме 18-лепесткового лотоса. Свами указал на то, что в Бхагават Гите тоже содержится 18 глав, и что первое слово в нем - это праведность - Дхарма, означающая долг, а последнее - "Мама", означающее мое. Вместе эти слова образуют Мама дхарму, что означает долг, обязанность личности. Таким образом, Гита учит нас нашему высшему долгу, как человека, сказал Саи Кришна, наш возлюбленный Свами, который никогда не упускает подходящего момента учить и побуждает нас осознать и понимать высокую цель человеческого рождения.

Переживания матери Ишвараммы о поездке Свами в Восточную Африку

После окончания Всемирной Конференции мы по благословению Свами покинули Мумбай, чтобы по пути в Парти заехать в Ширди. Свами вернулся в Парти 11 июня, а 13-го Он даровал нам всем Паданамаскар и Вибхути Прасадам, потому что в тот день Он опять уезжал из Путтапарти, на сей раз в Бангалор. И вот, вместе с д-ром Джайялакшми я поднялась по лестнице в комнату Свами, чтобы попросить Его разрешения поехать вместе с Ним в Бангалор. Выраженной вслух просьбе д-ра Джайалакшми Он дал утвердительный ответ, тоже словесный. Я молила о Его позволении безмолвным взглядом и Он дал свое согласие тоже взглядом. Через два дня я отправилась в Бриндаван вместе с Педда Ботту, давней преданной Свами, которая была рядом еще с Его прежней формой - Ширди Саи.

В Бриндаване Свами велел мне остаться внутри Мандира вместе с Матерью Ишвараммой и другими женщинами. Свами обедал в компании нескольких мужчин-преданных, женщинам же подали еду на примыкающей к дому веранде. Свами заканчивал трапезу примерно за две минуты, затем выходил на веранду поговорить с Матерью. Однажды вечером Он, как бы между прочим, сообщил, что собирается в Африку. И, как Он обычно делал, чтобы подразнить ее, заметил, что в этой чужеземной стране львы и тигры бродят на воле так же свободно, как у нас - собаки. Это очень напугало ее и она начала умолять Его отказаться от этой затеи. Свами лишь посмеялся над ее страхами, а затем, чтобы отвлечь ее внимание, сказал, что в Африке очень дешевое золото.

В ту ночь Мать Ишварамма не могла спать - планируемая поездка Свами в страну, кишащую дикими зверями, будоражила ее ум. Спустя несколько дней Свами снова заговорил о запланированном посещении Африки и сказал, что Его преданные в Мумбае готовятся к торжественным проводам по случаю Его первой зарубежной поездки. Они сооружали арку, украшенную 108 элементами в форме лотоса. Поняв, что Свами точно собирается отправиться в дальнюю страну, несмотря на ее протесты, Мать Ишварамма попросила позволения сопровождать Его до самого Мумбая. Свами уклончиво ответил: "Посмотрим", но ответ ее не удовлетворил. Когда день Его отлета в Мумбай приблизился, она повторила свою просьбу. Понимая ее чувства и желая исполнить ее желание, Свами все же не ответил согласием. Он спросил: "Но кто вернет тебя домой из Мумбая? Подожди, спросим Джаву". Сказав это, Он пошел завтракать, а мать осталась на улице ждать. Вышла сама г-жа Джава, поприветствовала Мать Ишварамму и, заметив обеспокоенность на ее лице, спросила, в чем дело. Я спросила Мать Ишварамму, можно ли мне объяснить ситуацию и она кивнула в знак согласия. Когда я объяснила г-же Джаве, в чем дело, она выразила свою готовность сопровождать Мать Ишварамму и когда вышел Свами, она повторила то же самое и Ему. Свами посмотрел на Мать и спросил: "Значит, ты уже попросила ее?". Г-жа Джава сказала: "Нет, она мне ничего не говорила". На это Свами возразил: "Не нужно говорить неправду".

Итак, Мать Ишварамма сопровождала Свами до самого Мумбая, а после того, как Свами вылетел в Восточную Африку, она потеряла из-за беспокойства сон. Она ничего не ела и даже не пила воду, пока не пришла телеграмма, извещающая о Его прибытии в Африку. До самого Его возвращения в Индию она переживала такое глубокое беспокойство и тревогу, что даже, похоже, потеряла аппетит. Хотя Он был Господином и Мастером всех миров, Он был ее сыном, и именно материнскую любовь она всегда испытывала по отношению к Нему. Она обращалась к Нему "Свами", подобно другим людям, и относилась к Его словам с высочайшим почтением, дисциплинируя свою жизнь в соответствии с Его пожеланиями.

Мирная кончина

Рано утром 6 мая 1972 года из Бриндавана пришла срочная депеша. В ней говорилось, что Шримати Ишварамма отправляется в Парти по причине нездоровья. Мы, должно быть, были слишком наивны, чтобы понять, что это значило. Мы с д-ром Джаялакшми тут же занялись подготовкой места для нее в госпитале, чтобы оказывать ей помощь. Но когда машина доставила ее прямо в деревню, в дом Шри Джанаки Рамайяха, мы уже знали, что случилось. Со всеми подобающими почестями тело было захоронено в тот же день.

На следующий день мы отправились в Бангалор. Как только мы прибыли туда, Свами вышел встретить нас. Увидев Его, г-жа Венкамма и г-жа Парватамма начали плакать. Он успокоил их, сказав, что не следует горевать, поскольку Его мать оставила свою земную оболочку в должное время, без страданий из-за старости и болезней. Они должны быть благодарны за то, что ее кончина была легкой и мирной.

Те из нас, кто находился в Парти, а также жители деревни воздали почести этому физическому телу, которое было помещено на веранде дома Шри Джанаки Рамайяха, и провели исполненную любви церемонию прощания. Наши глаза ослепли от слез, а наши сердца были переполнены любовью и благодарностью к благословенной матери, которая покинула нас, хотя ее физическая форма лежала перед нами неподвижная и полная покоя. На 11-й день после ее смерти Свами лично роздал в Бриндаване сари всем женщинам из Прашанти Нилаям. Итак, когда она мирно испустила дух в мае 1972 года, кроме глубокого чувства потери, мы испытывали благодарность к той, которая оставила нам бесценное достояние счастливых воспоминаний и нечто еще, что проникло глубоко в нас, обогащая наши жизни.

Школа имени Матери Ишвараммы

В том же году Свами велел разрушить старое здание в Прашанти Нилаям, чтобы построить аудиторию Пурначандра. Строительные работы продвигались стремительно и скоро достигли своего завершения. Мать Ишварамма часто говорила: "Этому Свами больше нечего делать, как все время строить и сносить. И Он заявляет, что построит школу, которую назовет моим именем". И Свами так и сделал, вернувшись в Парти вскоре после Летнего курса. Ныне существующая средняя школа в Парти была названа в ее честь, а какое-то время спустя переехала в новое здание, которое Свами построил специально для этой школы. В течение последующих нескольких лет Свами не только выполнил Свое обещание, данное матери, но также и сдержал Свое слово насчет открытия университета в Путтапарти. Университет Шри Сатья Саи был открыт в 1981 году.

В комнате Матери Ишвараммы находилось прекрасное глиняное изваяние Господа Кришны. Синего цвета, каким Он изображен в писаниях, с горящим взглядом, с сияющей улыбкой и флейтой, изящно прижатой к полуоткрытым губам, Кришна был не просто иконой, но кем-то, в большой степени наполненным жизнью. Он был очень дорог Матери Ишварамме, Он был ее близким другом и советчиком, к которому она обращалась всякий раз, когда ее что-то огорчало или печалило. После ее смерти д-р Джаялакшми молилась Свами с просьбой направить ее на работу в госпиталь и сейчас она выполняет свое служение там, в Общем Госпитале Шри Сатья Саи, за что ежедневно получает нашу искреннюю благодарность.

- Автор осуществляла служение в Поликлинике при Ашраме Шри Сатья Саи
до последнего вдоха. Она слилась со Свами в июне 2013 года.

МАЙ 14
СОДЕРЖАНИЕ

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.