Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ОРГАНИЗАЦИИ ШРИ САТЬЯ САИ
РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
 
Есть только одна раса — раса человечества,
Есть только один язык — язык сердца,
Есть только одна религия — религия любви,
Есть только один Бог, и Он вездесущ!

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
"Сатья Саи говорит", том VIII
 

 
 

БИБЛИОТЕКА | САНАТАНА САРАТХИ

2015ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬ???????
2014ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2013ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2012ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2011ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2010ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2009ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2008ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2007ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2006ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ
2005ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬ

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ САТЬЯ САИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Доктор Пол Дхолл

    Формальная система образования, разработанная более двухсот лет назад на Западе и принятая повсеместно, в настоящее время "трещит по всем швам". Она не отвечает реальным нуждам детей и семьи, общества и нации. Она была создана в эпоху индустриализации и основной её целью являлось обеспечение экономического процветания нации. Эта система содействует неравенству, поощряет соревнование и разделяет мир на богатые и бедные нации. Такое образование, с его упором на достижение академических успехов в технических областях, не содействует целостному развитию ребёнка. Преступления, пристрастие к наркотикам, депрессия, беспокойство, семейные неурядицы, насилие, преступность и самоубийства возросли во всех странах мира. Нещадная эксплуатация природных ресурсов привела к тому, что наша планета больше не в состоянии выдерживать такие нагрузки. Работники образования согласны с тем, что большинство этих проблем могут быть решены, если мы реформируем образование так, чтобы оно отвечало двум главным целям: развитию характера и достижению отличных академических успехов. Но все реформы в общеобразовательной сфере так и не принесли ощутимых результатов в достижении этих целей.

Философия педагогической системы Сатья Саи

    Учебные заведения Сатья Саи основаны на философии учения Бхагавана Шри Сатья Саи, который считает одинаково важным как достижение академических успехов, так и развитие духовности. Он подчёркивает, что для того, чтобы человек мог вести сбалансированную жизнь, образование должно давать ему наряду с техническими знаниями также и практические умения. Дети должны развить внутреннее видение и понять смысл своей собственной жизни. Они должны взрастить высокую сознательность для служения обществу, установить крепкую связь со своей семьёй и культурой, нацией и всем человечеством. Школы Сатья Саи основаны на этих центральных принципах философии Бхагавана. Их цель - достижение человеческого совершенства посредством развития всех аспектов человеческой личности: физического, интеллектуального, эмоционального, социального и духовного, а не только одних лишь умственных способностей. Эти школы не взимают никакой платы за обучение. Они отвечают всем требованиям общеобразовательной государственной программы. В этих школах культура пронизана общечеловеческими ценностями мира, любви, истины, праведности и ненасилия. Сейчас за рубежом существуют десятки таких школ. Многие из них были основаны в девяностых годах, и сейчас таких школ открывается всё больше и больше. Они являются моделями, демонстрирующими, как человеческие ценности могут быть интегрированы в школьные программы для достижения истинной цели образования - развития характера и достижения прекрасных академических успехов.

    Для координирования и надзора за выполнением программ в школах Сатья Саи, а также для подготовки преподавателей по программе воспитания человеческих ценностей, в нескольких странах были созданы Институты Сатья Саи. Эти институты также служат центром для связи и координации с правительством и частными школами, обучающими детей по этой программе. Задачей институтов является разработка программ воспитания общечеловеческих ценностей, соответствующих культуре и обычаям страны, а также содействие государственным школам во внедрении таких программ. Возникает вопрос - насколько школы и институты Сатья Саи преуспели в практическом претворении в жизнь вышеназванных целей и намерений? Каково воздействие Образования Сатья Саи? Влияние Системы обучения человеческим ценностям на детей.

    Глобальная тенденция привязанности к материальной культуре, основанной на технологии и коммерции, наблюдается сейчас во всём мире. Её важными компонентами являются телевидение, быстрая связь, мобильные телефоны, интернет, компьютеры и проигрыватели компакт-дисков. Телевизор стал основным источником развлечения детей, и весьма существенную часть времени они проводят у компьютера, изолированные друг от друга. Многие ценности, язык, который они используют, герои, с которых они берут пример, определяются тем, что они смотрят по телевизору. Телепрограммы очень часто прославляют насилие и чувственность. Дети сейчас вообще более одиноки: семьи заводят меньше детей; местные дворы и улицы, где они могли бы играть друг с другом, стали менее безопасны. Кроме того, обычно оба родителя работают далеко от дома, в результате чего время, которое семья проводит вместе, значительно сократилось. Результатом влияния всех этих факторов явилось то, что дети сейчас обладают гораздо менее развитыми социальными навыками и самоконтролем. Язык, который они употребляют, не основан на нравственности и мораль их очень шатка. Многие дети страдают от нехватки концентрации: они стали пассивными из-за того, что проводят слишком много времени у телевизора. Насилие, обрушивающееся на детей с экранов телевизоров, делает их боязливыми и равнодушными к боли и страданию. Фактически, из-за просмотра телевизионных репортажей, дети воспринимают войну и насилие как часть своей повседневной жизни.

    Школы Сатья Саи противодействуют этому, развивая в детях силу концентрации, которую они приобретают, обучаясь сидеть в молчании. Их способность к различению и анализу, мастерство решения сложных задач и ситуаций, заботливо развиваются и постоянно находятся в центре внимания педагогов. Методы преподавания, используемые в Системе Образования Сатья Саи, прививают детям прекрасные социальные навыки и умение владеть собой, а также обогащают их понимание нравственности, ибо главной целью этих школ является трансформация детей.

    Люди замечают, что когда дети из разных школ собираются вместе, ученики из школ Сатья Саи явно отличаются. Они более дисциплинированы, обходительны, добры, дружелюбны, и, в общем и целом, обладают лучшими социальными навыками. Родители первыми замечают трансформацию своих детей. Ребята становятся более уважительными, берут на себя больше ответственности, рано ложатся спать и рано встают, не проводят много времени у телевизора. Их внимание более сфокусировано, они сильнее заинтересованы в школьных занятиях и старательнее выполняют поставленные перед ними задачи. Несколько родителей отметили, что их дети стали обращать внимание на разбазаривание материальных ценностей и стали чувствовать необходимость в рациональном использовании ресурсов - воды, бумаги, а также предметов используемых человеком: игрушки, в которые они уже не играют, одежда из которой они выросли, отдаются тем, кто в них нуждается.

    Они читают молитвы перед едой и уважительно относятся к пище. Во многих школах Сатья Саи - в Австралии, Таиланде, Африке, латиноамериканских странах, Тайване, родители с радостью отмечали, что им приятно видеть, какими бодрыми и счастливыми выглядят их дети, когда они возвращаются домой из школы. Они полагают, что этому способствуют практика сидения в молчании, ежедневные молитвы и вегетарианство, являющиеся неотъемлемой частью обучения в школах Сатья Саи. Некоторые родители отмечают атмосферу покоя и гармонии, окружающую классы, и замечают, что школьная атмосфера вызывает желание учиться; учителя преданны своему делу, заботливы, и являются прекрасными образцами для подражания. Многие родители специально переезжают из других мест поближе к школам Сатья Саи, чтобы записать в них своих детей.

    Опытные учителя, перешедшие в школы Сатья Саи из государственных школ, сразу отмечают сильное стремление детей к знаниям. Дети полны любви, более дружелюбны, заботливы и помогают друг другу. В австралийской школе Сатья Саи дети отнеслись с дружелюбием даже к буйному, агрессивно ведущему себя ребёнку и окружили его вниманием. С непритворной искренностью и удовольствием они следят за чистотой и порядком в школе. Когда новый ученик в австралийской школе не смог найти свой карандаш и заявил, что его кто-то украл, дети изумлённо посмотрели на него и один из них ответил: "В нашей школе никто не крадёт". Они заботятся об учебниках и компьютерах. Они уважают учителей и доверяют им, а потому более открыты в общении с ними, рассматривая учителя как члена своей семьи.

    Подобные результаты также были отмечены в государственных школах, которые ввели Обучение человеческим ценностям по программам, предложенным Институтами Сатья Саи. Австралийский опыт служит этому хорошим примером. В Австралии образование национальных меньшинств всегда представляло огромную проблему для правительства. Нескончаемое вливание огромного количества денег и улучшение материальной базы школ не решило проблем очень низкой успеваемости, высокого процента учеников, бросивших школу, и провала существующей системы образования в среде национальных меньшинств в общем и целом. В одной такой школе учитель, участвующий в исследовании, отметил чрезвычайно низкую посещаемость: часто только 5-6 детей из класса в 30 человек присутствовали на уроках, причём дети, пришедшие в школу в первой половине дня, отсутствовали после обеда. Дисциплины практически не существовало - площадка для игр служила местом для драк. Стёкла были разбиты и вся школа завалена мусором. Дети не имели навыков общения, и школа, как учреждение для воспитания и образования подрастающего поколения, абсолютно не выполняла своих задач.

    Когда в неё назначили нового директора, он предложил австралийскому Институту Сатья Саи установить со школой сотрудничество по программе воспитания человеческих ценностей. Учителя отнеслись к программе с большим энтузиазмом и старательно воплощали её в жизнь. Результаты оказались потрясающими. Через два года, учитель, проводящий исследование, описал положительные изменения, произошедшие с детьми и со школой в целом. Школа выглядела очень чисто и опрятно. Дети были сосредоточены на учебе и занимались с интересом. Они научились общаться и теперь могли сами разрешать конфликты, возникающие из-за несходства характеров. Школьные потасовки стали редким явлением. Теперь школьники либо мирно обсуждали друг с другом, а затем решали разногласия, не прибегая к силовым методам, либо обращались за помощью к учителю. Показатели успеваемости сравнялись с уровнем показателей школ соответствующих категорий.

    Государственный департамент образования организовал в этой школе исследовательский центр. Директор школы получил почётное звание лучшего работника года, а учительница - координатор программы воспитания общечеловеческих ценностей, получила за свою работу награду "Учитель Года", в числе семи других учителей страны. Эта школа сейчас является моделью в сфере образования национальных меньшинств.

    Ещё один пример успеха - история австралийского центра профориентации Сатья Саи под названием "Поворот на 180 градусов". Эта школа для проблемных подростков, мальчиков и девочек 7-9 классов, которые испытывают трудности в государственных школах. Школы направляют таких подростков в школу Сатья Саи. Здесь их обучают основам нравственности по специальной программе, базирующейся на учении Бхагавана, используя слово "WATCH" - "СЛЕДИ": следи за своими словами, действиями, мыслями, характером и сердцем.

    Эта программа прививает подросткам социальные и моральные нормы поведения, а также умение контролировать самих себя в то время, когда они занимаются различными ремёслами: кузнечным и кожевенным делом, деревообработкой, шитьём, рисованием и вязанием. Они работают в тесном сотрудничестве с педагогами. Это развивает у них чувство уверенности в себе и доверие к окружающим людям, приводит к реальной трансформации. В настоящее время почти все 43 "проблемных" подростка, посещающих эту школу Сатья Саи, улучшили успеваемость. Местная средняя школа, музей и Городской совет стали партнёрами в этом начинании. Как родители, так и учителя оценили школу "Поворот на 180 градусов" как учреждение, которое действительно исправляет подростков. Школы в Замбии, Таиланде, Кении, Нигерии, Малайзии и нескольких латиноамериканских странах тоже отмечают подобный успех в работе с "трудными" подростками по программе воспитания человеческих ценностей. Нет никакого сомнения в том, что эта система обладает прекрасными методами для исправления подростков, увязших в хронической неуспеваемости.

Влияние системы образования Сатья Саи

    Достоинства программы воспитания человеческих ценностей и её вклад в воспитание как обычных, так и "трудных" детей провели к тому, что она стала широко внедряться в государственные программы в некоторых странах. Например в Казахстане, исламской стране, эта программа широко внедряется в общегосударственные школы. Фактически везде, где возникают благоприятные обстоятельства, т.е. общество, открытое новым идеям, вера в Бога, понимание что воспитание общечеловеческих ценностей является основой образования, щедрые спонсоры и хорошее руководство в организациях и институтах Сатья Саи - там эта программа укореняется и становиться частью учебного плана в государственных школах. Хорошим примером тому являются страны Латинской Америки. 40% всех школ Сатья Саи находятся именно в них. Одиннадцать институтов Сатья Саи ведут подготовку учителей из государственных школ. В Чихуахуа, городе с населением в 1,25 000 человек, эта программа введена в 35 школах. Министерство образования учредило свой собственный комитет по общечеловеческим ценностям и стало обучать педагогов по собственным программам по этике и нравственности. Однако опросы, проведённые местным институтом Сатья Саи, показали, что учителя предпочитают курсы этого института, подчёркивая, что они трансформируют человека.

    В Таиланде правительство считает школу Сатья Саи образовательной моделью, достойной широкого внедрения. После семинара, посвящённого роли общечеловеческих ценностей семье и школе, который в 2003 году был проведён в Малайзии, около 60 школ изъявили желание включить курс ВОЦ в школьные программы. В Китае правительство признало необходимость проведения реформы образования - реформы, которая должна основываться на воспитании общечеловеческих ценностей. Семьи с одним ребёнком, широко распространённые здесь, растят поколение детей, сосредоточенных на самих себе, социально неприспособленных. Ситуация усложняет быстрый экономический прогресс, который усиливает материалистические тенденции в обществе. Профессор педагогики в Гуанзао работает сейчас над проектом поэтапного внедрения программ ВОЦ в общеобразовательную систему - сначала на базе шести школ. Он уже получил хорошие результаты и полон энтузиазма по поводу будущего этих программ в Китае.

    В Шри Ланке в 2004 году организация Сатья Саи совместно с институтом Сатья Саи организовала семинар для преподавателей местных университетов и работников Министерства образования. Институт считает, что программа воспитания общечеловеческих ценностей должна возглавить реформу системы образования в стране.

Влияние на родителей

    Родители знакомятся с программой воспитания общечеловеческих ценностей через печатные материалы - школьные газеты и специальные информационные материалы для родителей, которые просят их поддерживать детей, практикуя общечеловеческие ценности дома. Дети учатся служить обществу в ходе различных проектов, осуществляемых школой, и это тоже оказывают влияние на родителей. Многие школы организуют для родителей курсы ВОЦ. В школах Сатья Саи дети готовят ежегодные представления, ставят пьесу или мюзикл об общечеловеческих ценностях, на которые приглашают родителей. В австралийской школе Сатья Саи родители активно помогают школе. Некоторые принимают участие в классах по йоге, искусству и музыке. Влияние, которое эти занятия оказывают на родителей, колоссально. Последние начинают осознавать свою роль в деле воспитания в детях общечеловеческих добродетелей. Благодаря всему этому отношения в семье улучшаются и становятся более духовными. В некоторых случаях дети становятся лидерами и проводниками человеческих ценностей в семье, часто исправляя даже своих родителей.

Влияние на общество

    Школы Сатья Саи являются основой, создающей лучшее взаимопонимание в обществе, разделённом политическими и религиозными разногласий. На острове Фиджи вражда между потомками коренными жителями и фиджийцами индийского происхождения, укоренившаяся в поколениях, вызывала серьёзные политические беспорядки, включая попытку государственного переворота. Школа Сатья Саи на Фиджи находится рядом с одной из деревень; 40% учеников этой школы - потомки коренных жителей, а остальные - дети индийского происхождения. Дети изучают оба языка - хинду и фиджийский, и родители обеих этнических групп достигли уровня понимания, никогда не виданного прежде. Премьер Министр заметил в парламенте, что если бы политики последовали примеру детей и родителей школы Сатья Саи, то все их проблемы были бы решены!

    В школе Кесаджу Сатья Саи в Кении, местные имамы, подозрительно относящиеся к "свободному образованию", возражали против совместных молитв их детей с детьми, исповедующими другую веру. Их пригласили проводить молитвенные ритуалы в школе. Сейчас молитвы других религий не вызывают у мусульман никакого возражения. Это очень сильно объединило местное население. Аналогичные события произошли и в некоторых латиноамериканских школах, где католические монахини ведут обучение ВОЦ в католических школах. Им удалось убедить духовные власти в том, что они не видят никакого противоречия между учениями Бхагавана и Христа.

    В некоторых случаях школы Сатья Саи стали приносить и другую пользу местному населению. Например, школа Сатья Саи в Кении находится в полупустынной местности, которая страдает от недостатка воды. Из-за засух люди часто теряли поголовье скота, т.к. животным не хватало воды. Бхагаван показал, в каком месте нужно пробурить скважину. В результате школа получила прекрасную воду для выращивания собственных фруктов и овощей, в количестве достаточном для организации фермы. Школа построила водоём для того, чтобы все животные могли пить воду даже во время засухи. Можете себе представить благодарность местного населения. Африканский институт Сатья Саи в Замбии наладил сотрудничество с организациями, которые теперь доставляют воду как для школы Сатья Саи, так и для местного населения Ндолы, в окрестностях которой находится школа.

    Почти все институты Сатья Саи, расположенные в разных странах мира, занимаются подготовкой местных учителей по программам воспитания общечеловеческих ценностей. Педагоги, прошедшие через такое обучение, начинают осознавать, что общечеловеческим ценностям нельзя обучить - их нужно демонстрировать на собственном примере, практиковать, трансформируя себя, школы, в которых они работают и окружение, в котором они живут. Школы и институты Сатья Саи были организованы не так давно, но они уже оказывают сильное положительное влияние на общество, правительство и образование.

    Очевидно, что их влияние будет возрастать, и в течение следующего десятилетия они трансформируют систему образования и возвестят новую эру, в которой общечеловеческие ценности станут основой, на которой будет строится работа всех организаций и учреждений.

НОЯБРЬ 2005
СОДЕРЖАНИЕ

 

 
info@saiorg.ru
© Организация Шри Сатья Саи России. Все права защищены.