Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | САНАТАНА САРАТХИ

2015ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬ???????
2014ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2013ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2012ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2011ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2010ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2009ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2008ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2007ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2006ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2005ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ

 

ПУТЕВОДНЫЙ СВЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санджей Сахни

    Институт высшего образования Шри Сатья Саи - это живое воплощение замысла Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы относительно того, каким должно быть образование. Его роль состоит не только в том, чтобы преобразоввыать человечество, но и в том, чтобы излечивать от недугов, поразивших современное общество. С практической точки зрения, этот институт - драгоценный дар Бхагавана молодому поколению, которое Он формирует, тем юношам и девушкам, кому надлежит стать блистательным примером нравственного и духовного сознания - светочами нравственного возрождения и духовного пробуждения мира. Институт разработал интегральную систему образования, которая уделяет равное внимание как воспитанию общечеловеческих ценностей, так и академическим знаниям. В наступающем 2006 году институт отпразднует свой серебряный юбилей. Рождение университета знаменует важную веху в славном осуществлении Божественной Миссии Бхагавана, чей лозунг - "цель образования - формирование характера" - отражает главную идею всей его деятельности. Из скромного начинания в виде наскоро сооружённой постройки Институт, провозглашённый ныне "жемчужиной высшего образования Индии", прошёл долгий путь. Он был открыт 22 ноября 1981 года в Прашанти Нилаяме главным судьёй Верховного суда, г-ном Я.В. Чандрачудом. Бхагаван оказал институту высокую честь, согласившись стать его Ректором.

Божественное видение Досточтимого Ректора

    Все достижения института одухотворены Досточтимым Ректором, Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой, который с самого начала задал ему курс с помощью Своего Божественного видения. На церемонии закладки фундамента женского колледжа Шри Сатья Саи в Анантапуре в 1969 году Бхагаван заявил: "Поистине прискорбно, что воспитание духа ныне полностью отвержено, и всё внимание направлено на получение навыков в профессиональной деятельности и сбора, накопления информации… Моя Воля - дать молодёжи такое образование, которое могло бы не только развить их умственные способности, но и очистить их побуждения и чувства, а также с помощью особых дисциплин научить их черпать спокойствие и радость из источников, находящихся в их собственных сердцах".

    В другом Своём выступлении перед студентами и преподавательским составом колледжа в августе 1974 года Бхагаван отметил: "Этот колледж был учреждён не для того, чтобы подготовить вас к получению учёных степеней. Его главная задача - помочь вам лучше познать себя и развить уверенность в себе с тем, чтобы каждый из вас мог научиться жертвовать собой и этим заслужить самореализацию. Преподавание учебных дисциплин, подготовка к экзаменам и присуждение университетских степеней - это лишь средства, используемые для реализации цели, а именно: духовного подъёма, самораскрытия и полезной общественной деятельности через любовь и бескорыстие".

    Опять же, выступая в Бриндаванском колледже 31 марта 1974 года Бхагаван сказал: "Не поддавайтесь впечатлению, что вы и Я встретились только сейчас, когда вы поступили в этот колледж. Вы пришли ко Мне для гораздо более великих дел в результате заслуг многих прошлых жизней. Вам и вашим учителям предначертано решить грандиозные задачи под Моим руководством во исполнение миссии, которую Я пришёл осуществить".

    Другая веха в истории Института была достигнута, когда 8 октября 1981 года в день Виджайядасами Бхагаван объявил, что с этого дня колледжи Прашанти Нилаяма и Анантапура получают статус кампусов нового университета.

Эволюция и развитие

    Конкретную форму идее Бхагавана придал не кто иной, как профессор В.К. Гокак, первый проректор университета. В 1982 году институт начал преподавание пятилетней интегральной программы обучения по естественным и гуманитарным наукам, а также открыл аспирантуру. В том же году третьим кампусом университета стал Бриндаванский колледж. Я помню, как профессор Гокак обрисовал нам,тогда ещё студентам-первокурсникам, главные перспективы академического образования института. Чтобы развить в студентах широкий и либеральный по характеру умственный кругозор, образованию в университете была придана пирамидальная структура. У пирамиды широкое основание, и, соответственно, первокурсники должны начать с изучения языков и пройти курсы по развитию духовного осознания наряду с соответствующими курсами в профилирующих дисциплинах.

    В конце второго года изучение языков заканчивается, и студенты естественных наук начинают заниматься теми областями знаний, которые они избрали. Следующим этапом является аспирантура, после чего студент выбирает в области науки узкую "нишу" для исследовательской работы. В 1984 году Бхагаван начал профессорско-докторантскую программу с целью подготовки Своих учителей. На сегодняшний день многие докторанты вошли в профессорско-преподавательский состав университета.

    В 1986 году были разработаны программы по подготовке студентов на степень магистра экономики управления и степень бакалавра педагогики. Многие бывшие питомцы магистратуры и аспирантуры приняли участие в работе таких учреждений Бхагавана, как ашрамы, больницы, школы и колледжи. Другие внесли свой вклад, работая за рубежом. В последующие годы были внедрены новые курсы по подготовке научных кадров с присуждением званий: бакалавр (естественных) наук (1992), бакалавр коммерции и магистр технических наук (1993), магистр искусств (в области экономики) (2001), магистр философии (2004).

    Со дня основания Института в нём было проведено немало академических реформ и нововведений. Политика Института в отношении абитуриентов построена на принципе отбора студентов в зависимости от их заслуг, что позволяет молодым людям со всей страны поступать на те или иные курсы, независимо от их финансовых возможностей, классовой принадлежности, верований, религиозных убеждений и местожительства, что придаёт институту поистине национальный характер. Обучение в институте осуществляется бесплатно, и это резко отличает его от других учебных заведений, где образование всё больше и больше приобретает коммерческий характер.

Интегральное образование Шри Сатья Саи

    Досточтимый Ректор Института, Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, дал Институту философию интегрального образования, и с самого его основания Он выступает её провозвестником и вдохновителем для администраторов, преподавателей и студентов. Бхагаван призывает иметь "ум Шанкары, сердце Будды и руки Джанаки". Интегрированная личность - это гармоничный синтез духовно зрелого интеллекта, сострадательного сердца и золотых рук; это чудесное сочетание благородства и умения. Благородство без умения бесполезно для общества, а умение без благородства опасно для него. Духовное образование является основой интегрального образования. Это и есть то, что Бхагаван называет educare (воспитание общечеловеческих ценностей). В конечном итоге, всё образование должно сводиться именно к этому.

    Интегральное образование ставит своей целью всестороннее развитие человеческой личности - физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное. Приобретение знаний, поддерживаемое их правильным использованием, приводит к мастерству; гармония знания и мастерства приводят к балансу ума, который является основой для духовного постижения. Несомненным знаком духовного постижения является расцвет истинной любви в сердце, рождающейся от реализации единства всего сущего.

    Университет Сатья Саи является современной гурукулой (домом учителя - гуру, в котором жили и обучались ученики в древности), соединившей в себе самое лучшее из прошлого и настоящего. Все учебные городки университета предназначены для постоянного проживания. Студенты проживают в общежитиях вместе с учителями, тщательно отобранными Бхагаваном. Воспитание характера продолжается 24 часа в сутки, иначе и быть не может. Ключом успеха совместного проживания в общежитиях, объединяющих под своей крышей студентов со всей Индии, является взаимное понимание и урегулирование. Терпимость и вежливость, жертвенность и служение ближнему, чувство гражданина и социальной отдачи - благословения такого общества, живущего под внимательным наблюдением самоотверженных учителей, безмерны. Каждодневный порядок в общежитиях разработан под руководством Бхагавана и включает в себя разнообразные виды деятельности, которые способствуют развитию цельной личности.

    Молитвы перед восходом солнца и перед сном, перед едой и началом занятий в Университете, помогают студентам успокоить ум и периодически воссоединяться с Богом, являющимся источником помощи и энергии. Духовные беседы в Университете и общежитиях, курс духовного осознания, основанный на нравственных ценностях, кружки изучения духовных знаний, и, превыше всего, Божественное влияние Бхагавана, усиливают моральные и духовные устои личности студента. Начиная с 1990 года было организовано несколько летних курсов по индийской культуре и духовности для блага всех студентов.

    Физическое развитие поощряется при помощи участия в спортивных играх, беге, различных видах спорта и утренних упражненях по йоге. Цель физической культуры - обеспечение хорошего физического здоровья, хотя для выявления и поддержки спортивных талантов в университете проводятся ежегодные спортивные соревнования. День ежегодных спортивных и культурных состязаний, проводимый 11 января, является очень важным событием в академическом календаре университета и служит выражением любви студентов к Бхагавану, которая проявляется в форме захватывающих спортивных подвигов и прекрасных культурных программах.

    В то время, как факультативные занятия по литературе, музыке, танцам, драме и другим видам искусств, наряду с гармоничным совместным проживанием, воспитывают в студентах эмоциональное равновесие и самостоятельность, бескорыстное служение обществу, наряду с развитием их талантов, прививает им уверенность в себе, скромность, достоинство в труде и дружелюбие. Под руководством учителей студенты работают на кухне и в столовой, кооперативных магазинах, амбулатории, аудио и видео лабораториях, в саду и в огромном количестве других мест. Важнейшим опытом как для студентов, так и для преподавателей, является начатое Бхагаваном в 2000 году ежегодное служение в деревнях - Сатья Саи грама сева, которое проводится во время празднования Дасары.

Жемчужина высшего образования

    На первом собрании Университета, 22 ноября 1982 года, светило юриспруденции Шри Нани Палкхивала отметил: "Этот Университет есть дань великому организационному таланту его основателя - Шри Сатья Саи Бабы. Без Его инициативы и вдохновенной поддержки было бы невозможно основать заведение такого типа. Мы являемся свидетелями события огромного значения в истории нашей страны. Этот Университет - достопамятный эксперимент по моральному и духовному возрождению Индии. Его задача - воспитание и укрепление нации".

    Доктор А.П.Д. Абдул Калам, президент Индии, заявил на собрании университета в 2002 году: "Целью истинного образования является инициация учебного процесса, который превращает студентов в хороших людей, обладающих знаниями и нравственными ценностями. Возможно ли воспитание в духе общечеловеческих ценностей? Университет Шри Сатья Саи утвердительно отвечает на этот вопрос".

    В декабре 2002 года группа экспертов из Государственной комиссии по оценке и аккредитации высших учебных заведений посетила институт и заявила следующее: "Группа экспертов выражает письменную благодарность за возможность провести время с преподавательским составом и студентами, которая позволила нам глубоко погрузиться в образовательный процесс Института Шри Сатья Саи и увидеть, как интегральное высшее образование вплетено в организацию и структуру всех его факультетов. Это позволило нам осознать, что если мы решимся на это, то существует способ корректировки деградирующей системы университетского образования Индии. Группа экспертов считает, что этот Университет является жемчужиной университетской системы Индии, и что эту модель стоит взять на вооружение всем университетам страны и в других местах, для того, чтобы её позитивные стороны принесли максимальную пользу в широчайшем масштабе". Группа оценила работу института по наивысшей категории А++, на пять лет поместив его в группу индийских университетов наивысшего разряда.

    Мне бы хотелось завершить свой рассказ следующей историей. Один из выпускников института был приглашён на интервью в престижную компанию. Во время интервью директор компании спросил: "Я знаю, что вы - студент Института Сатья Саи. Я слышал, что Сатья Саи создаёт и дарит преданным кольца, браслеты и т.д. Что он подарил Вам?" Совершенно спонтанно юноша ответил: "Сэр, я - деревенский мальчишка. Сегодня этот деревенский мальчишка сидит и разговаривает, полный уверенности в себе, с управляющим директором одной из наиболее престижных исследовательских кампаний. Эта увереность, которую вы во мне видете, и есть дар Сатья Саи мне".

    Вера в себя и вера в Бога - вот квинтесенция образования, которое мы получаем подле лотосных стоп нашего возлюбленного Бхагавана.

НОЯБРЬ 2005
СОДЕРЖАНИЕ

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.