ПРИЧИНЫ КАК ДОБРА, ТАК И ЗЛА - В УМЕ
Когда приблизилось время экзаменов, один ученик стал молиться Богу и взял обет, что преподнесет Богу найведьям (ритуальное приношение пищи), если на экзамене по трудному для него предмету ему достанутся вопросы, ответы на которые он знает. Так и произошло - экзаменационный лист содержал только вопросы, на которые он с легкостью мог ответить. Мальчик был безмерно счастлив, он быстро написал ответы на все вопросы, потратив на это полтора часа, и у него остался еще целый час времени в запасе.
Размышляя о милости Бога, он начал записывать на обратной стороне своего экзаменационного листа с вопросами все, необходимое для приношения Господу. Он перечислял нужные компоненты и тут же прикидывал их стоимость. У него было десять рупий, которые он намеревался потратить, чтобы выполнить свой обет. Думая о приношении Богу, он, конечно, не испытывал глубокой, искренней веры. Подсчитывая предстоящие расходы, мальчик подумал, что они слишком высоки и решил сократить число компонентов найведьям до двух или одного. Когда его стали одолевать такие подлые мысли, он подумал - зачем преподносить два компонента, одного пудинга из сладкого риса будет достаточно. Сокращая и дальше свои расходы, он подумал: "Зачем класть слишком много изюма и кешью в сладкий пудинг?". Так продолжал он все сокращать и сокращать предполагаемые расходы. Затем еще более гнусные мысли возникли у него в уме и изменили ход его рассуждений: "Разве не говорили нам старшие, что Бог бывает доволен, когда Ему с глубокой верой преподносят листья, цветы, фрукты и воду? Тогда какая необходимость преподносить сладкий пудинг? Если сорвать листья с дерева билвы и взять несколько стебельков базилика, а затем купить на рынке фрукты и цветы на одну-две рупии, то этого будет достаточно. Но зачем и это? Бога можно умилостивить приношением только одной воды. Тогда обет можно выполнить, не потратив ни одной пайсы. Это - первоклассный план, позволяющий сохранить все деньги. С такими деньгами можно несколько раз сходить в кино, выпить кофе и еще много чего купить на рынке".
Пока ученик предавался таким размышлениям, время, отпущенное на экзамен, истекло. Школьный инспектор стал торопить учащихся и быстро собирать экзаменационные листы с ответами. В спешке, мальчик сложил пополам лист с вопросами, а не с ответами, отдал его инспектору и счастливый отправился домой. Дома отец спросил: "Как ты написал свой экзамен? Какие были вопросы?". Ученик ответил: "Я очень хорошо справился с ответами. Взгляни на мои вопросы". Увидев протянутый ему лист с ответами, отец возмущенно воскликнул: "Что это?". Ученик онемел. Он был потрясен, осознав свою нелепую оплошность.
Кто же в ответе за то, что в экзаменационном листе были легкие вопросы и что заставило мальчика отдать школьному инспектору вместо листа с ответами лист с вопросами? Его ум или Бог?
МАРТ 14 СОДЕРЖАНИЕ |