Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | САНАТАНА САРАТХИ

2015ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬ???????
2014ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2013ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2012ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2011ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2010ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2009ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2008ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2007ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2006ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2005ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ

 

ХОЛИСТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

- САИ РАМ, дорогие слушатели. Нам очень приятно, что у нас в гостях д-р Раманатхан Айер. Он уже был у нас прежде и многие из вас, возможно, слышали нашу беседу с ним, когда он рассказывал о своем врачебном опыте, который у него был, когда он работал в госпитале Свами. Сегодня я пригласил его сюда, чтобы поговорить об отношениях между телом и умом, особенно о том, как эти отношения влияют на наше здоровье, и о том, что нам сдует делать, а чего не следует делать с нашим телом. Мы будем говорить о том, что нам надо делать со своим умом, чтобы контролировать и дисциплинировать тело. Д-р Айер, я думаю, что я сделал достаточно большое вступление, поэтому разрешите передать Вам микрофон, чтобы Вы тоже могли начать что-то говорить.

- Большое Вам спасибо, сэр. Прежде всего, я выражаю свое почтение Лотосным Стопам Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, своего возлюбленного учителя. Саи Рам всем, кто слушает сейчас Радио Саи "Всемирная Гармония". Наша тема наводит меня на многие размышления.

Интуитивно мне хотелось бы обратить наше внимание в прошлое, когда мы чувствовали, что в нашей жизни существует элемент контроля ума над телом. К сожалению, наше окружение и обстоятельства нашей жизни научили нас совершенно забывать о влиянии ума на тело.

- Вы сказали, что когда-то у нас был контроль ума над телом. Не могли бы Вы это пояснить, потому что мне это не вполне ясно. Когда это было? Когда это происходило? Как мы утратили этот контроль?

- Веды - наши древние священные писания и в них говорилось об этом контроле с незапамятных времен. К сожалению, современная наука развивалась так, что люди стали думать, будто, расчленив каждый орган на части, они совершат открытие. Я сам являюсь представителем современной науки и я не против нее. Я просто хочу сказать, что представители этой науки достаточно успешно исследовали таким путем почти все системы органов, за исключением мозга. Может ли сегодня кто-либо в мире дать мне хотя бы одно исчерпывающее определение того, что такое ум? И еще один вопрос: откуда берутся наши мысли? Вы можете исписать тонны бумаги, но можете ли вы свести мысль ко всего лишь серии электрических и биохимических явлений? Если бы это было так, то вы бы на самом деле могли модулировать мысль.

- Вы сказали, что ведические провидцы понимали существование глубокой связи между умом и телом, и знали об отношениях между телом и умом. Прав ли я, полагая, что некоторая часть этих знаний была запечатлена в том, что мы называем Аюрведой? Могу ли я попросить Вас немного рассказать об Аюрведе, поскольку многие люди, возможно, не знают, что это такое?

- Само название "Аюрведа" говорит нам о том, что это. Как вы знаете, слово "аюр" в переводе с санскрита означает "жизнь" или "долголетие". Итак, это - Веда долголетия. В ней никогда не говорилось об Оушадхи Шастре (системе медицинских знаний) или о Бхаишаджа Виджнян (медицинской науке). Одним из направлений Аюрведы стала система медицины, в которой мы видим очень целостный (холистический) подход. Врача, практикующего Аюрведу, называли Вайдья. Когда человек входил, с этого самого момента начинался процесс диагностики. То, как человек входит и садится; то, как он излагает свои жалобы - все это анализируется. Дело не заканчивается современными вопросами: "Какая у Вас проблема?" - "Сэр, у меня болит живот". - "Что-нибудь еще?" - "У меня два раза было расстройство желудка". - "Хорошо, ложитесь". Проверяется пульс, измеряются давление крови, температура, а затем рекомендуют в течение трех дней принимать антибиотики. Вот и все. В определенный момент истории Аюрведы было достигнуто высокое мастерство в интерпретации периферического пульса.

- Что Вы имеете в виду под периферическим пульсом?

- Радиальный пульс, тот, который мы, современные люди, используем лишь для того, чтобы считать число ударов сердца в минуту.

- Это то, что Вы щупаете около запястья?

- Да, это пульс около запястья. А когда-то была целая огромная наука, в которой все основывалось исключительно на анализе пульса.

- И можно было очень многое узнать, слушая пульс.

- Очень многое - в том плане, что можно было понять, какие нарушения трех, так называемых, начал в теле человека имеют место. Они называли эти начала Вата - Пита - Капха (Ветер - Желчь - Слизь). Если говорить об этом на языке современной биохимии, то весь организм рассматривается как единое целое. Один из этих элементов является преобладающим в одной из систем. Считалось, что большинство заболеваний возникают из-за того, что одно из этих начал перестает быть в балансе с остальными.

Система современной медицины, которая, развиваясь, стала такой, какой мы ее видим сегодня, имеет замечательные преимущества. Я вовсе не отрицаю ее. Я только хочу сказать, что она слишком аналитическая, она не является холлистической.

Во-первых, наши предки могли очень тесно общаться с Природой. Во-вторых, они знали, как эффективно использовать все наши способности, наши индрии (чувства). Вот, что делал древний человек. Сегодня, при всем нашем прогрессе, достигшем больших высот, мы стали настолько далеки от природы, что сами не осознаем те сокровища, которые несем в себе.

Ну, позвольте мне внести достаточную ясность в этот вопрос. Большинство моих братьев по профессии полагают, что именно выписываемая ими таблетка творит чудеса. Основываясь на своих собственных интуитивных наблюдениях и выводах, которые я сделал, я думаю, что это не соответствует действительности.

Я имею в виду, что глотаете ли вы таблетку, принимаете ли вы Бхасму (аюрведическое лекарство, мелкодисперсный порошок металлов) или же гомеопатические препараты в виде сахарных шариков, или же используете еще какие-то другие медицинские системы, любая из этих систем просто помогает телу выздороветь, облегчая этот процесс. Если у пациента инфекция, может ли врач утверждать, что он дал этому пациенту правильный антибиотик и именно поэтому тот выздоровел? Такой врач не может понять, что этот антибиотик всего лишь помог собственной иммунной системе человека работать лучше.

Возможно, вы застали дни, когда существовали семейные врачи. Я еще застал своего дедушку, который был одним из таких врачей, работавших с разными поколениями. Если у кого-то в семье возникала какая-нибудь жалоба, связанная со здоровьем, то первым человеком, к которому обращались, был семейный доктор. Тогда строились отношения между пациентом и врачом. Такие отношения бывали прочнее, чем семейные узы, но сейчас это перестало существовать.

- Правильно ли я понимаю, что человеческий элемент является более важным, чем антибиотики, которые просто помогают системе, уже "встроенной" в тело Богом?

- Да, если Вы мне позволите, я расскажу об одном маленьком событии, случившемся на веранде. Однажды в субботу днем Бхагаван вышел к нам. Я говорю сейчас о тех временах - примерно о 1995 - 1996 годах. Бхагаван очень любил поддразнивать докторов. Он иногда собирал вокруг Себя на веранде шестерых или семерых врачей и начинал это делать. Я был свидетелем того, что произошло в тот день и сидел в паре дюймов от Его Лотосных Стоп. Время от времени Он кидал на меня взгляд. Он заговорил о диете. Он начал говорить: "Эй вы, доктора, вы говорите, что нужны белки, углеводы, витамины и минералы. Посмотрите, а это тело кушает всего лишь одну Раги Роти и пьет лишь один стакан простой воды. Ни молока, ни чая, ни борнвиты, ни хорликса, а Я в состоянии выполнить намного больше физической работы, чем вы, люди. Вы делаете вполовину меньше того, что делаю Я". Вот, как Он начинал.

Случилось так, что один пациент, явно страдающий от какой-то формы неизлечимого заболевания, подошел к одному из врачей. И этот врач сказал о положении дел безо всяких обиняков и пациенту, и его родственникам. Они, в свою очередь, пришли, плача, к Бхагавану и поэтому Бхагаван пришел к нам. Бхагаван сделал одно утверждение, которое и по сей день звучит у меня в ушах всякий раз, когда я вижу кого-то с подобным неизлечимым заболеванием. Бхагаван сказал: "Вы здесь все высоко образованные врачи, вам лишь Бог может быть равным. Вы знаете, что этот человек в его теперешнем состоянии не сможет прожить и двух часов. Несмотря на это знание, вам следует сказать такому пациенту, что вы его обследовали и ему не следует ни о чем волноваться, поскольку вы дали ему то или иное лекарство и все будет хорошо. Не удивляйтесь, что после этого он проживет еще два месяца. Но если вы скажите ему, что его состояние очень плохое, что его случай является безнадежным и при этом у вас изменится выражение лица, этот пациент не проживет и двух часов. Не пройдет и 15-20 минут, как он покинет этот мир". Вы можете легко увидеть эмоции на лице Бхагавана. Я бы сказал, что Он - один из лучших актеров в мире.

- Мне кажется, что вера - это очень, очень важный фактор.

- Вот, почему я говорю, что молитвы и все другие подобные вещи помогают. Что-то подобное уже происходит в госпиталях Бхагавана здесь и в Вайтфилде. Когда мы поем бхаджаны каждый день, то это создает успокаивающие вибрации среди пациентов. Ни пациентов, ни также их родственников никто не заставляет принимать в этом участие; они делают это добровольно.

- Объясните, пожалуйста, нашим слушателям, как вы поете бхаджаны?

- Это - просто совместное пение тех, кто собрался.

- Ведь вы поете прямо в палатах, не правда ли?

- Мы поем бхаджаны в палатах. Все пациенты, находящиеся в этой палате, пара медсестер, если они в это время свободны, и один или два севадала, которые там работают, тоже присоединяются к ним. Это происходит регулярно. Я работаю здесь уже двенадцатый год и каждое утро, когда я вхожу в палату, я слышу, что поют бхаджаны. Мне это до такой степени нравится, что я пристрастился к ним. Люди могут надо мной смеяться, когда я утверждаю это, являясь врачом, но я скажу вам, что это оказывает такое огромное влияние на выздоровление пациента! И это не зависит от того, какую религию исповедует пациент.

Если вы будете так любезны, чтобы мне это позволить, я уделю несколько минут рассказу о практике Сандхья Вадана (о ежедневной молитве), которая дошла до нас, передаваясь из поколения в поколение, но в наши дни стала всего лишь формальным и поверхностным ритуалом.

- Я об этом знаю, но многие люди не знают, что такой ритуал есть. Я знаю об этом, потому, что моя мама, бывало, говорила, что если я не помолюсь, никакой еды она мне не даст!

- Посмотрите, как эта молитва красива! Первоначально она была выражением почтения Богу Солнца на рассвете, а также в полдень, когда солнце находится в зените и когда наступают сумерки. Солнце - это жизнь, нет солнца - нет жизни. Наука говорит о том, что если солнце решит исчезнуть, весь мир исчезнет тоже. Наши ученые понимали это и приписывали этому эзотерическое значение. Конец существования жизни на этой земле зависит от Солнца. Именно этому концу не дает произойти Сандхья Вандана. Каждый день вы произносите определенную мантру и молитесь Богу Солнца о том, чтобы Он озарил ваш разум. К сожалению, сегодня никто не говорит нам о значении мантры Сандхья Вандана. Когда вы доходите до последней шлоки Сандхья Ванданы, то в ней содержится учение о недуальности или Адвайте и приводится очень, очень простой пример. Акашат Патитам Тоям Сагарам Пратигачхати (Океан - это конечный пункт назначения для воды, падающей с неба). Каждый знает об этом факте. К сожалению, сегодня люди позабыли о таком великом сокровище.

- Короче говоря, Вы хотите сказать, что Сандхья Вандана - это хорошая практика для ума. Кроме того, благодаря пранаяме, это - хорошее упражнение для дыхания; контроль над телом и умом осуществляется в виде молитвы.

- Вы, должно быть, видели Вата Врикшу, знаменитое дерево, которое Бхагаван посадил много лет назад в день Гуру Пурнима. Оно растет около музея. Возле него висит плакат: "Медитация - это наблюдение за дыханием". Однажды я прочел это и с тех пор размышляю об этом. Мы делаем пранаяму, которая включает в себя вдох, задержку дыхания и выдох. Когда вы это делаете, то, в конце концов, вы обретаете контроль над вегетативной нервной системой. Если вы обретаете контроль над вегетативной нервной системой, 99% заболеваний прекращают свое существование.

- Сейчас я хочу изменить тему разговора и задать вам вопрос, касающийся психосоматической болезни. Что это такое?

- Душа, как понимает современная наука, это приблизительно то же, что и мыслительный процесс, то есть, это - соматическое явление, связанное с деятельностью тела. Мы снова возвращаемся к отношению тело - ум. Сегодня только небольшое количество болезней квалифицируются как психосоматические, при которых можно видеть лица нервозные, которые всегда возбуждены и даже небольшое огорчение выводит их из равновесия. Эти люди, говорят, являются сверх напряженными, сверх кислотными, с желудочной язвой, сердечными приступами и т.д. Тогда говорят, что они имеют психосоматические проблемы. Дайте ему транквилизатор, чтобы он успокоился.

Ум имеет глубокое влияние на иммунную систему. Если говорить о йоге, пранаяме, Сандхья Вандане или других мантрах и бхаджанах, они все косвенным образом влияют на ум и настраивают нашу иммунную систему.

- Так как вы перешли к духовному уровню после нашего долгого разговора, позвольте мне закончить на этой же ноте. Сегодня после полудня я слушал радио программу из Америки. Это было очень интересно, рассказывалось о 50-летней женщине, которая с 17-ти лет была парализованной.

Она ныряла в воду, а там оказалось мелко и она получила повреждение, которое оказало пагубное воздействие на ее нервную систему. Все ее четыре конечности не могли двигаться, однако она стала знаменитой после того, как пару лет была чем-то наподобие овоща и пребывала в депрессии. Женщина говорила о том, как трансформация пришла к ней.

Она сказала: "Я неожиданно открыла Бога. У меня не было ничего, я поняла, что я могу позаимствовать у Бога столько, сколько захочу. Он был внутри меня". Все это время она говорила о вере в Бога, она была в восторге. Она сказала: "Видите ли, было, по меньшей мере, шесть человек, которые помогли мне с моими телесными функциями, и я чувствовала себя слишком уставшей. Тогда я сказала себе, Бог, я не могу так жить. Они сделали так много для меня. Дай мне немного Твоей улыбки. Я хочу улыбнуться им". Она говорит, что это дает ей энергию и затем все пошло таким образом.

Она стала выступать на радио и все такое. Она основала большое общество помощи страдающим людям и так далее. Она является членом комитета, который провел новый закон в Конгрессе, дающий помощь инвалидам. Но один вопрос задал интервьюер: "Вы вините Бога в том, что случилось с вами? Думаете ли вы, что вы были прокляты?" Она сказала: "Нет, я думаю, что Бог даровал мне жизнь, дав мне эту беспомощность". Каким образом? "Посмотрите, моя жизнь обрела смысл. Я сейчас могу помочь многим людям. Если бы я не прошла через это, моя жизнь была бы бесполезной. Я не думаю, что это страдание. Я благодарю Бога за это". Я был по истине поражен. Вся наша ведантическая мудрость вошла в плоть и кровь этой женщины, которая не имеет отношения к нашей культуре. Но с ее сердцем все в порядке.

- Совершенно верно. Вопрос касается самопознания. Кто скажет, что полная потеря конечностей является благословением Бога?

- Это то, что Свами говорит в "Гита Вахини": "Приветствуйте несчастье. Несчастье является другом, потому что помогает найти Бога". Это как раз то, что произошло с этой женщиной.

- Что касается этой женщины, это было ее Самопознание.

- Она поняла, что Бог находится в ней, потому что она все время черпала силу изнутри. Не от кого-то еще. Неожиданно "Гита" ожила для меня, когда я услышал это.

- Если вы заметили, в "Гите" всегда говорится об устремленности внутрь, а не во вне. Сегодня все стремятся к внешнему. Когда взор направлен внутрь, тогда чтобы вы ни видели, вы увидите очень широкую перспективу. Так называемые болезни современного общества все происходят из-за устремленности во вне. Безотносительно нашей касты, цвета кожи, вероисповедания, национальности, географических границ, мы используем технику интернализации, независимо от того, кто мы есть, что мы есть, мы не можем подсчитать благословения, которые мы получили.

- Совершенно верно, мы не можем понять, насколько мы благословлены. Мы только подсчитываем то, что не получили. Случайно эта женщина научилась рисовать, используя свои зубы, держащие зубную щетку. Она выставляла свою работу на многих выставках в Нью-Йорке и Вашингтоне. Ее мужество феноменально.

- В предшествующие годы Стефен Хокинг подал великую идею.

- Знаменательно. До того, что сделала Хелен Келлер.

- Отлично! Это мужество, или как вы можете назвать его, это внутренняя вещь. Основная вещь, которую они могли усвоить, что большинство не способно сделать.

- Хорошо. Спасибо, доктор, от меня, Радио Саи и всех наших многочисленных слушателей по всему миру.

- Большое спасибо. Джэй Саи Рам.

С уважением: Радио Саи Всемирная Гармония.

СЕНТЯБРЬ 2012
СОДЕРЖАНИЕ

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.