• В закладки

1996-07-02 Сладость плодов

    "Хитрость неприменима в духовных сферах, где ловкость и искусственность являются скорее препятствиями на пути, чем помощью. Когда в духовных вопросах и в отношениях между Богом и людьми появляется лукавство, удушая прямоту и искренность, тогда приходит Аватар" - сказал Бхагаван в Своей Просветляющей речи на празднике Гурупурнима в 1996 г.

 

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба    Большинство людей проводит отведённые им или заработанные ими годы жизни, поглощая дорогие, но вредные для здоровья еду и напитки и придаваясь богатым, но ещё более губительным развлечениям. Какая душераздирающая растрата драгоценного! Принадлежа к животному классу, человек имеет в своём арсенале гораздо больше физических, умственных и моральных средств. У него есть память, язык общения, совесть, уважение, благоговение, изумление, необъяснимое чувство неудовлетворённости, зачаток непривязанности. У него есть счастливый шанс осознания своего единства с мистерией проявленной Вселенной. Но он настолько погружён в невежество, что ведёт себя подобно животному, погрязая в пороке и страдании.

 

Человек должен достичь Божественности

    Как будто огонь забыл свою способность жечь, или вода забыла своё свойство увлажнять; человек забыл свою возможность достигнуть Божественного, свою способность найти и сохранить Истину Вселенной, частью которой он сам является; забыл свою способность к самоочищению с помощью добродетели, справедливости, Любви и сострадания, чтобы расширить своё сознание от личного до Вселенского. Именно мудрец Вьяса, чьим именем назван этот праздник Вьяса Пурнима, открыл перед глазами заблудшего человека этот путь в своих различных творениях.

    Вьяса, проработав Ведические тексты, создал Брахма-сутры, где в наглядной форме выражена суть учения Вед и Веданты. Человечество также глубоко обязано этому святому за раскрытие этического и духовного учения Вед и Веданты в величайшем поэтическом эпосе Махабхарата и за создание благостного собрания Божественных пропитанных Бхакти историй, называемого Бхагаватой. Любое из перечисленного может послужить путём освобождения для человека, если он внимательно изучит показанные там уроки и будет применять их на практике. Если Брахма-сутры могут быть полезны для ограниченного числа интеллектуалов, Махабхарата и Бхагавата предназначены для обычных людей, духовных искателей без глубоких знаний. Они так же полезны и быстродейственны, как и другие тексты, если даже не быстрее. Веды и Веданта могут быть уподоблены однорупиевой банкноте, в то время как эпосы и Пураны, такие как Махабхарата и Бхагавата, сотне пайс, что означает одно и то же, так как рупия равна ста пайсам (индийские деньги - прим. переводчика).

 

Совершайте каждое действие в духе Преданности

    Пураны и эпосы учат пути Преданности и самоотдаче. В них говорится, чтобы человек совершал каждое действие в духе Преданности. Если вы позволите ветру сомнения и огню отчаяния воздействовать на ваш сосуд с Анандой (Блаженством), они очень быстро опустошат его. Но если вы храните этот сосуд в прохладных водах достойного окружения и благочестивых деяний, он может навсегда сохраниться невредимым. Ананда также приумножается, когда вы ощущаете её в тишине и стараетесь воссоздать условия, её приносящие. Вот почему манана (размышление) является важной частью духовной дисциплины. Подобно ребёнку, который отбрасывает свои игрушки и начинает плакать, вы должны осознать тщету "игрушек" славы и успеха и призвать свою истинную Мать. Ребёнок чувствует, что по сравнению с любовью матери и благодатью её присутствия, всё остальное не имеет значения. Человеку не следует стремиться к чему-либо меньшему.

    Во дворце Бходжараджи Калидаса был оскорблен старшими по статусу поэтами и учёными, которые позавидовали его успеху. Он был беден, и это был достаточный повод, чтобы смотреть на него свысока. Когда пруд заполнен водой, лягушки сидят по его берегам и квакают, когда же он высыхает, ни одна не станет прыгать около. Старейшины распускали дурные слухи о Калидасе и пытались изгнать его из царского двора.

 

В Духовных сферах хитрость неприменима

    Калидаса знал, что только одна личность свободна от зависти и гордости, и это Мать Кали. Поэтому он пошёл в храм богини Кали и молился перед её образом, чтобы обрести высокий статус среди поэтов. После продолжительной молитвы Калидаса услышал голос, исходящий из алтаря, восхваляющий Данди и Бхавабхути как величайших поэтов и мудрецов. О его же достижениях не было сказано ни слова. Таким образом, он был уязвлен и даже пришёл в ярость; в резких словах он излил свой гнев и стал настаивать, чтобы богиня сказала ему правду, какой бы та ни была. Затем голос произнес: "Твамевахам, твамевахам, твамевахам, на самшаях" - "Ты есть Я, ты есть Я, ты есть Я, не сомневайся!" О каком же более великом статусе Калидаса мог мечтать? Такой ответ получит каждый ищущий, потому что это и есть его Истинная природа, его реальность, его награда и завершение пути.

    Есть множество историй, которые описывают Калидасу как очень находчивого поэта, который разбивал козни уловки своих оппонентов с помощью юкти (хитрости); но Бхакти гораздо выше юкти. Мне вспоминается находчивость хозяина, когда он услышал ночью шум залезающих в дом воров. Он догадался, и сказал своей жене, достаточно громко, чтобы слышали воры: "Почему ты всё время пилишь меня, прося вернуть домой все те драгоценности, которые я отдал марвари (кредитору) в залог? Ты знаешь, что всё твое золото я отдал ему, и у меня не осталось ни одной рупии. Наступят лучшие времена, и я обязательно заберу их и отдам тебе". Надо ли говорить, что воры покинули дом, чтобы пробраться в ту ночь в какой-нибудь другой; они ушли из дома, в котором нет ни "золота, ни даже одной рупии"!

    Подобная хитрость неприменима в духовных сферах, где ловкость и искусственность являются скорее препятствиями на пути, чем помощью. Когда в духовных вопросах и в отношениях между Богом и людьми появляется хитрость, удушая искренность и прямоту, тогда приходит Аватар. Как только что сказал министр здравоохранения Майсура, хитрость переходит в самонадеянность, что заставляет человека забывать Бога, свою внутреннюю движущую силу.

 

Учиться искусству управлять машиной человеческой природы

    У вас может быть дорогой транзисторный радиоприёмник, часы или электропроигрыватель, но если вы не знаете, как с ними обращаться, то они будут просто ненужным хламом. Теперь вообразите, какой чудесной машиной являетесь вы сами! Не должны ли вы научиться ею правильно управлять, чтобы получать от её работы наилучшие результаты? Какая выгода от острого меча с посеребренной рукоятью, если вы его используете для нарезки овощей? Индийские провидцы открыли искусство использования механизма человека, но их потомки утратили это знание. У сегодняшних учителей нет желания изучать его, как нет навыков, чтобы практиковать это искусство, и желания его открыть. О нём также не ведают народные лидеры, возглавляющие правительство. Если существует жажда овладения этим искусством, достаточно даже одного мудреца, носителя этого знания; тогда множество людей могут зажечь свои светильники от пламени этого Святого. Вьяса является единственным таким мудрецом, первым и наивысшим. Вот почему его называют Самим Нараяной.

    Познавая учение Бхагаваты, ваша тамогуна (качество инерции) преобразуется в раджогуну (качество энергичной активности) и очищается в саттвагуну (качество уравновешенности и спокойствия). Это подобно плоду, который под воздействием сил Земли и Солнца вырастает сначала совершенно кислым, затем становится полусозревшим, а после совершенно сладким, в три стадии. Также и человек под воздействием благословения извне и стремления изнутри вырастает до полной сладости Ананды и Премы.

 

Речь Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в Прашанти Нилаям
на празднике Гурупурнима, 2 июля 1996 года.

  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter